Использование визуального расписания в работе с неговорящими детьми в ГКУ ЦСПР «Роза ветров» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №50 (340) декабрь 2020 г.

Дата публикации: 09.12.2020

Статья просмотрена: 588 раз

Библиографическое описание:

Иванова, И. Н. Использование визуального расписания в работе с неговорящими детьми в ГКУ ЦСПР «Роза ветров» / И. Н. Иванова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 50 (340). — С. 470-472. — URL: https://moluch.ru/archive/340/76294/ (дата обращения: 15.11.2024).



Статья выполнена в рамках Гранта «Мир без границ» Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации

В статье раскрываются возможности формирования альтернативной коммуникации у неговорящих детей с помощью визуального расписания в режимных моментах и на коррекционных занятиях.

Ключевые слова : социализация, альтернативная коммуникация, визуальное расписание.

В настоящее время актуальным является вопрос социализации и интеграции детей с ментальными нарушениями в общество. Включение таких детей в активную жизнь социума невозможна без налаживания с ними социального взаимодействия и коммуникации.

В Государственном казенном учреждении Центре социальной поддержки и реабилитации детей-инвалидов получают социальные услуги дети с выраженным отставанием в умственном развитии (при глубоких поражениях ЦНС) с нарушениями слуха, зрения, двигательными нарушениями, с аутизмом. Различные нарушения влияют на развитие ребенка не по отдельности, а в совокупности, образуя сложные сочетания. Невербальных детей можно научить альтернативным способам коммуникации — общению с помощью карточек, жестов, электронных устройств.

Альтернативная коммуникация — способы коммуникации, дополняющие или заменяющие обычную речь людям, не способным при помощи неё удовлетворительно объясняться.

Одна из составляющих альтернативной коммуникации — это использование визуального расписания. Многим детям с тяжелыми и множественными нарушениями развития (ТМНР) сложно воспринимать на слух что и когда они должны сделать, но в то же время любому человеку не комфортно, если он не знает, что его ждет в ближайшем будущем. Следовательно, визуальное расписание — полезный инструмент, позволяющий ребенку определить, что и в какой момент ему предстоит делать. Для детей с ТМНР так же характерны частая отвлекаемость от цели деятельности; установка делать то, что хочет, а не то, что просят; трудности при сообщении о прошедших событиях и т. п. Поэтому, использование визуального расписания уменьшает вероятность возникновения нежелательного поведения и помогает применять навыки более самостоятельно».

Использование визуального расписания дает следующие преимущества:

— позволяет следовать распорядку дня. Ребенок знает, что он должен сделать сегодня, и ему не нужны словесные инструкции или подсказки. Таким образом повышается самостоятельность ребенка;

— является пунктом постоянных обращений, снижая таким образом беспокойство ребенка и придавая ему чувство уверенности и безопасности;

— позволяет избежать конфронтацией со взрослыми. Когда приходит время занятия, которым ребенок не любит заниматься, то взрослым следует ссылаться на расписание: «Расписание говорит, что мы будем …»;

— позволяет усвоить наиболее важные заведенные действия;

— устраняет постоянные вопросы о событиях дня или структуре занятия;

— позволяет ребенку быть готовыми к переменам;

— позволяет связывать ожидаемое поведение с занятиями в расписании;

— дает возможность ребенку получить ощущение того, что что-то достигнуто.

Визуальные расписания в нашем учреждении используют и педагоги на своих занятиях и воспитатели во время проведения режимных моментов. Поэтому расписания в помещениях размещаются по-разному. Если это расписание с последовательными инструкциями мытья рук, то оно находится непосредственно над раковиной. Если это расписание режима дня, то оно размещено в центре игровой комнаты, чтобы его могли видеть все дети. Если это расписание индивидуального занятия, то оно находится непосредственно на парте или на доске перед партой. Задания в визуальном расписании прикрепляются или слева направо либо сверху вниз. Мы так же советуем иметь каждому ребенку, который пользуется визуальным расписанием, такое расписание, которое позволит воспитаннику переносить его в различные места в учреждении с тем, чтобы он спокойно чувствовал себя по поводу предстоящих событий (например, папка с файлами или альбом).

Средства для визуального расписания мы подбираем индивидуально для каждого ребенка, так как важно учитывать его уровень развития, возраст и интересы. Прежде чем создавать такие средства, мы определяем, как ребенок реагирует на различные типы иллюстраций, технические устройства, цвет, размер и другие качества вещей, как он выполняет инструкции. В зависимости от психофизических особенностей ребенка мы подбираем типы изображения, которые будем использовать на начальном этапе работы. Это могут быть муляжи, реальные предметы, фотографии, реалистичные рисунки, схематичные рисунки. Для некоторых детей при составлении визуального расписания лучше подойдут понятные символы или линейные рисунки. Для детей, которые любят рассматривать фотографии, можно сделать фотографии их самих за этими занятиями вместо использования символов (или в добавление). Для других детей задание или занятие будут представлены в виде списка письменных инструкций. Как правило, обучение следованию наглядному расписанию начинается после того, как ребенок уже хорошо соотносит предметы и карточки, просит о помощи, о перерыве, выполняет функциональные инструкции на карточках».

Первое, что необходимо сделать, это обучить ребенка значению символов. Это может занять несколько недель, поэтому следует начинать с самого простого расписания и следовать ему изо дня в день. Более крупные варианты символов должны быть развешаны в тех местах, которые они означают. Например, символ, означающий столовую, можно повесить на входе в столовую, а символ туалета — у туалета. Для обозначения таких понятий как «игра» мы используем рисунки с любимой игрушкой или любимым занятием, с которыми связано это время.

В начале занятия мы показываем ребенку его расписание. Поначалу говорим с ребенком только о верхнем символе. Когда он начнет понимать расписание, то можно указывать на все символы и говорить, что они значат.

Берем символ, обозначающий первое занятие, и переносим его в место, где проходит данное занятие. Сверяем его с крупным символом, находящимся в том месте. Когда занятие закончено, возвращаемся с ребенком к расписанию. Опускаем символ в коробку или карман со словами «закончено» или «сделано». Затем мы берем следующий символ, показываем его ребенку, озвучиваем его, например, «занятие с логопедом», и направляемся с символом в кабинет логопеда, сопоставив его с крупным символом.

Таким образом, цель этапа обучению следованию расписанию в том, чтобы ребенок мог самостоятельно подойти к расписанию, посмотреть, какое действие ему нужно выполнить, выполнить его, вернуться к расписанию, узнать, какое действие следующее, и так далее. Для этого специалисты должны обучить ребенка последовательности шагов при выполнении расписания. При обучении мы используем физическую подсказку.

Следование визуальному расписанию состоит из следующих шагов:

— подойти к расписанию;

— найти первую карточку, установить красную стрелку над ней;

— выполнить действие (упражнение, задание), которое указано на первой карточке;

— вернуться к визуальному расписанию;

— переместить красную стрелку на вторую карточку (или убрать первую карточку в графу/карман «Сделано»).

Шаги повторяются для каждого пункта (карточки) в визуальном расписании.

При обучении следованию визуальному расписанию мы используем только физическую помощь, обязательно поощряем все выполненные самостоятельные шаги. Со временем постепенно уменьшаем физическую последовательность с конца цепочки до тех пор, пока ребенок не станет вполне самостоятельным.

Приведем несколько примеров визуального расписания.

При обучении навыкам самостоятельности при мытье рук мы используем или карточки, на которых изображены действия или перечни с инструкциями (для детей, которые умеют читать).

Визуальное расписание «Мытье рук»:

  1. Поднять рукава.
  2. Открыть кран.
  3. Смочить руки.
  4. Взять мыло.
  5. Положить мыло обратно.
  6. Ополоснуть руки.
  7. Закрыть кран.
  8. Высушить руки.
  9. Опустить рукава.

Визуальное расписание занятия «Математические представления»:

  1. Приветствие.
  2. Работа с календарем.
  3. Устный счет.
  4. Решение примеров.
  5. Упражнения с пособием «Нумикон».
  6. Физ. минутка.
  7. Решение задачи.
  8. Ответы на вопросы по занятию.
  9. Прощание.

В заключении хотелось бы еще раз отметить, что цель использования визуального расписания заключается в том, чтобы сделать жизнь ребенка проще и понятнее. Наш опыт работы позволяет утверждать, что использование визуального расписания в коррекционно-развивающем процессе и социальной адаптации детей с ТМНР помогает им и в обучении, и в повседневной жизни, и взаимодействии с окружающими людьми.

Литература:

  1. Алексеева, Е. И. Формирование навыков общения с использованием средств альтернативной коммуникации у детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития / Е. И. Алексеева, С. В. Андреева // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2014. — № 3
  2. Марлен Дж. Коэн Визуальная поддержка. Система действенных методов для развития навыков самостоятельности у детей с аутизмом / Марлен Дж. Коэн, Питер Ф. Герхард. — Екатеринбург: Рама Паблишинг, 2018. — 264 с.
Основные термины (генерируются автоматически): визуальное расписание, ребенок, расписание, альтернативная коммуникация, занятие, карточка, инструкция, какое действие, красная стрелка, крупный символ.


Ключевые слова

социализация, альтернативная коммуникация, визуальное расписание

Похожие статьи

Пластилинография, как средство развития творческих способностей детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) в системе дошкольного образования в современных условиях

Автор раскрывает значимость использования метода пластилинографии в работе с детьми с ОВЗ, виды заданий при работе с детьми. Статья рекомендована воспитателям коррекционных групп.

Интеллект-карта как средство речевого и познавательного развития детей с тяжелыми нарушениями речи

В статье рассматривается эффективность использования педагогами ДОУ метода интеллект-карт в развитии речи и познавательной сферы детей с ОВЗ.

Технология нейрокоррекции в практике коррекционного сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях Службы ранней помощи

В статье представлен опыт внедрения и реализации комплекса нейрокоррекционных игр и упражнений в коррекционно-развивающей деятельности с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях Службы ранней помощи.

Реализация принципов индивидуализации в процессе инклюзивного образования в дошкольном учреждении общеразвивающей направленности

В статье рассмотрены формы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми — инвалидами в рамках проекта по формированию модели инклюзивного образования «Радость — это быть вместе!». Лекотека представлена как модель работы с «особыми»...

Технология VisualWord как средство коммуникативного и речевого развития обучающихся младшего школьного возраста с расстройствами аутистического спектра в условиях инклюзивного класса

В статье описана авторская технология «VisualWord» и принцип ее применения в работе с младшими школьниками с расстройствами аутистического спектра. Автор иллюстрирует блоки технологии и представляет алгоритм развития коммуникации и речи в рамках деят...

Изотерапия как аналог графической речи в коррекционной работе ДОУ

В статье авторы освещают приемы коррекционного воздействия с помощью рисования на детей с ограниченными возможностями здоровья в группах компенсирующей направленности.

Формы позитивной социализации детей дошкольного возраста с использованием ПМК «Мозаичный парк»

В статье представлен опыт работы детского сада по социально-коммуникативному воспитанию дошкольников с использованием программно-методического комплекса «Мозаичный парк».

Применение личностно ориентированной технологии в работе с детьми на занятиях по интересам «Умная глина» в условиях социально-реабилитационного центра

В статье авторы пытаются определить связи применений личностно-ориентированных технологий в работе с детьми в рамках занятий по интересам «Умная глина» в условиях социально — реабилитационного центра.

Инклюзия: психолого-педагогическое сопровождение детей раннего возраста в условиях реализации ФГОС

В статье рассматриваются вопросы осуществления инклюзивного образования в рамках взаимодействия Службы ранней помощи и Центра раннего развития ребенка МАДОУ «Синеглазка».

Опыт организации и реализации инклюзивной практики для детей с расстройствами аутистического спектра в образовательное пространство ДОУ

Статья является описанием опыта проектирования модели социокультурной инклюзивной среды в образовательной организации: описываются основные принципы организации инклюзивной практики в ДОО, даются критерии практической оценки ее эффективности, предлаг...

Похожие статьи

Пластилинография, как средство развития творческих способностей детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) в системе дошкольного образования в современных условиях

Автор раскрывает значимость использования метода пластилинографии в работе с детьми с ОВЗ, виды заданий при работе с детьми. Статья рекомендована воспитателям коррекционных групп.

Интеллект-карта как средство речевого и познавательного развития детей с тяжелыми нарушениями речи

В статье рассматривается эффективность использования педагогами ДОУ метода интеллект-карт в развитии речи и познавательной сферы детей с ОВЗ.

Технология нейрокоррекции в практике коррекционного сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях Службы ранней помощи

В статье представлен опыт внедрения и реализации комплекса нейрокоррекционных игр и упражнений в коррекционно-развивающей деятельности с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях Службы ранней помощи.

Реализация принципов индивидуализации в процессе инклюзивного образования в дошкольном учреждении общеразвивающей направленности

В статье рассмотрены формы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми — инвалидами в рамках проекта по формированию модели инклюзивного образования «Радость — это быть вместе!». Лекотека представлена как модель работы с «особыми»...

Технология VisualWord как средство коммуникативного и речевого развития обучающихся младшего школьного возраста с расстройствами аутистического спектра в условиях инклюзивного класса

В статье описана авторская технология «VisualWord» и принцип ее применения в работе с младшими школьниками с расстройствами аутистического спектра. Автор иллюстрирует блоки технологии и представляет алгоритм развития коммуникации и речи в рамках деят...

Изотерапия как аналог графической речи в коррекционной работе ДОУ

В статье авторы освещают приемы коррекционного воздействия с помощью рисования на детей с ограниченными возможностями здоровья в группах компенсирующей направленности.

Формы позитивной социализации детей дошкольного возраста с использованием ПМК «Мозаичный парк»

В статье представлен опыт работы детского сада по социально-коммуникативному воспитанию дошкольников с использованием программно-методического комплекса «Мозаичный парк».

Применение личностно ориентированной технологии в работе с детьми на занятиях по интересам «Умная глина» в условиях социально-реабилитационного центра

В статье авторы пытаются определить связи применений личностно-ориентированных технологий в работе с детьми в рамках занятий по интересам «Умная глина» в условиях социально — реабилитационного центра.

Инклюзия: психолого-педагогическое сопровождение детей раннего возраста в условиях реализации ФГОС

В статье рассматриваются вопросы осуществления инклюзивного образования в рамках взаимодействия Службы ранней помощи и Центра раннего развития ребенка МАДОУ «Синеглазка».

Опыт организации и реализации инклюзивной практики для детей с расстройствами аутистического спектра в образовательное пространство ДОУ

Статья является описанием опыта проектирования модели социокультурной инклюзивной среды в образовательной организации: описываются основные принципы организации инклюзивной практики в ДОО, даются критерии практической оценки ее эффективности, предлаг...

Задать вопрос