Воздействие средств массовой информации на человека | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №27 (422) июль 2022 г.

Дата публикации: 08.07.2022

Статья просмотрена: 8894 раза

Библиографическое описание:

Исаков, А. Е. Воздействие средств массовой информации на человека / А. Е. Исаков. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 27 (422). — С. 144-146. — URL: https://moluch.ru/archive/422/93849/ (дата обращения: 22.12.2024).



В статье рассматриваются особенности влияния СМИ на человека. Представлена классификация СМИ, охарактеризованы категории предполагаемых медиаэффектов. Описана массовая коммуникация и ее роль в распространении информации.

Ключевые слова: СМИ, влияния СМИ на человека, массовая коммуникация.

Сегодня средства массовой информации оказывают сильное влияние на многие аспекты жизни человека. Они способны изменить наши предпочтения на выборах, заставить нас пересмотреть свою позицию касаемо определённых вопросов или даже убедить нас в верности абсолютно ложной информации.

Термин медиа происходит от латинского слова medium, то есть среда, центр. В словаре иностранных слов среда определяется как посредник, среда; далее как лицо, передающее информацию; и далее как средства массовой информации. Из этого определения ясно, что средство массовой информации всегда что-то передает, является средством общения между людьми [2, с. 106].

В настоящее время слово медиа явно чаще всего употребляется по отношению к средствам массовой информации. Эти средства массовой информации, для краткости называемые средствами массовой информации, опосредуют и предоставляют информацию большому количеству людей — массам и таким образом оказывают на них существенное влияние [5, с. 1094]. Необходимым условием развития средств массовой информации является технологическое развитие [1, с. 19].

В современном обществе средства массовой информации буквально вездесущи, что можно проиллюстрировать на примере повседневной жизни. Утром после пробуждения человек очень часто, например, во время завтрака, включает радио, информацию с радио или воспроизведенную музыку можно слушать даже по дороге на работу или учебу, при этом он наблюдает различные рекламные щиты, рекламные листовки, наклеенные на рекламные поверхности, колонны или в трамваи. Он читает газеты и журналы в течение дня. Большое количество людей используют телефон и Интернет в течение дня либо для работы, либо для развлечения. И конечно, особенно вечером, он включает телевизор или идет в кино. Во всех этих случаях (радио, газеты, интернет, телевидение, кино) ему преподносят всевозможные новости, сообщения, ему преподносят мнения политиков, ученых и простых людей, на него воздействует более или менее скрытая реклама, на его психику воздействует транслируемая музыка, киносюжет и т. д.

СМИ можно классифицировать по ряду признаков. Например, можно различать первичные и вторичные. Первичными средствами коммуникации являются коды, которые используются в собственном общении, т. е. естественный язык. Вторичные — это те, которые используются для записи и передачи сообщений. Вторичные медиа развивались только с развитием человеческого общества, когда возникла необходимость передавать сообщения на большие расстояния, доносить их как можно большему количеству людей и сохранять как можно дольше. Вторичными носителями являются, например, изображения, письмо, печать, средства аналоговой, цифровой или механической записи, средства передачи и технологии вещания или компьютерные коммуникационные сети.

Воздействие медиа сообщения на реципиента может быть различного рода в зависимости от временного измерения воздействия, характера воздействия, его интенсивности или других параметров. Выделяют следующие категории предполагаемых медиа эффектов:

— прямые (обычно краткосрочного характера, действующие на получателя единообразно и в соответствии с намерениями отправителя) и косвенные (преимущественно долговременные, проявляющиеся только на более длительном временном горизонте и во взаимодействии с другими факторами, часто непреднамеренными);

— кратковременные (особенно различные физиологические реакции или изменения эмоций, например, комедия вызывает немедленный смех, ужасы вызывают страх) и долговременные (вызывают изменения в установках индивидов или состоянии общества);

— плановые (соответствующие намерениям вещателя; показательными случаями являются воздействия, вызванные различными рекламными, политическими, просветительскими или иными кампаниями);

— незапланированные (классический пример — воздействие медиа насилия на агрессивное и насильственное поведение человека, или аналогично влияние содержания сексуального характера на отношение и действия людей или влияние содержания других средств массовой информации на образ жизни получателя);

— когнитивные (передача знаний получателю);

— поведенческие (участие в создании и формировании мнений и установок);

— эмоциональные (влияющие на эмоциональное состояние), физиологические (например, потливость, учащение пульса и дыхания, повышение артериального давления);

— конструктивные или деструктивные, в зависимости от отношения к общественным ценностям (т. е. поддерживающие или, наоборот, ставящие под сомнение ценности, считающиеся правильными и положительными в обществе, или прямо предлагающие отрицательные ценности);

— на уровне отдельного человека, группы или всей компании;

— слабый или сильный, в зависимости от интенсивности воздействия.

Можно констатировать, что выводы эмпирических исследований, проведенных в прошлой и новейшей истории, свидетельствуют о том, что, хотя влияние СМИ на личность и общество очевидно и неоспоримо, привести убедительные и бесспорные доказательства этого все же практически невозможно, потому что в сложной среде стимулы, частью которой являются СМИ, отдельные компоненты этой среды могут иметь различное потенциальное воздействие в зависимости от того, как в данный момент устроена среда, содержание совершенно разных эффектов у двух разных людей [6, с. 354].

Среди наиболее важных факторов — возраст, пол, врожденный интеллект, уровень образования, опыт, конкретные обстоятельства просмотра медиа контента, социальное происхождение, принадлежность к социальным слоям или группам, установки, ценности, текущее эмоциональное состояние, позитивное или, наоборот, негативное отношение общества к данной теме и др. [4, с. 90].

Рост информации породил новую форму общения, которая свойственна урбанизированным территориям с большим скоплением людей, — массовую коммуникацию. Массовая коммуникация понимается как процесс производства массовой информации и ее дальнейшее распространение при непосредственном общении или с помощью СМИ на численно большие и рассредоточенные аудитории. Передача идентичной информации на значительные территории и возможность ее неоднократного и практически одновременного воспроизведения позволяет регулировать воздействие СМИ на массу — субъекта-носителя массового сознания [3, с. 71].

Способности СМИ существенно влиять на массовое сознание были подмечены давно. Совершенствование технических возможностей СМИ значительно расширило масштабы манипуляции массовым сознанием, которое легковерно и без труда поддается влиянию. Масса не имеет собственного мнения, поскольку она неприспособленна к теоретическому мышлению, поэтому в результате любое мнение в нее приходится втискивать извне и под давлением, а умелое манипулирование информацией делает возможности внушения масс со стороны СМИ практически безграничными.

В информационную эпоху роль СМИ в формировании общественных ценностей, ориентаций и воззрений значительно возрастает. Медиа все глубже стали проникать в жизнь людей и оказывать динамичное и целенаправленное воздействие на массовое сознание [3, с. 71].

На человека практически постоянно воздействуют через средства массовой информации, при этом, конечно, от каждого человека зависит, в какой мере он воспринимает это давление, в какой степени насколько они устойчивы к нему, насколько могут использовать позитивные СМИ и, наоборот, подавлять их негативные.

Литература:

  1. Алмазова С. Л. Теоретический анализ проблемы изучения образа тела как компонента «Я-концепции» личности // Психология телесности: теоретические и практические исследования. — Пенза: изд-во «Пензенский государственный педагогический университет им. В. Г. Белинского», 2009. С.18–22.
  2. Арина Г. А., Мартынов С. Е. Средства массовой информации как фактор возникновения озабоченности собственной внешностью в юношеском возрасте // Культурно-историческая психология. 2009. № 4. С.105–114.
  3. Конюхова Т. В. Влияние сми на массовое сознание в информационном обществе // Фундаментальные исследования. — 2005. — № 3. — С. 71–72.
  4. Мухина Ю. И. Исследование взаимосвязи самооценки личности с удовлетворенностью внешним видом // Гуманизация образования. 2018. № 4. С. 90–96.
  5. Патрикеева Э. Г., Соловьева О. А. Влияние моды и современных стандартов красоты на сознание и поведение девушек // Молодой ученый. — 2015. — № 24. — С. 1092–1096.
  6. Тихонова И. Н. Влияние СМИ на формирование внешнего облика современной девушки // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие. 2015. № Спецвыпуск ч. 2. С. 354–359.
Основные термины (генерируются автоматически): массовая информация, массовая коммуникация, массовое сознание, средство, влияние СМИ, влияние содержания, среда, течение дня.


Похожие статьи

Кибербуллинг как вид влияния СМИ на человека

В статье рассматриваются особенности кибербуллинга как вида влияния СМИ на человека. Представлена классификация агрессивности, охарактеризованы категории предполагаемых эффектов кибербуллинга. Описана Массовая коммуникация и ее роль в распространении...

Влияние СМИ на организацию общества

В статье рассматриваются особенности влияния СМИ на организацию общества, представлены основные теории, изучающие влияние СМИ на общество.

Политические функции средств массовой информации

В статье рассматриваются функции СМИ в качестве субъекта современного политического процесса. Анализируются функции СМИ, воздействие СМИ на политику и общество. Автор приходит к выводу, что главные функции СМИ должны быть связаны с задачами интеграци...

Основные теоретические подходы влияния СМИ на человека

В статье рассматриваются основные теоретические подходы влияния СМИ на человека, а также охарактеризованы основные школы медиаисследований.

Правовое регулирование свободы СМИ в современной России

В исследовании рассматриваются основы правового регулирования свободы средств массовой информации в современной России. Актуальность темы научного исследования обусловлена ростом информационного общества, появлением новых средств массовой коммуникаци...

Манипуляция сознанием в массовой культуре

В данной статье рассматривается проблема манипуляции сознанием, анализируются способы манипуляции, а также ее последствия. Оценивается роль массовой культуры, как фактора формирования данного явления. Затрагивается проблема коммерциализации культуры,...

Формы организации информационного поля в средствах массовой коммуникации

В тексте представлены перспективы развития информационного поля в СМК, перечислены воздействия рекламы на восприятие общества и создание массовой культуры, выделены перспективы развития и преимущества.

Влияние региональных СМИ на формирование общественного мнения

Представленная статья направлена на выявление особенностей СМИ как канала взаимодействия власти и общества. Рассматриваются основные факторы эффективности влияния средств массовой информации на общественное мнение в регионе и менталитет местного насе...

Влияние СМИ на формирование общественного мнения

В статье рассматриваются элементы коммуникации, особенности общения, а также влияние СМИ на формирование общественного мнения.

Особенности психологического воздействия рекламы и PR на поведение потребителей

В статье рассмотрены особенности психологического воздействия рекламы и PR на поведение потребителей. Выделены основные проблемы современной рекламы в строительстве взаимоотношения между производителем и потребителем. Проанализирован механизм психоло...

Похожие статьи

Кибербуллинг как вид влияния СМИ на человека

В статье рассматриваются особенности кибербуллинга как вида влияния СМИ на человека. Представлена классификация агрессивности, охарактеризованы категории предполагаемых эффектов кибербуллинга. Описана Массовая коммуникация и ее роль в распространении...

Влияние СМИ на организацию общества

В статье рассматриваются особенности влияния СМИ на организацию общества, представлены основные теории, изучающие влияние СМИ на общество.

Политические функции средств массовой информации

В статье рассматриваются функции СМИ в качестве субъекта современного политического процесса. Анализируются функции СМИ, воздействие СМИ на политику и общество. Автор приходит к выводу, что главные функции СМИ должны быть связаны с задачами интеграци...

Основные теоретические подходы влияния СМИ на человека

В статье рассматриваются основные теоретические подходы влияния СМИ на человека, а также охарактеризованы основные школы медиаисследований.

Правовое регулирование свободы СМИ в современной России

В исследовании рассматриваются основы правового регулирования свободы средств массовой информации в современной России. Актуальность темы научного исследования обусловлена ростом информационного общества, появлением новых средств массовой коммуникаци...

Манипуляция сознанием в массовой культуре

В данной статье рассматривается проблема манипуляции сознанием, анализируются способы манипуляции, а также ее последствия. Оценивается роль массовой культуры, как фактора формирования данного явления. Затрагивается проблема коммерциализации культуры,...

Формы организации информационного поля в средствах массовой коммуникации

В тексте представлены перспективы развития информационного поля в СМК, перечислены воздействия рекламы на восприятие общества и создание массовой культуры, выделены перспективы развития и преимущества.

Влияние региональных СМИ на формирование общественного мнения

Представленная статья направлена на выявление особенностей СМИ как канала взаимодействия власти и общества. Рассматриваются основные факторы эффективности влияния средств массовой информации на общественное мнение в регионе и менталитет местного насе...

Влияние СМИ на формирование общественного мнения

В статье рассматриваются элементы коммуникации, особенности общения, а также влияние СМИ на формирование общественного мнения.

Особенности психологического воздействия рекламы и PR на поведение потребителей

В статье рассмотрены особенности психологического воздействия рекламы и PR на поведение потребителей. Выделены основные проблемы современной рекламы в строительстве взаимоотношения между производителем и потребителем. Проанализирован механизм психоло...

Задать вопрос