Художественное городское пространство в «Петербургских повестях» Н. В. Гоголя | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Филология, лингвистика

Опубликовано в Молодой учёный №34 (429) август 2022 г.

Дата публикации: 26.08.2022

Статья просмотрена: 245 раз

Библиографическое описание:

Ши, Жуйдань. Художественное городское пространство в «Петербургских повестях» Н. В. Гоголя / Жуйдань Ши. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 34 (429). — С. 170-171. — URL: https://moluch.ru/archive/429/94616/ (дата обращения: 17.12.2024).



В статье анализируются художественное пространство Петербурга в «Петербургских повестях» Н. В. Гоголя, Автор акцентирует внимание на петербургский хронотоп, рассматривается его упрощение, смещение пространственных ориентиров.

Ключевые слова: Н. В. Гоголь, Петербургские повести, пространство города.

Являясь древним русским городом с многовековой историей, Петербург свидетельствовал многие важные исторические моменты в развитии страны. В отличие от древней столицы Москвы, унаследовавшей русские традиции, Петербург родился в двух культурах: Восточной и Западной. Он представляет собой «все иностранные и космополитические силы» и силу просвещения, модернизации и открытости. Его уникальный темперамент послужит источником творчества для многих писателей. Этот город, построенный на болотах, открывает России «окно на запад» и проложит новый исторический путь развития страны.

Как выдающийся писатель русской литературы критического реализма XIX века, Гоголь оказал большое влияние на первоначальное развитие «петербургской темы». В сборнике «Петербургские рассказы» тема Петербурга написана в целом ряде рассказов. Образ Петербурга совершенно иной, это не только полный гротеска и магической нереальности, но и связанный с действительностью.

  1. Невский проспект — Страна волшебства

В рассказе «Невский проспект» автор первым обратил в искусство народную мифологию Невского проспекта. На этих нескольких страницах Невский проспект не только является местом действия рассказа, но и ведет себя как главный герой. Невский проспект, как бог, управляет судьбой двух героев — Пискарева и Пигорова в рассказе, и наполняет историю причудливыми и психоделическими красками, основываясь на реальности.

Построенный в 1710-х годов, Невский проспект сразу становился самым процветающим районом в городе. На этой улице «петербуржцы ощущали себя свободными индивидами», хотя на самом деле они «загнаны в тесные социальные роли, навязанные самым жестко стратифицированном обществом в Европе». В произведении Гоголя Невский проспект расцветает иным блеском, также раскрывает другую сторону Петербурга, скрытую под пышной внешностью.

В его рассказе проспект совершенно иной днем и ночью: улица днем сырая, темная и холодная, а ночью улица становится таинственной и иллюзорной на фоне огней. Здесь переплетаются реальное и нереальное, а зло и добро сосуществуют. Гоголь водит в литературе архетипическую модерную тему: особенную, волшебную атмосферу ночного города. В тот час на Невском проспекте «чувствуется какая-то цель, или лучше что-то похожее на цель. Что-то чрезвычайно безотчетное, шаги всех ускоряются и становятся вообще очень неровны». Те почтенные старики, которые прогуливались днем, теперь как молодые коллежские регистраторы, спешат торопливо, чтобы заглянуть под шляпку издали завиденной дамы.

На этой проспекте художник Пискарев думает, что он встречает любовь и красоту, а на самом деле все обманы, все лжи. Представившаяся ему реальность была полной противоположностью тому, что он ожидал, а красота, которой он был поражен, была безнравственной, уродливой и нереальной. Разбитый ощущением пропасти, этот «петербургский мечтатель» погружается в опиумные видения, которые перерастают в зависимость, затем запирается в квартире и перерезает себе горло.

Гоголевский Невский проспект не только большая сцена, объединяющая все стороны Петербурга, но и микрокосма русской общественной жизни, представляющего все зло и добро. Здесь людей дурят, обманывают, активно вовлекают в водоворот желания и денег. На этом проспекте уплотняет различные социальные явления и социальную психологию Петербурга, сконцентрировано все благополучие и порочность, действительное и иллюзорное, добро и зло. То, что произошло на Невском проспекте, это не только повседневная жизнь улицы, но и реальность всего общества России.

  1. Васильевский остров — уединенный остров

Васильевский остров — отдаленный остров в дельте реки Невы. Хотя в первоначальном видении Петра Великого это был центр города, но с развитием города Невский проспект стал центром Петербурга, а здесь стал пограничной полосой. Поэтому люди не хотят переезжать на этот отдаленный и пустынный остров, а большинство жителей на острове — бедные чиновники и ремесленники из разных слоев общества. Географически остров представляет собой небольшой остров, изолированный от центра, а политически этот анклав удалит от центра власти, и является пунктом для выживания бедняков и маленьких людей.

В рассказе «Портрет» Васильевский остров теряет конкретное описание внешней среды и становится простым символом. Это уже не просто пустынное и заброшенное место, и живой и мирный остров. А удаленность острова обречена на то, что на этом месте часто происходят волшебные и причудливые события. Бедный живописец Чартков постепенно сбился с пути, купив портрет ростовщика во сне. Именно после этого сна художник постепенно впадал в безумие и, наконец, отвернулся от его художественных исканий, а перебрался с отдаленного острова на Невский проспект в центре города.

На самом деле, когда он во сне принимал деньги от ростовщиков, это означало, что он продал свой талант дьяволу в обмен на славу, богатство и почет. Только когда он опомнился и осознал свои изменения, он вспомнил, что он был счастливым на острове. Но тогда он уже не мог вернуть Васильевский остров, и наконец герой впал в безумие и хаос.

В Гоголевских рассказах судьбы героев тесно связаны с городской жизнью и социальными факторами Петербурга. Обращая внимание на судьбу людей в городе, писатель также изображает глубокие образы, содержащиеся в городе. Несомненно, автор негативно и критически относится к Петербургу, он рассекает гнилую внутренность пышной петербургской оболочки, показывая попрание города и уничтожение людей на дне.

«Петербургская повесть» глубоко исследует различные проблемы, возникшие в процессе модернизации городов в 1830–1940-х годах, и обсуждает развитие и изменения российского общества с отправной точкой Петербурга. Изображая все в этом городе, рассказ показывает читателям хаос, уродство, иллюзорность и испорченность всего общества России. И этот Петербург, представленный нам в литературном виде, несет в себе символическое значение, гораздо более коннотативное, чем значение географического пространства. Именно в этом творческом процессе городская история Петербурга представлена в литературной форме и становится плотной и цельной. Тема Петербурга также привлекает все больше писателей к развитию и наследованию этой литературной системы и традиции с ее уникальными историческими и культурными коннотациями.

Литература:

  1. Гоголь Н. В. Петербургские повести: Повести, комедии. — СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2015.
  2. Берман М. Все твердое растворяется в воздухе: опыт модерности. — Москва: Горизонталь, 2020. — 486 с.
Основные термины (генерируются автоматически): Невский проспект, Петербург, Васильевский остров, Петербургский, самое дело, город, общество России, отдаленный остров, сторона Петербурга, центр города.


Ключевые слова

Н. В. Гоголь, Петербургские повести, пространство города

Похожие статьи

Фольклорные и литературные источники повести Н. В. Гоголя «Вий»

В статье автор исследует фольклорные и литературные источники повести Н. В. Гоголя «Вий», ищет аналоги образа Вия в славянском фольклоре, анализирует сюжет о смерти ведьмы, обобщает современные подходы филологов и историков к данной проблеме.

О стиле Н. В. Гоголя

Н. В. Гоголь — выдающийся писатель, один из родоначальников русской художественной сатиры XIX века, основатель литературы критического реализма. Его основные произведения: «Ревизор», «Мертвые души», «Петербургские повести», «Тарас Бульба» и пр. Автор...

Мотив покоя в свете христианского идеала в повести Н. В. Гоголя «Старосветские помещики»

В статье рассматривается мотив покоя в творчестве Н. В. Гоголя и его связь с христианской традицией. Статья может быть использована на факультативных занятиях по литературе, предметных кружках с целью углубления знаний.

Газета «Владивосток» (1911): «Невероятные рассказы» А. Я. Мауэра

Российские журналисты столетиями формировали традиции национальной журналистики, которая, по оценкам специалистов, в настоящее время находится в кризисном состоянии. Актуальность работы состоит в сохранении лучших традиций русской журналистики XIX-XX...

Изучение образа Ходжи Насреддина в мировой литературе

В данной статье рассматривается структура художественного пространства в современной литературе, а также исследована художественная функция в произведении такого понятия, как «городской текст», которое имеет свою историю зарождения и развития.

«Разбойники» Шиллера в зеркале русской театральной критики эпохи романтизма (на примере публикации в журнале «Московский Телеграф»)

В статье анализируется рецепция русской театральной постановки знакового произведения Шиллера «Разбойники» на страницах журнала «Московский Телеграф». Небывалый культурный подъем в Германии на стыке XVIII — XIX в. в. обусловил интерес к немецкой лите...

Роль еды в характеристике персонажей в произведениях Н. В. Гоголя

В статье проанализированы произведения Н. В. Гоголя.

Эпическая драма в системе драматического рода рубежа XIX–XX веков

В статье рассматривается кризисные явления эстетической концепции новой драмы в начале XX века. Выявляется особенности использования эпических способов представления события в драме. Основное внимание уделяется пьесе М. Горького как философской разно...

Пушкин и восточные мотивы в романе «Евгений Онегин»

В эпоху золотого века русской поэзии восток и восточная литература были важными темами для русских читателей. Ученые, изучающие восточную тему в творчестве А. С. Пушкина, отметили, что он был глубоко ознакомлен с культурой и литературой Востока. Рома...

Поэзия Ф. И. Тютчева в аспекте диалога искусств

В статье определяются основные особенности поэзии Ф. И. Тютчева, дается характеристика и анализ лирических произведений, также рассматривается поэтическое наследие и характерно-тютчевские образы и приемы повествования.

Похожие статьи

Фольклорные и литературные источники повести Н. В. Гоголя «Вий»

В статье автор исследует фольклорные и литературные источники повести Н. В. Гоголя «Вий», ищет аналоги образа Вия в славянском фольклоре, анализирует сюжет о смерти ведьмы, обобщает современные подходы филологов и историков к данной проблеме.

О стиле Н. В. Гоголя

Н. В. Гоголь — выдающийся писатель, один из родоначальников русской художественной сатиры XIX века, основатель литературы критического реализма. Его основные произведения: «Ревизор», «Мертвые души», «Петербургские повести», «Тарас Бульба» и пр. Автор...

Мотив покоя в свете христианского идеала в повести Н. В. Гоголя «Старосветские помещики»

В статье рассматривается мотив покоя в творчестве Н. В. Гоголя и его связь с христианской традицией. Статья может быть использована на факультативных занятиях по литературе, предметных кружках с целью углубления знаний.

Газета «Владивосток» (1911): «Невероятные рассказы» А. Я. Мауэра

Российские журналисты столетиями формировали традиции национальной журналистики, которая, по оценкам специалистов, в настоящее время находится в кризисном состоянии. Актуальность работы состоит в сохранении лучших традиций русской журналистики XIX-XX...

Изучение образа Ходжи Насреддина в мировой литературе

В данной статье рассматривается структура художественного пространства в современной литературе, а также исследована художественная функция в произведении такого понятия, как «городской текст», которое имеет свою историю зарождения и развития.

«Разбойники» Шиллера в зеркале русской театральной критики эпохи романтизма (на примере публикации в журнале «Московский Телеграф»)

В статье анализируется рецепция русской театральной постановки знакового произведения Шиллера «Разбойники» на страницах журнала «Московский Телеграф». Небывалый культурный подъем в Германии на стыке XVIII — XIX в. в. обусловил интерес к немецкой лите...

Роль еды в характеристике персонажей в произведениях Н. В. Гоголя

В статье проанализированы произведения Н. В. Гоголя.

Эпическая драма в системе драматического рода рубежа XIX–XX веков

В статье рассматривается кризисные явления эстетической концепции новой драмы в начале XX века. Выявляется особенности использования эпических способов представления события в драме. Основное внимание уделяется пьесе М. Горького как философской разно...

Пушкин и восточные мотивы в романе «Евгений Онегин»

В эпоху золотого века русской поэзии восток и восточная литература были важными темами для русских читателей. Ученые, изучающие восточную тему в творчестве А. С. Пушкина, отметили, что он был глубоко ознакомлен с культурой и литературой Востока. Рома...

Поэзия Ф. И. Тютчева в аспекте диалога искусств

В статье определяются основные особенности поэзии Ф. И. Тютчева, дается характеристика и анализ лирических произведений, также рассматривается поэтическое наследие и характерно-тютчевские образы и приемы повествования.

Задать вопрос