Специфика источника, сообщений и каналов массовой коммуникации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Маркетинг, реклама и PR

Опубликовано в Молодой учёный №26 (264) июнь 2019 г.

Дата публикации: 30.06.2019

Статья просмотрена: 2479 раз

Библиографическое описание:

Снопченко, А. С. Специфика источника, сообщений и каналов массовой коммуникации / А. С. Снопченко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 26 (264). — С. 410-412. — URL: https://moluch.ru/archive/264/61279/ (дата обращения: 19.11.2024).



Источник и сообщение — неотъемлемые составляющие социального взаимодействия. Д. П. Гавра так определяет их роль в коммуникации: «Если нет сообщения, то есть коммуникационной субстанции, то нет и факта взаимодействия. Если субстанция существует, она не может возникнуть из ниоткуда, следовательно, необходим источник, субъект, породивший ее» [2, с. 62]. Источник (коммуникатор-адресант, отправитель) есть человек или инстанция, организующая и контролирующая процесс массовой коммуникации. Отправитель сообщения выражает себя, апеллирует к получателю и репрезентирует предмет коммуникации [5, c. 236]. О. Л. Гнатюк обращается к определению коммуникатора английского психолога Ф. Фэринга: лицо (или инстанция), намеренно производящее или контролирующее какую-либо целостность знаково-символического материала [3, c.15].

Долгое время считалось, что в отличие от межличностной коммуникации, в которой «отправитель» и «получатель» последовательно выполняют функции источника информации, массовая коммуникация не обладает возможностью мгновенной обратной связи. Это процесс, с помощью которого коммуникатор получает сведения о том, в какой мере и с каким качеством реципиент получил информацию [10, c. 85] Таким образом, получатель не способен напрямую отреагировать на сообщение, в данном случае отсутствует взаимный контроль над содержанием взаимодействия.

В интерактивной массовой коммуникации возможно создание иллюзии равноправия в случае, когда получатель по-прежнему будет оставаться объектом манипулирования инициатора сообщения, а не полноправным участником взаимодействия. Однако с развитием технологий, например, появлением интерактивных телемостов и других инноваций, обратная связь становится обязательной частью массовых коммуникаций.

Источниками массовой коммуникации могут стать как социальные институты, то есть государство и государственные структуры, экономические субъекты, обладающие достаточными ресурсами для проведения собственной информационной политики, элементы гражданского общества (например, политические партии) и профессиональные медиа-группы — сообщества, объединенные общей профессиональной деятельностью и/или интересами и ведущие в информационном пространстве самостоятельную информационную деятельность, так и медиа-персоны.

Что касается сообщения в массовой коммуникации, то успешность коммуникации в целом и выбор коммуникативных средств в частности зависят от верной ориентации на целевую аудиторию. Одна из основных задач отправителя — видоизменение сообщения в соответствии с запросами конкретных социальных групп. Под сообщением обычно понимается информационное послание, текст [3, c. 15].

Особенность сообщения в массовой коммуникации состоит в том, что оно может быть опережено пониманием, то есть получателем лучше воспринимается информация, которую он ожидал услышать.

Основные характеристики сообщения — его актуальность и ориентация на социальную и личную мотивированность аудитории. Решающими информационными факторами воздействия массовой коммуникации В. П. Конецкая называет отбор информации, ее структурирование и способы выражения с учетом специфики каналов [6, c. 141].

Р. Димблби и Г. Бертон выделяли шесть функций сообщений: убеждение, предупреждение, совет, выражение мнения, информация, развлечение [5, c. 236]. По мнению В. П. Конецкой, реализация основных функций массовой коммуникации зависит от ряда требований, относящихся не только к отправителю, но и к получателю информации:

  1. определенный минимум общих фоновых знаний;
  2. владение общим кодом — необходимым объемом вербальных и невербальных коммуникативных единиц;
  3. умение пользоваться этим кодом и правильно интерпретировать его единицы;
  4. обладание мотивацией — обоюдным стремлением к осуществлению коммуникации, при которой целенаправленная информация отвечает ожиданиям ее получателя [6, c. 140].

Определив особые свойства источников и сообщений массовой коммуникации, необходимо охарактеризовать те средства, с помощью которых сообщение передаётся от источника получателю в массовой коммуникации. Обратимся к определению коммуникационного канала. По А. Соколову, «…коммуникационный канал — это реальная или воображаемая линия связи (контакта), по которой сообщения движутся от коммуниканта к реципиенту» [9, c. 51]. Однако это понятие имеет достаточно техническую окраску, поскольку появилось в науке благодаря инженерным проверкам качества проводной связи. Д. П. Гавра под каналом понимает «…тот физический посредник, который обеспечивает существование сообщения и его перемещение от источника к получателю (аудитории)» [2, c. 98]

По критерию характера опосредования коммуникативного взаимодействия выделяют естественные и искусственные коммуникационные каналы. В отличие от естественных, искусственные (технические) каналы — это те посредники, которые выражены в некой материальной форме.

При всём этом следует разграничивать понятия средств и каналов коммуникации. М. А. Василик, говоря о средствах коммуникации, утверждает, что под ними можно понимать как способы кодирования сообщения (слова, картинки, буквы, звуковые сигналы, жесты и пр.), так и собственно технические средства кодирования (пишущая машинка, печатный станок, телефонный и телеграфный аппараты, радиоприёмные и радиопередающие устройства, персональный компьютер и т. д.) [8, c. 145]. Таким образом, если средства коммуникации соотносятся со способом кодирования сообщений, то каналы коммуникации — это способ передачи уже закодированных сообщений, в чём и заключается главное различие этих понятий.

Стоит отметить, что в явлении массовой коммуникации существуют понятия средств массовой коммуникации (СМК) и средств массовой информации (СМИ), соотношение которых необходимо установить. По О. Л. Гнатюк, СМК как опосредованная техникой передача информации включают в себя как СМО (средства массового общения) — художественно-информационные «слои» МК (кинематограф, театр, художественная литература), так и СМИ — т. е. прежде всего информационные слои МК (периодическая печать — прессу, радио, телевидение) [3, c. 169]. Таким образом, средства массовой коммуникации по отношению к средствам массовой информации являются более широким понятием.

В условиях продолжающейся глобализации роль СМК всё возрастает, поэтому всё чаще о них говорят как о социальном институте. И. П. Яковлев говорит о шести основных чертах СМК как социальных институтов:

1. Наличие организаций;

2. Наличие правовой основы;

3. Наличие подготовленных кадров;

4. Подчинение деятельности СМК законам рынка;

5. Массовость аудитории;

6. Важная роль СМК в социализации [11, c. 37].

Также Яковлев выделяет следующие функции СМК:

− объективного информирования о событиях и процессах (объективная функция);

− оценки значимости событий и процессов с позиций чьих-то интересов, в том числе их критика (субъективная функция);

− художественно-развлекательная функция;

− анализа и участия в управлении социально-политическими процессами (системно-управленческая) [11, c. 45].

Таким образом, СМК являются сложным комплексным феноменом, а также социальным институтом, выполняющим в современном обществе определённые функции.

Явление массовой коммуникации, в отличие от других видов коммуникации, подразумевает способность к передаче информации сразу большому количеству людей, среди которых могут выделяться разные по своим интересам или опыту группы. Этой способностью обладают средства массовой информации (СМИ), поэтому можно говорить о том, что в настоящее время каналы массовой коммуникации реализуются через СМИ.

Согласно Закону РФ о СМИ, под средствами массовой информации понимается периодическое печатное издание, сетевое издание, телеканал, радиоканал, телепрограмма, радиопрограмма, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации [4].

С. А. Зелинский, говоря о средствах массовой информации, понимает под ними средства распространения информации, характеризующиеся: 1) обращенностью к массовой аудитории; 2) общедоступностью; 3) корпоративным характером производства и распространения информации [5, c. 272].

Для наиболее эффективного воздействия на общественность в массовой коммуникации используются те разновидности СМИ, которые способны в каждом конкретном случае быть наиболее действенными для достижения поставленной задачи. Поскольку часто возникает необходимость влияния на разные группы общественности, существуют различные типы СМИ.

Многие учёные говорят о сложности типологии СМИ и предлагают свои варианты классификации средств массовой информации. В целом учёные соглашаются в том, что двумя основными типами СМИ являются печатные (газеты, журналы) и электронные (радио, телевидение, интернет-СМИ). Н. Н. Богомолова указывает на большое значение «сенсорности» канала массовой коммуникации и по этому критерию выделяет визуальные (печать), аудиальные (радио) и аудиовизуальные (интернет-СМИ и телевидение) СМИ [1, c. 73]. Наряду с этим критерием типологизации средств массовой информации С. Г. Корконосенко выдвигает следующие: регион распространения/обслуживаемая территория (транснациональные, национальные, общенациональные, региональные, местные СМИ), учредитель (государственные, партийные, СМИ общественных организаций и групп интересов), аудитория (общего профиля и специализированные) и другие [7, c. 79–87].

Таким образом, можно сделать вывод о том, что массовая коммуникация как явление использует особые каналы для достижения поставленных целей. Поскольку получателями сообщения выступают огромные количества людей, то для этого выбираются специальные средства, способные обеспечить массовое информирование — средства массовой информации.

Литература:

  1. Богомолова, Н. Н. Социальная психология массовой коммуникации: Учебное пособие / Н. Н. Богомолова. — М.: Аспект Пресс, 2008. — 191 с.
  2. Гавра, Д. П. Основы теории коммуникации: Учебное пособие. Стандарт третьего поколения / Д. П. Гавра. — СПб.: Питер, 2011. — 288 с.
  3. Гнатюк, О. Л. Основы теории коммуникации: Учебное пособие/ О. Л. Гнатюк. — М.: КНОРУС, 2010. — 256 с.
  4. Закон РФ от 27.12.1991 N 2124–1 «О средствах массовой информации» (в ред. Федерального закона от 14.06.2011 N 142-Ф3).
  5. Зелинский, C. A. Информационно-психологическое воздействие на массовое сознание. Средства массовой коммуникации, информации и пропаганды — как проводник манипулятивных методик воздействия на подсознание и моделирования поступков индивида и масс. — СПб.: ИТД «СКИФИЯ», 2008. — 407 с.
  6. Конецкая, В. П. Социология коммуникаций: Учебник / В. П. Конецкая. — М.: Международный университет бизнеса и управления, 1997. — 304 с.
  7. Корконосенко, С. Г. Введение в журналистику: Учебное пособие / С. Г. Корконосенко. — М.: КНОРУС, 2011. — 272 с.
  8. Основы теории коммуникации: Учебник / М. А. Василик [и др.]; под ред. М. А. Василика. — М.: Гардарики, 2003. — 615 с.
  9. Соколов, А. В. Введение в теорию социальной коммуникации: Учебное пособие / А. В. Соколов. — СПб.: СПбГУП, 1996. — 320 с.
  10. Фёдорова, И. В. Массовая коммуникация как процесс общения / И. В. Фёдорова // Вестник российского университета дружбы народов. — 2009. — № 3. — С. 83–88.
  11. Яковлев, И. П. Современные теории массовой коммуникации: Учебное пособие / И. П. Яковлев. — 3-е изд. испр. и доп. — СПб.: 2011. — 94 с.
Основные термины (генерируются автоматически): массовая коммуникация, массовая информация, средство, СМИ, сообщение, Гавр, канал коммуникации, коммуникационный канал, передача информации, социальный институт.


Задать вопрос