В настоящей статье автором рассмотрены вопросы правовых проблем рассматриваемых отношений в сфере законодательного регулирования вопроса. Исследованы источники права, в части исполнения возложенных обязанностей исполнительного органа.
Ключевые слова: некоммерческие организации, надзор, юстиция, регулирование, законодательство, проверка.
Некоммерческие организации играют значительную роль в развитии государства, вместе с этим полноправно выступают в качестве фундамента социально-экономических правоотношений.
Самые первые некоммерческие организации появились примерно в VI-VII веках и первоначально основывались на внехозяйственном интересе. Происходило это в результате определенного момента развития общества, когда правовое регулирование отношений касалось исключительно отдельных физических лиц. Также уже в V веке были образованы гетерии — тайные сообщества единомышленников — богачей и олигархов, которые были настроены против демократического строя. В это же время в Древнем Риме частные организации были описаны как союзы с религиозными целями и профессиональный союз ремесленников [7].
На нынешнем этапе нормативно-правового развития Российской Федерации уделяется особое внимание регулированию деятельности некоммерческих организаций, однако вместе с этим остаются определенные правовые, обеспечительные, морально-этические проблемные вопросы. Конкретизируя, мы считаем правильным обратить особое внимание на роль Министерства юстиции Российской Федерации, в вопросе исполнения контрольно-надзорных функций.
Так, Федеральным законом «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 № 7-ФЗ (далее — Федеральный закон 7–ФЗ), определены особенности гражданско-правового положения некоммерческих организаций отдельных организационно-правовых форм, видов и типов, а также возможные формы поддержки некоммерческих организаций органами государственной власти и органами местного самоуправления [7].
Некоммерческой организацией (НКО) является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками. НКО могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ. НКО могут создаваться в форме общественных или религиозных организаций (объединений), общин коренных малочисленных народов Российской Федерации, казачьих обществ, некоммерческих партнерств, учреждений, автономных некоммерческих организаций, социальных, благотворительных и иных фондов, ассоциаций и союзов, а также в других формах, предусмотренных федеральными законами
По данным Министерства юстиции, всего в России в начале этого года было зарегистрировано более 213 тысяч НКО, из которых 198,8 тыс. подлежат госнадзору — 90 тыс. общественных объединений, в том числе 53 политические партии и 2,9 тыс. их структурных подразделений, 31 тыс. религиозных организаций и 91 тыс. других НКО, включая семь отделений международных организаций, иностранных НКО. Стоит отметить, что в сравнении с предыдущими годами, количество организаций сократилось [6].
Однако сокращение количества организаций отнюдь не влияют на количество растущих проблемных аспектов правового регулирования. Министерство юстиции Российской Федерации уполномочено выполнять в том числе, контрольно-надзорные функции, которые выражаются в плановом (текущем) контроле за выполнением отчетности, утвержденным приказом Минюста России от 16.08.2018 № 170 «Об утверждении форм отчетности некоммерческих организаций», возложение на некоммерческие организации, получающие иностранное финансирование и участвующие в политической деятельности на территории Российской Федерации, обязанности в уведомительном порядке заявить о себе в качестве некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, также проведением плановых и внеплановых документарных проверок [4].
Как следует из Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от 26.12.2008 № 294-ФЗ предметом документарной проверки являются сведения, содержащиеся в документах юридического лица, индивидуального предпринимателя, устанавливающих их организационно-правовую форму, права и обязанности, документы, используемые при осуществлении их деятельности и связанные с исполнением ими обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, исполнением предписаний и постановлений органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля [2].
Структурное подразделение Минюста России в соответствии с текущим планом проверок в установленные законом сроки (30 календарных дней), посредством тщательного нормативно-правого анализа представленных к проверке документов, устанавливает соответствие деятельности Организации, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, целям, предусмотренным ее учредительными документами и законодательству Российской Федерации за определенный период деятельности.
Необходимость проведения проверок обуславливается не только установленными требованиями действующего законодательства, но и зачастую отсутствием надлежащего ответственного отношения руководящих органов некоммерческих организаций. Так, при систематическом неисполнении существующих обязанностей, таких как: своевременная сдача финансовой отчетности, исполнение предписаний, присутствия при необходимости в контролирующем органе, дает основания к включению той или иной организации в план документарных проверок.
Справедливо будет отметить, что на лиц, уполномоченных к проведению проверок ложится весомая правовая ответственность. Специалист должен иметь соответствующий уровень профессиональной квалификации, обладать широким спектром знаний в области гражданского и административного права, своевременно и в полной мере исполнять предоставленные в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений требований, установленных Федеральным законодательством. Но также стоит сказать, что на результат могут влиять и руководящие лица организаций, так как от них зависит полноценность и своевременность предоставляемых документов.
В среднем, на одного специалиста приходится 8 проверок в полугодовом периоде, исходя из практики, следует сказать, что такое количество проверок является достаточно большим. А именно, установленный срок проверок, в количестве 20 дней, как мы упомянули ранее, зачастую остается недостаточным, несмотря на возможность продления проверки. В обоснование этого утверждения мы приводим следующий аргумент: при наличии различных организационно-правовых форм некоммерческих организаций, их уставных целей, способов осуществления деятельности, весомую роль играет наличие ведения финансово-хозяйственной деятельности. При проведении проверки именно эта часть занимает наибольшее количество времени, а при условии, если Организация не представила к проверке те или иные финансово-хозяйственные документы, то появляется необходимость в взаимодействии с иными органами государственной власти, для получения отсутствующей информации.
Таким образом, одной из проблем, мы можем назвать проблему недостаточных сроков проведения проверок.
Вместе с этим, существует еще более обширный спектр проблем. В силу сложившихся законодательных правоотношений, Министерство юстиции Российской Федерации уполномочено осуществлять контроль за политическими партиями. А конкретно, предметом проверок является соблюдение требований законодательства Российской Федерации, целей, предусмотренных учредительными документами, в том числе требований, установленных Федеральным законодательством.
Суть проблемы заключается в следующем. Действующие политические партии зачастую не выполняют одну из основополагающих функций — выдвижение кандидатов на выборы, что является основанием для исключения такой организации из единого государственного реестра юридических лиц путем ликвидации. Однако здесь может присутствовать правовой вакуум. Основанием для исключения является систематическое неисполнение обязанности по выдвижению кандидатов на выборные должности в течение 7 лет [3].
Основными типичными нарушениями политических партий являются в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, целям, предусмотренным их учредительными документами, использование учредителями, должностными лицами некоммерческой организации ее имущества в своих интересах, а не в интересах организации; направление денежных средств и иного имущества на цели, не предусмотренные уставом; несоблюдение уставных целей, к примеру, в соответствии с положениями устава организации, члены регионального политического совета, члены региональной контрольно-ревизионной комиссии (региональный ревизор), председатель регионального политического совета избираются сроком на пять лет, в нарушение этого положения, руководящие органы переизбираются до истечения срока полномочий, что по сути нарушает первостепенные уставные задачи. Также типовым нарушением является пренебрежительное отношение к ведению документооборота и пункта 3 статьи 23 Федерального Закона № 95-ФЗ, порядок приема и учета членов не соблюдается [3].
Таким образом, при наличии подобных грубых нарушений законодательством не предусмотрены соответствующие меры воздействия. По моему мнению, этот правовой вакуум образовался по причине некачественных изменений законодательства. По мнению правоведов, к успешности проверки способствуют повышению уровня ответственности руководителей по своевременной сдаче отчетности, внесению изменений в сведения о некоммерческой организации в установленные сроки, а также более качественному оформлению документов (протоколов, приказов и иных внутренних документов), позволяют предотвратить нарушения законодательства в будущем.
Итак, обозначив основные проблемы выполнения контрольно-надзорных функций за деятельностью некоммерческих организаций в Российской Федерации, мы предлагаем следующее:
- Для решения вопроса установленного срока проведения плановых документарных проверок, в количестве 20 дней, необходимо внести соответствующие изменения в федеральное законодательство, а именно: дополнить часть 1 статьи 13 Федерального закона № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» формулировкой: «вместе с тем, при наличии законных оснований срок проверки может быть увеличен до 40 рабочих дней»
- Для решения проблемы правового вакуума, когда деятельность организации не соответствует положениям, целям и задачам, предусмотренным уставом политической партии, в соответствии с уставными целями и задачами не осуществляется, но не утверждены меры воздействия, законодателю следует пересмотреть сложившуюся судебную практику и расширить спектр императивных норм Министерства юстиции.
Литература:
- О некоммерческих организациях [Электронный ресурс]: [федер. закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ в ред. от 30.12.2020] // СПС «Консультант+». — Последнее обновление 18.09.2022.
- О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля [Электронный ресурс]: [федер. закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ в ред. от 08.03.2022] // СПС «Консультант+». — Последнее обновление 18.09.2022.
- О политических партиях [Электронный ресурс]: [федер. закон от от 11 июля 2001 г. N 95-ФЗ в ред. от 12.04.2021] // СПС «Консультант+». — Последнее обновление 18.09.2022.
- Об утверждении Административного регламента исполнения Министерством юстиции Российской Федерации государственной функции по осуществлению контроля за соответствием деятельности некоммерческих организаций уставным целям и задачам, филиалов и представительств международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций заявленным целям и задачам, а также за соблюдением ими законодательства Российской Федерации [Электронный ресурс]: [Приказ Минюста РФ от 30 декабря 2011 г. № 456] // СПС «Консультант+». — Последнее обновление 18.09.2022.
- Об утверждении форм отчетности некоммерческих организаций [Приказ Минюста России от 16.08.2018 № 170] // СПС «Консультант+». — Последнее обновление 18.09.2022.
- Выбор народа.ру [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://yandex.ru/turbo/vybor-naroda.org/h/lentanovostey/160211-minjust (дата обращения: 19.09.2022).
7. Макушин, Д. С. Некоммерческие организации: история развития, формы НКО и правовое регулирование деятельности / Д. С. Макушин. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 13 (251). — С. 120–123. — URL: Режим доступа: https://moluch.ru/archive/251/57550/ (дата обращения: 19.09.2022).