В статье рассмотрены предпосылки к созданию современной литературной сказки в романе английской писательницы Эдит Несбит. Данная тема определяется востребованностью литературной сказки как жанра в настоящее время, что доказывается несомненным успехом произведений таких писателей, как К. ДиКамилло, Н. Геймана, Д. К. Роулинг и других. В то же время творчество Эдит Несбит в контексте современной литературной сказки практически не изучено.
Ключевые слова : современная литературная сказка, дети, Э. Несбит, предпосылки, ребенок, желание, повседневная жизнь.
В середине двадцатого столетия представления о литературной сказке как о жанре кардинально меняются. Исчезает представление об описателе как о человеке, обладающем истиной в последней инстанции. Авторы этого времени отказываются от назидательности, не решаясь претендовать на объективность своего мнения. Они пытаются отыскать истину вместе с читателем, ставя себя тем самым наравне с читателем. Так зарождается современная литературная сказка.
В качестве основных черт современной литературной сказки можно выделить следующее:
— отсутствие прямой назидательности;
— обсуждение проблем, ранее табуированных, считавшихся недоступными для понимания детьми;
— детальная проработка характеров, герой наделяется личностным восприятием, собственным внутренним миром;
— повествование дается с позиции, близкой точке зрения ребенка;
— изображение реалий повседневной жизни;
— использование комических подробностей;
— адаптированность под возрастные особенности восприятия.
Э. Несбит, признанный классик английской сказки, является одним из первых авторов, заложивших основу современной сказочной литературы для детей, начавшая свою карьеру в начале 20 века, на заре появления современной литературной сказки.
Рассмотрим основные черты ее романа «Пятеро детей и чудище», чтобы понять, почему данное произведение является предпосылкой к созданию современной литературной сказки.
В основе сюжета лежит история о семье с пятью детьми, которая переезжает на лето в загородный дом. Вскоре после отъезда родителей, дети внезапно находят в песчаном карьере необычное создание, которое оказывается сэммитом, или песчаным эльфом, по имени Псаммиад, способным выполнять любые желания, но действующие лишь до захода солнца. Так ребята, загадывая желания, оказываются втянутыми в череду различных приключений.
Несбит обращается к характерному для современной литературной сказки реалистичному началу: в деталях описывается переезд, пейзаж сельской местности в Англии, такие бытовые вещи как оплата проезда шоферу.
Внезапно повествование прерывается вторжением в сюжет необычного фантастического существа, в данном случае — сэммита, и в мир реальный вторгается мир сказочный, словно наслаиваясь на него. При этом место действия остается тем же, никто из героев не переносится в волшебную страну или параллельный мир, все происходит в соответствии с реалиями повседневной жизни, что также весьма характерно для данного жанра.
На протяжении всего повествования Несбит обращается непосредственно к детям, используя их язык, их речевые особенности, ведя с ними диалог с полным уважением и на равных, показывая, что она понимает и, что самое главное, принимает их, признавая за ними право быть самим собой. Не зря Несбит считала себя одной из тех, кому по праву «дано остаться детьми во взрослом возрасте».
Еще одним важным аспектом литературной сказки является прослеживающийся в произведении мотив столкновение двух миров, реального с волшебным. Например, в эпизоде, где дом, в котором живут дети, превращается в осажденную крепость, но взрослые его обитатели совершенно не замечают происходящего, преспокойно продолжая заниматься своими делами.
К образовательной функции сказки Несбит относится иронически. В истории, где дети отправляются на прогулку с младшим братом и превращают его во взрослого мужчину, которого Э. Несбит пародийным образом изображает джентльмена 19 века, который первым делом решает ехать в загородный клуб, настаивая на том, чтобы называть обед исключительно ленчем, прося обращаться к себе исключительно по полному имени, и тут же пускающегося в пространные нравоучения и наставления, достигая комического эффекта, за счет несоответствия поведения персонажа и его изначальной роли.
Тем не менее, в полной мере данное произведение нельзя назвать современной литературной сказкой, поскольку здесь, хоть и не прямолинейно, но проявляются традиции воспитательной функции сказки.
С помощью мотив исполнения желаний, характерного для фольклорной традиции и лежащего в основе повествования, Э. Несбит вводит тему тщетности магии в попытке достичь успеха и необходимости добиваться его честным трудом — традиционную нравоучительную тему множества сказок.
Также, как следствие каждой главы, формируется мораль, нравственная сентенция, которую усваивают герои, справившись с приключениями, выпавшими на их долю. Будь осторожен со своими желаниями, ведь они имеют свойство сбываться, предупреждает читателя Э. Несбит, в чем и убеждаются на собственном опыте герои, загадывая желание за желанием. Отметим, что Несбит не устраняет последствия желаний детей, а оставляет их в качестве напоминания, урока о произошедшем.
Новаторство Несбит состоит прежде всего в отходе, хоть и неполном, от канонов традиционной литературной сказки. Многие авторы, пишущие в жанре современной литературной сказки, как, например, Дж. Роулинг, признавали неоспоримое влияние произведений Несбит на их творчество.
Литература:
- Дунаевская Е. С. Литературные сказки Эдит Несбит: поэтика в контексте традиции // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. 2008. № 65.
- Заколдованный замок; Пятеро детей и чудище: [Сказки: Для детей] / Эдит Несбит; [Перевод с англ. И. Богданова; Худож. Х. Р. Миллар]. — Тольятти: ПМКФ «Лада-Маком»; Екатеринбург: Ладъ, 1993.
- Поринец Ю. Ю. Современная зарубежная детская литература (в двух томах). Хрестоматия для студентов филологического факультета. Допущено УМО объединением по направлениям педагогического образования Министерства образования и науки РФ. СПб: Свое издательство, 2011.