В статье рассматриваются основные аспекты участия адвоката в уголовном процессе в различных правовых статусах — в качестве защитника, представителя и лица, оказывающего правовую помощь. Установлено, что некоторые нормы, закрепляющие правовой статус адвоката-защитника и адвоката-представителя нуждаются в совершенствовании. Также указано не необходимость правовой регламентации процессуальной функции адвоката, связанной с оказанием им правовой помощи.
Ключевые слова: адвокат, уголовный процесс, защитник, представитель, правовая помощь.
Из п. 5 ч. 2 ст. 2 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» [9] следует, что в рамках уголовного процесса адвокат может выступать в качестве представителя или защитника, то есть может выполнять различные процессуальные функции. Проанализируем эти функции несколько подробнее.
Адвокат как защитник в уголовном процессе. Участие адвоката в уголовном процессе в роли защитника является одной из наиболее важных гарантий прав и законных интересов обвиняемого (подозреваемого). Именно эта роль адвоката уравнивает (или хотя бы максимально приближает) права лица, находящегося под уголовным преследованием, с правами иных профессиональных участников уголовного судопроизводства — следователя, государственного обвинителя.
Защитником, согласно ч. 1 ст. 49 Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации [11] (далее — УПК РФ) признается «лицо, осуществляющее в установленном настоящим Кодексом порядке защиту прав и интересов подозреваемых и обвиняемых и оказывающее им юридическую помощь при производстве по уголовному делу». Деятельность адвоката-защитника сводится к выявлению обстоятельств, которые оправдывают подозреваемого или обвиняемого, смягчают его ответственность и (или) наказание, освобождают его от уголовной ответственности и (или) наказания. Также адвокат-защитник выявляет допущенные в рамках уголовного судопроизводства нарушения прав и законных интересов подозреваемого или обвиняемого и требует их устранения [7, c. 185]. Последняя из названных функций адвоката в правовой литературе рассматривается как функция публичного характера [12, c. 569].
УПК РФ закреплен перечень случаев, при которых участие защитника в уголовном процессе обязательно — они перечислены в ст. 51 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации. В научной литературе высказываются предложения по совершенствованию указанной нормы. Так, например, некоторые исследователи целесообразным считают обязательное привлечение защитника в случае, если обвиняемый является неграмотным, поскольку в таком случае он «не способен даже просто ознакомиться с содержанием процессуальных документов и, безусловно, нуждается в дополнительных гарантиях защиты его прав и законных интересов» [8].
В УПК РФ четко не определены обязанности адвоката-защитника. Некоторые из них закреплены в уголовно-процессуальном законе в виде запрещающих норм. Так, например, согласно ч. 6 ст. 49 УПК РФ одно и то же лицо не может быть защитником двух подозреваемых или обвиняемых, если интересы одного из них противоречат интересам другого, а в соответствии с ч. 7 ст. 49 УПК РФ не вправе отказаться от принятой на себя защиты подозреваемого, обвиняемого. Как отказ от принятой на себя защиты трактуется, в частности занятие адвокатом по делу позиции и действие вопреки своего подзащитного, за исключением случаев, когда защитник убежден в наличии самооговора своего подзащитного [3, c. 311]. Запрет на такого рода действия прямо установлен в Федеральном законе «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» и Кодексе профессиональной этики адвоката [4].
Адвокат как представитель в уголовном процессе. Что касается процессуальной функции представителя, то согласно ч. 1 ст. 45, ч. 1 ст. 55 УПК РФ адвокат может выполнять ее в отношении потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика и частного обвинителя. В таком случае адвокат наделяется обязанностью действовать согласно закону в интересах названных лиц [12, c. 570]. Для реализации этой задачи представителю предоставляются те же полномочия, которыми обладает представляемое лицо (ч. 3 ст. 45, ч. 2 ст. 55 УПК РФ). Уголовно-процессуальным законодательством также предусмотрены случаи обязательного участия в процессе представителя потерпевшего. Однако соответствующий перечень обстоятельств значительно уже, чем в случае с обязательным участием в уголовном судопроизводстве защитника. Так, согласно ч. 2 ст. 45 УПК РФ участия представителя потерпевшего обязательно, только если последний является (1) несовершеннолетним или (2) по своему физическому или психическому состоянию лишен возможности самостоятельно защищать свои права и законные интересы. Некоторые исследователи такое положение рассматривают как нарушение конституционного права потерпевшего на доступ к правосудию (ст. 52 Конституции Российской Федерации). Еще одним основанием обязательного участия адвоката-представителя потерпевшего в уголовном процессе можно считать положение ч. 2.1 ст. 45 УПК РФ. Согласно указанной норме «по ходатайству законного представителя несовершеннолетнего потерпевшего, не достигшего возраста шестнадцати лет, в отношении которого совершено преступление против половой неприкосновенности несовершеннолетнего, участие адвоката в качестве представителя такого потерпевшего обеспечивается дознавателем, следователем или судом».
В научной литературе высказывается мысль о том, что, выступая в роли защитника, адвокат является не кем иным, как представителем подозреваемого или обвиняемого [10, c. 359]. Такая позиция подвергается серьезной критике в современной научной литературе. Основным аргументом при этом выступает то, что адвокат как защитник «занимает в некоторой степени самостоятельное положение по отношению к обвиняемому. Самостоятельность позиции защитника по отношению к обвиняемому допускает несовпадение точек зрения адвоката и обвиняемого по различным вопросам, но она не может приводить к кардинальным расхождениям между основными позициями адвоката и обвиняемого, что предавало бы защите формальный характер» [5, c. 28]. Кроме того, участие в уголовном процессе защитника не исключает обязательности участия обвиняемого — он не имеет возможности передать все принадлежащие ему права защитнику и полностью заменить им себя [1, c. 34]. Следовательно, говорить о представительстве в данном случае нельзя.
Иные процессуальные функции адвоката в уголовном процессе. Ряд исследователей упоминает о еще одной процессуальной функции адвоката, которая не нашла прямого закрепления в нормах УПК РФ — адвокат, оказывающий юридическую помощь свидетелю. Н. А. Кузнецова полагает, что, выполняя соответствующую роль, адвокат «не является ни защитником, ни представителем», и поэтому процессуальный статус такого лица должен быть регламентирован на законодательном уровне [6, c. 315]. Такую позицию следует поддержать, поскольку процессуальное положение свидетеля в значительной мере отличается от статуса обвиняемого, потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика и частного обвинителя. Все перечисленные лица имеют в рамках уголовного дела собственный правовой интерес, выполняют активную роль. В то же время роль свидетеля в уголовном судопроизводстве пассивна, личный правовой интерес в результате рассмотрения уголовного дела отсутствует. Кроме того, свидетель, равно как и обвиняемый, не может переложить свои правомочия на адвоката — он все реализует их сам. Следовательно, адвокат свидетеля не является его представителем. Учитывая это, а также большое значение фигуры свидетеля для правильного разрешения уголовного дела (только он может сообщить известные ему сведения, имеющие значение по делу) полагаем, что в УПК РФ должны найти отражение полномочия адвоката свидетеля. В настоящее время уголовно-процессуальный закон содержит лишь фрагментарные сведения о правах и обязанность такого лица — они отражены в виде права свидетеля являться на допрос с адвокатом (п. 6 ч. 4 ст. 56 УПК РФ) и статьях, регламентирующих осуществление отдельных следственных действий (например, ч. 5 ст. 189 УПК РФ).
Не регламентированным в действующем УПК РФ осталось не только правовое положение адвоката свидетеля, но и лица, привлекаемого к проверке сообщения о преступлении в стадии возбуждения уголовного дела (ч. 1.1 ст. 144 УПК РФ) и лица, в помещении которого проводится обыск (ч. 11 ст. 182 УПК РФ) [2, c. 55]. Это обстоятельство также может приводить к правоприменительным трудностям и нарушению прав и законных интересов названных лиц.
Итак, в результате проведенного анализа обобщено, что перечень прав и обязанностей, которыми наделяется адвокат, различается в зависимости от той процессуальной функции, которую он выполняет. В современном российском уголовном процессе адвокат может выступать в роли защитника (если он действует в интересах подозреваемого или обвиняемого), представителя (если он действует в интересах гражданского истца или ответчика, потерпевшего, частного обвинителя), а также оказывать правовую помощь свидетелю, лицу, привлекаемому к проверке сообщения о преступлении в стадии возбуждения уголовного дела и лицу, в помещении которого проводится обыск. Последняя процессуальная функция адвоката не регламентирована действующим УПК РФ. Некоторые нормы, закрепляющие правовой статус адвоката-защитника и адвоката-представителя нуждаются в совершенствовании. В частности, среди исследователей активно поддерживается предложение об изменении процессуального порядка признания доказательствами тех сведений, которые были собраны адвокатом, о расширении оснований обязательного участия в уголовном процессе адвоката-защитника и адвоката-представителя потерпевшего и т. д.
Литература:
- Джатиев, B. C. Право обвиняемого на защиту в советском уголовном процессе / В. С. Джатиев. — Орджоникидзе, 1987. — 80 с.
- Иконникова, М. М. К вопросу о процессуальном статусе адвоката в уголовном судопроизводстве / М. М. Иконникова, А. В. Маслов // Тенденции развития науки и образования. — 2020. — № 62–15. — С. 53–57.
- Коваль, В. А. Проблема расхождения позиций адвоката (защитника) и обвиняемого (подсудимого) / В. А. Коваль // Молодой ученый. — 2018. — № 20 (206). — С. 310–312.
- Кодекс профессиональной этики адвоката (с изм. и доп. утв. Х Всероссийским съездом адвокатов 15.04.2021). — URL: https://fparf.ru/documents/fpa-rf/documents-of-the-congress/the-code-of-professional-ethics-of-lawyer/ (дата обращения: 20.05.2022).
- Кречетова, Л. В. Защитник в уголовном процессе: учебное пособие / Л. В. Кречетова. Оренбург: Издательский центр Оренбургского государственного аграрного университетата, 2000. — 104 с.
- Кузнецова, Н. А. Адвокат, оказывающий юридическую помощь свидетелю, как участник уголовного процесса / Н. А. Кузнецова // Инновации. Наука. Образование. — 2020. — № 20. — С. 311–317.
- Кузьмичева, А. В. Значение и проблемы реализации защиты в уголовном процессе / А. В. Кузьмичева // Инновационные научные исследования. — 2020. — № 12–3(2). — С. 185.
- Локтевич, О. И. Обязательное участие защитника в уголовном процессе: краткий обзор законодательства Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации / О. И. Локтевич, Ю. А. Матвейчев [Электронный ресурс]. — URL: http://www.institutemvd.by/components/com_chronoforms5/chronoforms/uploads/20180510130646_20170608090427_Loktevich_Matveichev.pdf (дата обращения: 20.05.2022).
- Об адвокатской деятельности и адвокатуре: Федеральный закон от 31.05.2002 № 63-ФЗ // Собрание законодательства РФ. — 2002. — № 23. — Ст. 2102.
- Строгович, М. С. Курс советского уголовного процесса. Том 1. / М. С. Строгович. — М.: Издательство «Наука», 1968. — 468 с.
- Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2001. — № 52 (часть I). — Ст. 4921.
- Эльдерова, К. А. К вопросу о статусе и роли адвоката в уголовном процессе / К. А. Эльдерова // Аллея науки. — 2020. — Т. 1. — № 5(44). — С. 568–571.