Анализ повести «Портрет» Н. В. Гоголя
В повести портрет является символом вечной жизни и потери души одновременно. При анализе портрета важно заметить, что он появляется у главного героя в сложные для него времена, что играет важную роль в судьбе героя. Портрет старого ростовщика, купленный в лавке, становится для Чарткова проводником в мир искусства в обмен на душу героя. Портрет является не подарком судьбы, а скорее проклятьем, на что указывает его описание: черты лица, а в особенности глаза, человека были слишком живыми для картины и как бы нарушали привычную жизнь: «Они просто глядели, глядели даже из самого портрета, как будто разрушая его гармонию своею странною живостью. < > Это было уже не искусство: это разрушало даже гармонию самого портрета. Это были живые, это были человеческие глаза! Казалось, как будто они были вырезаны из живого человека и вставлены сюда» [1, с.105]. Образ необычайно живых глаз является ключевым в описании портрета и не случайно: изображенный на портрете ростовщик мечтал о вечной жизни, поэтому и пожелал написать портрет, чтобы его душа жила в нём. Живые глаза уже почившего старика как бы наблюдают за реальностью. Для создания такого образа Гоголь использует гротеск и оксюморон: живые глаза принадлежат мертвецу.
При описании портрета автор делает акцент на том, что время в картине как бы остановилось: «Это был старик с лицом бронзового цвета, скулистым, чахлым; черты лица, казалось, были схвачены в минуту судорожного движенья и отзывались не северною силою. Пламенный полдень был запечатлен в них». [1, с.98]. Это раскрывает один из мотивов портрета в повести — мотив вечности.
Второй мотив портрета — потеря творческим человеком души. Портрет как бы забирает себе душу Чарткова в обмен на его успех в сфере живописи. Глаза раз за разом притягиваются к по-настоящему живому герою и «точно глядят на него», словно желая встать на его место.
В повести портрет является не просто предметом живописного жанра, а раскрывает истинную сущность изображенного на нем человека: Чартков стремился изобразить истинный образ юной девушки, а потрет ростовщика с невероятно живыми глазами является отражением желания старика оставить свой след для будущих поколений. Так пишет в своей работе В. Ю. Баль «Мотив «живого портрета» в повести Н. В. Гоголя «Портрет» текст и контекст»: «В концепции Гоголя на художнике лежит ответственность четко определять грань между добром и злом, и не переступать через установленные границы ни при каких условиях». Именно эту способность утрачивает главный герой с появлением в его жизни портрета ростовщика — символа жадности и накопительства, но никак не чувства прекрасного. Чартков больше не был способен сохранять подлинную красоту людей в своих картинах из-за своей духовной деградации — возможность обрести материальное благополучие становится для художника выше высоких духовных идеалов творца: «Кисть его хладела и тупела, и он нечувствительно заключился в однообразные, определенные, давно изношенные формы» [1, с.134].
Анализ романа «Портрет Дориана Грея» О.Уайльда
Появление портрета является центральным сюжетообразующим событием в романе, ведь именно портрет является причиной изменений в душе Дориана. Некогда невинный юноша обретает вечную красоту, способную скрывать уродства его души. При этом Дориану доставляет удовольствие осознание, что никто не видит его истинной сущности, скрытой за привлекательной внешностью: «Чем разительнее становился контраст между тем и другим, тем острее Дориан наслаждался им». [3, с.183]
Портрет является символом вечной красоты и молодости, но в то же время бездуховности и жестокости. Желая сохранить свою молодость навсегда, Дориан совершает сделку с дьяволом — так душа героя остается заточенной в портрете. На примере образа героя видно, как духовно деградирует человек, получив возможность безнаказанно совершать преступления.
Портрет меняется внешне, а герой внутренне — и эти изменения взаимосвязаны. Уайльд создает контраст между внешним образом портрета и самого Дориана: портрет меняется, олицетворяя собой духовные и нравственные изменения в душе Дориана. При описании портрета автор создает контраст между реальным Дорианом и его душой, скрытой от других: «Однако в лице портрета по-прежнему заметна была какая-то странная перемена, она даже стала явственнее. В скользивших по полотну ярких лучах солнца складка жестокости у рта видна была так отчетливо, словно Дориан смотрелся в зеркало после какого-то совершенного им преступления». [3, с.131]. Однако эти изменения не беспочвенны — их причиной был лорд Генри, открывший юноше мир запретных удовольствий. И сам Дориан до самого финала не стремится избавляться от пороков, в которых он погряз.
При описании портрета автор делает акцент на жестокости, отраженной на лице человека, на уродстве души, отразившейся на внешности изображенного на портрете. Лицо Дориана же остается не тронутым этими следами жестокости и порока, отчего другим людям поверить в правдивость нелестных слухов о герое трудно.
Два «Портрета»
Оба портрета олицетворяют собой мотив вечности: вечной жизни и богатства в «Портрете» и вечной красоты и молодости в романе О. Уайльда. В обоих произведениях портрет представляет собой сделку с дьяволом: в обмен на душу Дориан обретает вечную молодость, а Чартков теряет талант, но взамен получает богатство. Желая обрести лучшую жизнь, герои сами подписывают себе приговор на душевные страдания: Дориана начинают терзать угрызения совести за совершенные им злодеяния, а Чартов не может смириться с потерей своего таланта. Для обоих героев портрет является проклятьем, которое меняет их характер в противоположную сторону и которое они вынуждены прятать от людских глаз.
С помощью портрета авторы открывают перед читателем самые потаенные и греховные желания героев — портрет становится воплощением темной сущности персонажей.
Основным мотивом обоих произведений можно назвать противопоставление красоты искусства и человека уродству души и её деградации. Портрет олицетворяет собой грех, обретший материальную форму и способный влиять на героев. И только в «Портрете Дориана Грея» зло оказывается наказано — не в силах больше принимать свою темную сторону и желая избавиться от своей страшной тайны, Дориан режет портрет, от чего сам и погибает. Его смерть символизирует искупление и стремление избавиться от грехов. Чартков же не избавляется от греха, хоть и страдает от последствий действия портрета всю жизнь. Ухудшение качества художественных работ Чарткова становится внешним выражением моральной деградации и разрушения его души, которые он уже не в силах побороть.
И О.Уайльд, и Н. В. Гоголь используют портрет не случайно — он служит символом, показывающим читателю уровень моральной деградации человека, который обрел возможность воплотить свои эгоистичные желания в жизнь, на первый взгляд, без каких-либо последствий.
Литература:
- «Собрание художественных произведений в пяти томах» / Н. В. Гоголь. — Москва: Издательство академии наук СССР, 1959. — Т.3, с.94–174.
- «Литературная энциклопедия терминов и понятий» / А. Н. Николюкин. — Москва: издательство «Интелвак», 2003.
- «Портрет Дориана Грея»: художественная литература / О. Уайльд; [пер. с англ. М. Абкиной]. — Москва: издательство «Эксмо», 2019. — с. 320.
- Кривонос В. Ш. Путь и граница в повести Гоголя «Портрет»/ Кривонос В. Ш. // Самарский государственный педагогический университет — 2006.
- В. Ю. Баль Мотив «Живого портрета» в повести Н. В. Гоголя «Портрет»: текст и контекст/ В. Ю. Баль // научная редакция «Филология» — 2008. — С. 13–15.
- Н. И. Тоирова Портрет как символ психологического драматизма в прозе/ Н. И. Тоирова// East European Scientific Journal — 2016. — #9(13) — С. 94–96.
- З. В. Экажева Образ-символ портрета в литературе (на примере повести Н. В. Гоголя «Портрет» и романа О.Уайльда «Портрет Дориана Грея») / З. В. Экажева// Международный научный журнал «Вестник науки» — 2020. — № 9(30) — Т.2 — С. 30–34.
- Е. С. Куприянова Мифологема вечной юности в романе О.Уайльда «Портрет Дориана Грея»/ Е. С. Куприянова// Вестник Новгородского государственного университета — 2009. — № 51 — С. 70–73.

