В статье анализируются художественное пространство Петербурга в «Петербургских повестях» Н. В. Гоголя, Автор акцентирует внимание на петербургский хронотоп, рассматривается его упрощение, смещение пространственных ориентиров.
Ключевые слова: Н. В. Гоголь, Петербургские повести, пространство города.
Являясь древним русским городом с многовековой историей, Петербург свидетельствовал многие важные исторические моменты в развитии страны. В отличие от древней столицы Москвы, унаследовавшей русские традиции, Петербург родился в двух культурах: Восточной и Западной. Он представляет собой «все иностранные и космополитические силы» и силу просвещения, модернизации и открытости. Его уникальный темперамент послужит источником творчества для многих писателей. Этот город, построенный на болотах, открывает России «окно на запад» и проложит новый исторический путь развития страны.
Как выдающийся писатель русской литературы критического реализма XIX века, Гоголь оказал большое влияние на первоначальное развитие «петербургской темы». В сборнике «Петербургские рассказы» тема Петербурга написана в целом ряде рассказов. Образ Петербурга совершенно иной, это не только полный гротеска и магической нереальности, но и связанный с действительностью.
- Невский проспект — Страна волшебства
В рассказе «Невский проспект» автор первым обратил в искусство народную мифологию Невского проспекта. На этих нескольких страницах Невский проспект не только является местом действия рассказа, но и ведет себя как главный герой. Невский проспект, как бог, управляет судьбой двух героев — Пискарева и Пигорова в рассказе, и наполняет историю причудливыми и психоделическими красками, основываясь на реальности.
Построенный в 1710-х годов, Невский проспект сразу становился самым процветающим районом в городе. На этой улице «петербуржцы ощущали себя свободными индивидами», хотя на самом деле они «загнаны в тесные социальные роли, навязанные самым жестко стратифицированном обществом в Европе». В произведении Гоголя Невский проспект расцветает иным блеском, также раскрывает другую сторону Петербурга, скрытую под пышной внешностью.
В его рассказе проспект совершенно иной днем и ночью: улица днем сырая, темная и холодная, а ночью улица становится таинственной и иллюзорной на фоне огней. Здесь переплетаются реальное и нереальное, а зло и добро сосуществуют. Гоголь водит в литературе архетипическую модерную тему: особенную, волшебную атмосферу ночного города. В тот час на Невском проспекте «чувствуется какая-то цель, или лучше что-то похожее на цель. Что-то чрезвычайно безотчетное, шаги всех ускоряются и становятся вообще очень неровны». Те почтенные старики, которые прогуливались днем, теперь как молодые коллежские регистраторы, спешат торопливо, чтобы заглянуть под шляпку издали завиденной дамы.
На этой проспекте художник Пискарев думает, что он встречает любовь и красоту, а на самом деле все обманы, все лжи. Представившаяся ему реальность была полной противоположностью тому, что он ожидал, а красота, которой он был поражен, была безнравственной, уродливой и нереальной. Разбитый ощущением пропасти, этот «петербургский мечтатель» погружается в опиумные видения, которые перерастают в зависимость, затем запирается в квартире и перерезает себе горло.
Гоголевский Невский проспект не только большая сцена, объединяющая все стороны Петербурга, но и микрокосма русской общественной жизни, представляющего все зло и добро. Здесь людей дурят, обманывают, активно вовлекают в водоворот желания и денег. На этом проспекте уплотняет различные социальные явления и социальную психологию Петербурга, сконцентрировано все благополучие и порочность, действительное и иллюзорное, добро и зло. То, что произошло на Невском проспекте, это не только повседневная жизнь улицы, но и реальность всего общества России.
- Васильевский остров — уединенный остров
Васильевский остров — отдаленный остров в дельте реки Невы. Хотя в первоначальном видении Петра Великого это был центр города, но с развитием города Невский проспект стал центром Петербурга, а здесь стал пограничной полосой. Поэтому люди не хотят переезжать на этот отдаленный и пустынный остров, а большинство жителей на острове — бедные чиновники и ремесленники из разных слоев общества. Географически остров представляет собой небольшой остров, изолированный от центра, а политически этот анклав удалит от центра власти, и является пунктом для выживания бедняков и маленьких людей.
В рассказе «Портрет» Васильевский остров теряет конкретное описание внешней среды и становится простым символом. Это уже не просто пустынное и заброшенное место, и живой и мирный остров. А удаленность острова обречена на то, что на этом месте часто происходят волшебные и причудливые события. Бедный живописец Чартков постепенно сбился с пути, купив портрет ростовщика во сне. Именно после этого сна художник постепенно впадал в безумие и, наконец, отвернулся от его художественных исканий, а перебрался с отдаленного острова на Невский проспект в центре города.
На самом деле, когда он во сне принимал деньги от ростовщиков, это означало, что он продал свой талант дьяволу в обмен на славу, богатство и почет. Только когда он опомнился и осознал свои изменения, он вспомнил, что он был счастливым на острове. Но тогда он уже не мог вернуть Васильевский остров, и наконец герой впал в безумие и хаос.
В Гоголевских рассказах судьбы героев тесно связаны с городской жизнью и социальными факторами Петербурга. Обращая внимание на судьбу людей в городе, писатель также изображает глубокие образы, содержащиеся в городе. Несомненно, автор негативно и критически относится к Петербургу, он рассекает гнилую внутренность пышной петербургской оболочки, показывая попрание города и уничтожение людей на дне.
«Петербургская повесть» глубоко исследует различные проблемы, возникшие в процессе модернизации городов в 1830–1940-х годах, и обсуждает развитие и изменения российского общества с отправной точкой Петербурга. Изображая все в этом городе, рассказ показывает читателям хаос, уродство, иллюзорность и испорченность всего общества России. И этот Петербург, представленный нам в литературном виде, несет в себе символическое значение, гораздо более коннотативное, чем значение географического пространства. Именно в этом творческом процессе городская история Петербурга представлена в литературной форме и становится плотной и цельной. Тема Петербурга также привлекает все больше писателей к развитию и наследованию этой литературной системы и традиции с ее уникальными историческими и культурными коннотациями.
Литература:
- Гоголь Н. В. Петербургские повести: Повести, комедии. — СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2015.
- Берман М. Все твердое растворяется в воздухе: опыт модерности. — Москва: Горизонталь, 2020. — 486 с.