Проблема подлинного счастья в произведениях русской классической литературы | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Самые интересные примеры Отличный выбор методов исследования Высокая научная новизна

Рубрика: Литература

Опубликовано в Юный учёный №4 (67) апрель 2023 г.

Дата публикации: 10.03.2023

Статья просмотрена: 3794 раза

Библиографическое описание:

Снопок, М. А. Проблема подлинного счастья в произведениях русской классической литературы / М. А. Снопок, Н. Р. Попова. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2023. — № 4 (67). — С. 26-28. — URL: https://moluch.ru/young/archive/67/3592/ (дата обращения: 16.11.2024).



В научной статье уделяется внимание такой актуальной философской проблеме, как подлинное человеческое счастье. Материал публикации даёт подробную характеристику проблематике человеческого счастья на основе известных произведений русских классиков, таких как, Николай Васильевич Гоголь — повесть «Портрет» — через образ главного героя — художника Андрея Чарткова, повесть «Шинель» — через образ главного героя — Акакия Акакиевича Башмачкина, Иван Александрович Гончаров — одноимённый роман «Обломов» — через образ главного героя — Ильи Ильича Обломова.

Ключевые слова: классическая литература, русская классика, проблема счастья, подлинное счастье, философская проблема.

Проблема счастья является одной из вечных философских проблем общества. Данная тема была актуальна всегда: как и XV веке, так и в XVI, XVII и в наши дни. Многие писатели разных столетий ярко освещали проблему подлинного человеческого счастья в своих произведениях с помощью образов главных и второстепенных персонажей. Предлагаю разобрать проблематику на примере классической литературы.

Николай Васильевич Гоголь «Портрет», «Шинель»

Примером подлинно счастливого человека является образ молодого художника Андрея Чарткова из повести Николая Васильевича Гоголя (1809–1852гг.) «Портрет». Главный герой на протяжении многих лет увлечён изобразительным искусством. Чартков был одним из тех людей, кто самоотверженно предан любимому делу. Он писал портреты, пейзажи, этюды — всё это доставляло ему удовольствие. В своей мастерской художник, работая над картинами, забывал про еду и сон. Андрей Чартков работал не покладая рук, оттачивая мастерство кисти, вкладывая в свои картины душу и талант. Казалось бы, художник обрёл своё истинное счастье: несмотря на то, что он был беден, Чартков у доставляло удовольствие занятие любимым делом. Его талант, талант художника и есть его счастье.

Однако, когда у художника появились деньги, Чартков встал перед выбором: потратить ли денежные средства на самореализацию или стать как все, получившие широкую известность, модные художники, не вкладывающие никакой души в свои картины, и больше разбогатеть.

К сожалению, главный герой пошёл по кривой дорожке. Став популярным и разбогатев, Андрей Чартков стал писать шаблонные, «неживые» портреты, схожие с грубыми портретами из дешёвых картинных лавок. Художник утратил свой талант и былую увлечённость, тем самым потеряв своё счастье. На основании приведённого аргумента можно сделать вывод, что подлинное счастье человек обретает, занимая делом, которое доставляет ему удовольствие. Главное — направить свой талант в нужное русло [1].

Акакий Акакиевич Башмачкин, герой повести Н. В. Гоголя «Шинель» — человек заурядный и маленький. Ему не нужно многого: он трепетно и ответственно выполняет свою копеечную работу, живет впроголодь, но, в сущности, вполне доволен судьбой. Привычный ход его существования нарушает необходимость покупки новой шинели. Трепетное отношение Башмачкина к своему приобретению настолько велико, что долгожданная обновка занимает все его мысли, подчиняет себе все его действия и порывы. Обычная вещь становится смыслом жизни и счастьем этого маленького человека, одержимого материальной составляющей бытия. Столь жалкое существование Башмачкин воспринимает счастливым до тех пор, пока любимую шинель у него не отбирают случайные грабители. Повесть заставляет задуматься не только над важностью и необходимостью сострадания и помощи ближнему, но и о подлинных причинах счастья. Чиновник не так его понял, поэтому и пал жертвой своей ошибки [2].

Иван Александрович Гончарова «Обломов»

Проблема человеческого счастья раскрывается и в произведениях Ивана Александровича Гончарова (1812–1891гг.). В одноимённом романе «Обломов» читателям представлен образ главного героя Ильи Ильича Обломова. У главного героя есть всё: хорошее дворянское образование, поместье и замечательный товарищ. Но Обломов никогда и нигде не применял свои знания и не занимался делами поместья. Это человек с тонкой поэтический душой, склонный к лени и постоянным мечтам, которые заменяют ему реальную жизнь. Близкий приятель Ильи Ильича Обломова, Андрей Штольц, является полной противоположностью главного героя. Штольц знает, чего хочет от жизни и постоянно занимается саморазвитием. Он призывает к этому и своего друга, но Илья Ильич в своей жизни ничего менять не собирается. Главный герой романа продолжает все дни напролёт лежать на диване и придаваться фантазиям. Авторская точка зрения, как мне кажется, выражена довольно чётко. Она заключается в следующем: человек может быть счастлив просто мечтая о чём-либо [3].

Лев Николаевич Толстой «Война и мир»

В романе-эпопеи Л. Н. Толстого “Война и мир” есть герой, который является наглядным примером этому — Андрей Болконский. В начале произведения автор показывает нам его несчастливым, опустошенным и разочарованным в своей жизни. Основными причинами этому всему была смерть жены, незадавшаяся карьера военного. Однако после встречи с Наташей Ростовой, искренней, прекрасной, мечтающей летать, как птица, герой Л. Н. Толстого снова задумывается о счастье, семье, детях. Болконский опять хочет строить планы на будущее и начинает жить полной жизнью. Именно благодаря Наташе Ростовой герой романа-эпопеи “Война и мир” снова чувствует себя счастливым [4].

Таким образом, мы рассмотрели такую философскую проблему, как подлинное человеческое счастье в произведениях авторов русской классической литературы на примерах образов главных и второстепенных героев.

Литература:

  1. Николай Васильевич Гоголь, повесть «Портрет», 1834 (электронная версия) — https://ilibrary.ru/text/77/p.1/index.html
  2. Николай Васильевич Гоголь, повесть «Шинель», 1842 (электронная версия) — https://ilibrary.ru/text/980/p.1/index.html
  3. Иван Александрович Гончаров, роман «Обломов», 1859 (электронная версия) — https://ilibrary.ru/text/475/p.1/index.html
  4. Лев Николаевич Толстой, роман «Война и мир» 1867 (электронная версия) — https://ilibrary.ru/text/11/index.html


Ключевые слова

классическая литература, русская классика, проблема счастья, подлинное счастье, философская проблема

Похожие статьи

Сюжетные линии романа И. А. Бунина «Жизнь Арсеньева» и их лирическая интерпретация (на материале лирики поэта)

В данной статье исследуется связь лирики И. А. Бунина с его романом «Жизнь Арсеньева», так как роман писателя стоит воспринимать, по большей степени, не как обычную прозу, а как «прозу поэта». Роман создавался на сходстве чувств и переживаний Алексея...

Влияние видов искусства на мировоззрение человека (на примерах литературы)

В статье рассмотрено влияние различных видов искусства на людей с помощью примеров из произведений отечественных писателей, таких как, Александр Степанович Грин — книга «Зелёная лампа» — через образ главного героя Джона Ива, Антон Павлович Чехов — ра...

Тип героя-праведника в творчестве Н. С. Лескова (на примере рассказа «Несмертельный Голован»)

В статье рассматриваются вопросы, связанные с особенностями изображения типа героя-праведника в творчестве Н. С. Лескова (на примере рассказа «Несмертельный Голован»). Анализируются отдельные элементы поэтики персонажного образа; приводятся черты, ха...

Смысл жанровых подзаголовков детективной дилогии Б. Акунина «Особые поручения»

В статье анализируются нетрадиционные для классической системы жанровые наименования «повесть о маньяке» и «повесть о мошенниках». Подробно описываются особенности употребления в данном контексте термина «повесть». Работа демонстрирует связь между ав...

Особенности художественной типизации персонажей «времени смены эпох» в романе В. С. Маканина «Андеграунд, или Герой нашего времени»

В статье рассматриваются образы и типы героев «перестроечной» эпохи в романе современного отечественного писателя В. С. Маканина «Андеграунд, или Герой нашего времени». Данная тема рассмотрена в контексте современной отечественной литературы. Исследо...

Самсон Вырин как романтический герой в повести А. С. Пушкина «Станционный смотритель»

В работе рассматриваются черты романтической личности в образе Самсона Вырина, отмечаются аспекты, выделяющие его судьбу из числа окружающих. Черты романтизма героя являются воплощением принципов народности и социальности романтических произведений, ...

Вечные темы в рассказе В. В. Набокова «Рождество»

В статье раскрыты основные темы рассказа В. В. Набокова «Рождество». Автор акцентирует внимание на таких вечных темах как взаимоотношения с Богом, противостояние жизни и смерти. Предметом анализа выступают взаимоотношения с Богом, противостояние жизн...

Языковой образ женщины в прозе Эдгара Аллана По

В статье рассматриваются принципы создания языкового образа женщины Эдгаром Алланом По в его прозе на примере пяти произведений: «Береника», «Морелла», «Лигейя», «Падение дома Ашеров» и «Элеонора». Кроме того, анализируются причины возникновения особ...

К вопросу о национальных чертах русского обмана

Данная статья посвящена анализу национальных черт русского обмана, описанных в работах Ф. М. Достоевского (эссе «Нечто о вранье») и А. Ф. Писемского (цикл очерков «Русские лгуны»); приведены результаты социологического исследования, проведённого для ...

Образ русской барыни в романе М. Е. Салтыкова-Щедрина «Пошехонская старина»

Статья посвящена особенностям интерпретации национального образа русской барыни в романе М. Е. Салтыкова-Щедрина «Пошехонская старина». Проанализирован образ Анны Павловны Затрапезной, рассмотрены особенности характера в контексте представителей данн...

Похожие статьи

Сюжетные линии романа И. А. Бунина «Жизнь Арсеньева» и их лирическая интерпретация (на материале лирики поэта)

В данной статье исследуется связь лирики И. А. Бунина с его романом «Жизнь Арсеньева», так как роман писателя стоит воспринимать, по большей степени, не как обычную прозу, а как «прозу поэта». Роман создавался на сходстве чувств и переживаний Алексея...

Влияние видов искусства на мировоззрение человека (на примерах литературы)

В статье рассмотрено влияние различных видов искусства на людей с помощью примеров из произведений отечественных писателей, таких как, Александр Степанович Грин — книга «Зелёная лампа» — через образ главного героя Джона Ива, Антон Павлович Чехов — ра...

Тип героя-праведника в творчестве Н. С. Лескова (на примере рассказа «Несмертельный Голован»)

В статье рассматриваются вопросы, связанные с особенностями изображения типа героя-праведника в творчестве Н. С. Лескова (на примере рассказа «Несмертельный Голован»). Анализируются отдельные элементы поэтики персонажного образа; приводятся черты, ха...

Смысл жанровых подзаголовков детективной дилогии Б. Акунина «Особые поручения»

В статье анализируются нетрадиционные для классической системы жанровые наименования «повесть о маньяке» и «повесть о мошенниках». Подробно описываются особенности употребления в данном контексте термина «повесть». Работа демонстрирует связь между ав...

Особенности художественной типизации персонажей «времени смены эпох» в романе В. С. Маканина «Андеграунд, или Герой нашего времени»

В статье рассматриваются образы и типы героев «перестроечной» эпохи в романе современного отечественного писателя В. С. Маканина «Андеграунд, или Герой нашего времени». Данная тема рассмотрена в контексте современной отечественной литературы. Исследо...

Самсон Вырин как романтический герой в повести А. С. Пушкина «Станционный смотритель»

В работе рассматриваются черты романтической личности в образе Самсона Вырина, отмечаются аспекты, выделяющие его судьбу из числа окружающих. Черты романтизма героя являются воплощением принципов народности и социальности романтических произведений, ...

Вечные темы в рассказе В. В. Набокова «Рождество»

В статье раскрыты основные темы рассказа В. В. Набокова «Рождество». Автор акцентирует внимание на таких вечных темах как взаимоотношения с Богом, противостояние жизни и смерти. Предметом анализа выступают взаимоотношения с Богом, противостояние жизн...

Языковой образ женщины в прозе Эдгара Аллана По

В статье рассматриваются принципы создания языкового образа женщины Эдгаром Алланом По в его прозе на примере пяти произведений: «Береника», «Морелла», «Лигейя», «Падение дома Ашеров» и «Элеонора». Кроме того, анализируются причины возникновения особ...

К вопросу о национальных чертах русского обмана

Данная статья посвящена анализу национальных черт русского обмана, описанных в работах Ф. М. Достоевского (эссе «Нечто о вранье») и А. Ф. Писемского (цикл очерков «Русские лгуны»); приведены результаты социологического исследования, проведённого для ...

Образ русской барыни в романе М. Е. Салтыкова-Щедрина «Пошехонская старина»

Статья посвящена особенностям интерпретации национального образа русской барыни в романе М. Е. Салтыкова-Щедрина «Пошехонская старина». Проанализирован образ Анны Павловны Затрапезной, рассмотрены особенности характера в контексте представителей данн...

Задать вопрос