Интегрированный подход к лечению детской интернет-зависимости | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №44 (439) ноябрь 2022 г.

Дата публикации: 03.11.2022

Статья просмотрена: 107 раз

Библиографическое описание:

Григораш, Н. А. Интегрированный подход к лечению детской интернет-зависимости / Н. А. Григораш. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 44 (439). — С. 309-311. — URL: https://moluch.ru/archive/439/95988/ (дата обращения: 16.12.2024).



В данной статье представлены результаты исследований, проведенных СРОО РЛТ «Ярче» при помощи фонда президентских грантов в целях решения проблемы интернет-зависимости среди детей 7–15 лет из неполных и многодетных семей.

Ключевые слова: интернет-зависимость; детский лагерь.

This article shows results obtained from an independent research conducted by an a non profit organization called Yarche in order to reduce internet addiction among children from multi-child and single-parent families aged from 7 to 15 years old. The project was funded by the presidential grant program.

Keywords: internet addiction; summer camp.

За недавние годы были проведены многочисленные исследования в области интернет-зависимости и исследованы возможные способы ее лечения. Первооткрывателями в этой области считаются Дэвис и Янг. Дэвис считал, что наилучший метод лечения интернет-зависимости — это когнитивно-поведенческая психотерапия [1]. Янг утверждал, что, работая с пациентами, страдающими интернет-зависимостью, нужно уделять внимание тайм-менеджменту и поиску полезных альтернатив, которые могли бы заменить вредное времяпровождение [2]. Более недавние исследования методов лечения интернет-зависимости демонстрируют, как правило элементы когнитивно-поведенческой терапии — ученые сходятся в своем мнении о том, что этот метод является наиболее действенным и успешным как для взрослых, так и для детей [3].

В 2022 г. Самарская региональная общественная организация развития лагерного туризма «Ярче» при поддержке фонда президентских грантов реализовала комплексную программу профилактики игровой и интернет-зависимости у детей 7–15 лет из неполных и многодетных семей «Живи ярче». В ходе подготовки к проекту в сентябре 2021 г. СРОО РЛТ «Ярче» провели эксперимент. Планировалось установить, сколько времени каждый день дети проводят в сети интернет. В целом было опрошено с помощью Google Forms 100 человек. По результатам анкетирования было установлено, что 58 % детей проводят в интернете более 6 часов в день. Это совпадает с официальной мировой статистикой, которая указывает на то, что средний россиянин проводит в интернете около 7,5 часов [4].

Для решения данной проблемы СРОО РЛТ «Ярче» разработали комплекс мероприятий. На основе лагеря была проведена 7-дневная смена, в которой участвовали 25 человек. Данная смена совмещала в себе составляющие лагерной смены ДОЛ, а также дополнительные мероприятия, семинары и тренинги с профессиональным психологом.

Распорядок дня представлял собой следующее:

8:00–08:10 подъем участников проекта;

08:10–08:25 зарядка участников проекта;

08:25–08:35 утренние процедуры;

08:35–08:55 уборка комнат после сна;

09:00–09:30 завтрак;

09:30–10:00 отрядный общий сбор;

10:00–11:30 отрядные игры;

11:30–12:30 мероприятие с психологом, направленное на профилактику

интернет — зависимости;

12:30–13:30 активные игры на улице;

13:30–14:00 обед;

14:00–16:00 тихий час;

16:00–16:30 полдник;

16:30–18:00 дневное общелагерное мероприятие;

18:00–19:00 мероприятие с психологом, направленное на формирование

семейных ценностей;

19:00–19:30 ужин;

19:30–20:00 отрядное время;

20:00–21:00 вечернее общелагерное мероприятие;

21:00–21:30 дискотека/настольные игры;

21:30–21:45 второй ужин;

21:45–22:00 подготовка ко сну;

22:00 отбой.

В ходе осуществления программы было использовано несколько методов, направленных на лечение интернет-зависимости. Среди них можно отметить:

  1. Тренинг «Интернет-безопасность»

Дети были поделены на несколько групп по 4–5 человек, и им было предложено подумать над положительными и отрицательными сторонами использования интернета. По результату каждой группой составлялась таблица, и потом в ходе общего обсуждения группами сравнивались результаты и делались выводы.

  1. Арт-терапия «Польза или вред использования интернета и гаджетов».

В ходе мероприятия участники были поделены на команды из 5–6 человек. Ведущий озвучивал действия по выполнению правил безопасности работы в интернете в стихотворной форме. Задача детей была вместо пропусков в стихотворном ряду подобрать подходящий по смыслу и рифму слова и оформить их в виде картинок. В итоге у участников получался полноценный плакат по безопасному поведению в сети. После того, как плакаты были готовы, ведущий также рассказал участникам мероприятия как поступить и куда можно обращаться, если их будут оскорблять и преследовать в интернете.

  1. Творческое мероприятие «Мы в социальных сетях»

Участники были поделены на команды из 5–6 человек. Каждой

команде была дана социальная сеть. (Например, Вконтакте, инстаграм и т. д.)

Каждая команда с помощью канцтоваров должна была создать свой профиль и заполнить содержимое своей страницы. После этого детей просили написать, что они считают, можно писать в конкретной соц.сети, а чего делать не стоит. После этого каждая команда представила свои работы и состоялось обсуждение.

  1. Коллективная беседа «Компьютерная зависимость: привычка или болезнь?»

Детям были предложены темы для обсуждения:

Вопросы для обсуждения:

  1. Думаете ли Вы о предыдущих онлайн-сеансах и предвкушаете ли последующие?
  2. Ощущаете ли Вы потребность в увеличении времени, проведенного в Сети?
  3. Были ли у Вас безуспешные попытки контролировать, ограничить или прекратить использование Интернета?
  4. Чувствуете ли Вы себя усталым, угнетенным или раздраженным при попытках ограничить или прекратить пользование Интернетом?
  5. Находитесь ли Вы онлайн больше, чем предполагали?
  6. Были ли у Вас случаи, когда Вы рисковали получить проблемы в учебе из-за Интернета?
  7. Случалось ли Вам обманывать членов семьи, чтобы скрыть время пребывания в Сети?
  8. Используете ли Вы Интернет для того, чтобы уйти от проблем или от плохого настроения (например, от чувства беспомощности, виновности, раздраженности или депрессии)?

После того, как смена была завершена, педагог-организатор совместно с психологом провели 16 тематических встреч для закрепления эффекта.

Результаты данной программы показали эффективность данных методов: согласно опросу детей и их родителей, проведенному по окончании смены, 23 ребенка из 25 детей-участников сформировали сознательные установки на здоровый образ жизни и стали меньше уделять времени гаджетам. В дальнейшем представляется императивным провести дальнейшие исследования с целью выяснить, как такие методы можно было бы еще больше усовершенствовать и применить в повседневной жизни российской молодежи.

Литература:

  1. Dwight L. Evans (ed.), Edna B. Foa (ed.), Raquel E. Gur (ed.), Herbert Hendin (ed.), Charles P. O'Brien (ed.), Daniel Romer (ed.), Martin E. P. Seligman (ed.), B. Timothy Walsh (ed.), «Treating and Preventing Adolescent Mental Health Disorders: What We Know and What We Don't Know» (2 edn), 2017, Oxford University Press.
  2. Young K., Nabuco de Abreu C. «Internet Addiction. A Handbook and Guide to Evaluation and Treatment», John Wiley & Sons, New Jersey, 2011.
  3. Григораш Н. А. «Психотерапевтические методы лечения интернет-зависимости у взрослых и подростков. Интернаука: электрон. научн. журн. 2022. № 40(263). URL: https://internauka.org/journal/science/internauka/263
  4. Официальный вебсайт международной статистики — https://datareportal.com/reports/digital-2022-time-spent-with-connected-tech
Основные термины (генерируются автоматически): Интернет, команда, мероприятие, ребенок, ребенок были, Сеть, участник были.


Похожие статьи

Использование арт-терапевтических методов в работе с детьми с ОВЗ

Статья посвящена анализу особенностей применения арт-терапевтических методов в коррекционной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Арт-терапевтические методы на данный момент являются одними из самых востребованных направлений в пра...

Адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья с использованием нетрадиционных методов и подходов

В статье автор делится опытом работы с использованием нетрадиционных методов и подходов в период адаптации детей с особыми образовательными потребностями.

Песочная терапия для детей с расстройствами аутистического спектра

В данной статье описан опыт практической реализации программы проекта коррекционных занятий по песочной терапии в МБДОУ д/с № 67 города Белгорода. Проанализировано многовекторное положительное воздействие, направленное на удовлетворение широкого круг...

Технология нейрокоррекции в практике коррекционного сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях Службы ранней помощи

В статье представлен опыт внедрения и реализации комплекса нейрокоррекционных игр и упражнений в коррекционно-развивающей деятельности с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях Службы ранней помощи.

К проблеме компьютерной зависимости в подростковом возрасте

В статье проанализирована проблема компьютерной зависимости подростков. Представлены результаты исследования по зависимости подростков от социальных сетей. Предпринята попытка разработки рекомендаций для родителей, воспитывающих детей подросткового в...

Применение личностно ориентированной технологии в работе с детьми на занятиях по интересам «Умная глина» в условиях социально-реабилитационного центра

В статье авторы пытаются определить связи применений личностно-ориентированных технологий в работе с детьми в рамках занятий по интересам «Умная глина» в условиях социально — реабилитационного центра.

Компьютерная зависимость у детей подросткового возраста

Статья посвящена изучению проблемы компьютерной зависимости. Представлен анализ компьютерной зависимости как явления в подростковом возрасте. Описаны результаты исследования склонности детей к компьютерной зависимости.Предпринята попытка разработки р...

Инклюзия: психолого-педагогическое сопровождение детей раннего возраста в условиях реализации ФГОС

В статье рассматриваются вопросы осуществления инклюзивного образования в рамках взаимодействия Службы ранней помощи и Центра раннего развития ребенка МАДОУ «Синеглазка».

Использование визуального расписания в работе с неговорящими детьми в ГКУ ЦСПР «Роза ветров»

Статья выполнена в рамках Гранта «Мир без границ» Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации В статье раскрываются возможности формирования альтернативной коммуникации у неговорящих детей с помощью визуального расписания в режим...

Синдром эмоционального выгорания у педагогов в образовательной организации высшего образования

В статье автор описывает результаты диагностики по методикам «Диагностика уровня эмоционального выгорания» (В. В. Бойко) и «Прогноз-2» (В. Ю. Рыбников), а также дает профилактические рекомендации.

Похожие статьи

Использование арт-терапевтических методов в работе с детьми с ОВЗ

Статья посвящена анализу особенностей применения арт-терапевтических методов в коррекционной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Арт-терапевтические методы на данный момент являются одними из самых востребованных направлений в пра...

Адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья с использованием нетрадиционных методов и подходов

В статье автор делится опытом работы с использованием нетрадиционных методов и подходов в период адаптации детей с особыми образовательными потребностями.

Песочная терапия для детей с расстройствами аутистического спектра

В данной статье описан опыт практической реализации программы проекта коррекционных занятий по песочной терапии в МБДОУ д/с № 67 города Белгорода. Проанализировано многовекторное положительное воздействие, направленное на удовлетворение широкого круг...

Технология нейрокоррекции в практике коррекционного сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях Службы ранней помощи

В статье представлен опыт внедрения и реализации комплекса нейрокоррекционных игр и упражнений в коррекционно-развивающей деятельности с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях Службы ранней помощи.

К проблеме компьютерной зависимости в подростковом возрасте

В статье проанализирована проблема компьютерной зависимости подростков. Представлены результаты исследования по зависимости подростков от социальных сетей. Предпринята попытка разработки рекомендаций для родителей, воспитывающих детей подросткового в...

Применение личностно ориентированной технологии в работе с детьми на занятиях по интересам «Умная глина» в условиях социально-реабилитационного центра

В статье авторы пытаются определить связи применений личностно-ориентированных технологий в работе с детьми в рамках занятий по интересам «Умная глина» в условиях социально — реабилитационного центра.

Компьютерная зависимость у детей подросткового возраста

Статья посвящена изучению проблемы компьютерной зависимости. Представлен анализ компьютерной зависимости как явления в подростковом возрасте. Описаны результаты исследования склонности детей к компьютерной зависимости.Предпринята попытка разработки р...

Инклюзия: психолого-педагогическое сопровождение детей раннего возраста в условиях реализации ФГОС

В статье рассматриваются вопросы осуществления инклюзивного образования в рамках взаимодействия Службы ранней помощи и Центра раннего развития ребенка МАДОУ «Синеглазка».

Использование визуального расписания в работе с неговорящими детьми в ГКУ ЦСПР «Роза ветров»

Статья выполнена в рамках Гранта «Мир без границ» Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации В статье раскрываются возможности формирования альтернативной коммуникации у неговорящих детей с помощью визуального расписания в режим...

Синдром эмоционального выгорания у педагогов в образовательной организации высшего образования

В статье автор описывает результаты диагностики по методикам «Диагностика уровня эмоционального выгорания» (В. В. Бойко) и «Прогноз-2» (В. Ю. Рыбников), а также дает профилактические рекомендации.

Задать вопрос