Детско-родительский проект «Неделя детской книги» в средней группе | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Методическая копилка (конспекты, сценарии)

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №5 (15) октябрь 2018 г.

Дата публикации: 02.09.2018

Статья просмотрена: 4355 раз

Библиографическое описание:

Клементьева, Е. Е. Детско-родительский проект «Неделя детской книги» в средней группе / Е. Е. Клементьева. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2018. — № 5 (15). — С. 86-89. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/100/3540/ (дата обращения: 16.04.2024).



Детство… Время самых ярких впечатлений, самых глубоких переживаний, самых удивительных — первых — встреч с этим миром. Знакомство с литературой у каждого ребенка начинается с коротких стихов, потешек, русских народных сказок, которые сопровождают все его детство и остаются с ним на всю жизнь.

Детская художественная литература, являясь сокровищницей духовного богатства детей и взрослых, позволяет восполнить недостаточность общения дошкольников с окружающими людьми, расширить кругозор, обогатить их жизненный и нравственный опыт. Литературные произведения вовлекают воспитанников в раздумья над поступками и поведением людей, происходящими событиями; побуждают к их оценке и обогащают эмоциональную сферу.

Ребенок, погружаясь в сказочный мир, восходит как на уровень уже освоенного социокультурного материала, так и на уровень еще не познанного человечеством («образа потребного будущего»).

В сказке всегда есть косвенные указания на точки роста человеческих возможностей и способностей. Проникая через сказку в толщу культурно-исторических пластов развития человечества, ребенок обретает креативный вектор, повышается его индивидуальный творческий потенциал будущего активного читателя.

Воспитание будущего читателя — процесс долгий и трудный, но если первоначальный этап введения ребенка в книжную культуру будет успешным, то значительно сократится число молодых людей, не способных или не желающих приобщиться к духовному опыту человечества посредством книг.

Актуальность проблемы.

Снижение читательского интереса с одной стороны и очевидность того, что чтение в современном мире — обязательное слагаемое жизненного успеха, с другой стороны.

Цель проекта: приобщение детей и их родителей к чтению детской художественной литературы.

Задачи проекта:

– сформировать интерес к книгам и детскому чтению, приобретение запаса литературных художественных впечатлений, опыта слушателя;

– развивать познавательную, творческую и эмоциональную активность в процессе приобщения дошкольников к литературе;

– расширить кругозор детей, обогатить и активизировать словарный запас;

– развивать элементарные дизайнерские и творческие способности детей путем привлечения их к оформлению книг-самоделок для малышей;

– воспитывать ценностное отношение к книге как к произведению искусства;

– привлечь родителей к созданию условий для развития интереса детей к книгам дома и в детском саду, возродить чтение в кругу семьи.

Предварительная работа с детьми:

– тематическое оформление групповой комнаты;

– рисование совместно с родителями героев любимых сказок;

– чтение детских сказок, рассказов, стихов;

– выбор стихотворений и подготовка выразительного чтения для заучивания;

– подбор портретов детских поэтов и писателей.

Вид, тип проекта: краткосрочный.

Участники: дети средней группы, родители, педагоги.

Итоговое мероприятие: презентация книг-самоделок младшим дошкольникам.

Предполагаемый результат.

– Знакомство со сказочными сюжетами разовьет у средних дошкольников первые нравственные нормы, шаг за шагом сформирует интерес и любовь к литературе.

– Расширится кругозор детей, обогатится и активизируется их словарный запас.

– Возродится семейное чтение.

С развитием различных современных технологий смартфонов, планшетов, компьютеров книга перестала быть важным предметом не только в жизни детей дошкольного возраста, но и их родителей. Еще не так давно, книга считалась лучшим подарком для каждого ребенка, сейчас ее место заняли техника, и всевозможные электронные игрушки. Традиция домашнего чтения, к сожалению, ушла в небытие.

Неделя детской книги в средней группе была условно разделена на пять тем.

Понедельник — день сказки. Открытие «Недели книги». В группе была оформлена тематическая книжная выставка. Дети познакомились с выставкой, рассмотрели книги, вспомнили знакомые русские народные сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Жихарка», «Петушок и бобовое зернышко», а также сказки В. Г. Сутеева, С.Михалкова, братьев Гримм, Ш. Перро, К, Чуковского. Разучили новые игры: «Кузовок со сказками», «Угадай сказку». Провели викторину «Путешествие по сказкам».

Во вторник в день знатоков книги мы познакомили детей с историей книги, побеседовали о правилах обращения с ней, рассмотрели обложки книг, узнали, что такое иллюстрация, литературный текст, переплет, страница, познакомились с понятием типография, библиотека. Поразмышляли на тему: «Для чего же нам нужны книги?»

В среду в день игры и театра «Мы играем в сказку» в группе была организована театрализованная и игровая деятельность по желанию детей, созданы условия для самостоятельного творчества в игре с использованием уголка «Ряжения». По случайному совпадению в этот день в наш детский сад приезжали артисты из самарской филармонии. Наши ребятки с удовольствием посмотрели детский спектакль. Дети закрепили такие понятия как театр, спектакль, сцена, артисты, зритель. Во вторую половину дня была развернута сюжетно-ролевая игра «В книжном магазине».

В день творчества «Делаем сами — своими руками» мы с детьми пробовали иллюстрировать сказку, и хотя наши иллюстрации оказались не совсем удачными, подвели навыки рисования, дети остались очень довольны своим творческим результатом. После сна была организована работа по ремонту старых книг в уголке «Книжкина больница».

В день закрытия недели детской книги дети принесли совместно изготовленные с родителями книжки-самоделки для малышей, с большим интересом их рассматривали, обсуждали. А после завтрака состоялась презентация изготовленных книг малышам группы.

План мероприятий

Тема дня

Порядок работы

Деятельность детей

Деятельность воспитателей

Деятельность родителей

понедельник

День

сказки

«В мире много сказок…»

Открытие «Недели книги».

Оформление тематической книжной выставки в группе.

Работа в книжном уголке.

Беседа «Правила обращения с книгой».

Разучивание игр: «Кузовок со сказками», «Угадай сказку».

Совместные и самостоятельные игры с настольными театрами.

Рассматривание иллюстраций в книжках.

Оформление и обзор выставки методической литературы,

Рассказ воспитателя«История книги» — Рассказ воспитателя о развитии письменности с показом иллюстраций.

Консультация «Театр на кухонном столе».

Ознакомление памятки «Прививаем детям любовь к чтению».

вторник

«День знатоков книги»

Занятие познавательного характера «Такие разные книги».

Беседа о правилах обращения с книгой.

Участие в викторине «Путешествие по сказкам».

«Эти забавные животные». Чтение и прослушивание сказок, рассказов, стихов, загадок о животных, произведения Е. Чарушина, В. Сутеева, В. Бианки, С. Маршака, К. Чуковского.

Оформление памятки «Знакомство дошкольников с художественной литературой».

Оформление картотеки дидактических игр, подбор художественных произведений по теме.

Оформление тематической выставки книг.

Участие в викторине.

Оказание помощи в создании условий для проведения театрализованных и сюжетно-ролевых игр (изготовление необходимых атрибутов).

среда

День игры итеатра

«Мы играем всказку»

Организация театрализованной и игровой деятельности детей, создание условий для самостоятельного творчества детей в игре.

Сюжетно-ролевая игра «В книжном магазине».

Инсценировки любимых сказок.

Театрализованные и сюжетно-ролевые игры по желанию детей.

Прослушивание русских народных сказок.

Оформление памятки «Знакомство дошкольников с художественной литературой».

Оформление картотеки дидактических игр, подбор художественных произведений.

Консультация «Чтобы сказка не стала скучной».

Советы по оформлению детской домашней библиотеки «Книжки в нашем доме».

четверг

День творчества

«Делаем сами— своими руками».

«Книжкина больница» — организация работы по ремонту старых книг.

Организация продуктивной деятельности детей на основе литературных произведений.

Выставка работ совместного творчества «Делаем сами — своими руками».

Организация работы в уголке «Книжника больница».

Сюжетно — ролевая игра «Книжкина больница».

С/р игра

«Книгоиздатели» — Рисование, лепка, аппликация по сюжетам литературных произведений «Моя любимая сказка», «Портрет сказочного героя», «Потешный городок».

Рассказ воспитателя

«Путешествие по полочке умных книг».

Оформление буклета «Родителям — о детском чтении».

Консультация «Что и как читать дома?», «Круг детского чтения».

Изготовление книг-самоделок — совместное творчество родителей и детей.

Участие в творческой выставке «Делаем сами — своими руками».

пятница

День закрытия «Неделя детской книги».

Презентация группового книжного уголка, книжной выставки.

Подведение итогов «Недели детской книги».

С/р игра «Библиотека».

Презентация книг-самоделок младшим дошкольникам.

Подготовка к презентации книг-самоделок младшим дошкольникам.

Создание творческой группы по выпуску тематического журнала «Книжка нашего детства».

Закрытие «Недели детской книги».

Результат реализации проекта:

– познакомились с творчеством детских писателей;

– вспомнили русские народные сказки;

– расширился кругозор, активизировался словарный запас при ознакомлении с иллюстрациями детских книг (обложка, переплет, иллюстрация, типография, шрифт, буквы и т. д.);

– сформировались зачатки элементарных дизайнерских и творческих способностей детей путем привлечения их к оформлению книг-самоделок для малышей;

– систематическое домашнее чтение ребенку на ночь, сформировало у дошкольника привычку ежедневного общения с книгой, развило интерес к детской художественной литературе, сплотило всех членов семьи.

Планы на будущее.

– Продолжать работу по формированию у наших воспитанников интереса к книгам и детскому чтению, приобретение запаса литературных художественных впечатлений, опыта слушателя.

– С помощью родителей пополнить книжный уголок группы новыми иллюстрированными изданиями любимых книг.

– Посетить детскую районную библиотеку.

Литература:

  1. Тематические недели в детском саду /Авт.-сост. Т. Н. Сергеева. — М.: Планета, 2013. — 128 с. — (Дошкольное образование)
Основные термины (генерируются автоматически): сказка, детская книга, книга, ребенок, день, детское чтение, игра, детская художественная литература, презентация книг-самоделок, создание условий.

Похожие статьи

ребенок, книга, детская литература, семейное чтение, родитель...

Часто родители считают, что чтение книг ребенку является забавой, детским времяпровождением. Читают книги детям редко в силу отсутствия времени и занятости, наспех. Бывает так, что родители не покупают книг совсем или приобретают книги, не...

Роль книги в развитии ребенка | Статья в журнале «Образование...»

Книга — это очень важная форма общения между ребенком и родителями. Книги можно начинать читать ребенку еще с колыбели. Пока вы занимаетесь малышом (купаете, кормите и т. д.) рассказывайте ему небольшие детские стишки и сказки.

Консультация для педагогов на тему «Книги и детское чтение как...

Детское чтение и книги помогают развить творческие способности ребенка, воспитать его как творческую личность, способную находить выход из любой трудной жизненной ситуации, принимая нестандартные решения. Из художественной литературы дети черпают множество...

Эффективные формы и методы работы по развитию интереса...

1. Углублять интерес детей к литературе, воспитывать желание к постоянному общению с книгой в совместной со взрослым и самостоятельной деятельности. 2. Способствовать развитию творческой художественной деятельности детей на основе фольклорных и литературных...

Формирование интереса к художественной литературе...

«Книга — лучший друг!» под таким девизом в нашей группе «Пчелка» был создан мини-музей

Цель: формирование устойчивого интереса к чтению художественной литературы.

Приобщить родителей к художественной литературе, научить их пользоваться детской...

Роль книги в жизни ребёнка | Статья в сборнике международной...

Способствует развитию интереса к книге и циклическое чтение, то есть в течение некоторого времени книга читается по частям или отдельно по главам. Во время вынужденного перерыва у ребят постоянно поддерживается интерес к дальнейшему содержанию книги.

Новейшая детская литература | Статья в журнале...

детская книга должна привить ребенку художественный вкус, поэтому эстетическая функция является не менее важной, так как знакомит ребенка с лучшими примерами художественного слова; до семи лет человек получает 70% знаний и только 30% – за всю последующую жизнь.

Роль книги и чтения в жизни детей | Статья в сборнике...

Книга — не учебник, она не даёт готовых рецептов, как научить ребёнка любить литературу, одна из важнейших задач воспитателей и родителей, потому что научить сложному искусству чтения и понимания книги очень трудно. Ребенок должен ярко, эмоционально откликаться на...

Восприятие художественной литературы детьми дошкольного...

Интерес к художественной литературе у детей старшего дошкольного возраста обуславливается его важностью для дальнейшего

Главным условием проявления интереса к восприятию художественной литературы детьми дошкольного возраста, это организация...

Похожие статьи

ребенок, книга, детская литература, семейное чтение, родитель...

Часто родители считают, что чтение книг ребенку является забавой, детским времяпровождением. Читают книги детям редко в силу отсутствия времени и занятости, наспех. Бывает так, что родители не покупают книг совсем или приобретают книги, не...

Роль книги в развитии ребенка | Статья в журнале «Образование...»

Книга — это очень важная форма общения между ребенком и родителями. Книги можно начинать читать ребенку еще с колыбели. Пока вы занимаетесь малышом (купаете, кормите и т. д.) рассказывайте ему небольшие детские стишки и сказки.

Консультация для педагогов на тему «Книги и детское чтение как...

Детское чтение и книги помогают развить творческие способности ребенка, воспитать его как творческую личность, способную находить выход из любой трудной жизненной ситуации, принимая нестандартные решения. Из художественной литературы дети черпают множество...

Эффективные формы и методы работы по развитию интереса...

1. Углублять интерес детей к литературе, воспитывать желание к постоянному общению с книгой в совместной со взрослым и самостоятельной деятельности. 2. Способствовать развитию творческой художественной деятельности детей на основе фольклорных и литературных...

Формирование интереса к художественной литературе...

«Книга — лучший друг!» под таким девизом в нашей группе «Пчелка» был создан мини-музей

Цель: формирование устойчивого интереса к чтению художественной литературы.

Приобщить родителей к художественной литературе, научить их пользоваться детской...

Роль книги в жизни ребёнка | Статья в сборнике международной...

Способствует развитию интереса к книге и циклическое чтение, то есть в течение некоторого времени книга читается по частям или отдельно по главам. Во время вынужденного перерыва у ребят постоянно поддерживается интерес к дальнейшему содержанию книги.

Новейшая детская литература | Статья в журнале...

детская книга должна привить ребенку художественный вкус, поэтому эстетическая функция является не менее важной, так как знакомит ребенка с лучшими примерами художественного слова; до семи лет человек получает 70% знаний и только 30% – за всю последующую жизнь.

Роль книги и чтения в жизни детей | Статья в сборнике...

Книга — не учебник, она не даёт готовых рецептов, как научить ребёнка любить литературу, одна из важнейших задач воспитателей и родителей, потому что научить сложному искусству чтения и понимания книги очень трудно. Ребенок должен ярко, эмоционально откликаться на...

Восприятие художественной литературы детьми дошкольного...

Интерес к художественной литературе у детей старшего дошкольного возраста обуславливается его важностью для дальнейшего

Главным условием проявления интереса к восприятию художественной литературы детьми дошкольного возраста, это организация...

Задать вопрос