В статье приводится обзор надзорных органов, осуществляющих контроль за деятельностью юридических лиц, рассматривается законодательная база, регулирующая взаимоотношения надзорных органов и юридических лиц в ходе проведения проверок, выявляются особенности привлечения юридических лиц к административной ответственности.
Ключевые слова: надзорные органы, защита прав юридических лиц, административная ответственность.
The article provides an overview of the supervisory authorities exercising control over the activities of legal entities, examines the legislative framework governing the relationship between supervisory authorities and legal entities during inspections, identifies the specifics of bringing legal entities to administrative responsibility.
Keywords: supervisory authorities, protection of the rights of legal entities, administrative responsibility.
В современной России деятельность юридических лиц строго контролируется государством, которое для осуществления надзорных мероприятий создает целый ряд уполномоченных государственных органов. На сегодняшний день в России насчитывается порядка 60 контрольно-надзорных органов, следящих за соблюдением законодательства в области экологического, бюджетного, земельного, таможенного, санитарного, природоохранного права, соблюдения противопожарной, антитеррористической безопасности и т. д. Основные из них: Прокуратура Российской Федерации, Федеральная налоговая служба (ФНС России), Федеральная антимонопольная служба (ФАС), Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор), Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения (Росздравнадзор), Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор), Федеральная служба по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор) и др.
Требования к проведению мероприятий по осуществлению контроля за деятельностью юридических лиц, права юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) и порядок защиты их прав регулируются Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» [1], в котором закреплены основные принципы защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Помимо этого 31 июля 2020 г. принят Федеральный закон N 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» [2], закрепляющий систему и порядок проведения контрольных (надзорных) мероприятий, устанавливающий гарантии прав контролируемых лиц, а также вводит новые институты и инструменты, направленные на снижение административной нагрузки на хозяйствующие субъекты.
Привлечение юридических лиц к административной ответственности имеет ряд особенностей.
- К административной ответственности в качестве юридических лиц привлекаются только организации, обладающие гражданской правосубъектностью, а именно зарегистрированные в едином государственном реестре юридических лиц.
- Административные наказания для юридических лиц, гораздо более суровы, чем для физических лиц, размер штрафов, установленных для юридических лиц, в сотни и тысячи раз превышает размер штрафов для физических лиц.
- В случае, если административное правонарушение, совершенное юридическим лицом не повлекло за собой опасных последствий, причинения вреда другим лицам, то ст. 2.9 КоАП РФ [3] предусмотрена возможность его освобождения от административной ответственности в виду малозначительности административного правонарушения.
- Юридические лица зачастую привлекаются к административной ответственности за длящиеся (и продолжающиеся) правонарушения.
- КоАП РФ предусматривает привлечение к административной ответственности не только юридических лиц, совершивших правонарушение, но и их правопреемников, кто данное правонарушение не совершал. Такая ситуация возможна в случае реорганизации виновного юридического лица. В ч. 1 ст. 57 Гражданского кодекса РФ [4] выделено пять видов реорганизации юридических лиц, а именно: слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование. Привлечение юридического лица к административной ответственности после реорганизации имеет свои особенности для каждого её вида, все они указаны в ст. 2.10 КоАП РФ.
- Установление вины юридического лица является наиболее важной особенностью привлечения юридического лица к административной ответственности. Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо может быть признано виновным в совершении административного правонарушения только в том случае, если будет установлено, что юридическим лицом не были приняты все зависящие от него меры по недопустимости нарушения норм и правил. Однако, на практике, в подавляющем большинстве случаев суды при рассмотрении дел данной категории исходят из того, что наличие вины должностного лица или работника в совершенном правонарушении свидетельствует о том, что данное юридическое лицо не приняло все зависящие от него меры по соблюдению установленных норм и правил. В обоснование данной позиции суды указывают на то, что юридическим лицом не предоставлены доказательства, подтверждающие, что правонарушение вызвано чрезвычайными или иными непредвиденными обстоятельствами непреодолимой силы, находящимися вне их контроля [5].
По данному вопросу К. П. Козлов отмечает, что буквальное толкование правила ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ, требующего принятия юридическим лицом всех объективно возможных мер для предотвращения правонарушения, приводит к выводу, что единственным основанием для признания юридического лица, совершившего административное правонарушение, невиновным может служить лишь тот факт, что правонарушение было совершено под действием непреодолимой силы, так как только в этом случае не остается никаких сомнений в том, что у лица не имелось возможности для соблюдения правил и норм. Исходя из этого, автор делает вывод о безвиновной ответственности юридических лиц, уcтановленной вышеуказанной статьей КоАП РФ [6].
Таким образом, в настоящее время институт административной ответственности юридических лиц динамично развивается, законодательство об административной ответственности постоянно изменяется, совершенствуется, тем не менее не все его моменты достаточно отрегулированы, имеются определенные перегибы, что не всегда позволяет достичь основной цели административной ответственности, указанной в ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ — предупреждение совершения данным юридическим лицом и иными юридическими лицами новых правонарушений.
Литература:
- Федеральный закон от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» // Гарант [Электронный ресурс] URL: https://internet.garant.ru.
- Федеральный закон от 31.07.2020 г. N 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» // Гарант [Электронный ресурс] URL: https://internet.garant.ru.
- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ // Гарант [Электронный ресурс] URL: https://internet.garant.ru.
- Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ // Гарант [Электронный ресурс] URL: https://internet.garant.ru.
- Амелин Р. В., Колоколов А. В., Колоколова М. Д., Липатов Э. Г., Свечникова И. В., Чаннов С. Е. Постатейный комментарий к Кодексу РФ об административных правонарушениях. Часть первая: комментарий к главам 1–14 КоАП РФ (под общ. ред. Л. В. Чистяковой). — М.: ИД «ГроссМедиа»: РОСБУХ, 2019. — 2672 с. // Гарант [Электронный ресурс] URL: https://internet.garant.ru.
- Козлов К. П. КоАП РФ: «строгая» ответственность юридических лиц (сравнительно-правовое исследование) // Российская юстиция. — 2009. — № 2. — С. 39.