Черты современной литературной сказки в творчестве Эдит Несбит на примере произведения «Пятеро детей и чудище» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Филология, лингвистика

Опубликовано в Молодой учёный №46 (545) ноябрь 2024 г.

Дата публикации: 18.11.2024

Статья просмотрена: 3 раза

Библиографическое описание:

Квартальнова, А. А. Черты современной литературной сказки в творчестве Эдит Несбит на примере произведения «Пятеро детей и чудище» / А. А. Квартальнова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 46 (545). — С. 479-480. — URL: https://moluch.ru/archive/545/119398/ (дата обращения: 16.12.2024).



В статье рассмотрены предпосылки к созданию современной литературной сказки в романе английской писательницы Эдит Несбит. Данная тема определяется востребованностью литературной сказки как жанра в настоящее время, что доказывается несомненным успехом произведений таких писателей, как К. ДиКамилло, Н. Геймана, Д. К. Роулинг и других. В то же время творчество Эдит Несбит в контексте современной литературной сказки практически не изучено.

Ключевые слова : современная литературная сказка, дети, Э. Несбит, предпосылки, ребенок, желание, повседневная жизнь.

В середине двадцатого столетия представления о литературной сказке как о жанре кардинально меняются. Исчезает представление об описателе как о человеке, обладающем истиной в последней инстанции. Авторы этого времени отказываются от назидательности, не решаясь претендовать на объективность своего мнения. Они пытаются отыскать истину вместе с читателем, ставя себя тем самым наравне с читателем. Так зарождается современная литературная сказка.

В качестве основных черт современной литературной сказки можно выделить следующее:

— отсутствие прямой назидательности;

— обсуждение проблем, ранее табуированных, считавшихся недоступными для понимания детьми;

— детальная проработка характеров, герой наделяется личностным восприятием, собственным внутренним миром;

— повествование дается с позиции, близкой точке зрения ребенка;

— изображение реалий повседневной жизни;

— использование комических подробностей;

— адаптированность под возрастные особенности восприятия.

Э. Несбит, признанный классик английской сказки, является одним из первых авторов, заложивших основу современной сказочной литературы для детей, начавшая свою карьеру в начале 20 века, на заре появления современной литературной сказки.

Рассмотрим основные черты ее романа «Пятеро детей и чудище», чтобы понять, почему данное произведение является предпосылкой к созданию современной литературной сказки.

В основе сюжета лежит история о семье с пятью детьми, которая переезжает на лето в загородный дом. Вскоре после отъезда родителей, дети внезапно находят в песчаном карьере необычное создание, которое оказывается сэммитом, или песчаным эльфом, по имени Псаммиад, способным выполнять любые желания, но действующие лишь до захода солнца. Так ребята, загадывая желания, оказываются втянутыми в череду различных приключений.

Несбит обращается к характерному для современной литературной сказки реалистичному началу: в деталях описывается переезд, пейзаж сельской местности в Англии, такие бытовые вещи как оплата проезда шоферу.

Внезапно повествование прерывается вторжением в сюжет необычного фантастического существа, в данном случае — сэммита, и в мир реальный вторгается мир сказочный, словно наслаиваясь на него. При этом место действия остается тем же, никто из героев не переносится в волшебную страну или параллельный мир, все происходит в соответствии с реалиями повседневной жизни, что также весьма характерно для данного жанра.

На протяжении всего повествования Несбит обращается непосредственно к детям, используя их язык, их речевые особенности, ведя с ними диалог с полным уважением и на равных, показывая, что она понимает и, что самое главное, принимает их, признавая за ними право быть самим собой. Не зря Несбит считала себя одной из тех, кому по праву «дано остаться детьми во взрослом возрасте».

Еще одним важным аспектом литературной сказки является прослеживающийся в произведении мотив столкновение двух миров, реального с волшебным. Например, в эпизоде, где дом, в котором живут дети, превращается в осажденную крепость, но взрослые его обитатели совершенно не замечают происходящего, преспокойно продолжая заниматься своими делами.

К образовательной функции сказки Несбит относится иронически. В истории, где дети отправляются на прогулку с младшим братом и превращают его во взрослого мужчину, которого Э. Несбит пародийным образом изображает джентльмена 19 века, который первым делом решает ехать в загородный клуб, настаивая на том, чтобы называть обед исключительно ленчем, прося обращаться к себе исключительно по полному имени, и тут же пускающегося в пространные нравоучения и наставления, достигая комического эффекта, за счет несоответствия поведения персонажа и его изначальной роли.

Тем не менее, в полной мере данное произведение нельзя назвать современной литературной сказкой, поскольку здесь, хоть и не прямолинейно, но проявляются традиции воспитательной функции сказки.

С помощью мотив исполнения желаний, характерного для фольклорной традиции и лежащего в основе повествования, Э. Несбит вводит тему тщетности магии в попытке достичь успеха и необходимости добиваться его честным трудом — традиционную нравоучительную тему множества сказок.

Также, как следствие каждой главы, формируется мораль, нравственная сентенция, которую усваивают герои, справившись с приключениями, выпавшими на их долю. Будь осторожен со своими желаниями, ведь они имеют свойство сбываться, предупреждает читателя Э. Несбит, в чем и убеждаются на собственном опыте герои, загадывая желание за желанием. Отметим, что Несбит не устраняет последствия желаний детей, а оставляет их в качестве напоминания, урока о произошедшем.

Новаторство Несбит состоит прежде всего в отходе, хоть и неполном, от канонов традиционной литературной сказки. Многие авторы, пишущие в жанре современной литературной сказки, как, например, Дж. Роулинг, признавали неоспоримое влияние произведений Несбит на их творчество.

Литература:

  1. Дунаевская Е. С. Литературные сказки Эдит Несбит: поэтика в контексте традиции // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. 2008. № 65.
  2. Заколдованный замок; Пятеро детей и чудище: [Сказки: Для детей] / Эдит Несбит; [Перевод с англ. И. Богданова; Худож. Х. Р. Миллар]. — Тольятти: ПМКФ «Лада-Маком»; Екатеринбург: Ладъ, 1993.
  3. Поринец Ю. Ю. Современная зарубежная детская литература (в двух томах). Хрестоматия для студентов филологического факультета. Допущено УМО объединением по направлениям педагогического образования Министерства образования и науки РФ. СПб: Свое издательство, 2011.
Основные термины (генерируются автоматически): современная литературная сказка, литературная сказка, повседневная жизнь, ребенок, желание.


Ключевые слова

дети, ребёнок, повседневная жизнь, предпосылки, желание, современная литературная сказка, Э. Несбит

Похожие статьи

Общность мотивов в романах Ш. Бронте «Джейн Эйр» и А. Вербицкой «Ключи счастья» в интертекстуальном аспекте

В статье впервые рассматривается с позиций интертекстуальности роман А. Вербицкой «Ключи счастья» — одно из самых популярных художественных произведений в России начала XX века. В работе говорится о межтекстовых связях, объединяющих данный роман с кн...

Образ студента в русской языковой картине мира в конце XIX века (на материале повести Н. Г. Гарина-Михайловского «Студенты»)

Данная статья посвящена системным и последовательным выявлению характеристик студентов в русской языковой картине мира конца XIX века. Рассматриваются и классифицируются языковые единицы в русской прозе того времени (в данной работе — «Студенты» Н. Г...

Интерпретация сюжета о Вавилонской башне в дебютном рассказе Теда Чана «Вавилонская башня»

Данная статья посвящена анализу авторской интерпретации классического сюжета о Вавилонской башне в дебютном рассказе «Вавилонская башня» (Tower of Babylon, 1990) классика современной англоязычной научной фантастики Теда Чана. В статье рассматривается...

Гоголевские мотивы в романе Булата Ханова «Непостоянные величины»

Статья посвящена гоголевским мотивам в современной русской литературе на примере творчества Булата Ханова. Предметом исследования является роман «Непостоянные величины». Обосновывается идея, что роман является текстом с огромным количеством отсылок к...

Изображение процесса становления личности в романе Н. Е. Мординова «Весенняя пора» и автобиографической трилогии Л. Н. Толстого «Детство. Отрочество. Юность»

В статье рассматривается трансформация жанра автобиографической трилогии Л. Н. Толстого в романе Н. Е. Мординова «Весенняя пора». Сравнительный анализ устанавливает сходство произведений в характере сюжета, изображающего процесс становления личности ...

Преодоление лингвистических границ: исследование перевода имен собственных в романе Дж. К. Роулинг «Гарри Поттер и философский камень»

В данной статье рассматриваются переводческие приемы, использованные для передачи на русский язык имен собственных в романе Дж. К. Роулинг «Гарри Поттер и философский камень». Исследование выявляет комплексность переводческих решений, демонстрируя на...

Архаизмы романа И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев» в транслатологической перспективе

Данная статья посвящена исследованию особенностей перевода архаизмов романа И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев» на английский и французский языки. Представлены главные теоретические положения, связанные с понятием архаизмов, а также проведено ...

Выразительные средства адаптивного комикса и их влияние на современного читателя (на примере романа Дж. Остин «Гордость и предубеждение» и одноименного комикса Н. Хайески)

В данной статье проводится сопоставление графического издания (адаптивного комикса) Н. Хайески «Гордость и предубеждение» с оригинальным произведением Дж. Остин. Анализ образов, структуры произведения позволяет выявить, как создается эквивалент роман...

Зачем страдать, о чём грустить: переосмысление образа героини Ольги Лариной из романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин»

Статья посвящена анализу Ольги Лариной, героини романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин». Опираясь на материалы учёных и психиатров, автор статьи доказывает, что образ Ольги Лариной являет собой тип здоровой и разумной девушки. В статье также приведены ...

Определение «биографического метода» Сент-Бёва в его работах разных лет

Статья посвящена рассмотрению критических и литературоведческих работ Сент-Бёва (Charles Augustin de Sainte-Beuver; 1804–1869). Целью статьи является рассмотрение Сент-Бёвом собственного «биографического метода». В результате анализа его работ разных...

Похожие статьи

Общность мотивов в романах Ш. Бронте «Джейн Эйр» и А. Вербицкой «Ключи счастья» в интертекстуальном аспекте

В статье впервые рассматривается с позиций интертекстуальности роман А. Вербицкой «Ключи счастья» — одно из самых популярных художественных произведений в России начала XX века. В работе говорится о межтекстовых связях, объединяющих данный роман с кн...

Образ студента в русской языковой картине мира в конце XIX века (на материале повести Н. Г. Гарина-Михайловского «Студенты»)

Данная статья посвящена системным и последовательным выявлению характеристик студентов в русской языковой картине мира конца XIX века. Рассматриваются и классифицируются языковые единицы в русской прозе того времени (в данной работе — «Студенты» Н. Г...

Интерпретация сюжета о Вавилонской башне в дебютном рассказе Теда Чана «Вавилонская башня»

Данная статья посвящена анализу авторской интерпретации классического сюжета о Вавилонской башне в дебютном рассказе «Вавилонская башня» (Tower of Babylon, 1990) классика современной англоязычной научной фантастики Теда Чана. В статье рассматривается...

Гоголевские мотивы в романе Булата Ханова «Непостоянные величины»

Статья посвящена гоголевским мотивам в современной русской литературе на примере творчества Булата Ханова. Предметом исследования является роман «Непостоянные величины». Обосновывается идея, что роман является текстом с огромным количеством отсылок к...

Изображение процесса становления личности в романе Н. Е. Мординова «Весенняя пора» и автобиографической трилогии Л. Н. Толстого «Детство. Отрочество. Юность»

В статье рассматривается трансформация жанра автобиографической трилогии Л. Н. Толстого в романе Н. Е. Мординова «Весенняя пора». Сравнительный анализ устанавливает сходство произведений в характере сюжета, изображающего процесс становления личности ...

Преодоление лингвистических границ: исследование перевода имен собственных в романе Дж. К. Роулинг «Гарри Поттер и философский камень»

В данной статье рассматриваются переводческие приемы, использованные для передачи на русский язык имен собственных в романе Дж. К. Роулинг «Гарри Поттер и философский камень». Исследование выявляет комплексность переводческих решений, демонстрируя на...

Архаизмы романа И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев» в транслатологической перспективе

Данная статья посвящена исследованию особенностей перевода архаизмов романа И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев» на английский и французский языки. Представлены главные теоретические положения, связанные с понятием архаизмов, а также проведено ...

Выразительные средства адаптивного комикса и их влияние на современного читателя (на примере романа Дж. Остин «Гордость и предубеждение» и одноименного комикса Н. Хайески)

В данной статье проводится сопоставление графического издания (адаптивного комикса) Н. Хайески «Гордость и предубеждение» с оригинальным произведением Дж. Остин. Анализ образов, структуры произведения позволяет выявить, как создается эквивалент роман...

Зачем страдать, о чём грустить: переосмысление образа героини Ольги Лариной из романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин»

Статья посвящена анализу Ольги Лариной, героини романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин». Опираясь на материалы учёных и психиатров, автор статьи доказывает, что образ Ольги Лариной являет собой тип здоровой и разумной девушки. В статье также приведены ...

Определение «биографического метода» Сент-Бёва в его работах разных лет

Статья посвящена рассмотрению критических и литературоведческих работ Сент-Бёва (Charles Augustin de Sainte-Beuver; 1804–1869). Целью статьи является рассмотрение Сент-Бёвом собственного «биографического метода». В результате анализа его работ разных...

Задать вопрос