В настоящей статье рассматривается вопрос об административно-правовом статусе должностных лиц. Выделяются общие элементы административно-правового статуса должностных лиц, и рассматривается пример административно-правового статуса муниципальных служащих. Выделены проблемы отнесения на законодательном уровне функций как элемента административно-правового статуса муниципальных служащих, ввиду чего предложены соответствующие изменения в нормы действующего законодательства.
Ключевые слова: должностные лица, административно-правовой статус, элементы административно-правового статуса, муниципальный служащий, функции муниципальных служащих
Одним из важнейших институтов административного права выступает институт административно-правового статуса должностных лиц, ввиду того, что именно административно-правовой статус должностных лиц включает в себя важнейшие элементы деятельности данных лиц на практике, к числу которых относятся: наименование должностного лица, место в организационной системе государственной службы, реализация деятельности на основании принципов государственной службы, функции, права и обязанности должностного лица, полномочия и гарантии их реализации, правовые формы и методы реализации функций и полномочий, правоограничения, ответственность, применение льгот, гарантий и различных компенсаций.
Согласимся с авторами Е. Н. Бортниковым и В. А. Адамантовой в том, что административно-правовой статус должностного лица продолжает правовые статусы личности и гражданина такого лица и, тем самым, является надстроечными над ними, в том числе характеризующийся возложением на должностное лицо дополнительных прав и обязанностей, предусмотренных нормами действующего законодательства, которые регулируются в сфере его трудовой и профессиональной деятельности [2, с. 241].
В свою очередь на практике понятие «должностные лица» является довольно-таки широким и включает в себя различных государственных служащих федерального, регионального и местного уровня. Но, стоит отметить, что при исследовании норм действующего законодательства наибольшим числом актуальных проблем в содержании административно-правового статуса обладают муниципальные служащие.
В этой связи стоит отметить, что согласно статье 10 Федерального закона от 02 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в
Российской Федерации, муниципальные служащие представляют собой граждан, которые непосредственно исполняют обязанности по должности муниципальной службы исходя из норм муниципальных правовых актов, федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации за денежное содержание, выплачиваемое из средств местного бюджета [1].
Каждый муниципальный служащий обладает административно-правовым статусом, и как указывают авторы В. В. Костылев и С. В. Обидина, в главе 3 Федерального закона от 02 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» включены основные элементы административно-правового статуса муниципальных служащих. Исходя из содержания данной главы, к их числу относятся основные права и обязанности муниципального служащего, ограничения и запреты, связанные с муниципальной службой, урегулированием конфликтов интересов, требованиям к служебному поведению муниципальных служащих, представлением сведений об их доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера (в том числе сведений о размещении информации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет») [3, с. 72].
Но наибольший интерес представляет собой тот факт, что законодатель не включил в главу 3 Федерального закона от 02 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» все элементы административно-правового статуса муниципальных служащих, которые были отмечены в начале настоящего исследования.
И ввиду этого стоит остановиться на функциях как элементе административно правового статуса муниципальных служащих. Функции муниципальных служащих представляют собой основные и ключевые направления практической реализации основных правовых норм действующего института муниципальной службы, которые направлены на достижение основных целей правового регулирования служебных отношений и в целом выполнения муниципальной службы в государственно-правовом механизме. Дополнительно стоит отметить, что классификация функций муниципальных служащих определяется исходя из специфики деятельности муниципального служащего и может отличаться даже в рамках одного муниципального органа или образования. В этой связи также интересно мнение автора Е. А. Родионовой, которая отмечает, что функции, выполняющиеся муниципальными служащими различных структурных подразделений действующих органов муниципальной власти, определяются исходя из возложенных на них задач [4, с. 201].
Но имеется актуальная проблема связанна с тем, что функции муниципальных служащих на законодательном уровне не относятся к числу элементов административно-правового статуса, хотя таковыми являются. Да, стоит согласиться с тем, что из-за различных полномочий в рамках муниципальных органов функции муниципальных служащих соответственно различны, но в тоже время общеправовые сведения о данном элементе административно-правового статуса муниципальных служащих все же должны регламентироваться федеральным законодательством и тем самым обеспечивать наибольшую правовую защиту данного элемента административно-правового статуса муниципальных служащих. В этой связи предлагается выделить общие функции как элемент административно-правового статуса муниципальных служащих и закрепить вышеизложенное предложение в рамках новой статьи 11.1 Федерального закона от 02 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», изложив ее следующим образом:
«Статья 11.1. Функции муниципальных служащих
1. Муниципальный служащий реализует следующие функции:
1) функция планирования;
2) функция регулирования;
3) распорядительная функция;
4) координирующая функция;
5) контрольная функция;
6) учетно-информационная функция.
2. Муниципальный служащий также наделяется иными функциями, которые исходят из специфики его деятельности, места несения муниципальной службы. Данные функции устанавливаются региональным законодательством, направленным на регулирование службы муниципальных служащих, а также правовыми актами муниципального органа и его подразделений.
Помимо этого, также важно закрепить вопрос о функциях муниципальных служащих как элементе их административно-правового статуса в рамках регионального законодательства Российской Федерации, а также в отдельных муниципальных правовых актах, которые регламентируют деятельность отдельных муниципальных органов, их структурных подразделений, так как также будет происходить закрепление функций как элемента их административно-правового статуса.
Таким образом, важность законодательной регламентации всех элементов административно-правового статуса муниципальных служащих состоит в их законодательном обеспечении к исполнению, а также в гарантированности защиты всех элементов исследуемого статуса со стороны законодателя.
Литература:
- Федеральный закон от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (ред. от 26.05.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2021) // Собрание законодательства РФ. — 2007. — № 10. — ст. 1152.
- Бортников, Е. Н. Административно-правовой статус должностных лиц / Е. Н. Бортников, В. А. Адамантова // Дискуссии в области гуманитарных, естественно-научных аспектов современности: материалы XXXV Всероссийской научно-практической конференции, Симферополь, 15 февраля 2022 года. Том Часть 1. — Ростов-на-Дону: Профпресслит, 2022. — С. 239–242.
- Костылев, В. В. Особенности правового статуса муниципального служащего в Российской Федерации / В. В. Костылев, С. В. Обидина // Актуальные проблемы административного и административно-процессуального права: Сборник статей по материалам X юбилейной международной научно-практической конференции (Сорокинские чтения), Санкт-Петербург, 22 марта 2019 года / Под общей редакцией А. И. Каплунова. — Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации, 2019. — С. 69–73.
- Родионова Е. А. организация муниципальной службы в городском округе // Труды молодых исследователей ВИУ РАНХиГС: сборник статей молодых ученых / отв. ред. А. И. Бардаков; Волгоградский институт управления — филиал РАНХиГС. Волгоград: изд-во Волгоградского института управления — филиала РАНХиГС, 2022. — С. 199–203.