Конструирование — вид продуктивной деятельности, направленной на получение определенного, заранее задуманного реального продукта, соответствующего его функциональному назначению. Данный вид деятельности относится к числу тех видов деятельности, которые имеют моделирующий характер. Благодаря этой деятельности особенно быстро совершенствуются навыки и умения, умственное и эстетическое развитие ребенка. У детей с хорошо развитыми навыками в конструировании быстрее развивается речь, так как тонкая моторика рук связана с центрами речи.
Конструктивная деятельность предполагает развитие таких мыслительных процессов, как анализ, синтез, классификация, обобщение. Также влияет на развитие коммуникативных навыков детей. На основе анализа дети осуществляют сравнение и соединение отдельных элементов. Помимо этого, наблюдается развитие речи и совершенствование творческих способностей, чему в немалой мере способствует обогащение представлений об окружающем ребят пространстве.
В процессе конструирования важность имеет коллективный труд, который способствует развитию чувства товарищества. Совместное обдумывание задачи, подборка материалов и распределение работы раскрывают перед детьми преимущества отведенного подхода, основными признаками которого является трудолюбие и организованность.
В сфере конструирования дети являются достойными противниками как для ровесников, так и для взрослых. Более того, они с легкостью поражают взрослых нестандартностью реализуемых решений.
Предлагаю вашему вниманию конспект досуга совместно с детьми старшего дошкольного возраста.
Цель: Упражнять детей в построении схем и последующем конструировании по ним.
Задача: Развивать пространственное мышление, сообразительность, самостоятельность в нахождении собственных решений; формировать связную речь, воображение.
Ход работы
Перед началом занятия вспомнить с детьми как строятся здания? Какие они бывают? Какие детали используются при их строительстве? Затем совместно с детьми рассмотреть иллюстрации на тему здания. Также познакомить детей с понятием железнодорожный вокзал и также рассмотреть иллюстрации. Объяснить, что железнодорожными они называются, потому что они соединены с железной дорогой, а железная дорога соединяет города по всему миру. По окончании работы с иллюстрациями, предложить детям назвать какие еще бывают вокзалы?
После опроса и беседы о железных дорогах предложить детям сыграть в игру «Точки и линии». Это игра упражнения. Вверху, в первом ряду, дети рисуют точки разного размера, по-разному расположенные по отношению друг к другу, затем пересчитывают их. Затем они продолжают следующий ряд с изображением разных замкнутых линий, начиная их с исходной точки. Далее дети изображают разные линии между двумя точками (изогнутые, ломаные, прямые).
После этого задания детям предлагаются карты полушарий планеты Земля с нанесенными на них кружками городов (крупными и мелкими). Далее следует дать задание: начертить схемы железных дорог и железнодорожных вокзалов. Затем обсудить с детьми готовые проекты. Каждая пара детей объясняет, почему нужно строить схему именно так как начертили они. После обсуждения дети должны поменяться схемами между собой. Как только пройдет обсуждение и произойдет обмен схемами, можно приступать к конструированию. Дети строят по чужим схемам, столы стоят по кругу, одна постройка должна продолжать последующую. Постройки идут по кругу от одной пары к другой. Затем идет обсуждение совместной работы. После обсуждения постройки фиксируются на фотоаппарат, речь записывается воспитателем.
По окончанию занятия проводится диагностическое задание «Три кольцевые железные дороги». Схема прилагается. Предложить детям нарисовать геометрические фигуры, следующем образом: внутри черного круга — все черные фигуры, внутри коричневого — большие фигуры, а внутри белого круга — все треугольники. Напоминая детям о том, чтобы при рисовании фигур в кругах они не забывали вычеркивать их из рядов, изображенных внизу. После выполнения задания заканчивается занятие.
Авторы: Вся группа
Название: «Железнодорожные вокзалы»
Саша: «Я начал строить вокзал, который должен быть в Белоруссии, но я его усовершенствовал. У него появился подземный гараж, где пассажиры, которые уезжают отдыхать оставляют свои машины. А еще есть зеленый сад, где отдыхают люди, которые собираются уезжать, есть зал с играми, есть библиотека, это если кто — то захочет почитать книгу. Еще есть кинотеатр в нем можно смотреть новые фильмы про животных».
Во время строительства к Саше подходили другие дети, которые ему помогали, вносили свои изменения.
Стас: «Мы построили Китайский вокзал. В нем есть музей, где расположены разные статуэтки. На вокзале можно покушать разные китайские сладости, можно посмотреть разные мультфильмы. Послушать музыку, чтобы отдохнуть».
София: «А у нас Северный вокзал. С него можно ездить по северу. Он очень теплый. Можно купить пассажирам теплую одежду, чтобы не замерзнуть на севере. А потолок в этом вокзале с северным сиянием, так красиво. Он сделан как дворец у Снежной королевы».
К выполнению задания дети приступили с большим энтузиазмом. Каждый начал строить свое, но затем дети начали переходить от одной постройки к другой. Все чувствовали свободу действий. Все могли работать там, где хотел, и воплощать свои идеи. Атмосфера в группе стояла очень спокойная, непринужденная. Каждый железнодорожный вокзал был соединен железной дорогой. Дети по окончании работы были эмоционально возбуждены, от полученного удовольствия в работе.
В постройках присутствуют несколько типов пространств. Типология модели является сложной моделью, границы становятся сложно-разнообразными они начинают обладать собственным содержанием.
Классификация границ по степени проницаемости физическая.
Присутствует многообразие образа, есть сочетания элементов.
Изменения числа и форм элемента присутствует.
Видна целостность композиции.
Замысел выражается через символические символы.
В восприятии объекта эмоциональные переживания присутствовали.
Своеобразное, уникальное решение. Аналогов в реальных объектах и художественных произведениях не выявлено.