В настоящей статье рассматривается вопрос реализации одного из важнейших элементов административно-правового статуса должностных лиц — юридической ответственности. Исследование применения юридической ответственности происходит на примере муниципальных служащих, и выделяется дисциплинарная ответственность, административная ответственность, материальная ответственность и уголовная ответственность. Выделены проблемы применения дисциплинарной ответственности по отношению к муниципальным служащим, ввиду чего предложены соответствующие изменения в нормы действующего законодательства.
Ключевые слова: должностные лица, административно-правовой статус, элементы административно-правового статуса, юридическая ответственность, дисциплинарная ответственность
Действующая система государственного управления образует объемный взаимосвязанный механизм, который включает в себя множество элементов и в настоящее время деятельность органов государственной и муниципальной власти невозможна без эффективной деятельности их должностных лиц, под которыми по мнению автора О. А. Тюфяковой, понимается служащий, относящийся к определённой особой категории, который наделен исполнительно-распорядительными полномочиями, а также осуществляющий функции, носящие юридический властный характер и которые влекут за собой соответствующие правовые последствия [7, с. 353].
Должностные лица, в свою очередь, наделены определенным перечнем функций, прав, обязанностей, запретов, ограничений, полномочий, льгот, а также несут юридическую ответственность, что составляет их административно-правовой статус. Дополнительно стоит отметить, что под административно-правовым статусом должностного лица, по мнению О. М. Карбутовой, понимается положение должностного лица, непосредственно урегулированное нормами права и выражающее наличие у должностного лица дополнительных прав и обязанностей, которые важны для осуществления служебной деятельности в органах государственной власти, органах местного самоуправления, а также в других органах, и иных организациях вне зависимости от формы собственности и устанавливающее в том числе пределы ответственности данных лиц [6, с. 88].
В свою очередь, административно-правовой статус определяет существенные связи должностного лица с органами государственного и муниципального управления, ввиду чего правовой статус должностного лица имеет административно-правовой характер и напрямую относится к сфере регулирования Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований.
При исследовании вопроса элементов административно-правового статуса должностных лиц наибольшую актуальность представляет их юридическая ответственность. В этой связи стоит отметить, что юридическая ответственность должностных лиц включает в себя систему правовых отношений, возникающей ввиду применения мер принуждения к должностным лицам из-за определенного поведения, противоречащего нормам действующего законодательства, и ввиду чего должностное лицо должно претерпеть отрицательные последствия для себя из-за совершения определенного проступка, правонарушений или преступления.
Но ввиду того, что категория понятия «должностные лица» весьма объёмная и включает в себя различных представителей власти как федерального, так регионального и местного уровня, данная научная работа посвящена рассмотрению особенностей юридической ответственности муниципальных служащих как отдельного вида должностных лиц.
Как указывает А. Г. Грунин, «существует несколько уровней нормативно-правовых актов, которыми регламентируется юридическая ответственность участников муниципальных правовых отношений: федерального уровня, уровня субъектов Российской Федерации и муниципального уровня» [5, с. 54].
Основание возникновения правоотношений при возложении юридической ответственности на муниципальных служащих, специфика совершенных нарушений, применяемых санкций, а также иных критерий определяют четыре ключевых вида юридической ответственности муниципальных служащих: дисциплинарную ответственность, административную ответственность, материальную ответственность и уголовную ответственность.
Дисциплинарная ответственность муниципальных служащих применяется только в рамках действующих служебных правоотношений, и в обязательном порядке должен быть подтвержден факт совершения дисциплинарного проступка и наличие вины муниципального служащего, а также наличие карательной санкции в виде дисциплинарных взысканий. Согласно статье 27 Федерального закона от 02 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» за совершение дисциплинарного проступка в виде неисполнения или ненадлежащего исполнения муниципальным служащим по его вине возложенных на него служебных обязанностей, представитель нанимателя (работодатель) имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания: замечание, выговор и увольнение с муниципальной службы по соответствующим основаниям [4]. Исходя из анализа данной нормы стоит отметить проблему наделения работодателя (представителя нанимателя) правом, а не обязанностью применять к муниципальным служащим мер дисциплинарных взысканий ввиду совершения дисциплинарного проступка. Данное законодательное предоставление вышеотмеченного права работодателю может привести к минимизации привлечения виновных лиц в совершении дисциплинарного проступка, что также может повлиять на нарушение служебной дисциплины в коллективе муниципального органа. Также имеется проблема отсутствия законодательного закрепления обязанности проведения служебной проверки при каждом случае совершения дисциплинарного проступка со стороны муниципальных служащих, что может приводить уже непосредственно к нарушению прав данных муниципальных служащих.
Административная ответственность муниципальных служащих согласно статье 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях возлагается на должностные лица, в том числе и на муниципальных служащих, в случае совершения ими административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей [3]. Также стоит дополнить, что муниципальные служащие могут привлекаться к административной ответственности и за совершение в том числе общих административных правонарушений, как обычные граждане Российской Федерации, к примеру, за нарушение правил дорожного движения.
Материальная ответственность муниципальных служащих выражается в осуществлении возмещения виновным муниципальным служащим причиненного им имущественного ущерба либо вреда, и не исключается возможность одновременного привлечения виновного лица в том числе и к дисциплинарной ответственности. Вместе с тем, отдельного нормативно-правового акта о материальной ответственности муниципального служащего нет, поэтому применяются нормы Трудового кодекса РФ, к примеру, статей 235, 236, 237 Трудового кодекса РФ [2].
Уголовная ответственность муниципальных служащих наступает ввиду совершения виновного противоправного деяния, которое включает в себя совокупность признаков состава преступления, санкции за совершение которого установлены в нормах Особенной части Уголовного кодекса РФ [1]. Категории преступлений, за совершение которых муниципальные служащие могут привлекаться к уголовной ответственности, содержатся в главе 30 Уголовного кодекса РФ, которая включает в себя преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления. Или, к примеру, глава 19 Уголовного кодекса РФ также включает в себя отдельные составы преступлений, за совершение которых муниципальные служащие могут быть привлечены к уголовной ответственности.
Рассмотрев особенности видов юридической ответственности муниципальных служащих, считаем необходимым для разрешения проблемы применения дисциплинарной ответственности к муниципальным служащим, внести изменения в часть 1 статьи 27 Федерального закона от 02 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» и изложить ее в следующем виде:
«1. За совершение дисциплинарного проступка — неисполнение или ненадлежащее исполнение муниципальным служащим по его вине возложенных на него служебных обязанностей — представитель нанимателя (работодатель) обязан применить следующие дисциплинарные взыскания:
1) замечание;
2) выговор;
3) увольнение с муниципальной службы по соответствующим основаниям».
Также предлагается ввести часть 4 статьи 27 Федерального закона от 02 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» следующего содержания:
«4. Для назначение дисциплинарного взыскания обязательно проведение служебной проверки в каждом конкретном случае совершения дисциплинарного проступка».
Таким образом, введение данных изменений позволит совершенствовать процесс привлечения муниципальных служащих к дисциплинарной ответственности, как посредством защиты прав муниципальных служащих ввиду обязательности проведения служебных проверок, так и позволит соблюдать служебную дисциплину и неотвратимость ответственности за совершенный дисциплинарный проступок.
Литература:
- Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (ред. от 24.09.2022) // Собрание законодательства РФ. 1996. № 25. ст. 2954.
- Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 07.10.2022) // Собрание законодательства РФ. 2002. № 1. (часть I). ст. 3.
- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 14.07.2022) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2022) // Собрание законодательства РФ. 2002. № 1 (часть I). ст. 1.
- Федеральный закон от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (ред. от 26.05.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2021) // Собрание законодательства РФ. 2007. № 10. ст. 1152.
- Грунин А. Г. Подходы к классификации компенсационных механизмов и юридической ответственности в отношении муниципальных служащих // Вестник общественной научно-исследовательской лаборатории «Взаимодействие уголовно-исполнительной системы с институтами гражданского общества: историко-правовые и теоретико-методологические аспекты». 2021. № 21. С. 52–59.
- Корбутова О. М. Понятие административно-правового статуса и применение его к должностному лицу // Инновационная наука. 2021. № 11–1. С. 86–88.
- Тюфякова О. А. Формирование и развитие понятия должностного лица // Молодой ученый. 2020. № 46 (336). С. 351–353.