В данном сценарии для детей дошкольного возраста мы закрепляем понятия о добре и зле, так же дети усваивают приемы выражения и изображения в художественно — речевой, музыкальной и изобразительной деятельностях, чувства, настроения контрастного характера: светлое, доброе и злое, беспокойное, угрожающее. На протяжении занятия дети активно учувствовали, отвечали на поставленные вопросы, разучивали стихотворение Владимира Маяковского, также прослушивали пьесу Э. Грига, также немного поиграли.
Ключевые слова : добро, зло, хорошо, плохо.
Ход занятия:
Дети заходят в зал и садятся на стульчики.
Музыкальный руководитель:
В нашей жизни много происходит и хорошего, и плохого, справедливого и несправедливого, забавного и печального, обидного и веселого. Вот как об этом написал поэт Владимир Маяковский:
Крошка сын к отцу пришел, и спросила кроха:
— Что такое хорошо и что такое плохо?
У меня секретов нет, —
слушайте, детишки, —
папы этого ответ
помещаю в книжке.
О добре и зле можно узнать не только из стихов и сказок. Добро и зло может быть изображено на картинах, передано в музыке. Послушайте два отрывка из одной пьесы. Один из них — светлый, нежный по своему характеру, а другой — угрожающий, беспокойный, сердитый. Угадайте, какой из этих двух отрывков сейчас будет звучать в грамзаписи.
Звучит первый эпизод пьесы.
Дети:
Эта музыка светлая, нежная.
Музыкальный руководитель:
А теперь послушайте второй отрывок и сами расскажите мне о ней.
Звучит второй эпизод пьесы.
Дети:
Эта музыка сердитая, взволнованная, печальная, беспокойная и т.д.
Музыкальный руководитель: Молодцы, правильно определили характер музыки. Называется эта музыка "Птичка", написал ее норвежский композитор Э. Григ. Но вернемся опять к стихам В. Маяковского. Я буду читать начало стихов о плохом и злом, а вы будете продолжать чтение о добре, смелости и хороших поступках.
Музыкальный руководитель:
Если ветер крыши рвет,
Если град загрохотал, -Каждый знает — это вот для прогулок плохо"
Ребенок продолжает: Дождь накапал и прошел Солнце в целом свете. Это очень хорошо и большим и детям….
Музыкальный руководитель:
Если бьет дрянной драчун слабого мальчишку,я такого не хочу даже ставить в книжку.
2 ребенок:
Этот вот кричит: — Не тронь тех, кто меньше ростом!
Этот мальчик так хорош, загляденье просто!
Музыкальный руководитель:
Этот в грязь полез и рад, что грязна рубаха.Про такого говорят: он плохой, неряха.
3 ребенок:
Этот чистит валенки, моет сам галоши.
Он, хотя и маленький, но вполне хороший.
Музыкальный руководитель:
Дети, вы много знаете русских, народных сказок. В них тоже рассказывается о добре и зле, о хороших, добрых людях, животных, птицах. Вспомните и назовите этих персонажей,
Дети: Красная Шапочка, сестрица Аленушка, Баба Яга, Змей Горыныч,
Музыкальный руководитель:
Правильно вы назвали и добрых и злых персонажей сказок. Сейчас вы будете выполнять очень трудное задание: рисовать кто, что хочет, но одни должны изобразить в рисунке что-нибудь доброе, светлое, хорошее, а другие — страшное, злое, недоброе. У меня на столе лежат листы бумаги — серые и розовые. Подумайте, кто, что будет рисовать, и выберите подходящую бумагу.
Дети берут бумагу и салятся рисовать за свои столики, где заранее подготовлены краски, кисти, вода. В процессе рисования воспитатель наблюдает за работой детей, уточняет, что кто рисует. По окончании работы организуется выставка детского рисунка. Все обсуждают их, выявляют, кому из детей удалось показать доброе, а кому — злое.
Музыкальный руководитель:
Дети, давайте посмотрим, какие рисунки у нас получились. Вот какой страшный и злой Бармалей получился у Саши К. А вот какой ласковый и добрый Чебурашка у Оли М. Многие из вас выполнили рисунки очень хорошо, мы их повесим в родительском уголке, пусть мамы, папы, бабушки посмотрят на эту выставку, а некоторые рисунки следует еще доделать.
Давайте теперь поиграем в музыкальную игру "Котенок и козлик".
Звучит музыка, воспитатель обращает внимание на ее контрастный характер? Дети распределяются на две подгруппы — "котики" и "козлики”. Они встают в две шеренги друг против друга и поочередно выполняют, двигаясь на первый куплет вперед, а на второй — назад. Музыкальный руководитель следит за выразительной передачей образов и в заключение занятия делает вывод.
Музыкальный руководитель:
Вот мы и увидели, как в стихах, сказках рассказывается о хорошем, добром и злом и как это передается в музыке, картинах. И закончить мне бы хотелось очень красивым стихотворением:
Я настрой себе нашла, чтобы быть везучей:
Вчера всё было хорошо, а сегодня — лучше!
Повторю его сто раз, разойдутся тучи:
Сегодня всё так хорошо, а завтра будет лучше!
И пусть жизнь ввергает в шок, заклинаю пуще:
У меня все хорошо, а будет еще лучше!
Воспитатель: Занятие окончено, пойдем одеваться на прогулку.
Литература:
- В. Маяковский. Что такое хорошо и что такое плохо,1995,1с.
- https://rustih.ru/ya-nastroj-sebe-nashla-chtoby-byt-vezuchej/