Адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья с использованием нетрадиционных методов и подходов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 2 ноября, печатный экземпляр отправим 6 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №3 (502) январь 2024 г.

Дата публикации: 21.01.2024

Статья просмотрена: 20 раз

Библиографическое описание:

Лазутка, А. М. Адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья с использованием нетрадиционных методов и подходов / А. М. Лазутка. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 3 (502). — С. 169-171. — URL: https://moluch.ru/archive/502/110485/ (дата обращения: 19.10.2024).



В статье автор делится опытом работы с использованием нетрадиционных методов и подходов в период адаптации детей с особыми образовательными потребностями.

Ключевые слова: адаптация, песочная терапия, бизиборд, дети с ОВЗ.

При поступлении в дошкольные образовательные организации многие дети переживают адаптационный стресс. Работать с детьми с особыми образовательными потребностями обычными традиционными методами и приёмами мало. Такие дети требуют особой подготовки и терпения. Этим ребятам обязательно нужна мотивация, определенная заинтересованность, которая подогревает их интерес к работе.

Одним из эффективных средств адаптации детей с ОВЗ является песочная терапия. Возможности песочной терапии многогранны, но хотелось бы выделить ее преимущества, связанных с адаптацией детей к новым условиям жизнедеятельности.

Дети с ОВЗ не всегда могут выражать свои переживания. Игры с песком — удивительный способ взаимосвязи ребёнка с миром и с самим собой. Перед ребёнком открываются новые пути взаимодействия и развития с окружающим миром, помогают ребенку и стабилизируют эмоциональное состояние. Начинать работу с детьми рекомендуется с использованием простых упражнений.

Для уменьшения воздействие стрессовых факторов, игры с песком проводятся сразу после прихода детей в детский сад. Именно в этот момент дети находятся в стрессовом состоянии, связанном с новой обстановкой, расставанием с родителями, с появлением незнакомых взрослых и детей.

Существует достаточно большой комплекс игр, упражнений с сухим и мокрым песком. С погружением рук в песок и на его поверхности. В первую очередь рекомендуется использовать игры на поверхности сухого песка. Особый интерес у детей вызывают такие игры как: «Оставь след»; «Секретики»; «Спрячь и найди сокровища»; «Гусеница» и др.

Выполняя с детьми такие простые упражнения, мы учим детей прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения, а также их стабилизируем эмоциональное состояние. Что в свою очередь, способствует развитию произвольного внимания, речи, памяти.

Таким образом, песочная терапия — прекрасный способ установления контакта с детьми с ОВЗ, переживающими процесс адаптации к дошкольному учреждению, она развивает коммуникативные навыки, которые служат началом успешной адаптации.

Еще одним из вариантов адаптации и развития детей с ОВЗ может быть бизиборд, который позволяет проводить обучение в более активном игровом формате, что, безусловно, сказывается на интересе детей.

Бизиборд — это особая доска, в которой могут быть представлены различные развивающие элементы, дверцы, которые, могут быть закрыты на различные, крючки, шпингалеты, замки и пр.

Главная задача педагога — заинтересовать ребенка. Используя бизиборд с детьми с ОВЗ, адаптация проходит легче, во время игры ребенок учится контактировать с педагогом и сверстниками, что помогает быстрее привыкнуть к окружающей обстановке. Многократно открывая и закрывая замочки, ребенок испытывает радость, когда ему удается справиться с механизмом. Работая с бизибордом, в период адаптации у детей улучшается настроение и снимается эмоциональное напряжение, что позитивно влияет на успешную акклиматизацию ребенка в детском саду.

Самый лучший бизиборд — это тот, который сделан своими руками, а участие в его создании позволит детям коммуницировать друг с другом, внести свой вклад в общее развитие и принять участие в чем-то новом и интересном для себя. На бизиборд каждый ребенок может повесить что-то свое: небольшой музыкальный инструмент, книжку с картинками, кнопки, рычаги, раскраски, шумелки- пищалки, ленты.

Виды бизибордов, используемые в работе, следующие:

— Классические прямоугольные доски — безопасный вариант, который очень экономит пространство. Однако если размер доски более 40 см., доску нужно будет закрепить (Рис. 1).

Рис. 1

— Двойные или двухсторонние — удобный, устойчивый вариант (Рис. 2).

Рис. 2

— В форме куба или домика. Плюсы: мобильность, функционал домика, устойчивость (Рис. 3).

Рис. 3

— В форме персонажа или другого предмета. Плюс — необычный вид (Рис. 4).

Рис. 4

— Мягкие бизимодули и бизибуки — это уже не доски, но стоят упоминания. Они сшиты из текстильных материалов и представляют собой мягкие пирамидки, книжки и т. п. (Рис. 5).

Рис. 5

Бизиборд может использоваться для самостоятельных игр детей, а также на индивидуальных, групповых и подгрупповых занятиях.

Таким образом, бизиборд — не просто красивая игрушка, а дидактическая игра с множеством функций, который можно использовать для гармоничного развития ребенка. При использовании в работе бизибордов можно сделать вывод, что у детей повышается желание взаимодействовать друг c другом, a это очень важно в период адаптации.

Литература:

  1. Дубровская, Т. А. Адаптация и реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Учебное пособие / Т. А. Дубровская, М. В. Воронцова, В. С. Кукушин. — М.: РГСУ, 2014. — 364 c.
  2. Большебратская, Э. Э. Песочная терапия. — Петропавловск, 2010–74с.
  3. Маревчева, Н. В. Бизиборд как средство развития мелкой моторики рук детей дошкольного возраста / Н. В. Маревчева, С. М. Руденко. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 46 (284). — С. 289–291.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, песочная терапия, детский сад, период адаптации, эмоциональное состояние.


Похожие статьи

Использование арт-терапевтических методов в работе с детьми с ОВЗ

Статья посвящена анализу особенностей применения арт-терапевтических методов в коррекционной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Арт-терапевтические методы на данный момент являются одними из самых востребованных направлений в пра...

Специфика работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья

В статье представлен авторский взгляд на особенности коррекционной работы учителя-дефектолога с детьми, имеющими особые возможности здоровья. Дано описание основных этапов проведения работы, а также раскрыты основные методики по предъявлению коррекци...

Технология нейрокоррекции в практике коррекционного сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях Службы ранней помощи

В статье представлен опыт внедрения и реализации комплекса нейрокоррекционных игр и упражнений в коррекционно-развивающей деятельности с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях Службы ранней помощи.

Пластилинография, как средство развития творческих способностей детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) в системе дошкольного образования в современных условиях

Автор раскрывает значимость использования метода пластилинографии в работе с детьми с ОВЗ, виды заданий при работе с детьми. Статья рекомендована воспитателям коррекционных групп.

К вопросу о выборе подхода к работе с детьми с расстройствами аутистического спектра и умственной отсталостью

Автор статьи анализирует современные методы коррекционного воздействия при расстройствах аутистического спектра, успешно применяемых на практике в России и за рубежом.

Анималотерапия — как метод психокоррекционной работы с детьми дошкольного и школьного возрастов

Статья посвящена осмыслению значения роли животных в психологическом развитии человека. В статье ставится задача рассмотреть эффект применения анималотерапии, как метода психокоррекционной работы преимущественно с детьми дошкольного и школьного возра...

Особенности социальной адаптации лиц с сенсорными, ментальными и поведенческими нарушениями

В статье автор рассматривает каналы социальной адаптации детей и подростков. Поднимает вопросы важности программ реабилитации и социальной поддержки.

Особенности психолого-педагогической работы с детьми с синдромом Дауна и их адаптация в обществе

В статье раскрываются особенности воспитания, обучения, социальной адаптации детей с ограниченными возможностями с интеллектуальным недоразвитием вследствие генетической, хромосомной патологии (синдром Дауна).

Методические основы использования информационно-коммуникационных технологий в коррекции общего недоразвития речи

Статья посвящена использованию ИКТ в логопедической работе с детьми с общим недоразвитием речи. Отмечено положительное влияние ИКТ на коррекционную работу, а также отражены основные требования к логопедической работе с мультимедиа-ресурсами.

Арт-терапия в работе с младшими дошкольниками

В предоставленной статье рассмотрены важность арт — терапии для младших дошкольников, арт — терапевтические техники и способы, применяемые в работе педагога — психолога в детских дошкольных учреждениях.

Похожие статьи

Использование арт-терапевтических методов в работе с детьми с ОВЗ

Статья посвящена анализу особенностей применения арт-терапевтических методов в коррекционной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Арт-терапевтические методы на данный момент являются одними из самых востребованных направлений в пра...

Специфика работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья

В статье представлен авторский взгляд на особенности коррекционной работы учителя-дефектолога с детьми, имеющими особые возможности здоровья. Дано описание основных этапов проведения работы, а также раскрыты основные методики по предъявлению коррекци...

Технология нейрокоррекции в практике коррекционного сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях Службы ранней помощи

В статье представлен опыт внедрения и реализации комплекса нейрокоррекционных игр и упражнений в коррекционно-развивающей деятельности с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях Службы ранней помощи.

Пластилинография, как средство развития творческих способностей детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) в системе дошкольного образования в современных условиях

Автор раскрывает значимость использования метода пластилинографии в работе с детьми с ОВЗ, виды заданий при работе с детьми. Статья рекомендована воспитателям коррекционных групп.

К вопросу о выборе подхода к работе с детьми с расстройствами аутистического спектра и умственной отсталостью

Автор статьи анализирует современные методы коррекционного воздействия при расстройствах аутистического спектра, успешно применяемых на практике в России и за рубежом.

Анималотерапия — как метод психокоррекционной работы с детьми дошкольного и школьного возрастов

Статья посвящена осмыслению значения роли животных в психологическом развитии человека. В статье ставится задача рассмотреть эффект применения анималотерапии, как метода психокоррекционной работы преимущественно с детьми дошкольного и школьного возра...

Особенности социальной адаптации лиц с сенсорными, ментальными и поведенческими нарушениями

В статье автор рассматривает каналы социальной адаптации детей и подростков. Поднимает вопросы важности программ реабилитации и социальной поддержки.

Особенности психолого-педагогической работы с детьми с синдромом Дауна и их адаптация в обществе

В статье раскрываются особенности воспитания, обучения, социальной адаптации детей с ограниченными возможностями с интеллектуальным недоразвитием вследствие генетической, хромосомной патологии (синдром Дауна).

Методические основы использования информационно-коммуникационных технологий в коррекции общего недоразвития речи

Статья посвящена использованию ИКТ в логопедической работе с детьми с общим недоразвитием речи. Отмечено положительное влияние ИКТ на коррекционную работу, а также отражены основные требования к логопедической работе с мультимедиа-ресурсами.

Арт-терапия в работе с младшими дошкольниками

В предоставленной статье рассмотрены важность арт — терапии для младших дошкольников, арт — терапевтические техники и способы, применяемые в работе педагога — психолога в детских дошкольных учреждениях.

Задать вопрос