В статье приводятся основные формы межличностной коммуникации и описывается их трансформация в контексте развития культуры общества. Описывается взаимодействие форм межличностной коммуникации в общении людей и их влияние на культуру.
Ключевые слова:межличностная коммуникация, культура, мораль, язык, общение, формы коммуникации, общество, диалог, императив, манипуляция.
The article presents the basic forms of interpersonal communication and their transformation is described in the context of a society's culture. Describes the interaction forms of interpersonal communication in the communication between people and their influence on the culture.
Keywords:interpersonal communication, culture, morality, language, communication, forms of communication, community, dialogue imperative manipulation.
Разнообразие культур — очевидный факт подтвержденный историей. Многие философы и ученые пытались создать теоретическую концепцию, которая раскрыла бы закономерности культурно-исторического процесса. Однако это не так просто. Одним из элементов культуры общества является общение, межличностная коммуникация. Сложность такого понятия, как «культура» обуславливает проблемы определения путей трансформации форм межличностной коммуникации с течением времени. Раскрытие этой взаимосвязи даст возможность прогнозирования и управления коммуникациями в зависимости от типа культуры общества.
Общение это мощный фактор адаптации личности, т. к. оно задействовано в формировании норм поведения. Общение может выступать как функция коллективных форм деятельности, среди которых ключевое место занимает формирование культуры общества. Это создает объективные предпосылки для установления личных контактов и связей людей. Следовательно, межличностное общение подразумевает в качестве духовной основы единство взглядов, интересов, запросов и целей [9].
При помощи межличностного общения человек осуществляет непосредственное взаимодействие со средой, уже сформированной культурой, которая оказывает на его поведение существенное влияние различными видами группового контроля (общественным мнением, групповыми нормами поведения, оценками).
Культура (лат. Culture — «возделывание», «обрабатывать») — совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человечеством на протяжении его истории; исторически приобретенный набор правил внутри социума для его сохранения и гармонизации [3].
Межличностное общение — форма коммуникации последовательно эволюционировавшая преимущественно к речевой, которая выполняет ряд функций: информационно-коммуникативную, т. е. предполагает обмен данными между партнерами по общению; регулятивно-коммуникативную, т. к. вырабатываются правила и нормы поведения; аффективно-коммуникативную, поскольку общение способно приносить психологическую разрядку [6].
В социальной психологии выделяют следующие типы межличностного общения:
1. Формальное межличностное общение. Не подразумевает стремления человека понимать и учитывать особенности личности собеседника. Характерно сокрытие настоящих эмоций и отношения к собеседнику.
2. Примитивное межличностное общение. В ней оценка другого осуществляется с точки зрения нужности или ненужности. Если в партнере по общению заинтересованы, то с ним активно контактируют, в противном же случае — отталкивают, избегают или игнорируют.
3. Функционально-ролевое межличностное общение. Опирается на социальный статус партнеров.
4. Деловое межличностное общение. Подразумевает необходимость учитывать особенности личности, возраста, характера и настроения собеседника. Имеет цель — достижение какой-либо предметной договоренности.
5. Духовное межличностное общение. Осуществляется между близкими людьми и предусматривает разговор на любые темы.
6. Манипулятивное межличностное общение. Направлено на получение выгоды от собеседника.
7. Светское межличностное общение. Основано на желании и необходимости отвечать принятым в данном обществе нормам. Отличается характером закрытости и наличием особого кодекса: такт, вежливость, согласие, одобрение, симпатия [4].
В организационном контексте понятие «коммуникация» рассматривается как процесс (коммуникация — это общение людей: обмен идеями, мыслями, намерениями, чувствами, информацией) и как объект (совокупность технических средств, обеспечивающих процессы передачи информации).
Можно выделить такие формы межличностной коммуникации, как классическая (беседа, публичное выступление) и модернизированная (смс-переписка, видео-чат, общение в социальных сетях). В классической форме можно выделить коммуникации в форме монолога, диалога, полилога [8].
Каждая из классических форм нам известна и понятна, а также часто применима. И при этом, с развитием современных технологий в сфере коммуникаций, классическая форма теряет свою значимость и возможно даже актуальность. В мире, где скорость происходящих событий растет, а решения необходимо принимать без проволочек, важную роль играет модернизированная форма коммуникаций, которую можно охарактеризовать такими параметрами [7]:
- минимум «человеческого» присутствия;
- минимум затрат времени на «передвижение» информации от отправителя к ее получателю;
- минимум невербального общения.
На современном этапе развития культуры общества все большее развитие получает именно модернизированная форма коммуникаций. Чем же она так привлекательна? Вероятно тем, что можно общаться, не заглядывая в душу собеседника. Не зря говорят, что глаза — зеркало души. А при общении в сети Интернет глаз или вообще не видно, или их изображением является довольно размытая картинка. Кроме этого, при такой форме коммуникации теряется «эффект внешнего вида». Роль и значимость роста, веса, привлекательности, телосложения и т. п. без видео-общения оказывается на нуле.
Модернизированная форма коммуникаций без визуального контакта психологически более удобна для современного человека, обремененного целым набором психологических комплексов. При таком общении можно выдать себя за несуществующую личность, общаться буквально «по-другому», проявлять характер и желания, неявные в реальной жизни. Такую коммуникацию можно обозначить как квазикоммуникацию. И это одна из проблем современной опосредованной коммуникации.
Немало важную роль в процессе отхода от квазикоммуникации играет коммуникативная компетентность. Коммуникативная компетентность в процессе межличностной коммуникации выражается в следующем:
- способности прогнозирования коммуникативной ситуации и ориентирования в ней;
- умении обнаружения коммуникативной структуры, которая подходит к теме общения, и реализации коммуникативного замысла;
- способности к анализу своего психологического потенциала и потенциала партнера;
- навыках саморегуляции в общении, самонастройки, что включает в себя умение преодолевать психологические барьеры в общении, снимать накопившееся напряжение, эмоционально подготавливаться к ситуации, распределять собственные усилия в общении [5].
Культура общения строится на таких особенностях мышления, как открытость, гибкость, нестандартность плана действий. Своеобразие владения речью подразумевает большой словарный запас, образность и правильность речи, правильное восприятие устного слова и точную передачу идей партнеров в своей интерпретации; способность выделять из услышанного суть дела; корректную постановку вопросов; лаконичность и точность формулировок ответов на вопросы, логичность построения и изложения высказывания [10].
Прослеживается очень тесная связь форм межличностной коммуникации и культуры общества. Причем, коммуникативная культура является продуктом этого многогранного симбиоза.
С течением времени формы межличностной коммуникации видоизменяются.
Сегодня много спорят, развивается культура общества или деградирует? Сложный вопрос. Но, то, что действительно можно отметить, так это смену от светской и духовной доминирующих типов межличностной коммуникации: от XV век — до конца XIX века на деловой и функционально-ролевой (XX век), а в итоге на формальную и откровенно манипуляционную. Конечно, на практике все сложнее, используются все типы межличностной коммуникации в зависимости от ситуации [2].
Будущее же показывает однозначную тенденцию увеличения доли межличностной онлайн-коммуникации в жизни людей.
Коммуникацией наполнена вся наша жизнь. Человек не общается и не обменивается информацией разве что во время сна. За последние десятилетия коммуникации сделали колоссальный рывок в своем развитии, возможности коммуникационных технологий будут увеличиваться и в дальнейшем [1].
Однако увеличился ли процент общения, главным образом содержательного, после появления мобильных телефонов и беспроводного Интернета? Иногда создается впечатление, что каждый из пользователей сети стал лишь более одинок.
Что ожидает людей в будущем — новые виртуальные миры? Некая визуальная среда, которая даст возможность, не перемещаясь физически, оказываться рядом друг с другом? Поможет ли это мыслить, исследовать, изучать и творить? Каким образом? Остается надеяться, что изменения будут только позитивные.
Итак, межличностная коммуникация может быть успешной и эффективной, если цели, поставленные коммуникантами, достигаются в наибольшей степени. Безусловно, осуществлению такой коммуникации способствует развитие их коммуникативной компетентности.
В межличностной коммуникации культурный и психологический аспект общения значительно усиливают разнообразие процесса двустороннего взаимообмена информацией, а также оказывают регулирующее влияние на ход общения. Из-за того, что межличностная коммуникация реализуется с помощью непосредственного контакта между субъектами общения, то они обязаны располагаться в пространственной близости между собой. Ведь именно в таком случае есть возможность срабатывания, обнаружения обратной связи.
Межличностная коммуникация в противоположность ее массовым формам приобретает с развитие культуры все более рациональный, стандартизированный и инструментальный характер. Все процессы коммуникации осуществляются в определенном контексте. Наша интерпретация чьих-то слов или действий в огромной степени определяется характеристиками социальной ситуации, в которой происходит межличностная коммуникация, и уровня культуры.
Какими станут формы межличностной коммуникации будущего зависит от каждого из нас, того, каковы будут наши приоритеты в жизни и общении.
Литература:
1. Воронова А. В. Психология. — М.: Знание, 2012. — 415 с.
2. Кадомцева С. В. Психология населения. — М.:РАГС, 2013. — с. 264.
3. Кармин А. С. Культурология. — СПб.: Нева, 2011. — 374 с.
4. Кишкель Е. Н. Управленческая психология. Учебник. — М.: Изд-во «Высшая школа», 2002. — 270 с.
5. Культурология: Учебное пособие / Под. ред. проф. Г. В. Драча. — Ростов н/Д: Феникс, 2013. — 576 с.
6. Лагутин А. В. Коммуникации. — М.: Знание, 2012. — 325 с.
7. Михеев В. А. Перспективы социальной политики России // Социум. — 2014. — № 9. — С.11–15.
8. Уровень коммуникаций населения / Михнов А. В. — М.: Деловая жизнь. — 2014. — № 23. — С. 24–27
9. Холостова Е. Н. Социальная политика. М.:ИНФА, 2013. — с. 274.
10. Яковлев А. А. Общение — фактор развития // Психология для всех. — 2013. — № 8. — С. 32–37