Особенности художественной типизации персонажей «времени смены эпох» в романе В. С. Маканина «Андеграунд, или Герой нашего времени» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Филология, лингвистика

Опубликовано в Молодой учёный №19 (309) май 2020 г.

Дата публикации: 10.05.2020

Статья просмотрена: 1270 раз

Библиографическое описание:

Панишева, А. Д. Особенности художественной типизации персонажей «времени смены эпох» в романе В. С. Маканина «Андеграунд, или Герой нашего времени» / А. Д. Панишева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 19 (309). — С. 543-546. — URL: https://moluch.ru/archive/309/69832/ (дата обращения: 21.11.2024).



В статье рассматриваются образы и типы героев «перестроечной» эпохи в романе современного отечественного писателя В. С. Маканина «Андеграунд, или Герой нашего времени». Данная тема рассмотрена в контексте современной отечественной литературы. Исследование выполнено на материале произведения В. С. Маканина.

Ключевые слова: современная литература, перестройка, типизация, смена эпох, художественная модальность, социальный тип героя, литературный тип.

Литературный тип — это художественный образ, наиболее возможный, характерный для определённой общественной среды. Теория литературы определяет тип как такой характер, в котором содержится социальное обобщение [2].

Исходя из данного определения мы видим, что литературный тип отражает черты, свойственные группе героев, которые схожи друг с другом манерой поведения, мировоззрением, жизненной позицией. Каждая литературная эпоха рождает свои типы героев, которых выбирают писатели и изображают в своих произведениях для того, чтобы отразить дух времени, дать характеристику поколению и продемонстрировать социальные особенности той или иной эпохи. Соответственно и герой, который представляет определённый литературный тип становится объектом для исследования писателя, который способствует лучшему пониманию текста и раскрытию авторской идеи.

Объектом данной стал роман В. Маканина «Андеграунд, или Герой нашего времени», предметом статьи стала особенность авторской типизации героев в романе «Андеграунд, или Герой нашего времени»

Вопрос о трагедии человека, который не может найти себя в современном мире, а также о его особом осознанном выборе и последовавшей за этим ответственности современный российский писатель Владимир Маканин поднимает в своем романе «Андеграунд, или Герой Нашего Времени».

Данный роман принёс автору не только мировую известность в литературе, но и многочисленные государственные премии. На сегодняшний момент произведение, написанное в 1998-м году, является самым значительным в творчестве, в котором автор наделяет главного героя своими основными функциями, то есть некоторой свободой в пределах данного текста. Именно здесь главный герой Петрович становится центром повествования, и всё повествование в свою очередь зависит от него: от его взглядов, сознания, мыслей.

Петрович-повествователь, явился в какой-то мере и автором данного произведения, а его социальный статус, его профессия — писатель, только подтверждает этот факт. Петрович — уничтоженный системой писатель, писатель без книг, он, как и все представитель андеграунда, не печатался, а точнее его не печатали. Но в отличие от братьев по несчастью, которые подчинились системе перестройки, он пошёл против, он отказался от творчества и погрузился в философские раздумья. Можно сказать, что Петрович плыл по течению жизни. Его судьба не складывается не только по вине редакции, которая отказывает ему в печати, но и по вине его самого, ведь он отступает и остается жить на социальном дне. «Я дичал. Я мог разучиться произносить слова. Я впадал в обморочное состояние, как только вспоминал, что в следующем месяце тоже 30 дней. Я поскуливал» [4].

Мы проанализировали произведение писателя с точки зрения его героев, нашли характерные черты социума периода перестройки, разделили всех героев романа на несколько социальных и литературных типов; внутри групп героев объединили исходя из типичных присущих им черт.

Если посмотреть на произведение в целом, то можно разделить часть героев данного романа на две группы, одна из которых — это Петрович и подобные ему представители андеграунда, а вторая группа — социальный тип — общажные жители. Если представители андеграунда очень различаются между собой и появляются в тексте очень часто, участвуя в развитии сюжета, то среди жителей общежития очень трудно выделить кого-то отдельно, ведь они, подобно перестроечному обществу, абсолютно одинаковы и принципиально похожи друг на друга.

Если на первый взгляд эти две группы являются противоположностями, то при детальном рассмотрении мы можем увидеть, что и те, и другие — представители культурной и социальной периферии. Общежитие же в свою очередь является символом всего социального устройства России, как огромное пространство, наполненное бездуховностью и подчиняющееся лишь животным инстинктам. Сам Петрович замечает эту картину, так как является общажным сторожем: «Не выспавшиеся торопятся на работу женщины, мужики, что с ними рядом, серые, нечесаные, припухшие и без желания жить. Мелкие, угрюмые люди, не способные сейчас шевельнуть ни рукой, ни мозгами. Им невыносимо. Трудно работать, жить, курить трудно» [4].

Как уже отмечалось ранее, Петрович был нужен всем этим общажным жителям лишь для своих целей, кому-то выговориться, кому-то выслушать совета, кому-то просто поглумиться. Несмотря на то, что Петрович является представителем маргинального общества, и находится на социальном дне, он видит во всех общажных духовную нищету, которая вызывает не сочувствие, а лишь жалость, ведь их мир ограничен, ограничен стенами общежития, бесконечными тёмными коридорами.

Следуя традиции в своем творчестве создавать собирательные образы, Маканин показал нам, как здесь, в общежитии, каждая отдельная личность, каждое «Я» растворяется в «МЫ», то есть погибает в толпе.

Петровича можно назвать человеком, не способным придерживаться священных правил или исповедовать какую-либо религию. У Петровича любые светлые проявления любви, авторитета личности вызывают внутреннее отторжение: «Неужели я похож на человека, который бережет семьи? Обидно!» [4]. Несмотря на явный цинизм данного высказывания, мы не можем осуждать Петровича, ведь для него распад всего святого в обществе — совершенно естественное явление, явившееся как итог государственной перестройки.

Другие типажи героев, которые можно вынести за рамки двух групп, ранее выделенных нами, представлены современными демократами, к которым с огромной иронией относится Петрович. Петрович буквально смеется над демократами, понимая, как они заблуждаются, так и не научившись ничему на опыте прошлых лет. Демократы, по мнению Петровича, игнорируют то, что социум и быт в целом не устроен, они ищут источник зла лишь в социальном неблагополучии жизни. Ещё сильнее это ирония прослеживается в связи названия главы с названием романа Тургенева о демократах «Новь. Первый призыв». Именно здесь мы можем проследить развитие отношений Петровича с Вероничкой, которая когда-то была хрупкой и беззащитной поэтессой, но после перестройки стала чиновником, и тем самым любовь между Петровичем и Вероникой растворилась.

Во всей жизни Вероники и в её отношении к власти Петрович видит, как устроен механизм современной жизни, как люди пытаются занять высокое место в обществе, стать «власть имущими».

Ещё один ряд героев нового времени, которых Петрович также поставил особняком, были люди, которые рвались к власти, желающие захватить мир. Если во времена Петровича это были молодые прогрессивные литераторы, то сейчас литераторов заменили бизнесмены, ставшие героями нового 21-го века. Такие Дуловы и Ловянниковы, по мнению автора идут впереди в костюмах, при галстуке, с телефонами, думающие только о бизнесе и о чёрном нале (наличных деньгах). Это и есть, как говорит Петрович, человек нового мира и герой будущего. Насколько это хорошо или насколько плохо Петрович не решает и не ставит об этом вопрос, также как и автор самого романа: «Впереди, в 21-м веке, уже маячил будущий бизнесмен Ловянников, богатенький сладкоголосый говорун... Ну, за будущее не винят. Такой или не такой, а человек будущего, притом талантливый, он говорит нам о данной деятельности, в которой предстоит жить «героям прошедшего века» [4].

Ещё один пласт людей в романе представлен служителями государства и предстает перед нами работниками «психушки», то есть врачами психиатрами. Сама психиатрическая лечебница в романе Маканина — это не отдельное учреждение, это часть государства, которая служит для того, чтобы подавлять инакомыслие и своеволие. Маканин отвечает, что психиатры — это особый тип людей, которые считают себя выше других, как бы возвышаются над всеми остальными и над остальным персоналом больницы тоже. Эту мысль легко можно проследить в действиях и словах главного врача больницы Ивана Емельяновича: «Вы никакой не больной. Вы — никто. С точки зрения психиатра, вы — бесформенная амёба нечеловеческая каша, которую теперь я вытряхну-таки и выверну наизнанку» [4]

В этих словах заключается главная функция психиатрических больниц — уничтожение личности, ужасный механизм превращения человека в безумную, ничего не чувствующее существо. Именно такими Петрович, а вместе с ним и автор Маканин видят людей конца 90-х годов.

Литература:

  1. Алексеева, Н. В. Горьковский «след» в романе В. Маканина «Андеграунд, или Герой нашего времени» // Максим Горький художник: проблемы, итоги и перспективы изучения. — Н. Новгород, 2002. — С. 228–233.
  2. Варламов, А. В. Адресат — будущее / [текст] / Современная литература глазами прозаиков / Варламов. А // Вопросы литературы. — № 1. — 1996. — С. 32.
  3. Козлова, А. Премиальный «андеграунд» (В.Маканин: эволюция как девальвация) // Литературная газета. 2004. — 14–20 апреля. — С. 4.
  4. Маканин, B. C. Линия судьбы и линия жизни: Романы. М.: ЗАО Изд-во Центрполиграф, 2001.
Основные термины (генерируются автоматически): литературный тип, представитель андеграунда, роман, автор, время, герой, главный герой, группа героев, социальный день, тип героев.


Ключевые слова

перестройка, современная литература, типизация, смена эпох, художественная модальность, социальный тип героя, литературный тип

Похожие статьи

Влияние эпохи на образ главного героя в романе Альфреда де Мюссе «Исповедь сына века»

В статье рассматриваются факторы, оказавшие влияние на возникновение «болезни века» среди молодого поколения начала XIX в. Данная работа позволяет выявить типологию образа героя в литературе первой половины XIX века. Исследование строится на сочетани...

Экзистенциальные переживания в контексте темы крепостного права в романе М. Е. Салтыкова-Щедрина «Пошехонская старина»

В статье описаны экзистенциальные мотивы в романе М. Е. Салтыкова-Щедрина «Пошехонская старина». Проанализировано их воплощение в произведении: система персонажей, лирические отступления. Определена специфика экзистенциальных переживаний в произведен...

Образ русской барыни в романе М. Е. Салтыкова-Щедрина «Пошехонская старина»

Статья посвящена особенностям интерпретации национального образа русской барыни в романе М. Е. Салтыкова-Щедрина «Пошехонская старина». Проанализирован образ Анны Павловны Затрапезной, рассмотрены особенности характера в контексте представителей данн...

Пространственная структура эмиграции в творчестве Э. М. Ремарка на примере романа «Ночь в Лиссабоне»

Статья посвящена закономерностям функционирования художественного пространства в романе Э. М. Ремарк «Ночь в Лиссабоне». Рассматривается феномен пространства эмиграции, которое выстраивается с точки зрения героев-эмигрантов. Доказывается, что в струк...

Концепция времени в романе Н. Ю. Абгарян «С неба упали три яблока»

В данной статье автор пытается определить особенности категории времени в романе современной российской писательницы Н. Абгарян «С неба упали три яблока», основываясь на выделении временных линий романа и характеризуя образы персонажей произведения. ...

Художественное время как элемент авторской модели мира в романе Г.Дж. Уэллса «Машина времени»

В статье исследуется категория художественного времени, воплощаемая в социально-фантастическом романе Г.Дж. Уэллса «Машина времени» и являющаяся одним из элементов авторской картины мира. Изучение представлений главного героя о времени, а также анали...

Проблема времени в романе Э. М. Ремарка «Жизнь взаймы»

В данной статье рассматривается проблема художественного времени и его реализация в романе Эрих Мария Ремарка «Жизнь взаймы». Проанализированы особенности художественного времени и его отражение в образах главных героев. Использованы описательный мет...

Об одной детали в рассказе И. А. Бунина «В Париже»

Статья посвящена анализу одной детали (шинели) в рассказе И.А. Бунина «В Париже», входящем в цикл рассказов писателя «Темные аллеи». Особое значение в работе придается семантической наполненности анализируемой детали как способа дополнительного осмыс...

Образ Фауста в стихотворении «Два часа в резервуаре» И. А. Бродского

Данная статья посвящена анализу образа Фауста в стихотворении «Два часа в резервуаре» И. А. Бродского. Цель данной статьи — показать трансформацию образа в русском постмодернистском тексте и выявить различия в концепциях И. В. Гёте и И. А. Бродского....

«Мениппова сатира» в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

Роман «Мастер и Маргарита» Михаила Афанасьевича Булгакова признан одним из величайших литературных произведений XX века. Роман характеризуется глубоким философским смыслом, сложной иерархической структурой образов, уникальным мифологическим текстом. ...

Похожие статьи

Влияние эпохи на образ главного героя в романе Альфреда де Мюссе «Исповедь сына века»

В статье рассматриваются факторы, оказавшие влияние на возникновение «болезни века» среди молодого поколения начала XIX в. Данная работа позволяет выявить типологию образа героя в литературе первой половины XIX века. Исследование строится на сочетани...

Экзистенциальные переживания в контексте темы крепостного права в романе М. Е. Салтыкова-Щедрина «Пошехонская старина»

В статье описаны экзистенциальные мотивы в романе М. Е. Салтыкова-Щедрина «Пошехонская старина». Проанализировано их воплощение в произведении: система персонажей, лирические отступления. Определена специфика экзистенциальных переживаний в произведен...

Образ русской барыни в романе М. Е. Салтыкова-Щедрина «Пошехонская старина»

Статья посвящена особенностям интерпретации национального образа русской барыни в романе М. Е. Салтыкова-Щедрина «Пошехонская старина». Проанализирован образ Анны Павловны Затрапезной, рассмотрены особенности характера в контексте представителей данн...

Пространственная структура эмиграции в творчестве Э. М. Ремарка на примере романа «Ночь в Лиссабоне»

Статья посвящена закономерностям функционирования художественного пространства в романе Э. М. Ремарк «Ночь в Лиссабоне». Рассматривается феномен пространства эмиграции, которое выстраивается с точки зрения героев-эмигрантов. Доказывается, что в струк...

Концепция времени в романе Н. Ю. Абгарян «С неба упали три яблока»

В данной статье автор пытается определить особенности категории времени в романе современной российской писательницы Н. Абгарян «С неба упали три яблока», основываясь на выделении временных линий романа и характеризуя образы персонажей произведения. ...

Художественное время как элемент авторской модели мира в романе Г.Дж. Уэллса «Машина времени»

В статье исследуется категория художественного времени, воплощаемая в социально-фантастическом романе Г.Дж. Уэллса «Машина времени» и являющаяся одним из элементов авторской картины мира. Изучение представлений главного героя о времени, а также анали...

Проблема времени в романе Э. М. Ремарка «Жизнь взаймы»

В данной статье рассматривается проблема художественного времени и его реализация в романе Эрих Мария Ремарка «Жизнь взаймы». Проанализированы особенности художественного времени и его отражение в образах главных героев. Использованы описательный мет...

Об одной детали в рассказе И. А. Бунина «В Париже»

Статья посвящена анализу одной детали (шинели) в рассказе И.А. Бунина «В Париже», входящем в цикл рассказов писателя «Темные аллеи». Особое значение в работе придается семантической наполненности анализируемой детали как способа дополнительного осмыс...

Образ Фауста в стихотворении «Два часа в резервуаре» И. А. Бродского

Данная статья посвящена анализу образа Фауста в стихотворении «Два часа в резервуаре» И. А. Бродского. Цель данной статьи — показать трансформацию образа в русском постмодернистском тексте и выявить различия в концепциях И. В. Гёте и И. А. Бродского....

«Мениппова сатира» в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

Роман «Мастер и Маргарита» Михаила Афанасьевича Булгакова признан одним из величайших литературных произведений XX века. Роман характеризуется глубоким философским смыслом, сложной иерархической структурой образов, уникальным мифологическим текстом. ...

Задать вопрос