В статье анализируются причины доминирующего влияния СМИ и социальных сетей на психоэмоциональное состояние современных человеческих сообществ и отдельных индивидуумов. Рассмотрены этапы перехода от методов физического террора к методам информационно-психологического воздействия на массы. Проанализированы основные причины эффективности психологических манипуляций, техника и методы их осуществления. Дана оценка роли современных СМИ и социальных сетей в создании общего эмоционального фона жизнедеятельности, прослежены тенденции, характеризующие усиление их влияния на психоэмоциональное состояние людей.
Ключевые слова: общественное сознание, психоэмоциональное состояние, информационно-психологическое воздействие, манипуляция сознанием, СМИ и социальные сети.
Психоэмоциональное состояние — это особая форма психических состояний человека с преобладанием эмоционального спектра. Ежедневно люди испытывают массу эмоций и чувств: от положительных до отрицательных. Радость, эйфория[1], влюбленность, грусть, злость — всё это естественные реакции на окружающий мир. Тем не менее, бывают случаи, когда человек стабильно находится в одном и том же постоянном, однообразном психоэмоциональном состоянии. Это может быть устойчивое возвышенное настроение или напротив — длительная апатия[2], которую подчас сопровождают симптомы депрессии[3]. Эмоциональный фон предопределяет качество повседневной жизни каждого индивида. Люди проявляют свои эмоции и чувства в кругу семьи, друзей, близких людей, на работе и во время учебы. Таким образом, любая сфера жизни буквально связана с тем, что чувствует человек, с тем, какое у него настроение и психическое состояние. Крепкие семейные отношения, прочная дружба, стабильная работа, широкий круг единомышленников, уважение и признание общества — все это достигается только при сбалансированном психоэмоциональном самочувствии.
Начиная с древних времён причинами конфликтов между людьми считаются зависть, ревность и внутренняя борьба за превосходство. И хотя современная академическая наука видит источники конфликтов в биологических, социокультурных и экономических аспектах, решающую роль эмоций в конкурентной борьбе между отдельными личностями, обществами, народами и государствами никто не отрицает.
Ещё на заре становления человечества физический террор и насилие использовались для управления и подчинения народов. Власть через страх, репрессии и насилие была наиболее прямым способом сохранения контроля. Например, в Ассирии и Древнем Риме показательные казни и жестокие подавления мятежей использовались для устрашения граждан. Однако, с развитием цивилизации, стало понятно, что методы, основанные на физическом принуждении, не только дорогостоящие, но и менее эффективные в долгосрочной перспективе. Насилие порождало только временное подчинение, а также рисковало вызвать восстания или падение доверия к правителю. Переход от методов физического террора к методам информационно-психологического воздействия на массы стал следствием ряда исторических, социокультурных и технологических факторов.
Манипуляции сознанием использовались с древнейших времён для контроля масс и поддержания власти. В Древнем Китае великие полководцы, такие как Сунь-цзы, подчеркивали важность обмана в войне: «Всякая война — это путь обмана» [1]. В Древней Греции мифы и легенды служили не только культурной и религиозной функции, но и контролю общественного сознания, закрепляя социальные нормы и устраняя критическое мышление. Александр Македонский и его полководцы использовали слухи о своей непобедимости для запугивания противников. В Древнем Риме Юлий Цезарь активно применял письма и трактаты[4] для создания себе соответствующего имиджа и влияния на общественное мнение. С началом эпохи Просвещения и усилением влияния философов и мыслителей, таких как Джон Локк ( John Locke ), Руссо ( Jean-Jacques Rousseau ) и Монтескьё ( Montesquieu ), возникло понимание, что управление людьми возможно через формирование их мировоззрения. Появилась концепция «социального контракта», где важно было убеждать массы, а не просто подавлять их.
В начале XX века Эдвард Бернейс ( Edward Louis Bernays ), основатель теории пропаганды, развил идеи о том, как можно влиять на массы через убеждение и манипуляцию общественным мнением [2]. Его книга «Пропаганда» показала, что методы воздействия на психику людей через медиапространство могут быть более результативными, чем прямое насилие. Работы Бернейса заложили фундамент техники манипуляций общественным сознанием в XX веке и внесли значительный вклад в создание современной науки массового убеждения, основанного не на разуме, а на манипуляции подсознательными чувствами и импульсами. В своей книге он утверждал, что осознанное управление массовым сознанием — важная составляющая функционирования общества. Он писал: «Манипулирование сознанием масс — это незримое правительство, управляющее нашей страной» . Сильные государства, такие как США, активно использовали эти идеи для продвижения своей политики. С этого момента СМИ стали мощным инструментом не только для информирования, но и для манипулирования сознанием. Нацистская Германия, используя методики Бернейса, показала, как пропаганда может стать механизмом для формирования общественного мнения и поддержки авторитарного режима. Известная фраза министра пропаганды Третьего рейха Йозефа Геббельса о том, что “ложь должна быть чудовищной, чтобы в неё поверили”, связана с механизмами восприятия, когда люди склонны верить невероятным вымыслам, так как полагают, что никто не осмелился бы их придумать.
В чём же причины эффективности психологического воздействия? Современные исследователи выделяют следующие аспекты:
Долгосрочность влияния. Психологическое воздействие позволяет формировать у людей нужные убеждения и мировоззрение, что приводит к управляемому поведению без видимого принуждения.
Масштабируемость. Один источник информации может воздействовать на миллионы людей одновременно, что делает такое воздействие более эффективным и при этом экономичным.
Сложность обнаружения. Люди не всегда осознают, что подвергаются манипуляциям, в отличие от физического насилия, которое очевидно.
Таким образом, переход от физического террора к информационно-психологическому воздействию стал результатом эволюции методов управления, открытий в области психологии и прогресса технологий. Эти методы стали эффективным способом контроля масс без прямого насилия, что позволяет снижать риски сопротивления и улучшает управляемость. Средства манипуляции развивались от устных сказаний и рукописей до печатных книг, газет, радио и телевидения. В Средние века фальсификация документов использовалась для укрепления церковной власти. С изобретением книгопечатания тиражирование идей стало массовым, что помогло Реформации. Газеты превратились в мощный инструмент пропаганды в XIX веке, а радио стало основным средством манипуляции в первой половине XX века, особенно в диктаторских режимах. Главная цель манипуляций — контроль над поведением и мнением людей, мобилизация общественного мнения в интересах манипулятора.
С развитием радио и телевидения, а затем интернета и социальных сетей, возможности информационно-психологического воздействия многократно возросли. Сегодня интернет и социальные сети сделали манипуляции глобальными, быстрыми и персонализированными. Современные СМИ и социальные сети играют центральную роль в жизни людей, оказывая мощное влияние на их психоэмоциональное состояние. Сюда входит не только информационный поток, но и механизмы, с помощью которых информация распространяется и воспринимается. СМИ очень часто используют практику искажения фактов, которая предполагает преувеличение значимости отдельных событий с целью создания предвзятого впечатления о них. Это явление известно как «манипуляция правдой» (англ. sensationalism ). Используется и тактика нагнетания, когда новости подаются так, что создаётся ощущение угрозы и неустойчивости мира, что в психологическом плане увеличивает тревожность и страх перед будущим.
Постоянный доступ к новостям и обновлениям в социальных сетях приводит к формированию «информационной перегрузки» и феномена «информационной зависимости». Исследованиями в этом направлении занималась профессор психологии университета Сан-Диего Джин М. Твенге ( Twenge J. M. ). В своей работе «iGen» («Поколение I») она подробно описывает воздействие соцсетей на поколение, выросшее с гаджетами. Её исследования показывают, что молодёжь, активно вовлечённая в цифровое общение, более склонна к депрессивным состояниям и социальной тревожности. Эти проблемы усугубляются за счёт постоянного присутствия в сети, которое создает иллюзию «всезнания» и влияет на восприятие безопасности. Твенге отмечает, что у тех, кто проводит в сети более трёх часов в день, риск депрессивных симптомов выше на 34 % по сравнению с теми, кто ограничивает своё время онлайн [3].
СМИ и социальные сети активно вовлекают людей в процесс сравнения своей жизни с другими. Доктор психологии Линда Пападопулос ( Linda Papadopoulos ) в своих работах подчёркивает, что эффект социального сравнения — сравнения своей жизни с отфильтрованными и идеализированными изображениями в соцсетях — приводит к негативному восприятию себя, особенно среди молодёжи. Платформы, например Instagram[*] и Facebook*, формируют так называемый «феномен идеального образа», заставляя людей чувствовать себя хуже из-за несоответствия их реальной жизни тем стандартам, которые они видят в сети [4]. Это было подтверждено рядом экспериментов. Например, исследование, проведённое Итаном Кроссом ( Ethan Kross ) и его коллегами в 2013 году, показало, что чем больше человек пользуется Facebook*, тем меньше он удовлетворен жизнью. Длительное пребывание в соцсетях также связано с развитием депрессии и снижением самооценки [5].
Информационная перегрузка — ещё один значимый фактор, влияющий на психоэмоциональное состояние. Этот термин ввёл учёный и писатель Элвин Тоффлер ( Alvin Toffler ) в своей книге «Шок будущего», а его теория и сегодня продолжает оставаться актуальной. В условиях современного потока данных люди сталкиваются с чрезмерным количеством информации, что приводит к «цифровой усталости». Психологически это выражается в повышенной тревожности, чувстве беспомощности и потере способности эффективно анализировать информацию [6].
С этим связан и эффект “постоянного чтения плохих новостей” ( doomscrolling ), который наглядно проявился в период пандемии COVID-19. Многие пользователи испытывали чувство тревоги и стресса из-за бесконечных сообщений о случаях заражения вирусом, смертях и связанных с пандемией экономических кризисах. Регулярное чтение плохих новостей усиливает депрессивные и тревожные состояния. Такие симптомы наблюдаются у многих активных пользователей соцсетей.
Какие же приёмы и методы наиболее часто используются с целью психологических манипуляций?
1. Техники, основанные на законе повторения:
Использование многократного повторения для закрепления определённых убеждений или идей в сознании. Чем чаще человек слышит или видит одно и то же сообщение, тем больше вероятность, что он начнёт воспринимать его как истину (закон эффекта и привычки).
2. Техники, использующие эффект привязанности:
Люди склонны доверять и испытывать позитивные чувства к тем, кто вызывает симпатию, готовы следовать мнению авторитетных фигур и верить утверждениям, которые исходят от профессионалов. Поэтому распространено использование авторитетных фигур, известных личностей или организаций для повышения доверия к информации. С этой же целью информации может придаваться видимость исследований, происходит имитация научного стиля [7].
Использование позитивных характеристик зрительской и читательской аудитории в целях обеспечения её лояльности. Акцент на чувства для уменьшения критического восприятия.
3. Методы, связанные с законом дефицита:
Люди ценят вещи, которые трудно получить. Исходя из этого манипуляторы создают дефицит информации, демонстрируя этим ограниченную доступность ресурсов или знаний, чтобы усилить их привлекательность. Используется также такой психологический приём, как ограничения по времени. Установка жёстких сроков для принятия решения вызывает у аудитории стресс и снижает способность критически оценивать ситуацию.
4. Манипуляции, основанные на законе социальной валидации [5] :
Эффект толпы: Привлечение внимания к тому, что «все так делают», чтобы побудить людей следовать за большинством.
Создание иллюзии консенсуса: Подчёркивание того, что определённая идея поддерживается большинством, даже если это не соответствует действительности. Люди склонны присоединяться к мнению группы.
5. Техники, связанные с законом контраста:
Сравнительные манипуляции: Представление информации в контексте сравнения с чем-то явно худшим или лучшим, чтобы изменить восприятие.
Поляризация: Деление аудитории на «своих» и «чужих», искусственно вызывая тем самым состояния эмоциональной привязанности или же отторжения.
6. Методы, использующие закон когнитивного диссонанса:
Создание противоречий: Внедрение в массовое сознание информации, которая противоречит существующим убеждениям, что заставляет аудиторию искать пути для разрешения возникающего в этой связи внутреннего конфликта.
Размещение ложных дилемм: Навязывание аудитории выбора из двух крайних вариантов, скрывая при этом другие возможные альтернативы.
Психолог Леон Фестингер в 1957 году впервые опубликовал свою книгу «Теория когнитивного диссонанса» [8]. С тех пор когнитивный диссонанс стал одной из самых влиятельных и исследованных теорий в социальной психологии.
7. Законы страха и эмоциональной реакции:
Манипуляции через страх: Использование устрашающих сценариев для контроля поведения и восприятия.
Эмоциональные триггеры [6] : Акцент на переживаниях и личных историях для вызова симпатии или страха.
Внедрение страха как механизма воздействия заставляет людей избегать предполагаемой угрозы, следуя заданному поведению.
8. Пропаганда:
Пропаганда — это распространение взглядов, фактов, аргументов, слухов, информации (в том числе и искажённой) или заведомо ложных сведений с целью формирования нужного общественного мнения и манипулирования общественным сознанием. Пропаганда предполагает избирательное преподнесение фактов, аргументов, символики, при котором, по мнению её распространителей, достигается необходимый эффект. Также возможно искажение фактов или их замалчивание. В попытках достичь максимального эффекта пропагандисты могут прибегать ко лжи и отвлечению внимания. Максимальная эффективность обеспечивается психологическими и риторическими приёмами. При этом сам факт наличия пропаганды остаётся незамеченным целевой аудиторией. Пропаганда имеет двойственную природу. В научных трудах, таких как работы Ноама Хомского (Avram Noam Chomsky) и Эдварда Хермана (Edward Herman) , подчёркивается, что она может служить как инструментом информирования и мобилизации в позитивных целях (например, пропаганда здорового образа жизни, антиалкогольная пропаганда, пропаганда против табакокурения, государственная кампания по вакцинации), так и средством манипуляции и подавления инакомыслия [9].
9. Дезинформация, полуправда и методы сокрытия фактов:
Практика замалчивания важных аспектов информации для создания ложного впечатления. Распространение ложных сведений для дезориентации и дезорганизации общественного сознания.
10. Нейролингвистическое программирование (НЛП):
Метод возник в 1970-х годах благодаря работам Ричарда Бэндлера ( Richard Wayne Bandler ) и Джона Гриндера ( John Grinder) . Моделирование нужного поведения достигается за счёт использования языка для изменения восприятия и поведения людей. Некоторые исследователи связывают его с традиционными методами риторики, использовавшимися ещё древними греками, такими как Сократ и Аристотель, которые разрабатывали способы убеждения и аргументации [10].
Сегодня интернет и социальные сети предлагают всё более сложные и масштабные методы воздействия, включая фейковые новости, бот-армии[7] и целевые информационные кампании. Широкое распространение получает применение технологий больших данных и микротаргетинга[8] для влияния на избирателей через социальные сети. Все эти методы опираются на психологические законы восприятия, когнитивные искажения и принципы поведения в группе.
Многие исследования в области манипуляции сознанием засекречиваются из-за их потенциально разрушительного воздействия. Неконтролируемое использование таких знаний может приводить к нежелательным массовым манипуляциям, подрыву демократии и общественной стабильности. Примером является использование британской частной компанией Cambridge Analytica (СА) данных социальных сетей для политических целей, что вызвало огромный резонанс. CA занималась сбором данных о пользователях интернета и соцсетей для составления их психологических портретов и создания на этой основе персонализированной коммерческой и политической рекламы. В условиях современного мира такие методы манипуляции сознанием становится ключевым инструментом управления. Необходимо помнить, что важнейшими объектами манипулятивного воздействия являются духовные ценности и культура, так как они определяют систему убеждений и моральные ориентиры человека. Психологические исследования показывают, что люди с высоким уровнем духовной культуры и критического мышления более устойчивы к манипуляциям.
Литература:
- Сунь-цзы. Искусство войны. — М.: МИФ, 2024. — С.-152.
- Бернейс, Э. Пропаганда. Пер. с англ. И. Ющенко. — М.: Hippo Publishing, 2010. — С.-176. URL: https://am.news/worlds/propaganda.pdf
- Твенге, Д. Поколение I. Почему поколение Интернета утратило бунтарский дух, стало более толерантным, менее счастливым и абсолютно не готовым ко взрослой жизни. Пер. с англ. А. Толмачёва. — М.: Группа компаний “РИПОЛ классик”, 2019. — 406 с.: ил.
- Виртуальные блогеры вызывают тревогу у западных СМИ. / Журнал об интернет-маркетинге и SEO продвижении. URL: https://livesurf.ru/zhurnal/6401-virtualnye-blogery-vyzyvayut-trevogu-u-zapadnyx-smi.html
- Конникова, М. Как Facebook* делает нас несчастными. / The New Yorker. 10.09.2013. URL: https://www.newyorker.com/tech/annals-of-technology/how-facebook-makes-us-unhappy
- Тоффлер, Э. Шок будущего. Пер.c англ. — М., 2001. // Электронная публикация: Центр гуманитарных технологий. — 26.01.2011. URL: https://gtmarket.ru/library/basis/4797
- Milgram, S. (2005), Obedience to Authority: An Experimental View, Pinter and Martin Ltd.; New edition, paperback: 240 p.
- Фестингер, Л. Теория когнитивного диссонанса. — М.: Изд-во Эксмо. 2018. — С.- 256.
- Хомский, Н. Кто правит миром? / Н. Хомский; Пер. с англ. В. Липка. — М.: Группа компаний «РИПОЛ классик», 2019. — С.-219.
- Бэндлер, Р., Гриндер Дж. Большая энциклопедия НЛП. Структура магии. — М.: Изд-во АСТ, 2015. — 445 с. — (Психология. Высший курс). URL: https://www.labirint.ru/books/503953/
[1] Эйфория — положительно окрашенная эмоция. Ощущается как очень мощное, внезапное, всезаполняющее чувство счастья. (Здесь и далее все примечания автора статьи. — Г.Ф.) .
[2] Апатия — симптом, выражающийся в безразличии, безучастности, в отрешённом отношении к происходящему вокруг, в отсутствии стремления к какой-либо деятельности.
[3] Депрессия характеризуется длительными периодами подавленного настроения, утраты интереса к привычной деятельности или способности получать от нее удовольствие.
[4] Трактат — длинный и серьезный текст на определенную тему.
[*]Instagram и Facebook — продукты компании Meta, которая признана экстремистской организацией в России.
[5] Валидация — это признание и принятие мыслей, эмоций, чувств и поступков как понятных . Валидация — не означает согласия или одобрения.
[6] Триггер — это запах, предмет, ситуация, слово, звук или другой раздражитель, который напоминает о травмирующем событии и запускает реакцию.
[7] Бот — виртуальный робот или искусственный интеллект, который функционирует на основе специальной программы, действующей по заданному расписанию через интерфейсы, предназначенные для людей. Боты обычно имитируют поведение пользователя или заменяют его. Боты являются автоматизированными, поэтому они работают намного быстрее, чем пользователи.
[8] Микротаргетинг — это маркетинговая стратегия, основанная на использовании персональных сведений о пользователях: их демографических, геолокационных и других данных, чтобы выявлять интересы и предпочтения конкретной целевой аудитории либо её отдельных частей, групп. В дальнейшем эта информация может использоваться, например, для того, чтобы оказывать влияние на выборы, навязывая избирателям голосование за нужную партию.