В научной статье уделяется внимание такой актуальной философской проблеме, как подлинное человеческое счастье. Материал публикации даёт подробную характеристику проблематике человеческого счастья на основе известных произведений русских классиков, таких как, Николай Васильевич Гоголь — повесть «Портрет» — через образ главного героя — художника Андрея Чарткова, повесть «Шинель» — через образ главного героя — Акакия Акакиевича Башмачкина, Иван Александрович Гончаров — одноимённый роман «Обломов» — через образ главного героя — Ильи Ильича Обломова.
Ключевые слова: классическая литература, русская классика, проблема счастья, подлинное счастье, философская проблема.
Проблема счастья является одной из вечных философских проблем общества. Данная тема была актуальна всегда: как и XV веке, так и в XVI, XVII и в наши дни. Многие писатели разных столетий ярко освещали проблему подлинного человеческого счастья в своих произведениях с помощью образов главных и второстепенных персонажей. Предлагаю разобрать проблематику на примере классической литературы.
Николай Васильевич Гоголь «Портрет», «Шинель»
Примером подлинно счастливого человека является образ молодого художника Андрея Чарткова из повести Николая Васильевича Гоголя (1809–1852гг.) «Портрет». Главный герой на протяжении многих лет увлечён изобразительным искусством. Чартков был одним из тех людей, кто самоотверженно предан любимому делу. Он писал портреты, пейзажи, этюды — всё это доставляло ему удовольствие. В своей мастерской художник, работая над картинами, забывал про еду и сон. Андрей Чартков работал не покладая рук, оттачивая мастерство кисти, вкладывая в свои картины душу и талант. Казалось бы, художник обрёл своё истинное счастье: несмотря на то, что он был беден, Чартков у доставляло удовольствие занятие любимым делом. Его талант, талант художника и есть его счастье.
Однако, когда у художника появились деньги, Чартков встал перед выбором: потратить ли денежные средства на самореализацию или стать как все, получившие широкую известность, модные художники, не вкладывающие никакой души в свои картины, и больше разбогатеть.
К сожалению, главный герой пошёл по кривой дорожке. Став популярным и разбогатев, Андрей Чартков стал писать шаблонные, «неживые» портреты, схожие с грубыми портретами из дешёвых картинных лавок. Художник утратил свой талант и былую увлечённость, тем самым потеряв своё счастье. На основании приведённого аргумента можно сделать вывод, что подлинное счастье человек обретает, занимая делом, которое доставляет ему удовольствие. Главное — направить свой талант в нужное русло [1].
Акакий Акакиевич Башмачкин, герой повести Н. В. Гоголя «Шинель» — человек заурядный и маленький. Ему не нужно многого: он трепетно и ответственно выполняет свою копеечную работу, живет впроголодь, но, в сущности, вполне доволен судьбой. Привычный ход его существования нарушает необходимость покупки новой шинели. Трепетное отношение Башмачкина к своему приобретению настолько велико, что долгожданная обновка занимает все его мысли, подчиняет себе все его действия и порывы. Обычная вещь становится смыслом жизни и счастьем этого маленького человека, одержимого материальной составляющей бытия. Столь жалкое существование Башмачкин воспринимает счастливым до тех пор, пока любимую шинель у него не отбирают случайные грабители. Повесть заставляет задуматься не только над важностью и необходимостью сострадания и помощи ближнему, но и о подлинных причинах счастья. Чиновник не так его понял, поэтому и пал жертвой своей ошибки [2].
Иван Александрович Гончарова «Обломов»
Проблема человеческого счастья раскрывается и в произведениях Ивана Александровича Гончарова (1812–1891гг.). В одноимённом романе «Обломов» читателям представлен образ главного героя Ильи Ильича Обломова. У главного героя есть всё: хорошее дворянское образование, поместье и замечательный товарищ. Но Обломов никогда и нигде не применял свои знания и не занимался делами поместья. Это человек с тонкой поэтический душой, склонный к лени и постоянным мечтам, которые заменяют ему реальную жизнь. Близкий приятель Ильи Ильича Обломова, Андрей Штольц, является полной противоположностью главного героя. Штольц знает, чего хочет от жизни и постоянно занимается саморазвитием. Он призывает к этому и своего друга, но Илья Ильич в своей жизни ничего менять не собирается. Главный герой романа продолжает все дни напролёт лежать на диване и придаваться фантазиям. Авторская точка зрения, как мне кажется, выражена довольно чётко. Она заключается в следующем: человек может быть счастлив просто мечтая о чём-либо [3].
Лев Николаевич Толстой «Война и мир»
В романе-эпопеи Л. Н. Толстого “Война и мир” есть герой, который является наглядным примером этому — Андрей Болконский. В начале произведения автор показывает нам его несчастливым, опустошенным и разочарованным в своей жизни. Основными причинами этому всему была смерть жены, незадавшаяся карьера военного. Однако после встречи с Наташей Ростовой, искренней, прекрасной, мечтающей летать, как птица, герой Л. Н. Толстого снова задумывается о счастье, семье, детях. Болконский опять хочет строить планы на будущее и начинает жить полной жизнью. Именно благодаря Наташе Ростовой герой романа-эпопеи “Война и мир” снова чувствует себя счастливым [4].
Таким образом, мы рассмотрели такую философскую проблему, как подлинное человеческое счастье в произведениях авторов русской классической литературы на примерах образов главных и второстепенных героев.
Литература:
- Николай Васильевич Гоголь, повесть «Портрет», 1834 (электронная версия) — https://ilibrary.ru/text/77/p.1/index.html
- Николай Васильевич Гоголь, повесть «Шинель», 1842 (электронная версия) — https://ilibrary.ru/text/980/p.1/index.html
- Иван Александрович Гончаров, роман «Обломов», 1859 (электронная версия) — https://ilibrary.ru/text/475/p.1/index.html
- Лев Николаевич Толстой, роман «Война и мир» 1867 (электронная версия) — https://ilibrary.ru/text/11/index.html