Использование игр с кинетическим песком в период адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям ДОУ | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Воспитание и развитие

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №1 (11) январь 2018 г.

Дата публикации: 24.11.2017

Статья просмотрена: 1461 раз

Библиографическое описание:

Огородник, С. И. Использование игр с кинетическим песком в период адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям ДОУ / С. И. Огородник, К. В. Ширенина. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2018. — № 1 (11). — С. 12-14. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/77/2706/ (дата обращения: 26.12.2024).



В данной статье раскрываются особенности детей младшего дошкольного возраста, понятие адаптации, которая применима к этим детям в условиях ДОУ и описываются возможности применения игр с кинетическим песком для помощи детям младшего дошкольного возраста в адаптации к условиям ДОУ. Акцент делается на положительных характеристиках кинетического песка, которые отличают его от пластилина, глины, соленого теста. В статье приводятся примеры игр с песком.

Ключевые слова: дошкольный возраст, адаптация, воспитатель, кинетический песок, игра

Детский сад — это ступень социализации ребенка, это первый опыт общения с большим количеством новых людей. Как правило, ребенок привыкает находиться в ограниченном коллективе родственников и знакомых, которых он знает. И смена окружения, быта, условий, режима могут повлечь сложности в адаптации к детскому саду.

Адаптация, в переводе от лат. adapto — приспособляю, означает «приспособление». Большой вклад в изучение проблем адаптации детей к условиям ДОУ сделан в отечественной науке. В последние годы все более активно вопросы социальной адаптации рассматриваются в психолого-педагогических работах Г. Ф. Кумарина, Н. Д. Ватутиной, где рассматриваются особенности психологической адаптации детей дошкольного возраста к детскому саду, а также факторы психологического благополучия ребёнка и основные закономерности его психического развития в дошкольном возрасте. Исследователи отмечают, что в этот период ребенок особенно нуждается в помощи и поддержке со стороны педагогов [1, с. 2].

Смысл адаптационного периода в том, чтобы сделать естественный процесс адаптации менее болезненным для ребенка и более интенсивным, быстрым, чтобы этот процесс не смог нарушить психическое и психологическое здоровье ребенка. А одним из условий этого является управляемость данным процессом. Применительно к дошкольному учреждению именно педагог призван управлять адаптационным процессом, привлекая к этому родителей, всех сотрудников дошкольного учреждения. Взрослые несут ответственность за содержание жизни ребенка, соблюдение его прав и реализацию его возможностей. Поэтому педагогическая поддержка является необходимой мерой сопровождения процесса адаптации ребенка в ДОУ [2, с. 2].

В общем смысле слова под адаптацией понимается процесс приспособление организма к новой обстановке. Начало посещения ребенком детского сада — это резкое и значительное изменение в жизни ребёнка, это важный этап, который, при неуспешном его прохождении, может приводить к серьёзным нарушениям поведения ребенка и развитию отрицательных реакций, поскольку меняется весь его предыдущий распорядок дня: питание, окружение, манера общения. Детский сад, конечно, является новым, еще неизвестным пространством, с новым окружением, новыми отношениями, новыми правилами поведения, новым ритмом. Поскольку в условиях семьи ребёнок с первых дней жизни привыкает к определённому режиму, способу вскармливания, к микроклимату семейных отношений и установленным способам общения с ним, что впоследствии вырабатывается в привычку. Изменения или нарушения в установленном порядке жизни малыша незамедлительно сказываются на его поведении. Это объясняется тем, что жизненный опыт ребёнка невелик и приспособление к новым условиям представляет определённую трудность. Все это приводит к изменению ребенка: изменяется его аппетит, сон, эмоциональное состояние. Может измениться целый ряд сложившихся привычек. Процесс приспособления к новым условиям не всегда и не у всех детей проходит легко и быстро и в таком состоянии его оставлять один на один с такими изменениями нельзя, обязательно нужна помощь, как родителей, так и воспитателей [1, с. 2].

На данный момент существует множество нетрадиционных методик, позволяющих решить комплекс задач и проблем, стоящих перед педагогом. Это: изотерапия, аромотерапия, музыкотерапия, танцевальная терапия, куклотерапия, имаготерапия, сказкотерапия и др. Но эффективность нововведений зависит от знания методики, систематичности и рациональности ее использования. Подробнее остановимся на такой нетрадиционной методике, как песочная терапия, поскольку этот метод игры для детей в ДОУ довольно новый и будет очень интересен, так как детям очень нравится играть в больших песочницах на улице или играть с песком на пляже.

В основе работы с детьми в период адаптации лежат психологические особенности каждого возрастного этапа развития, кризисные периоды, а также психологические новообразования и ведущий вид деятельности.

В младшем дошкольном возрасте ведущий вид деятельности — это игра. Поэтому в оказании помощи детям младшего дошкольного возраста в адаптации к условиям ДОУ воспитатель должен делать акцент на игру.

Игра может складываться с разными предметами: мячом, пластмассовыми и деревянными игрушками, куклами, машинками, кубиками, пирамидками. Но, введение новых методов работы с детьми является всегда интересным.

Поэтому использование игр с кинетическим песком в качестве помощи в адаптации детям младшего дошкольного возраста к условиям ДОУ будет очень занимательным и новым.

Кинетический песок — это потрясающая игрушка для детского творчества, это сыпучий материал, частички которого как бы прилипают друг к другу, поэтому работать с ним очень удобно и приятно. Это намного интереснее, чем играть с обычным песком, глиной или пластилином. Кинетический песок похож на мокрый пляжный песок, но, в то же время, он мягкий и пушистый, и течет сквозь пальцы, оставляя при этом руки чистыми и сухими. Работа с ним обладает целым рядом положительных моментов: простота; эстетичность; пластичность; безопасность и экологичность [3, с. 20].

Кинетический песок состоит на 98 % из обычного кварцевого песка и на 2 % из силиконового полимера, который применяют в пищевой промышленности как добавку Е 900. Таким образом, он является полностью безопасным при использовании.

У кинетического песка есть много положительных характеристик, которые отличают его от пластилина, глины, соленого теста: песок не прилипает к рукам и одежде, со временем он не высыхает, а остается «влажным на ощупь», он не имеет запаха и не токсичен, при проглатывании не вызывает дискомфорта в кишечнике и естественным путем выходит из организма ребенка, не требует специального хранения.

Использование техники работы с кинетическим песком в работе с детьми — дошкольниками дает возможность: оптимизировать эмоциональный фон, справиться с травматическими переживаниями, гармонизировать психоэмоциональное состояние; формировать установку на положительное отношение к себе; способствовать успешной адаптации; развивать познавательные процессы (восприятие, внимание, память, образно-логическое мышление, пространственное воображение); развивать творческий потенциал; сформировать коммуникативные навыки; тренировать мелкую моторику рук.

Для помощи детям младшего дошкольного возраста в адаптации к условиям ДОУ можно проводить такие игры с кинетическим песком, как: «Знакомство с песком», «Готовим печенья и кексики», «Волшебные отпечатки на песке», «Чья горка выше», «Угадайка», «Заборчики».

Игры с кинетическим песком могут развивать осязательные чувства, способствовать развитию концентрации внимания, сосредоточенности, творческого мышления. Одновременно с этим при лепке ребенок может создавать свою сказку, вербально описывая свои действия.

Кинетический песок может быть разных цветов, что способствует развитию сенсорного поля ребенка.

Постепенно деятельность по изготовлению простых фигур из песка (куличей, горок) может перейти к более сложным играм, которые становятся развивающими. Например, игра «Угадай кто это?», где воспитатель делает из песка силуэт геометрической фигуры, животного, посуды…, а дети отгадывают, что это может быть. В дальнейшем дети уже могут сами лепить силуэт и загадывать предметы.

Игра «Найди отличие» позволяет развить наблюдательность детей. Игра состоит в том, что воспитатель лепит фигуру или предмет, когда дети отворачиваются, воспитатель добавляет какую-либо деталь и дети, повернувшись, должны отгадать отличие. В более взрослом возрасте ведущим игры так же может стать ребенок.

Лепка пластилином в детском саду может варьироваться лепкой кинетическим песком, так как у детей первой младшей группы не всегда в полной мере развита мелкая моторика, то им бывает сложно размять пластилин или его скатать. Кинетический песок в этом плане дает больше возможностей ребенку осуществить задуманное.

Так как сейчас в детских садах введено календарно-тематическое планирование, то игры с кинетическим песком могут соответствовать тематике недели.

В игры с кинетическим песком можно включать соревновательный момент, например, построить самую большую башню, самый длинный забор…

После изготовленной фигуры дети могут объяснить свой замысел и быстро внести коррективы в свою работу. Поэтому такой вид деятельности дает возможность ребенку исправить ошибки или устранить недоработки и стать при этом успешным.

У кинетического песка так же есть функция снятия психоэмоционального напряжения, создание положительного эмоционального настроя, поэтому работа с песком будет иметь положительное воздействие на детей, имеющих нарушения эмоционального состояния.

Таким образом, игры с кинетическим пеком помогут детям благоприятно адаптироваться к новым условиям в ДОУ, быстро установить доброжелательные отношения со сверстниками и окружающими взрослыми; способствовать устойчивости эмоционально- положительного самочувствия и активности каждого ребёнка; развитию познавательной активности детей и любознательности. А так же способствовать творческому самовыражению через участие в игровой и продуктивной деятельности, обеспечивать комфортные условия пребывания в ДОУ.

Кинетический песок продается в магазинах разных цветов и объемов, что дает возможность родителям любой финансовой обеспеченности приобрести его. А уже в более старшем возрасте, можно установить коробку с песком в группе.

Литература:

  1. Бутывченко А. В. Адаптация детей младшего дошкольного возраста к ДОУ. // VII Международная студенческая электронная научная конференция «Студенческий научный форум — 2015». https://www.scienceforum.ru/2015/1199/11602
  2. Иваненко Л. Н. Адаптация детей младшего дошкольного возраста. http://ext.spb.ru/index.php/10165. — образовательный портал
  3. Яковлева Е. В. Кинетический песок как одно из средств развития творческого воображения дошкольников [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы III международной научной конференции (г. Казань, октябрь 2015 г.). — Казань: Бук, 2015. — 125 с.
Основные термины (генерируются автоматически): кинетический песок, ребенок, детский сад, младший дошкольный возраст, игра, адаптация, дошкольный возраст, песок, дошкольное учреждение, соленый тест.

Похожие статьи

Влияние техник рисования на развитие воображения в дошкольном возрасте

В статье рассматривается вопрос о влиянии на развитие воображения ребенка старшего дошкольного возраста разнообразных техник рисования. Приводятся методы и результаты экспериментального исследования проблемы. Также представлен и проиллюстрирован ряд ...

Использование нетрадиционных техник в обучении рисованию детей дошкольного возраста с задержкой психического развития

В статье представлен опыт работы воспитателя в группе для детей с задержкой психического развития по формированию навыков изобразительного творчества. Автор рекомендует использовать любые творческие средства в изобразительной деятельности. И говорит ...

Психолого-педагогические условия адаптации детей раннего возраста к ДОУ

В статье рассматриваются вопросы адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ, рассмотрены формы работы по организации процесса адаптации ребенка к новым условиям. На основе экспериментального исследования составлены рекомендации по адаптации дете...

Организация театрализованной деятельности с детьми раннего возраста

В статье рассматривается значение театрализованной деятельности в детском саду и ее влияние на развитие творческого потенциала и творческой направленности ребенка. Описываются требования к организации такой деятельности в раннем детстве. Автор статьи...

Использование техники сторителлинг в работе с детьми дошкольного возраста

В статье раскрываются основные понятия техники сторителлинг, рассматриваются особенности педагогического сторителлинга, его функции, структура, виды, а также цели, которых можно добиться, используя данную технику. Особое внимание уделено возможностям...

Развитие логического мышления старших дошкольников посредством дидактических игр и упражнений математического содержания

В данной статье рассказывается о том, какую роль играют дидактические игры и упражнения математического содержания в развитии логического мышления детей старшего дошкольного возраста, описывается разнообразие дидактических игр, которые используются с...

Актуальность разработки игровых ситуаций, способствующих гендерной социализации детей дошкольного возраста

В методической разработке описана актуальность гендерной социализации детей дошкольного возраста. Также представлен пример содержания игровых ситуаций, используемых в повседневной жизни в условиях ДОУ, в различных режимных моментах дошкольников с цел...

Проявление интереса у ребенка двух лет к действиям с мячом

В статье авторы рассматривают вопрос проявления интереса у детей раннего возраста к действиям с мячом. Описываются особенности формирования интереса к предметной деятельности у детей двух лет. Приводятся примеры взаимодействия ребенка раннего возраст...

Акмеологические условия адаптации дошкольников к развитию в институциональных системах

В статье рассматриваются психологические особенности дошкольного возраста и особенности адаптации детей этого возраста к образовательным учреждениям (институциональным системам) с разными типами обучения. Показано, что адаптация к ИС происходит в обл...

Адаптация ребенка к детскому саду в раннем возрасте

В статье рассматриваются особенности адаптации к детскому саду у детей раннего возраста. Проведен анализ педагогического исследования адаптации ребенка раннего возраста к условиям детского сада, в котором представлены три последовательных этапа — кон...

Похожие статьи

Влияние техник рисования на развитие воображения в дошкольном возрасте

В статье рассматривается вопрос о влиянии на развитие воображения ребенка старшего дошкольного возраста разнообразных техник рисования. Приводятся методы и результаты экспериментального исследования проблемы. Также представлен и проиллюстрирован ряд ...

Использование нетрадиционных техник в обучении рисованию детей дошкольного возраста с задержкой психического развития

В статье представлен опыт работы воспитателя в группе для детей с задержкой психического развития по формированию навыков изобразительного творчества. Автор рекомендует использовать любые творческие средства в изобразительной деятельности. И говорит ...

Психолого-педагогические условия адаптации детей раннего возраста к ДОУ

В статье рассматриваются вопросы адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ, рассмотрены формы работы по организации процесса адаптации ребенка к новым условиям. На основе экспериментального исследования составлены рекомендации по адаптации дете...

Организация театрализованной деятельности с детьми раннего возраста

В статье рассматривается значение театрализованной деятельности в детском саду и ее влияние на развитие творческого потенциала и творческой направленности ребенка. Описываются требования к организации такой деятельности в раннем детстве. Автор статьи...

Использование техники сторителлинг в работе с детьми дошкольного возраста

В статье раскрываются основные понятия техники сторителлинг, рассматриваются особенности педагогического сторителлинга, его функции, структура, виды, а также цели, которых можно добиться, используя данную технику. Особое внимание уделено возможностям...

Развитие логического мышления старших дошкольников посредством дидактических игр и упражнений математического содержания

В данной статье рассказывается о том, какую роль играют дидактические игры и упражнения математического содержания в развитии логического мышления детей старшего дошкольного возраста, описывается разнообразие дидактических игр, которые используются с...

Актуальность разработки игровых ситуаций, способствующих гендерной социализации детей дошкольного возраста

В методической разработке описана актуальность гендерной социализации детей дошкольного возраста. Также представлен пример содержания игровых ситуаций, используемых в повседневной жизни в условиях ДОУ, в различных режимных моментах дошкольников с цел...

Проявление интереса у ребенка двух лет к действиям с мячом

В статье авторы рассматривают вопрос проявления интереса у детей раннего возраста к действиям с мячом. Описываются особенности формирования интереса к предметной деятельности у детей двух лет. Приводятся примеры взаимодействия ребенка раннего возраст...

Акмеологические условия адаптации дошкольников к развитию в институциональных системах

В статье рассматриваются психологические особенности дошкольного возраста и особенности адаптации детей этого возраста к образовательным учреждениям (институциональным системам) с разными типами обучения. Показано, что адаптация к ИС происходит в обл...

Адаптация ребенка к детскому саду в раннем возрасте

В статье рассматриваются особенности адаптации к детскому саду у детей раннего возраста. Проведен анализ педагогического исследования адаптации ребенка раннего возраста к условиям детского сада, в котором представлены три последовательных этапа — кон...

Задать вопрос