В статье рассматриваются основные теоретические подходы влияния СМИ на человека, а также охарактеризованы основные школы медиаисследований.
Ключевые слова: СМИ, Неомарксистская теория СМИ, Функционалистская теория СМИ, Теория технологического детерминизма.
Определение терминов обязательно связано с введением основных теоретических подходов, на которых базируется большинство авторов в своей критике. Наиболее широкое расследование имело место в учреждениях, которые первыми стали более глубоко и системно заниматься проблемой средств массовой информации. Это группы авторов вокруг трех университетов, где они в основном занимались темой массовой коммуникации [3, с.4].
Неомарксистская теория СМИ — основана на марксовой теории общества об эксплуатации рабочего класса и общем классовом конфликте в истории. Отличие от классической теории заключается в том, что в центре внимания находится интеллектуальная, а не экономико-материальная эксплуатация. Правящий класс навязывает капиталистический порядок общества через средства массовой информации, они навязывают текущую идеологию и манипулируют. С помощью этих средств можно поддерживать нынешнее состояние без необходимости использования репрессивного аппарата или другого насилия. Создаются и затем удовлетворяются «ложные потребности», что приводит к зависимости. Это создает осознание общего удовлетворения общества и легитимации социальных различий. Иными словами, СМИ говорят о том, что каждый должен довольствоваться тем, что имеет [2, с.61].
Функционалистская теория СМИ — это позитивистское рассмотрение функционирования СМИ. Функционализм выражает связь между индивидуальными и общественными потребностями. Общество представляет собой сложную структуру систем и подсистем, средства массовой информации являются своего рода саморефлексией, которую общество имеет и частью которой является одновременно. Функциональность, которую провозглашает теория, — это логическая организация взаимодействия общества и его организация в образе, интерпретируемом средствами массовой информации. Проблема создания теории возникла при определении термина «функция» в исследованиях медиа, другие трудности заключались в том, чтобы определить, какие функции выполняют медиа, полезны ли они и каким образом. Гарольд Д. Лассвел определил 5 основных функций, которые он ставит параллельно друг другу, первая — информация (например, о событиях в мире), корреляция (взаимодействие и консенсус), непрерывность (отражение текущих значений и обнаружение тенденции), развлечения и приобретения (в смысле мобилизации). Проблема заключается в неоднозначности этих функций и их отношения к обществу [5, с. 217].
Теория технологического детерминизма — относится к разряду медиацентрических теорий, которые, в отличие от социоцентрических, видят основную причину социальных изменений в СМИ. Это означает, что имеющиеся средства массовой информации влияли на структуру, распределение власти и другие аспекты жизни общества. Первым автором, который ввел этот термин, был представитель школы Торонто Гарольд М. Иннис. Теоретически можно сказать, что людьми управляют медиа, которые они сами создали и являются их инструментом, к которому необходимо адаптироваться. Авторы технологического детерминизма обосновывают эти утверждения тем, что каждое значительное социальное изменение сопровождалось изобретением и распространением нового вида среды. Примером может служить открытие книгопечатания, когда произошло развитие индивидуализма и утрата монополии в образовании и вытекающей из него власти [1, с.991].
Рассмотрим основные школы медиаисследований. Бирмингемская школа — была основана в 1964 году, носила название CCCS (Center of Contemporary Cultural Studies), в то время медиаисследования еще относились к культурным исследованиям. В первые дни под руководством директора школы Ричарда Хоггарта школа сосредоточилась на преобразовании общества в современной культуре. Предметом интереса была популярная культура и субкультура в обществе, что было связано с возможными расовыми и классовыми конфликтами. Из отправных точек, предложенных бирмингемской школой, можно увидеть неомарксистский подход франкфуртской школы, а также структуралистскую теорию медиа. Знания, представленные CCCS, взяты из широкого спектра различных дисциплин, включая социологию, лингвистику, антропологию [4, с. 71].
Франкфуртская школа — основана в 1924 году, основателем был Макс Хоркхаймер, ставший впоследствии ее директором в 1930 году. Идеи Франкфуртской школы в основном основывались на неомарксистской теории СМИ, которая занимается классовым конфликтом. В рамках теорий медиа они также переопределили понятие культуры, авторы обогатили это понятие новыми измерениями, такими как коммерциализация и массовая культура, по сравнению с прежним восприятием только как творение творческих процессов и искусства. Таким образом, идеи связаны с марксовой теорией эксплуатации низших классов, но, по мнению исследователей этой ориентации, экономическая эксплуатация, которую определял Маркс, была также культурной. Процесс работает высшим классом, используя средства массовой информации, чтобы создать ложное сознание искусственных потребностей в продуктах, производимых массовой культурой. Низший класс приобрел зависимость, которая была удовлетворена одновременно, что привело к двум функциям, позволяющим поддерживать социальное состояние некритическому принятию фактов и поддержанию зависимости от конформизма.
Школа Торонто — наиболее важные имена, связанные со школой Торонто, — это Гарольд Иннис, который основал ее в 1950-х годах, и Маршалл Маклюэн, который своим противоречивым подходом вошел в подсознание большинства исследователей из медиа-круга, а также широкой публики. Подобно тому, как Франкфуртская школа сосредоточилась на определенной идеологии неомарксистского подхода, школа Торонто имеет свою медиацентрическую идеологию с технологическим детерминизмом. Теория основана на зависимости технологического развития СМИ от организации общества. Примеров может быть много, одним из них является переход власти от королевской к жреческой с изобретением папируса или открытие книгопечатания, которое разрушило бюрократическую монополию на власть и поощряло индивидуализм.
Литература:
- Гуржий, Д. А. Влияние СМИ на формирование общественного мнения // Молодой ученый. — 2015. — № 12 (92). — С. 991–993.
- Довженко Ю. А., Гомозова Е. А. Влияние массовой информации на психику ребенка // Скиф. 2019. № 5–1 (33). — С. 60–66.
- Евлоева Ф. Р. Негативные аспекты влияния на человека современных средств массовой информации // Известия вузов. Северо-Кавказский регион. Серия: Общественные науки. 2019. № 4 (204). — С. 4–8.
- Конюхова Т. В. Влияние СМИ на массовое сознание в информационном обществе // Фундаментальные исследования. — 2005. — № 3. — С. 71–72.
- Ятманов В. А., Карпеева Я. М., Муртазина Р. Р. Негативное влияние сми на сознание личности // StudNet. 2021. № 6. С. 217–223.