Гоголевские мотивы в романе Булата Ханова «Непостоянные величины» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Филология, лингвистика

Опубликовано в Молодой учёный №34 (429) август 2022 г.

Дата публикации: 27.08.2022

Статья просмотрена: 58 раз

Библиографическое описание:

Гаспаров, А. А. Гоголевские мотивы в романе Булата Ханова «Непостоянные величины» / А. А. Гаспаров, С. Я. Маныч. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 34 (429). — С. 152-154. — URL: https://moluch.ru/archive/429/94628/ (дата обращения: 16.12.2024).



Статья посвящена гоголевским мотивам в современной русской литературе на примере творчества Булата Ханова. Предметом исследования является роман «Непостоянные величины». Обосновывается идея, что роман является текстом с огромным количеством отсылок к творчеству Н. В. Гоголя и гоголевским мотивам. В данной статье рассматриваются мотивы мертвенности, посмертного существования, путешествия и помешательства.

Ключевые слова: Булат Ханов, Н. В. Гоголь, Непостоянные величины, Мертвые души, гоголевские мотивы, Чичиков, постмодернизм, современная литература, русская классика.

Современная постмодернистская литература неразрывна связана с произведениями классиков XIX века. В статье «Тип маленького человека как продолжение русской классической литературы XIX века в романе А. В. Иванова «Географ глобус пропил» [2] мы рассматривали традиционную модель русского персонажа, маленького человека, в контексте современной действительности и сравнивали с чеховским героем.

Для более полного понимания взаимосвязи классической и постмодернистской литературы необходимо выделить схожесть не только типажей героев, но и авторских мотивов. Роман Б. Ханова «Непостоянные величины» является на данный момент популярным произведением, которое можно смело отнести к категории «интеллектуальной прозы» и обнаружить отсылки к творчеству Н. В. Гоголя. Безусловно, данные отсылки могли использоваться автором целенаправленно, чтобы в контексте современной постмодернистской прозы создать текст с различным уровнем понимания интеллектуальных интерпретаций.

Гоголевские мотивы — сформировавшаяся совокупность различных мотивов, приемы «композиционного оформления чужих мотивов» [1, с. 40], часто повторяющиеся и акцентирующиеся в тексте автором, однако у исследователей они выделяются и трактуются по-разному. Ю. В. Манн отмечает у Гоголя мотивы «мертвенности, автоматизма, омертвения» [4, с. 14], «неодухотворенного движения» [4, с. 30], мотивы вины и преследования, взятые у Гофмана и Шамиссо [4, с. 81], а также любовные и комические мотивы. А. Х. Голденберг выделяет «свадебные мотивы» [3, с. 30], мотивы «посмертного существования» [3, с. 20], песенные мотивы воровства, нищенства [3, с. 38–45] и мотив «земного рая» [3, с. 57]. В. В. Виноградов упоминает о мотиве примирения [1, с. 35], а также «комические и иронические мотивы» [1, с. 56]. Можно выделить помимо этого религиозные/атеистические мотивы и мотивы путешествия и помешательства.

В романе Б. Ханова «Непостоянные величины» гоголевские мотивы приобрели немного новое звучание, но все равно поспособствовали воскрешению насущных тем. Мотивы мертвенности, автоматизма, омертвения и посмертного существования присутствуют в диалогах самих героев и их поведении. Главный герой Роман является в какой-то степени героем скрытным, не совсем живым, подобно Чичикову, преследующему собственную цель, которую он, как и Чичиков, скрывает. Это можно обнаружить благодаря характеристике героя в письмах № 1–7. Тут же можно обнаружить христианские/атеистические гоголевские мотивы, элементы дьявольского в герое.

Письма № 1–7

  1. По факту буду учить детишек русскому и литературе, а на деле — сеять семена скептицизма и, чем черт не шутит, нигилизма;
  2. Сложно сказать, как мы с ним сработаемся, потому что задачи у нас противоположные: он призван поддерживать общепринятые устои, моя воля — расшатывать их. В его интересах — сплотить паству, в моих — вывести породу, привитую от конформизма;
  3. Все, против чего восстаю я, сосредоточено в христианстве, в авраамических религиях вообще. Жесткая иерархия, зиждущаяся на безотчетном послушании и повиновении, мнимое равенство, основанное на навязчивой тяге сводить все к единому знаменателю — Богу, узаконенная несвобода, неоспоримые авторитеты, патриархальные нравы, запугивание грядущей расплатой, вмешательство во все сферы жизни, расправа с инакомыслием, оправдание любых деяний руководящего состава, высокий стиль — все это роднит христианство с тоталитарными системами. По-научному это зовется гетерогенностью. Она проникла на все уровни [5]

Мотив автоматизма и мертвенности раскрывается еще одним персонажем, схожим с гоголевскими героями. Это учитель английского языка, Максим Максимыч, который является коллегой Романа. Автор использует больше отрицательные эпитеты для характеристики героя, например, в главе «Искусство чесать языком» можно увидеть множество примеров:

Максим Максимыч, учитель английского языка

  1. На следующий день в кабинет заявился Максим Максимыч и в своей фирменной неприветливой манере предложил выпить пива;
  2. — Угощаю в честь знакомства, — пасмурным тоном произнес он.
  3. Для того, чтобы не упасть в грязь лицом, нужно стать для калужских своим [5].

Необходимо отметить, что последняя фраза Максима Максимыча, фраза-напутствие, демонстрирует мотив гоголевского неодухотворенного движения, а это свидетельствует о том, что в каждом регионе уже имеются сформировавшиеся сословия со своим мировоззрением и личностными качествами, как помещики в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души».

Также, сопоставляя роман Б. Ханова «Непостоянные величины» с поэмой Н. В. Гоголя «Мёртвые души», можно заметить мотив так называемого гоголевского описания. Соединяя элементы реализма и натуральной школы, Б. Ханов очень точно моделирует пространство и время — вроде бы время современное, XXI век, но погружающее читателя в эпоху Н. В. Гоголя. В этой же главе «Искусство чесать языком» можно увидеть описание трактира. Нельзя не обратить внимание, что автор использует слово ТРАКТИР (устаревшее слово), не бар, не паб и не клуб.

Описание трактира

Трактир «Старый амбар», куда Максим Максимыч привел Романа, производил сносное впечатление. В просторном помещении преобладало дерево. К деревянным столам прилагалось по четыре стула, у отделанной лакированными досками барной стойки выстроились в ряд еще пять стульев, пока пустовавших. Под потолком вдоль стен тянулись деревянные полки со сказочным хламом — закопченными подсвечниками, старинными часами, масляными лампами, допотопными радиоприемниками, пузатыми кувшинами и бутылками. На белом потолке задерживали взгляд намалеванные с подчеркнутой небрежностью, как сажей, лозунги наподобие «Губит людей не пиво, губит людей вода!». На плазменных экранах беззвучно транслировали Бундеслигу. Играла пресная музыка из горячей радиоротации [5].

Анализируя образ Романа и его схожесть с Чичиковым, можно увидеть и гоголевский мотив путешествия, и мотив некоего помешательства. Мотив путешествия проявляется следующим образом: в «Непостоянных величинах» начало очень схоже с «Мертвыми душами», когда Роман отправляется в Казань, приезжает в названный самим рассказчиком город NN, город посёлочного типа. И именно в этом городе Роман, подобно Чичикову, будет сталкиваться с хамством, подхалимством, хитростью, враньем и другими отрицательными явлениями, например, эпизод, в котором попытались обмануть героя с суммой в чеке после выпитого пива: «Ее фальшивая улыбка оповещала, что она намерена соблюдать приличия. — Разное случается, — сказала она, взяв переговоры на себя. — Выпили, увлеклись, не заметили, как сбились со счета. Это нормально, никто вас не винит. — Вы спятили, мои дорогие? По-вашему, я такой забывчивый? — Не грубите, это некрасиво. Заплатите, пожалуйста. — Мой друг прав… — пытался вмешаться Роман, его не слушали. — Да не пил я столько! — Заплатите по чеку» [5].

Мотив помешательства выражен таким образом, что оба автора в своих произведениях показали ад как проявление ментального нездоровья и физического диссонанса реалий. Сама обстановка, что царила в обоих произведениях, подавляла своей мощью героев. Угнетающий гоголевский Петербург безумен и насильственен духовно, город считается первым по числу в нём душевнобольных людей. И Казань с тяжелыми условиями работы в школе. И именно главные герои испытывают это состояние. Б. Ханов в «Непостоянных величинах» завершает свой роман подобно «Запискам сумасшедшего»: Роман пишет письмо, в котором вымещает собственный монолог и размышляет на тему важности истины и лжи в мире. Его также волнуют принципы и людское повиновение, мнимое равенство, основанное на навязчивой тяге сводить всё к единому знаменателю — Богу.

Вывод нашей статьи заключается в следующем. В творчестве обоих авторов прослеживается схожее между собой описание героев и пространства. Каждый герой схож гоголевскому герою, а описание схоже с концепцией натуральной школы. Роман «Непостоянные величины» является текстом с огромным количеством отсылок к произведениям Н. В. Гоголя и гоголевским мотивам.

Литература:

  1. Виноградов В. В. Гоголь и натуральная школа / В. Виноградов. — Ленинград: Культурно-просветительное трудовое товарищество «Образование», 1925. — 76 с.
  2. Гаспаров А. А. Тип маленького человека как продолжение русской классической литературы XIX века в романе А. В. Иванова «Географ глобус пропил» / А. А. Гаспаров. Молодой ученый. — 2020. — № 14 (304). — С. 57–59.
  3. Гольденберг А. Х. Архетипы в поэтике Н. В. Гоголя: монография / А. Х. Гольденберг. — 4-е изд., стер. — Москва: ФЛИНТА, 2013. — 229 с.
  4. Манн Ю. В. Поэтика Гоголя / Ю. Манн. — 2-е изд., доп. — М.: Худож. лит., 1988. — 412 с.
  5. Ханов Б. А. Непостоянные величины / Булат Ханов. — Москва: Эксмо, 2019. — 381 с.
Основные термины (генерируются автоматически): мотив, роман, величина, Гоголь, английский язык, единый знаменатель, маленький человек, навязчивая тяга, натуральная школа, посмертное существование.


Ключевые слова

постмодернизм, современная литература, русская классика, Н. В. Гоголь, Булат Ханов, Непостоянные величины, Мертвые души, гоголевские мотивы, Чичиков

Похожие статьи

Изображение процесса становления личности в романе Н. Е. Мординова «Весенняя пора» и автобиографической трилогии Л. Н. Толстого «Детство. Отрочество. Юность»

В статье рассматривается трансформация жанра автобиографической трилогии Л. Н. Толстого в романе Н. Е. Мординова «Весенняя пора». Сравнительный анализ устанавливает сходство произведений в характере сюжета, изображающего процесс становления личности ...

Черты современной литературной сказки в творчестве Эдит Несбит на примере произведения «Пятеро детей и чудище»

В статье рассмотрены предпосылки к созданию современной литературной сказки в романе английской писательницы Эдит Несбит. Данная тема определяется востребованностью литературной сказки как жанра в настоящее время, что доказывается несомненным успехом...

Общность мотивов в романах Ш. Бронте «Джейн Эйр» и А. Вербицкой «Ключи счастья» в интертекстуальном аспекте

В статье впервые рассматривается с позиций интертекстуальности роман А. Вербицкой «Ключи счастья» — одно из самых популярных художественных произведений в России начала XX века. В работе говорится о межтекстовых связях, объединяющих данный роман с кн...

Архаизмы романа И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев» в транслатологической перспективе

Данная статья посвящена исследованию особенностей перевода архаизмов романа И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев» на английский и французский языки. Представлены главные теоретические положения, связанные с понятием архаизмов, а также проведено ...

Дьявольское искушение в русской литературе XIX века

Проводится анализ и сопоставление «Рассказа отца Алексея» И. С. Тургенева и главы из романа Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы». Эти сюжеты интересны и могут рассматриваться как с религиозной точки зрения, так и с философской. В работе привлекаютс...

Антиутопия ХХ века: специфика жанра в романе Дж. Оруэлла «1984» и повести А. и Б. Стругацких «Трудно быть Богом»

Данная статья посвящена сравнительному анализу романа Дж. Оруэлла «1984» и повести братьев Стругацких «Трудно быть Богом». Обосновывается идея, что наблюдается схожая антиутопическая модель в повествовании сюжета. Антиутопия — это жанр по большей час...

Особенности художественной типизации персонажей «времени смены эпох» в романе В. С. Маканина «Андеграунд, или Герой нашего времени»

В статье рассматриваются образы и типы героев «перестроечной» эпохи в романе современного отечественного писателя В. С. Маканина «Андеграунд, или Герой нашего времени». Данная тема рассмотрена в контексте современной отечественной литературы. Исследо...

Зачем страдать, о чём грустить: переосмысление образа героини Ольги Лариной из романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин»

Статья посвящена анализу Ольги Лариной, героини романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин». Опираясь на материалы учёных и психиатров, автор статьи доказывает, что образ Ольги Лариной являет собой тип здоровой и разумной девушки. В статье также приведены ...

Тема страдания в лирике И. Ф. Анненского (на примере посмертного стихотворного сборника «Кипарисовый ларец»)

В данной статье рассматривается одна из ведущих тем лирики «последнего из Царскосельских лебедей» – тема страдания. Являясь пограничной фигурой в русской литературе, Иннокентий Анненский в своем творчестве отобразил весь «декадентский комплекс». На п...

Образ Фауста в стихотворении «Два часа в резервуаре» И. А. Бродского

Данная статья посвящена анализу образа Фауста в стихотворении «Два часа в резервуаре» И. А. Бродского. Цель данной статьи — показать трансформацию образа в русском постмодернистском тексте и выявить различия в концепциях И. В. Гёте и И. А. Бродского....

Похожие статьи

Изображение процесса становления личности в романе Н. Е. Мординова «Весенняя пора» и автобиографической трилогии Л. Н. Толстого «Детство. Отрочество. Юность»

В статье рассматривается трансформация жанра автобиографической трилогии Л. Н. Толстого в романе Н. Е. Мординова «Весенняя пора». Сравнительный анализ устанавливает сходство произведений в характере сюжета, изображающего процесс становления личности ...

Черты современной литературной сказки в творчестве Эдит Несбит на примере произведения «Пятеро детей и чудище»

В статье рассмотрены предпосылки к созданию современной литературной сказки в романе английской писательницы Эдит Несбит. Данная тема определяется востребованностью литературной сказки как жанра в настоящее время, что доказывается несомненным успехом...

Общность мотивов в романах Ш. Бронте «Джейн Эйр» и А. Вербицкой «Ключи счастья» в интертекстуальном аспекте

В статье впервые рассматривается с позиций интертекстуальности роман А. Вербицкой «Ключи счастья» — одно из самых популярных художественных произведений в России начала XX века. В работе говорится о межтекстовых связях, объединяющих данный роман с кн...

Архаизмы романа И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев» в транслатологической перспективе

Данная статья посвящена исследованию особенностей перевода архаизмов романа И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев» на английский и французский языки. Представлены главные теоретические положения, связанные с понятием архаизмов, а также проведено ...

Дьявольское искушение в русской литературе XIX века

Проводится анализ и сопоставление «Рассказа отца Алексея» И. С. Тургенева и главы из романа Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы». Эти сюжеты интересны и могут рассматриваться как с религиозной точки зрения, так и с философской. В работе привлекаютс...

Антиутопия ХХ века: специфика жанра в романе Дж. Оруэлла «1984» и повести А. и Б. Стругацких «Трудно быть Богом»

Данная статья посвящена сравнительному анализу романа Дж. Оруэлла «1984» и повести братьев Стругацких «Трудно быть Богом». Обосновывается идея, что наблюдается схожая антиутопическая модель в повествовании сюжета. Антиутопия — это жанр по большей час...

Особенности художественной типизации персонажей «времени смены эпох» в романе В. С. Маканина «Андеграунд, или Герой нашего времени»

В статье рассматриваются образы и типы героев «перестроечной» эпохи в романе современного отечественного писателя В. С. Маканина «Андеграунд, или Герой нашего времени». Данная тема рассмотрена в контексте современной отечественной литературы. Исследо...

Зачем страдать, о чём грустить: переосмысление образа героини Ольги Лариной из романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин»

Статья посвящена анализу Ольги Лариной, героини романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин». Опираясь на материалы учёных и психиатров, автор статьи доказывает, что образ Ольги Лариной являет собой тип здоровой и разумной девушки. В статье также приведены ...

Тема страдания в лирике И. Ф. Анненского (на примере посмертного стихотворного сборника «Кипарисовый ларец»)

В данной статье рассматривается одна из ведущих тем лирики «последнего из Царскосельских лебедей» – тема страдания. Являясь пограничной фигурой в русской литературе, Иннокентий Анненский в своем творчестве отобразил весь «декадентский комплекс». На п...

Образ Фауста в стихотворении «Два часа в резервуаре» И. А. Бродского

Данная статья посвящена анализу образа Фауста в стихотворении «Два часа в резервуаре» И. А. Бродского. Цель данной статьи — показать трансформацию образа в русском постмодернистском тексте и выявить различия в концепциях И. В. Гёте и И. А. Бродского....

Задать вопрос