В статье рассматривается легальное определение понятия «средства массовой информации» и теоретические взгляды на него. Дается краткая характеристика видов СМИ и их особенности. Приводится мнение ученых к подходу определения понятия средства массовой информации.
Ключевые слова: СМИ, закон, информация, понятие, юридические лица.
В отечественном законодательстве понятие «средство массовой информации» используется не только для обозначения форм публичного распространения массовой информации, но и для обобщенного названия организаций, осуществляющих деятельность, которая связана со сбором, обработкой и распространением этой информации. Вместе с тем, нередко один и тот же термин — «средства массовой информации» — используется для обозначения как объекта, так и субъекта правоотношений, что вызывает определенные трудности как при легальном, так и доктринальном его использовании.
СМИ определяются как объекты правоотношений. Аналогичным образом они определяются и в Законе Российской Федерации «О средствах массовой информации» от 27 декабря 1991 года № 2124–1 [1].
Как форма распространения массовой информации термин «СМИ» определен Федеральным законом № 49-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», принятом в 2006 году [2].
В ряде законов, регулирующих деятельность СМИ понятие «средство массовой информации» используется двояко:
— как периодические и продолжающиеся издания, выходящие под постоянным названием, с периодичностью один и более номеров (выпусков) в течение года на основании свидетельства о государственной регистрации (печатные СМИ определены как объект правоотношений);
— в то же время говорится о деятельности печатных СМИ, то есть о субъекте правоотношений, ведь только конкретный субъект может осуществлять ту или иную деятельность.
Согласно ст. 2 действующей редакции закона РФ от 27 декабря 1991 года «О средствах массовой информации» СМИ определяются через перечень их основных видов [1]: периодическое печатное издание; сетевое издание; телеканал; радиоканал; телепрограмма; радиопрограмма; видеопрограмма; кинохроникальная программа; другая форма периодического распространения массовой информации, имеющая постоянное наименование.
В дальнейшем в законе раскрывается понятие каждого (печатных и иных видов) СМИ.
Следовательно перечень СМИ содержит только их основные виды, не исчерпывающий и с учетом развития научно-технического прогресса может быть дополнен.
Следует заметить, что в юридической литературе ученые моделируют авторское определение СМИ одновременно как формы периодического распространения информации, и как субъекта правоотношений.
Так, ряд исследователей определяют понятие средств массовой информации как системы организаций по отражению разнообразия общественных процессов и окружающей среды, которые создают, обрабатывают и доводят до массового потребителя информацию [3].
Исследуя понятие и правовой статус средств массовой информации, другие авторы определяют средства массовой информации как юридических лиц, которые осуществляют социально-коммуникативную деятельность на основании государственной регистрации с целью производства, хранения и публичного распространения информации [4].
В то же время, некоторые исследователи определяют СМИ как сложную, целенаправленную, динамическую систему, охватывающую периодические печатные издания, радиовещание, телевидение, кино, информационные агентства, другие формы периодического распространения социальной информации.
Таким образом, несмотря на различные мнения, выделяемые в отечественной науке по поводу того является ли средство массовой информации объектом или субъектом общественных отношений, считаю, что следует поддержать позицию российского законодателя и под понятием СМИ нужно понимать объект правоотношений — продукт деятельности организаций СМИ.
Исследовав нормы статей Закона РФ о СМИ можно определить следующие возможные правовые конструкции основания и обеспечения функционирования деятельности организаций печатных СМИ: гражданин выступает учредителем СМИ; организация выступает учредителем СМИ; государственный орган выступает учредителем СМИ; орган местного самоуправления выступает учредителем СМИ; редакция выступает учредителем, издателем, распространителем.
Круг вышеуказанных субъектов вправе также выступать соучредителями средства массовой информации.
Вместе с тем, с учетом современной геополитической ситуации и агитирующего воздействия современных СМИ в 2017 году в ст. 7 Закона о СМИ были внесены изменения не допускающие возможность выступать в качестве учредителей СМИ: апатридов или граждан других государства, не проживающих постоянно в РФ; недееспособных граждан РФ; граждан РФ не достигших 18 лет; граждан РФ отбывающих наказание либо имеющих судимость за совершение преступления в сфере СМИ либо за осуществление экстремистской деятельности; запрещенных в работе в РФ гражданских объединений, предприятий, учреждений, организаций.
- Определение аудиовизуального средства массовой информации как организации, которая предоставляет для массового приема потребителями аудиовизуальную информацию, не является его исчерпывающей характеристикой, для того чтобы говорить о таком СМИ как о субъекте правоотношений.
- Под аудиовизуальным средством массовой информации как мною уже было определено на основе легальных и доктринальных толкований, следует понимать продукт деятельности организации аудиовизуальных СМИ — телепрограмму, радиопрограмму, информационный телеканал и т. п.
В России отсутствует понятие «телерадиовещание», характерное для законодательства отдельных государств, но обоснованно выделен термин «вещатель», под которым понимается юридическое лицо, которое осуществляет формирование теле- или радиоканала, а также его распространение в законном порядке на основании соответствующей лицензии на телевизионное или радиовещание, выданной уполномоченным органом государственной власти.
На основе данного определения можно выделить следующие признаки присущие вещателю. Так, он является субъектом хозяйствования, форма хозяйствования — это юридическое лицо, его деятельность заключается в создании или комплектации и (или) пакетировании телерадиопрограмм и (или) передач и распространением их с помощью технических средств вещания, его деятельность возможна при условии наличия лицензии на вещание.
Телеканал (радиоканал) в РФ — это сформированной в соответствии с сеткой вещания (программой передач) и выходящая в свет (эфир) под постоянным наименованием (названием) и с установленной периодичностью совокупность телерадиопрограмм и (или) соответственно других аудиовизуальных, звуковых сообщений и материалов. На телеканалы и радиоканалы распространяются правила, предусмотренных законодательством РФ для теле- и радиопрограмм.
Основу функционирования организаций вещания составляет осуществление трансляции пользователям (потребителям) созданных ими или другими лицами передач или программ. Благодаря деятельности таких организаций многочисленные радиослушатели и телезрители имеют возможность воспринимать разнообразную по содержанию, объему и форме выражения информацию (новости, фильмы, шоу, спортивные программы). Кроме того, организации вещания могут выступать субъектами авторского права, создавая собственные телерадиопрограммы и заключая авторские договоры.
Информационное агентство определено как юридическое лицо, которое действует на основании своего устава (положения), чем определяются его цель, задачи, функции и порядок деятельности.
В целом, на основе вышеприведенных данных, анализа норм отечественного законодательства, можно определить информационные агентства как субъекты информационных правоотношений, которые собирают, обрабатывают, создают и предоставляют к распространению информацию другим субъектам этих отношений (организациям печатных СМИ, телерадиоорганизациям, и т. п.); создают и самостоятельно осуществляют распространение информационной продукции, приобретая статус организаций СМИ.
Вопрос государственной регистрации интернет-СМИ в России в настоящее время проработан на достаточном уровне, как и регистрация интернет-изданий. Все они зарегистрированы в Роскомнадзоре, а в регистрационном удостоверении в графе «тип издания» указано: «другое — ежедневное Интернет-издание.
Вместе с тем, в науке ведется широкая дискуссия по поводу необходимо ли оставить право свободного выбора каждому интернет медиаресурсу или ему оставаться веб-ресурсом, или получать государственную регистрацию как средства массовой информации на уровне с другими отечественными СМИ.
Подводя итог, на основе анализа отечественного законодательства о СМИ, принимая во внимание специфику такого явления как «Интернет», можно выделить следующие критерии, при наличии которых такой веб-сайт следует считать средством распространения массовой информации:
- Информация, размещаемая в интернет-СМИ, должна отвечать условиям периодичности и обновления.
- Материал, подаваемый интернет-СМИ должен быть контролируемым и измененным.
- Размещение материалов на сайте интернет-СМИ должно быть результатом творческой деятельности — упорядочением.
- Интернет-СМИ должны пройти государственную регистрацию, наравне с другими отечественными СМИ, и соответствовать требованиям по оформлению интернет-изданий.
Литература:
- Закон Российской Федерации «О средствах массовой информации» от 27 декабря 1991 года № 2124–1 // Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. № 7. Ст. 300.
- Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» // Собрание законодательства РФ. 2006. № 31. Ст. 3448.
- Бузова Н. В. Спортивные передачи: актуальные вопросы правовой охраны и защиты прав на них/ Н. В. Бузова // Право. Журнал Высшей школы экономики. 2019. № 1. С. 195.
- Богданова О. В. Защита интеллектуальных авторских прав гражданско-правовыми способами: монография. М.: Юстицинформ, 2017. С. 81.