Технология нейрокоррекции в практике коррекционного сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях Службы ранней помощи
Авторы: Абдуллаева Эльнара Талятовна, Болковенко Ольга Антоновна, Курова Елена Сергеевна
Рубрика: Коррекционная дошкольная педагогика
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №3 (30) март 2020 г.
Дата публикации: 05.03.2020
Статья просмотрена: 452 раза
Библиографическое описание:
Абдуллаева, Э. Т. Технология нейрокоррекции в практике коррекционного сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях Службы ранней помощи / Э. Т. Абдуллаева, О. А. Болковенко, Е. С. Курова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2020. — № 3 (30). — С. 20-22. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/157/4958/ (дата обращения: 15.11.2024).
В статье представлен опыт внедрения и реализации комплекса нейрокоррекционных игр и упражнений в коррекционно-развивающей деятельности с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях Службы ранней помощи.
Ключевые слова: дети с ОВЗ, нейропсихологический подход, игровой сеанс, ранняя помощь.
Вопросы оказания ранней комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в настоящее время являются чрезвычайно актуальными. Это обусловлено в первую очередь ростом численности новорожденных с проблемами здоровья. Ранняя комплексная помощь является ключевым звеном в коррекции нарушений развития ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, поскольку позволяет на начальном этапе диагностировать отклонения и предотвратить их последствия и осложнения.
В Муниципальном автономном дошкольном образовательном учреждении «Синеглазка» муниципального образования город Ноябрьск с 2017 года функционирует Служба ранней помощи, цель которой оказание методической, диагностической, консультативной помощи семье, имеющей ребенка с выявленными нарушениями развития (риском нарушения), не посещающего дошкольное образовательное учреждение, подбор адекватных способов взаимодействия с ребенком, его воспитания и обучения, коррекция отклонений в развитии.
Служба ранней помощи представляет собой специально организованное образовательное пространство, в котором центральное место занимает взаимодействие ребенка и взрослого в условиях коррекционно-развивающей среды, создающей благоприятные условия для компенсации полиморфных нарушений различных функциональных систем (моторики, психики, речи), качественного изменения возрастных новообразований, образования и социальной адаптации, изменения отношений между ребенком и окружающим миром.
Ранняя комплексная помощь в условиях Службы ранней помощи предполагает широкий спектр инновационных технологий, ориентированных на ребенка с ограниченными возможностями здоровья, реализуемых в процессе согласованной работы специалистов: учителя-логопеда, учителя-дефектолога, педагога-психолога, воспитателя.
Одной из эффективных технологий при оказании комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья является нейрокоррекционный подход.
Нейрокоррекционный подход — это комплекс специальных коррекционных методик, которые направлены на переструктурирование нарушенных функций мозга и создание компенсирующих средств, что способствует дальнейшему самостоятельному обучению и контролированию своего поведения. Основная цель нейрокоррекционного подхода — воздействуя на сенсомоторный уровень, и учитывая общие закономерности естественного развития ребёнка, активизировать развитие всех высших психических функций, особенно проблемных отстающих сфер. Данный подход называют методом замещающего онтогенеза, когда педагог воздействует и стимулирует те системы, которые ребенок пропустил в своем развитии или недополучил в силу разных причин.
Эффективность нейрокоррекционного подхода доказана наукой и практикой. Многие исследователи указывают на взаимосвязь психического и моторного развития ребенка. Данный подход предполагает коррекцию нарушенных психических процессов (внимания, памяти, мышления, речи), эмоционально-волевой сферы ребёнка через движение, способствует достижению возрастных нормативов в общем развитии и, в частности, речевом.
В работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья активно используем систему игр и упражнений с нейрокоррекционным воздействием:
− Телесные подвижные упражнения.
− Дыхательные упражнения.
− Глазодвигательные упражнения.
− Упражнения на развитие тактильных и кинестетических функций.
− Упражнения на развитие высших психических функций.
− Растяжки.
− Коммуникативные упражнения.
− Упражнения для релаксации.
Телесные подвижные упражнения способствуют интегрированной работе двух полушарий головного мозга, своевременному и полноценному развитию высших психических функций, развитию «чувствования» своего тела, обогащению и дифференциации получаемой сенсорной информации. При регулярном выполнении перекрестных телесных упражнений образуется большое количество нервных волокон, связывающих полушария головного мозга.
Дыхательные упражнения насыщают объем легких кислородом, улучшают состояние головного мозга и сердечной мышцы, улучшают самочувствие, успокаивают и способствуют наилучшей концентрации внимания, снижают напряжение. Упражнения занимают всего несколько минут. Не стоит забывать, что детям дыхательные упражнения могут показаться довольно непростыми, поэтому следует проводить дыхательную гимнастику в игровой форме, с использованием различных материалов.
Глазодвигательные упражнения способствуют расширению объёма зрительного восприятия и влияют на функции речи, внимания и памяти, тонизируют мышцы, управляющие движением глаз, активизируют кровообращение, психическую активность, снижают умственное утомление.
Глазодвигательные упражнения выполняются в медленном темпе, слежение глазами идет за предметом, расположенным на расстоянии вытянутой руки, затем на расстоянии локтя с фиксацией в крайних положениях.
Упражнения на развитие тактильных и кинестетических функций способствуют развитиюмежсенсорных связей: зрительно-двигательных в процессе пространственного зрения, слухо-моторных и зрительно-моторных, речедвигательных при произношении, тактильно-двигательных в процессе взаимодействия с окружающим миром. С помощью упражнений на развитие тактильных и кинестетических функций ребёнок учится узнавать свое тело и управлять им.
Растяжки направлены на нормализацию тонуса мышц. Выполнение растяжек способствует преодолению у детей гипотонуса мышц (вялость), зажимов и гипертонуса — повышенного двигательного беспокойства.
Коммуникативные упражнения направлены на развитие общения между детьми. Парные и групповые упражнения формируют навыки совместных действий, способствуя лучшему пониманию друг друга.
Упражнения для релаксации проводятся в конце игровых сеансов с целью интеграции приобретенного опыта. Они способствуют расслаблению, самонаблюдению, воспоминаниям событий и ощущений и являются единым процессом.
Выстраиванию индивидуальной программы применения игровой нейрокоррекционной технологии для каждого ребёнка, в зависимости от уровня его актуального развития, помогает наблюдательная диагностика, которую мы проводим на первых встречах, в ходе которой получаем ответы на вопросы, касающиеся поведенческой, эмоционально-волевой сферы каждого ребенка. Наблюдательная диагностика позволяет оценить показатели сенсомоторного развития ребенка, его двигательную активность, особенности восприятия новой среды, окружающих взрослых и сверстников, привязанность к родителям, контактность. Эти наблюдения определяют наши дальнейшие действия по подбору системы игр и упражнений нейрокоррекционного воздействия.
Игровой сеанс проводится индивидуально с каждым ребенком с учетом его физических и психических возможностей, учитывается его степень утомляемости и работоспособности. На каждом игровом сеансе обязательно присутствуют родители, которых педагог обучает способам коррекционно-развивающего взаимодействия с ребенком.
Крайне важным условием при проведении игровых сеансов является последовательность применения игровых упражнений, причем особое внимание уделяем правильности и точности выполнения. Мы не переходим к следующему упражнению, не добившись освоения его ребенком.
Обязательно сочетаем совместное выполнение упражнения с ребенком, показ, словесную инструкцию, следим за тем, как ребенок воспринимал предлагаемый материал. Постепенно, но систематически включаем ребенка в самостоятельную оценку своей деятельности, формируя у него адекватное отношение к самому себе и своим поступкам. Оценивая динамику продвижения ребенка, мы сравниваем его не с другими детьми, а с тем уровнем, на котором он находился на предыдущем этапе.
Использование нейрокоррекционного подхода при оказании комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в условиях Службы ранней помощи, позволило сформировать у детей представления о телесном и внешнем пространстве, оптимальный для них уровень произвольной саморегуляции, чувство ритма, расширить поле зрительного восприятия, развить зрительно-моторную координацию. У детей значительно улучшилось произвольное внимание, память, речевая деятельность, оптимизировался общий тонус тела, двигательная активность, а также общая, мелкая и артикуляционная моторика.
Литература:
- Семенович А. В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза: Учебное пособие. — М.: Генезис, 2010.
- Конева Е. А., Рудаметова Н. А. Психомоторная коррекция в системе комплексной реабилитации детей со специальными образовательными потребностями. — Новосибирск, 2008.
- Кислинг, Улла. Сенсорная интеграция в диалоге: понять ребенка, распознать проблему, помочь обрести равновесие. — М.: под ред. Е. В. Клочковой; Теревинф, 2010
- Медина Джон. Правила развития мозга вашего малыша. Что нужно малышу от 0 до 5 лет, чтобы он вырос умным и счастливым., издательство: Бомбора, 2019 г.
- Деннисон П. И., Деннисон Г. И. Образовательная кинестетика для детей: Базовое пособие по образовательной кинезиологии для родителей и педагогов, воспитывающих детей разного возраста: Пер. с англ. М.: Восхождение, 1998.
Похожие статьи
Пластилинография, как средство развития творческих способностей детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) в системе дошкольного образования в современных условиях
Автор раскрывает значимость использования метода пластилинографии в работе с детьми с ОВЗ, виды заданий при работе с детьми. Статья рекомендована воспитателям коррекционных групп.
Использование арт-терапевтических методов в работе с детьми с ОВЗ
Статья посвящена анализу особенностей применения арт-терапевтических методов в коррекционной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Арт-терапевтические методы на данный момент являются одними из самых востребованных направлений в пра...
Командный метод работы специалистов психолого-педагогического сопровождения детей с расстройством аутистического спектра
Статья посвящена коррекционным и образовательным подходам командного метода сопровождения детей с расстройством аутистического спектра (РАС) в учреждении психолого-педагогической реабилитации и коррекции.
Психологическое сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации федеральных образовательных стандартов начального общего образования
В статье показаны важные аспекты работы с детьми с ОВЗ в общеобразовательном пространстве, основанные на федеральном образовательном стандарте.
Инклюзия: психолого-педагогическое сопровождение детей раннего возраста в условиях реализации ФГОС
В статье рассматриваются вопросы осуществления инклюзивного образования в рамках взаимодействия Службы ранней помощи и Центра раннего развития ребенка МАДОУ «Синеглазка».
Применение модульных массажных ковриков как современный подход в коррекционно-образовательном процессе для детей с ограниченными возможностями здоровья
В статье представлен практический опыт работы по коррекции речевых нарушений через развитие двигательно-моторной сферы с использованием модульных массажных ковриков.
Современные технологии профилактики задержки речевого развития у детей раннего возраста
В статье рассмотрены способы использования современных технологий в коррекционно-профилактической работе по предупреждению задержки речевого развития у детей раннего возраста. Описан опыт специалистов дошкольных организаций в профилактике и предотвра...
Технология VisualWord как средство коммуникативного и речевого развития обучающихся младшего школьного возраста с расстройствами аутистического спектра в условиях инклюзивного класса
В статье описана авторская технология «VisualWord» и принцип ее применения в работе с младшими школьниками с расстройствами аутистического спектра. Автор иллюстрирует блоки технологии и представляет алгоритм развития коммуникации и речи в рамках деят...
Интеллект-карта как средство речевого и познавательного развития детей с тяжелыми нарушениями речи
В статье рассматривается эффективность использования педагогами ДОУ метода интеллект-карт в развитии речи и познавательной сферы детей с ОВЗ.
Адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья с использованием нетрадиционных методов и подходов
В статье автор делится опытом работы с использованием нетрадиционных методов и подходов в период адаптации детей с особыми образовательными потребностями.
Похожие статьи
Пластилинография, как средство развития творческих способностей детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) в системе дошкольного образования в современных условиях
Автор раскрывает значимость использования метода пластилинографии в работе с детьми с ОВЗ, виды заданий при работе с детьми. Статья рекомендована воспитателям коррекционных групп.
Использование арт-терапевтических методов в работе с детьми с ОВЗ
Статья посвящена анализу особенностей применения арт-терапевтических методов в коррекционной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Арт-терапевтические методы на данный момент являются одними из самых востребованных направлений в пра...
Командный метод работы специалистов психолого-педагогического сопровождения детей с расстройством аутистического спектра
Статья посвящена коррекционным и образовательным подходам командного метода сопровождения детей с расстройством аутистического спектра (РАС) в учреждении психолого-педагогической реабилитации и коррекции.
Психологическое сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации федеральных образовательных стандартов начального общего образования
В статье показаны важные аспекты работы с детьми с ОВЗ в общеобразовательном пространстве, основанные на федеральном образовательном стандарте.
Инклюзия: психолого-педагогическое сопровождение детей раннего возраста в условиях реализации ФГОС
В статье рассматриваются вопросы осуществления инклюзивного образования в рамках взаимодействия Службы ранней помощи и Центра раннего развития ребенка МАДОУ «Синеглазка».
Применение модульных массажных ковриков как современный подход в коррекционно-образовательном процессе для детей с ограниченными возможностями здоровья
В статье представлен практический опыт работы по коррекции речевых нарушений через развитие двигательно-моторной сферы с использованием модульных массажных ковриков.
Современные технологии профилактики задержки речевого развития у детей раннего возраста
В статье рассмотрены способы использования современных технологий в коррекционно-профилактической работе по предупреждению задержки речевого развития у детей раннего возраста. Описан опыт специалистов дошкольных организаций в профилактике и предотвра...
Технология VisualWord как средство коммуникативного и речевого развития обучающихся младшего школьного возраста с расстройствами аутистического спектра в условиях инклюзивного класса
В статье описана авторская технология «VisualWord» и принцип ее применения в работе с младшими школьниками с расстройствами аутистического спектра. Автор иллюстрирует блоки технологии и представляет алгоритм развития коммуникации и речи в рамках деят...
Интеллект-карта как средство речевого и познавательного развития детей с тяжелыми нарушениями речи
В статье рассматривается эффективность использования педагогами ДОУ метода интеллект-карт в развитии речи и познавательной сферы детей с ОВЗ.
Адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья с использованием нетрадиционных методов и подходов
В статье автор делится опытом работы с использованием нетрадиционных методов и подходов в период адаптации детей с особыми образовательными потребностями.