Проектная деятельность как средство приобщения дошкольников к художественной литературе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Муханкина, Ю. В. Проектная деятельность как средство приобщения дошкольников к художественной литературе / Ю. В. Муханкина, Н. А. Ефремова, А. С. Пуларгина, О. В. Сурикова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 2 (344). — С. 192-196. — URL: https://moluch.ru/archive/344/77320/ (дата обращения: 20.04.2024).



Современное образование находится на новом этапе развития — оно модернизируется. В связи с этим образовательное учреждение ориентировано на творческую успешную личность, поэтому обновление содержания дошкольного образования, технологии и системы качества — естественно.

Приобщение подрастающего поколения к литературе является одним из приоритетов современного образования. Чтение произведений литературы рассматривается сегодня как важнейший элемент культуры.

Между тем в последнее время выявился ряд негативных тенденций в области детской литературы и детского чтения. Активное внедрение компьютерных и информационных технологий в жизнь ребенка снижает статус литературы, резко сокращается доля чтения в структуре свободного времени детей.

Читающие родители — образец для подражания. Но в настоящее время семья находится в кризисном состоянии, и в силу ряда объективных причин ее влияние на формирование ребенка-читателя затруднено. Этому процессу способствует отсутствие должного внимания к процессу развития читательского интереса ребенка со стороны отца и матери.

Дети имеют мало общего с книгой, и это отражается, прежде всего, на их интеллекте, грамотности, нравственном и эмоциональном развитии.

Через художественную литературу мы знакомим ребенка с ценностями, без которых невозможна духовная жизнь общества и личности. В настоящее время это очень важно, так как общество переживает моральный и нравственный кризис.

В Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования включена задача ознакомления дошкольников с книжной культурой в образовательную область речевое развитие, главной целью, которой является формирование у детей интереса и любви к книге, воспитание будущих читателей [2, п. 2.6. ФГОС ДО].

Исходя из этого, можно сделать вывод, что государство и общество выдвинули требования к приобщению учащихся к художественной литературе, но на практике полностью ввести их невозможно, так как:

− ребенок не проявляет интереса к художественной литературе;

− ребенок небрежно относится к книге;

− нет системы в работе по приобщению дошкольников к художественной литературе;

− равнодушное отношение со стороны родителей к процессу приобщения дошкольников к художественной литературе.

Данная проблема требует незамедлительного поиска её решения, так как художественная литература — это основа на пути к знаниям.

В нашем детском саду большое внимание уделяется проектной деятельности, которая, безусловно, является одним из эффективных способов решения данной проблемы, ведь именно в проектной деятельности сочетаются такие немаловажные принципы, как сотрудничество педагога с детьми и принцип совместного развития. Также немаловажной деталью является то, что именно метод проектной деятельности даёт детям возможность самостоятельно приобретать и синтезировать полученные знания, развивать творческие способности, коммуникативные навыки. Также несомненным плюсом данного метода является то, что он позволяет вовлечь родителей дошкольников в и раскрыть ценности совместного творчества с детьми, а также повысить их компетентность в вопросах приобщения дошкольников к художественной литературе.

Из опыта работы воспитателей МБДОУ «Детский сад № 397» г.о. Самара:

Паспорт проекта «В мире сказки»

  1. Название проекта: «В мире сказки».
  2. Вид проекта: познавательно — творческий.
  3. Разработчик проекта: Ефремова Наталья Александровна, Муханкина Юлия Викторовна, Пуларгина Анжелика Сергеевна, Сурикова Олеся Витальевна
  4. Участники проекта: воспитатели, воспитанники младшего дошкольного возраста, родители.
  5. Продолжительность проекта: 3 месяца
  6. Проблема: Отсутствие интереса к чтению художественной литературе.
  7. Цель проекта: приобщение дошкольников к художественной литературе, воспитание будущего читателя.
  8. Основные задачи:

познакомить детей с многообразием различных литературных жанров (сказками, рассказами, стихами), фольклорными произведениями (считалки, потешки, заклички, колыбельные песни, загадки, пословицы и т. д.)

воспитывать потребность общения с книгой, культуру чтения, бережное отношение к книге.

− развивать речь детей, расширять кругозор, словарный запас.

− вовлекать детей в речевую, музыкальную, художественную, игровую деятельность, связанную с образом строем и сюжетом сказки;

− развивать память, воображение, внимание;

− формировать эмоциональный отклик на литературные произведения.

  1. Формы работы по проекту:

С детьми:

− чтение и рассматривание художественной литературы;

− проведение дидактических, словесных, сюжетно-ролевых игр с детьми;

− инсценировка сказок с детьми;

− проведение НОД;

− самостоятельная изобразительная деятельности по сказкам (рисование, раскраски, лепка, аппликации).

С родителями:

− ознакомление с консультациями, рекомендациями, советами;

− привлечение к участию в выполнении совместных с детьми творческих работ

  1. Ожидаемые результаты:

Метапредметные:

1. Познавательные

− дошкольник знаком с произведениями детской литературы;

− дети имеют представление о том, из чего и как создаются книги, какую огромную ценность они имеют для познания мира;

− сформирован познавательный интерес дошкольников;

− обогащён словарный запас дошкольников;

− дети достаточно хорошо владеют устной речью.

2. Коммуникативные

− у ребёнка сформирован устойчивый интерес к книге, художественной литературе;

− у дошкольников сформировано умение связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки, рассказы;

− каждый ребёнок вовлечён в творческую деятельность.

3. Регулятивные

 ребёнок понимает, что книги надо беречь.

Личностные:

 дошкольник проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах детской деятельности, игре и общении;

 у дошкольников сформировано эмоциональное отношение к литературным произведениям;

 дети эмоционально развиты, умеют сопереживать, любознательны.

11. Результат, продукт проектной деятельности: изготовление настольного кукольного театра, рисунки, поделки, работы по аппликации.

12 . Перспективы развития:

знакомство дошкольников с различными произведениями художественной литературы и фольклора;

− приобщение дошкольников к художественной литературе;

− обогащение «читательского опыта» детей за счёт произведений различных жанров фольклора (заклички, небылицы, считалки, волшебные сказки), литературной прозы (рассказы с нравственным подтекстом) и поэзии (авторские загадки)

− расширение детского кругозора;

− повышение родительской компетентности в вопросах приобщения детей к художественной литературе;

Форма презентации:

Этап

Формы работы (с наименованием)

Задачи

Срок реализации

Время в режиме

Место

проведения

1 этап

Подготовительный

Провести опрос детей «По страницам сказок»;

—анкетирование родителей «Роль сказки в воспитании детей»;

—определение темы, цель, содержания проекта;

— Подобрать источники информации

—Поставить определённые задачи.

—Определить сроки проекта.

Поиск материалов по данной теме проекта

Подбор художественной литературы.

Подбор иллюстративного материала по теме проекта.

Разучивание стихов о животных, о героях сказок.

Подбор информационного материала в уголок родителей.

Разработка конспектов познавательно –речевых и творческих знаний.

Подбор настольно- печатных игр, пальчиковых игр, дидактических игр, фигурки героев сказок.

2 недели

В ходе режимных моментов.

Группа

2этап

Практическая деятельность

беседы «Какие сказки я знаю»;

знакомство с русскими народными сказками («Теремок», «Курочка Ряба», «Рукавичка», «Лисичка со скалочкой», «Три медведя») — рассматривание иллюстраций к сказкам;

—организация и проведение занятий по лепке: «Лепка героев сказок»

—рассматривание иллюстраций к сказкам;

—организация и проведение занятий по лепке «Угощение для зверят», «Бревнышки для теремка», «Лесные и садовые яблоки»;

—организация и проведение занятий по рисованию –нетрадиционное рисование — «Дерево дружбы» (кляксография); декоративное рисование» Укрась рукавичку», «Красивая скалочка для лисички»;

—драматизация русских народных сказок по желанию детей;

—Конструирование: «Кровати для трех медведей, «Теремок для зверят», «Домик для курочки Рябы».

—Музыкальная деятельность:

Заучивание песен из сказок

—Игровая деятельность: «Исправь ошибку». Цель: формировать умение восстанавливать последовательно события по картинкам

наст.печ.игра «Сказочное лото», «Сказка за сказкой»,п.и. «Сказочная карусель» «Гуси-лебеди», «У медведя во бору»

—Заучивание фольклорных произведений (пословицы, заклички, считалки, скороговорки и т. д.)

Познакомить с разнообразием сказок

—Формировать умение оценивать поступки сказочных героев

— Развивать память, воображение, внимание.

—Воспитывать любовь к художественной литературе.

— Воспитывать желание слушать и запоминать сказки

—Воспитывать чувство сопереживания, доброты

— Формировать навыки аккуратного обращения с книгой.

Поддерживать интерес к драматизации любимых сказок.

Учить передавать структуру сказки с помощью моделирования.

Развивать морально-нравственные качества дошкольников

Развивать интерес к театрально-игровой деятельности.

3 месяца

В ходе режимных моментов.

НОД

Группа

3 этап

Работа с родителями

-консультация «Роль сказки в воспитании детей дошкольного возраста»;

—наглядно-информационное сотрудничество «Что и как читать дома детям»;

— проведение родительского собрания с использованием ИКТ технологий: «Семейное чтение детям»;

— конкурс рисунков «Мой любимый сказочный герой».

Совместное творчество с детьми: изготовление «книжек-малышек» по любимым сказкам.

3 месяца

4 этап

Заключительный

Итоги проекта

Изготовление настольного кукольного театра, Выставка рисунков;

Выставка «книжек-малышек»

Подводя итог, хотелось бы отметить, что проектной деятельности в процессе приобщения дошкольников к художественной литературе является довольно успешным методом деятельности наших педагогов.

Отмечены положительные результаты. Уровень развития интереса к художественной литературе со стороны дошкольников позитивно изменился. Дети стали чаще проявлять интерес к прослушиванию литературных произведений. С большим удовольствием дошкольники стали анализировать текст, отвечая на вопросы по прочитанному произведению. Дети стали более активно принимать участие в играх — драматизациях основанных на тексте художественных произведений, проявлять творческую инициативу в воспроизведении сюжета, создании образов героев.

Дети успешно осваивают программный материал, полученные знания, умения и навыки используют в непосредственно образовательной деятельности, образовательной деятельности в ходе режимных моментов, в самостоятельной деятельности.

Обогатился словарный запас дошкольников. У детей формируется достаточный уровень диалогической и монологической речи, что охотно отмечают родители.

Дошкольники стали более эмоционально отзывчивее, дружелюбнее, любознательнее.

Дети стали более бережно относиться к книгам.

В заключении хотелось бы отметить, что никому еще любовь к книге не давалась от рождения, поэтому, чтобы ребенок полюбил ее, нужна большая и серьезная работа.

Литература:

  1. Ушакова О. С. Знакомим дошкольников с художественной литературой. — М.: Изд. Литера, 2012.
  2. Курбатова С. И. Опыт гендерного воспитания детей через приобщение к художественной литературе / С. И. Курбатова //Дошкольная педагогика. — 2012. — № 3.
  3. Обносова Х. А. Приобщение детей к художественной литературе в современном обществе // Культура и образование. — Май 2015. — № 5.
  4. Мигунова Е. В. Театральная педагогика в детском саду. — М.: ТЦ Сфера, 2009.
  5. Киселева Л. С. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: пособие для руководителей и практических работников ДОУ/ 5-е изд., испр. и доп. — М.: АРКТИ, 2010 г. — 95 с.
  6. Солодянкина О. В. Система проектирования в дошкольном учреждении: методическое пособие. — М.: АРКТИ, 2010 г. — 78 с.
  7. Веракса, Н. Е. Проектная деятельность дошкольников: пособие для педагогов дошкольных учреждений / Н. Е. Веракса. — М.: Мозаика-Синтез, 2014.
  8. Веракса, Н. Е. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» / Н. Е. Веракса. — М.: Мозаика-Синтез, 2019.
  9. Закон РФ об образовании.
  10. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва «Об утверждении федерального образовательного стандарта дошкольного образования».
  11. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
  12. http://www.mon.gov.ru — cайт Министерства образования и науки РФ.
  13. http://samregion.edu.ru — cайт Министерства образования и науки Самарской области.
Основные термины (генерируются автоматически): художественная литература, ребенок, проектная деятельность, сказка, книга, приобщение дошкольников, проведение занятий, произведение, ребенок стали, Детский сад.


Похожие статьи

Современные формы работы с родителями по приобщению...

ребенок, книга, детская литература, семейное чтение, родитель, проектная деятельность, жизнь, дошкольный возраст

ребенок, программа, детская литература, художественная литература, книга, детская книга, чтение, грамотный читатель, детский сад, книжный уголок.

Основные подходы к проблеме чтения художественной...

Сегодня проблема ознакомления дошкольников с художественной литературой является особенно актуальной, так как нельзя не отметить снижение интереса к чтению у детей. Поэтому в соответствии с ФГОС, сегодня необходимо приобщать ребенка к книге, к чтению уже в...

Формирование интереса к художественной литературе...

Формирование интереса к художественной литературе у дошкольников через реализацию проекта «Книга — лучший

художественная литература, ребенок, произведение, книга, сказка, высокий уровень

Художественно-речевая деятельность детей в детском саду.

художественная литература, ребенок, произведение, книга...

Детская художественная литература — источник, из которого ребёнок черпает знания и представления о разных сферах действительности, о жизни и поведении взрослых и сверстников, о животных и птицах, об их облике и повадках; о дальних странах, об удивительно...

Воспитание ребенка-читателя: анализ образовательных программ...

ребенок, художественная литература, детская художественная литература, книга, формирование личности ребенка, дошкольный возраст, детский сад, произведение, детский возраст, интерес ребенка. Подпишитесь на нашу рассылку.

Детская художественная литература как средство развития...

Художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста происходит в процессе ознакомления с различными видами искусства и включения детей в различные виды художественно-эстетической деятельности, приобщения детей к искусству, как к...

Восприятие художественной литературы детьми дошкольного...

Гербова В. В. Приобщение детей к художественной литературе. Программа и методические рекомендации.

художественная литература, ребенок, произведение, книга, сказка, высокий уровень, образовательная деятельность, ребенок интереса, формирование интереса...

Проектная деятельность в ДОУ. Проект «Наши сказки»

Дети научились слушать литературные произведения; Любят книги, проявляют к ним

Понимают значение книги и литературы в жизни ребёнка; Учатся общаться с ребёнком

1.6.Совместная деятельность по сказкам. 1.7. Совместные и индивидуальные игры и занятия...

Детско-родительский проект «Неделя детской книги» в средней...

Детская художественная литература, являясь сокровищницей духовного богатства детей и

В сказке всегда есть косвенные указания на точки роста человеческих возможностей и

Цель проекта: приобщение детей и их родителей к чтению детской художественной литературы.

Похожие статьи

Современные формы работы с родителями по приобщению...

ребенок, книга, детская литература, семейное чтение, родитель, проектная деятельность, жизнь, дошкольный возраст

ребенок, программа, детская литература, художественная литература, книга, детская книга, чтение, грамотный читатель, детский сад, книжный уголок.

Основные подходы к проблеме чтения художественной...

Сегодня проблема ознакомления дошкольников с художественной литературой является особенно актуальной, так как нельзя не отметить снижение интереса к чтению у детей. Поэтому в соответствии с ФГОС, сегодня необходимо приобщать ребенка к книге, к чтению уже в...

Формирование интереса к художественной литературе...

Формирование интереса к художественной литературе у дошкольников через реализацию проекта «Книга — лучший

художественная литература, ребенок, произведение, книга, сказка, высокий уровень

Художественно-речевая деятельность детей в детском саду.

художественная литература, ребенок, произведение, книга...

Детская художественная литература — источник, из которого ребёнок черпает знания и представления о разных сферах действительности, о жизни и поведении взрослых и сверстников, о животных и птицах, об их облике и повадках; о дальних странах, об удивительно...

Воспитание ребенка-читателя: анализ образовательных программ...

ребенок, художественная литература, детская художественная литература, книга, формирование личности ребенка, дошкольный возраст, детский сад, произведение, детский возраст, интерес ребенка. Подпишитесь на нашу рассылку.

Детская художественная литература как средство развития...

Художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста происходит в процессе ознакомления с различными видами искусства и включения детей в различные виды художественно-эстетической деятельности, приобщения детей к искусству, как к...

Восприятие художественной литературы детьми дошкольного...

Гербова В. В. Приобщение детей к художественной литературе. Программа и методические рекомендации.

художественная литература, ребенок, произведение, книга, сказка, высокий уровень, образовательная деятельность, ребенок интереса, формирование интереса...

Проектная деятельность в ДОУ. Проект «Наши сказки»

Дети научились слушать литературные произведения; Любят книги, проявляют к ним

Понимают значение книги и литературы в жизни ребёнка; Учатся общаться с ребёнком

1.6.Совместная деятельность по сказкам. 1.7. Совместные и индивидуальные игры и занятия...

Детско-родительский проект «Неделя детской книги» в средней...

Детская художественная литература, являясь сокровищницей духовного богатства детей и

В сказке всегда есть косвенные указания на точки роста человеческих возможностей и

Цель проекта: приобщение детей и их родителей к чтению детской художественной литературы.

Задать вопрос