Детская книга в жизни современных детей | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №46 (441) ноябрь 2022 г.

Дата публикации: 19.11.2022

Статья просмотрена: 65 раз

Библиографическое описание:

Трошина, А. В. Детская книга в жизни современных детей / А. В. Трошина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 46 (441). — С. 143-146. — URL: https://moluch.ru/archive/441/96523/ (дата обращения: 26.04.2024).



В статье автор подчёркивает важность проблемы детского чтения и даёт характеристику технологии Storysack как средства приобщения детей к художественной литературе.

Ключевые слова: детская литература, дети, книга, игра.

Любят ли дети книги? Несомненно, маленькие дети очень любят слушать, как им читает воспитатель или родители и даже могут отвечать на вопросы по прочитанному, обсуждать поступки героев.

В настоящее время современные родители не очень-то и озабочены вопросом детской литературы. Поэтому многие дети и не знают таких «элементарных, даже знаменитых» сказок, как «Буратино», «Чиполлино», «Волшебник изумрудного города», «Карлсон» и многих других. Современная детвора не знает какого цвета был шарик у Пятачка, который так хотел поздравить друга с днем рождения. Шарик был зелёный, но это не столь важно. Важен сам поступок героя этой замечательной сказки. Сюжет этой сказки говорит нам о том, что маленький Пятачок пришёл и поздравил ослика Иа с праздником, даже несмотря на то, что шарик лопнул, у ослика всё равно улучшилось настроение, про него и его праздник не забыли, вот это важно.

Как проводят свободное время современные дети? За компьютером или планшетом, пока родители заняты домашними делами. А потом мультики перед сном. И снова и снова родителям не до книжек. И так продолжается изо дня в день. Редко можно найти семью, которая по вечерам собирается за чтением детской литературы своему ребёнку.

А в литературных произведениях тем временем описаны поступки героев, положительные и отрицательные, которые бы помогли в воспитании. Глядя на поступок героя, ребёнок понимает плохо это или хорошо. Может представить себя в его роли, и если этот поступок не очень хороший, то малыш не совершит его в жизни. Дети учатся на поступках героев.

Конечно, в детском саду и в школе дети знакомятся с детской литературой, но зачастую не умеют слушать педагога. Те ребята, которые сидят рядом с воспитателем или учителем — слушают, а те, кто сидит на задних рядах — начинают болтать между собой. А ведь именно чтение помогает воспитывать такие качества личности, как усидчивость, любознательность, умение слушать и слышать, учиться на поступках других.

Что же нужно сделать родителям, чтобы подружить ребенка с книгой?

Научить ребенка читать — трудно, но стократ труднее научить его любить книгу и стремиться к самостоятельному чтению. Для достижения этой цели придется потратить немало времени и сил, иногда отступая, иногда начиная все сначала и никогда не отчаиваясь. Пусть в этом нелегком деле вас поддержит мысль о том, насколько проще будет ему овладевать школьной премудростью, не тратя сил на унылое принуждение себя к тому, чтобы просто взять в руки книгу, тщетно пытаясь подавить зевоту.

Раннее обучение чтению имеет смысл только в том случае, если, научившись читать, ребенок потянется к книге, полюбит ее. Тогда к школе он подойдет, имея уже достаточный кругозор, развитую любознательность и привычку к ежедневному чтению; сам процесс из изнурительного труда превращается в увлекательное путешествие в мир знаний [3]

Игра — важнейший элемент психического и интеллектуального развития ребенка, без которого полноценный рост личности сомнителен. Но почему бы не связать игру и чтение, тем более что и то, и другое легко осуществить в семье, без привлечения иных кроме родителей, кровно заинтересованных в развитии своих детей [2].

Чтобы привлечь внимание детей к художественной литературе и воспитать любовь к книге, мы предлагаем использовать технологию «Сторисек».

ИДЕЯ сторисека заключается в получения удовольствия от совместного громкого чтения ребёнка и родителей или учителей.

Данный метод был разработан Нейлом Гриффитсом в 1994 году. Нейл Гриффитс, родился в 1965 году в Лондоне, 13 лет проработал завучем начальной школы, много лет занимал должность работы директора школы. Он является соавтором книг по методологии обучения детей в дошкольном и школьном возрасте, автором книг о влиянии игры на ребёнка, разработчиком программ для детских садов и материалов для Центра раннего развития. Нейл Гриффитс создаёт игры, консультирует разработчиков детских игрушек, выступает на телевидении и радио. Им написано более двадцати художественных детских книг, а его книги для взрослых уже начали переводить на русский язык. Первые из них — «Предательство в Неаполе» и «Культя». Нейл Гриффитс получил ряд престижных премий — Authors' Club Best First Novel Award за лучший дебютный роман, британскую литературную премию Costa (до 2006 года — Уитбредовская премия) за лучший роман года и премию «Валлийская книга-2004» [4].

По мнению автора, на начальном этапе обучения чтению, дети ещё не могут читать быстро, выразительно и эмоционально, поэтому много читать вслух им должны взрослые. Необходимо увлечь ребенка, заинтересовать его книгой, воспитать желание слушать.

Основная цель «Сторисека» — разноуровневый и разносторонний подход к книге, получение удовольствия от самой книги и от совместного громкого чтения [1].

Задачи «Сторисека» :

— чтение хороших книг

— расширение кругозора, пополнение и расширение словарного запаса

— развитие навыков осмысленного чтения, навыков обсуждения художественного произведения, социальных навыков

— стимулирование интереса к книге.

«Storysack» в переводе с английского язык, означает «мешок историй» . Это настоящий мешок (можно заменить чемоданом или красочной коробкой), внутри которого находятся следующие компоненты:

— художественная книга,

— мягкие игрушки или игрушки для театрализованной деятельности и реквизиты к книге,

— энциклопедия,

— аудиокнига или аудиозапись на флэш-накопителе,

— DVD диск,

— речевые игры,

«шпаргалки» для родителей.

Мы собрали «чемодан историй» по сказке В. Г. Сутеева «Дядя Миша» .

По нашему мнению, рассказы и сказки В. Г. Сутеева отлично подходят для этой цели, потому что они насыщены развивающими моментами, их содержание даёт возможность обсудить с ребёнком прочитанное, разыграть театрализованное представление.

В процессе работы мы выделили следующие этапы: подготовительный, основной и завершающий.

На подготовительном этапе были проведены следующие мероприятия:

— Подбор книг и иллюстраций по сказкам В. Г. Сутеева.

— Беседы с детьми о творчестве писателя, художника и мультипликатора В. Г. Сутеева.

— Подборка компонентов сторисека: изготовление мешка, героев для театра, атрибутов для инсценировки, подбор аудиокниги и видеозаписи мультфильма, разработка шпаргалок для родителей.

— Были подготовлены консультации для родителей о важности чтения и рекомендации по организации процесса чтения дома.

На основном этапе работы мы презентовали детям готовый сторисек по сказке В. Г. Сутеева «Дядя Миша». Дети с восторгом и интересом рассматривали содержимое мешка.

Классический вариант сторисека обязательно включает в себя варианты речевых игр, задачами которых должны стать: расширение кругозора, активизация словарного запаса, навыков осмысленного чтения, развитие связной речи. Все игры должны быть соотнесены с книгой [1].

Нами были изготовлены и подобраны следующие речевые игры:

  1. Игра «Чьи уши, чей хвост»

Цель: Формирование лексико-грамматических категорий: образование притяжательных прилагательных (лисий, волчий, заячий, медвежий хвост; лисьи, заячьи, медвежьи, волчьи уши)

2. Игра «Крокодил»

Цель: обобщить знания и представления ребенка о прочитанной сказке, активизировать и развивать ассоциативное мышление. Задание. С помощью мимики изобрази героев сказки «Дядя Миша»

3. Игра «Кто я такой?»

Цель: Развивать зрительное восприятие, логическое и пространственное мышление, внимание, память.

Игра способствует развитию речи и аналитических способностей при помощи использования правильных вопросов и верно построенных логических связей. (ребёнку одевают маску с изображением животного. Ребёнок задаёт вопросы участникам с использованием глаголов, прилагательных (например: Я мохнатый? Я умею прыгать по веткам?) с целью угадать, кто же из животных изображён на маске).

4. Игра «Кто, что любит»

Цель: развивать умение классифицировать при распределении продуктов между героями сказки, опираясь на их предпочтения (Зайчик любит морковку, ёжик любит грибы, белочка — орешки и т д).

5. Игра «Домино»

Цель: закрепить знания детей о разных животных и птицах; правильно их называть и подбирать парные изображения: лиса, собака, кошка, медведь и другие знакомые детям животные и птицы. (Игровое правило: класть карточки по очереди, рядом с одинаковой картинкой. Выигрывает тот, кто первым положит все карточки.)

На занятии дети изготовили коллаж «Урожай для Дяди Миши». Совместно с воспитателем они пересказали сказку и решили собрать всё то, что так и не смог собрать Дядя Миша.

Мы показали детям мультфильм, снятый по одноименной сказке. После просмотра мультфильма мы с ребятами задумались над таким вопросом: «Почему же медведь остался с пустыми лапами?»

Уточнить знания детей о животных, птицах нам помогла энциклопедия, входящая в состав сторисека.

Кульминационным моментом нашей работы стала игра-драматизация сказки «Дядя Миша» с использованием театральных масок и атрибутов, необходимых героям. Дети удивительно реалистично сыграли свои роли: меняли тембр, высоту голоса и интонацию.

По нашему мнению, использование знакомых сказок для театрализованной деятельности, позволяет научить детей пользоваться разнообразными выразительными средствами в их сочетании.

На завершающем этапе работы мы презентовали готовый сторисек педагогам в рамках мастер-класса «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к книжной культуре посредством технологии «storysack», рассказали о возможностях использования проектного метода «storysack» в условиях ДОО.

Знакомя детей с произведением по методу «storysack» мы затрагиваем все образовательные области согласно ФГОС ДО, а также родители привлекаются к участию в изготовлении и наполнении мешка истории, созданию коллажей по прочитанному произведению. Совместно с родителями воспитанники могут оформить свои «домашние» мешки историй, приносят их в детский сад и с удовольствием знакомят друзей с любимыми произведениями и героями.

«Storysack» помогает сделать процесс чтения жизненной потребностью детей, способствует вовлечению их в общение с книгой, даёт возможность наслаждаться чтением, увлекаться прочитанным, сочетая полезное с приятным.

Литература:

  1. Бедердинова, М. В. Применение проектного метода «STORYSACK» в работе с детьми по развитию речи / М. В. Бедердинова, Н. С. Бессонова, Н. А. Смирнова. — Текст: непосредственный // Дошкольник.рф. — 2021. — № 20(191). — С. 35.
  2. Глебова, С. Воспитание читателя. Практические методы / С. Глебова, А. Кашкаров, Е. Филиппова. —: АВТОР, 2015. — 180 c. — Текст: непосредственный.
  3. Кашкаров, А. Как приохотить ребенка к чтению / А. Кашкаров. — Ростов на Дону: Феникс, 2014. — 80 c. — Текст: непосредственный.
  4. Мутав, Л. Удовольствие от совместного чтения. Проектный метод «SNORYSACK» (сторисек) / Л. Мутав. — Текст: непосредственный // Библиотечное дело. — 2008. — № 23. — С. 41–43.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, книга, детская литература, игра, родитель, поступок героев, детский сад, словарный запас, совместное громкое чтение, художественная литература.


Похожие статьи

Современные формы работы с родителями по приобщению...

Современные дети все больше времени проводят за компьютерными играми, телевизором.

Часто родители считают, что чтение книг ребенку является забавой, детским

Важной формой работы по приобщению детей к чтению является семинар — практикум.

семейное чтение, книга, ребенок, семья, совместное чтение, детская литература, литература, время...

Дружим с книгой с детства | Статья в журнале «Вопросы...»

Повышение интереса детей и их родителей к художественной литературе. Рост посещаемости детских библиотек детьми старшего дошкольного возраста.

С целью развития интереса детей к акции, проведена данная игра.

Дети старшего дошкольного возраста совместно с родителями сочиняли сказки, рассказы, иллюстрировали свои книжки...

Детско-родительский проект «Неделя детской книги» в средней...

Детская художественная литература, являясь сокровищницей духовного богатства детей и

Цель проекта: приобщение детей и их родителей к чтению детской художественной литературы.

– Расширится кругозор детей, обогатится и активизируется их словарный запас.

Изготовление книг-самоделок — совместное творчество родителей и детей.

Основные подходы к проблеме чтения художественной...

 Художественная литература играет особую роль в воспитании детей, расширяя их представления о

Научившись сопереживать с героями художественных произведений, дети начинают

Для многих поколений детей с книгами К. Д. Ушинского «Родное слово» и «Детский мир»

А. Арушанова [1, с.73] отмечает, что художественная литература при определенных...

художественная литература, ребенок, произведение, книга...

Детская художественная литература — источник, из которого ребёнок черпает знания и

1. Углублять интерес детей к литературе, воспитывать желание к постоянному общению с

- Образование родителей: «Книга в нашей семье», «Традиции нашей семьи»; круглые

чтение, художественное произведение, детский сад, ознакомление детей, книга, детское чтение.

Детская книга в жизни маленького человека | Статья в журнале...

Библиографическое описание: Мазурова, О. Р. Детская книга в жизни маленького человека / О. Р

Даже когда ребенок научится читать сам, не прекращайте практику совместного чтения.

ребенок, книга, детская литература, семейное чтение, родитель, проектная деятельность, жизнь

ребенок, художественная литература, детская художественная литература, книга...

Книга — волшебный мостик к средствам общения и культуры...

Совместно с центральной детской библиотекой имени А. С. Пушкина составили план работы на год.

ребенок, книга, детская литература, семейное чтение, родитель, проектная деятельность.

Детская художественная литература — источник, из которого ребёнок черпает.

Обогощать и развивать словарный запас детей, познакомить с произведениями...

Проектная деятельность как средство приобщения дошкольников...

Совместное творчество с детьми: изготовление «книжек-малышек» по любимым сказкам.

ребенок, книга, детская литература, семейное чтение, родитель, проектная деятельность, жизнь, дошкольный возраст.

Художественно-речевая деятельность детей в детском саду.

Детская художественная литература, являясь сокровищницей духовного богатства детей и.

Роль книги и чтения в жизни детей | Статья в сборнике...

Дата появления детской литературы в России не известна.

Знакомить ребенка с детской литературой желательно ежедневно в свободной форме, хотя бы 30 минут в день.

Характеризуя героев, дети чаще всего высказывают правильные суждения об их поступках

Потребность эта просыпается постепенно, ее культивирует совместное с взрослым чтение.

Взгляд родителей дошкольников на воспитание будущего читателя

– 96 % опрошенных родителей сами любят читать литературу и с удовольствием читают её со своими детьми. К сожалению, большая часть родителей 86 % не посещают с детьми библиотеку.

– 68 % — книга позволяет пополнить словарный запас; – 36 % — книга является лучшим

– 18 % — позволяет избежать тех ошибок, с которыми сталкиваются герои книги.

Похожие статьи

Современные формы работы с родителями по приобщению...

Современные дети все больше времени проводят за компьютерными играми, телевизором.

Часто родители считают, что чтение книг ребенку является забавой, детским

Важной формой работы по приобщению детей к чтению является семинар — практикум.

семейное чтение, книга, ребенок, семья, совместное чтение, детская литература, литература, время...

Дружим с книгой с детства | Статья в журнале «Вопросы...»

Повышение интереса детей и их родителей к художественной литературе. Рост посещаемости детских библиотек детьми старшего дошкольного возраста.

С целью развития интереса детей к акции, проведена данная игра.

Дети старшего дошкольного возраста совместно с родителями сочиняли сказки, рассказы, иллюстрировали свои книжки...

Детско-родительский проект «Неделя детской книги» в средней...

Детская художественная литература, являясь сокровищницей духовного богатства детей и

Цель проекта: приобщение детей и их родителей к чтению детской художественной литературы.

– Расширится кругозор детей, обогатится и активизируется их словарный запас.

Изготовление книг-самоделок — совместное творчество родителей и детей.

Основные подходы к проблеме чтения художественной...

 Художественная литература играет особую роль в воспитании детей, расширяя их представления о

Научившись сопереживать с героями художественных произведений, дети начинают

Для многих поколений детей с книгами К. Д. Ушинского «Родное слово» и «Детский мир»

А. Арушанова [1, с.73] отмечает, что художественная литература при определенных...

художественная литература, ребенок, произведение, книга...

Детская художественная литература — источник, из которого ребёнок черпает знания и

1. Углублять интерес детей к литературе, воспитывать желание к постоянному общению с

- Образование родителей: «Книга в нашей семье», «Традиции нашей семьи»; круглые

чтение, художественное произведение, детский сад, ознакомление детей, книга, детское чтение.

Детская книга в жизни маленького человека | Статья в журнале...

Библиографическое описание: Мазурова, О. Р. Детская книга в жизни маленького человека / О. Р

Даже когда ребенок научится читать сам, не прекращайте практику совместного чтения.

ребенок, книга, детская литература, семейное чтение, родитель, проектная деятельность, жизнь

ребенок, художественная литература, детская художественная литература, книга...

Книга — волшебный мостик к средствам общения и культуры...

Совместно с центральной детской библиотекой имени А. С. Пушкина составили план работы на год.

ребенок, книга, детская литература, семейное чтение, родитель, проектная деятельность.

Детская художественная литература — источник, из которого ребёнок черпает.

Обогощать и развивать словарный запас детей, познакомить с произведениями...

Проектная деятельность как средство приобщения дошкольников...

Совместное творчество с детьми: изготовление «книжек-малышек» по любимым сказкам.

ребенок, книга, детская литература, семейное чтение, родитель, проектная деятельность, жизнь, дошкольный возраст.

Художественно-речевая деятельность детей в детском саду.

Детская художественная литература, являясь сокровищницей духовного богатства детей и.

Роль книги и чтения в жизни детей | Статья в сборнике...

Дата появления детской литературы в России не известна.

Знакомить ребенка с детской литературой желательно ежедневно в свободной форме, хотя бы 30 минут в день.

Характеризуя героев, дети чаще всего высказывают правильные суждения об их поступках

Потребность эта просыпается постепенно, ее культивирует совместное с взрослым чтение.

Взгляд родителей дошкольников на воспитание будущего читателя

– 96 % опрошенных родителей сами любят читать литературу и с удовольствием читают её со своими детьми. К сожалению, большая часть родителей 86 % не посещают с детьми библиотеку.

– 68 % — книга позволяет пополнить словарный запас; – 36 % — книга является лучшим

– 18 % — позволяет избежать тех ошибок, с которыми сталкиваются герои книги.

Задать вопрос