Влияние средств массовой коммуникации на формирование ценностных ориентаций молодёжи
Автор: Штильников Денис Егорович
Рубрика: 6. Социальная психология
Опубликовано в
Дата публикации: 30.01.2017
Статья просмотрена: 8733 раза
Библиографическое описание:
Штильников, Д. Е. Влияние средств массовой коммуникации на формирование ценностных ориентаций молодёжи / Д. Е. Штильников. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной психологии : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2017 г.). — Краснодар : Новация, 2017. — С. 26-31. — URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/237/11803/ (дата обращения: 16.11.2024).
Современный мир перешел, на уровень информационного устройства. Глобализация системной открытости влияет, на возникновение новых ценностей, приоритетов, стремительно меняются стандарты культурных взаимоотношений. Наиболее активно, впитывает все эти новые тенденции, такая социокультурная общность, как молодежь. Механизмами формирования и роста, развития молодежи являются процессы социализации, индивидуализации и идентификации. Духовный мир молодежи формируется в сложных условиях, под воздействием двойных стандартов, но при этом самые важные социальные институты, такие как семья, государство, образовательная система и т. п. под воздействием СМК теряют свою значимость в глазах многих молодых людей, отвлеченных от реальности развлекательными сторонами медиа — культуры. Конкуренция социальных институтов ведет в лучшем случае нивелированию смысла взаимоотношений молодежи с взрослым миром. Фактором, который важнейшим образом влияет, на обострение проблемы являются СМК. Преобладая в медиа–культурной среде, частично или иногда полностью поменяют важнейшие социально–политические институты по формированию духовного сознания и культуры современной молодежи и их потребностно-мотивационной и ценностных сфер, а так же поведенческих установок. Поэтому сейчас актуально изучать формирование ценностей у молодежи и не только в ключе субъекта взросления, но и как носителей социального опыта. Поэтому конструктивное воздействие на отношения в обществе имеет особый смысл.
Эта тема в настоящее время особенно актуальна на сегодняшний день, когда отсутствует контроль над рынком СМК, неконтролируемый поток информации, который впитывается молодежью, и в итоге приводит к деформации морально — нравственных ценностей и ценностных ориентаций взрослеющего поколения.
Медиакультура — детище современной культурологической теории, введенной для обозначения особого типа культуры информационного общества, являющейся посредником между обществом и государством, социумом и властью.
Значение медиакультуры стремительно растёт в современном обществе, являясь главным инструментов познания и освоения внешнего мира, в его интеллектуальных, социальных, творческих и психологических аспектах. Вопросами воздействия медиакультры, на сознание, занимались такие зарубежные исследователи как Р. Арнхейм, А. Базен, Р. Барт, Д. Белл, В. Беньямин, Ж. Бодрийяр, Ж. Делёз, М. Маклюэн, Г. Маркузе, Х. Ортега-и-Гассет, Ч. Пирс, Д. Соссюр, Э. Тоффлер, М. Кастельс, Ю. Кристева, К. Леви-Стросс, Д. Рашкофф и др. Такие отечественные психологи как М. Бахтин, Ю. Тынянов, Л. Выготский, Ю. Лотман, В. Библер, В. Михалкович, М. Ямпольский, А. Якимович. Тоже изучили проблему влияния медиакультуры на формирование личности. Несомненно, массовая коммуникация играет важную роль в жизни человечества, она не разделима, связанна со всеми сферами общества, она охватывает как межличностные, так и международные отношения.
Массовая коммуникация — это исторически сложившийся и развивающийся во времени технически опосредованный процесс создания, хранения, распределения, распространения, восприятия информации и обмена его между социальным субъектом и объектом.
Коммуникация (в переводе с латыни означает «общее, разделяемое со всеми») — это процесс двустороннего обмена информацией между отправителем и получателем, ведущий к взаимному пониманию ее интеллектуального и эмоционального содержания. Коммуникация охватывает все стороны жизни человека и общества [1, c.5].
В книге А. М. Руденко и А. В. Литвиновой под названием «психология массовых коммуникаций», «коммуникация» понимается прежде всего как передача того или иного содержания сообщения от одного сознания (массового или индивидуального) к другому сознанию [1, c.6].
Книга Дугласа Рашкоффа под названием «Медиавирус». Подробно рассказывает, как медиакультура тайно влияет на сознание людей. Автор не только описывает это явление, но и поднимает ряд вопросов: Насколько общество, контролирует процессы в инфраструктуре? И насколько возникнет объем медиавирусов, которые искажают восприятие реальности населения [2, c.10]. На сегодняшний день не один молодой человек не может сформироваться всестороннее развитой личностью без доступа к СМК. Но потом информации, поступающие в массы очень противоречив и крайне сложно в нем разобраться среднему человеку. Но в коммуникации можно выделить не только модели, но и так называемые базовые системы, т. е. сущностные характеристики общественных отношений, функционирующих в определенном коммуникативном пространстве. Елена Головлева (2008, С. 17–18), проанализировав опыт зарубежных исследователей выделяет десять базовых систем коммуникации в зависимости от тех целей, которые они реализуют [1, c.9].
Десять базовых систем коммуникации (по Е. Л. Головлевой, 2008) |
||
№ |
Основной вопрос |
Содержание |
I |
Как происходит коммуникация? |
Это межличностная акция, которая осуществляется с помощью жестов, интонации, посредством речи. Определяет особенности вербальной и невербальной коммуникации. |
II |
Как происходит объединение людей в обществе? |
Предполагает формирование социальной структуры общества, руководящие органы власти. |
III |
Как человек существует в обществе? |
В основе — экономический фактор. Определяет экономические способы существования человека. Проявляется через экономическую структуру организации труда. Представлена с помощью занятий и профессий. |
IV |
Как в обществе осуществляется репродуктивная функция? |
Это область бисексуальных отношений, которая представлена отношением биологических полов, проявляется в женском и мужском предназначении, закрепляется во внешних атрибутах: женской и мужской одежде, поведении в различных сферах жизни и ситуациях. |
V |
Как человек осваивает социальное пространство? |
Это территориальная область, сочетающаяся с необходимостью определения жизненного пространства отдельного индивида и групп людей, связь человека с космосом. |
VI |
Как общество существует во времени? |
Представлена циклами (изменяющимися в зависимости от географического расположения климатическими зонами, временами года), мерами времени и календарем. |
VII |
Каким образом общество осуществляет передачу накопленных знаний? |
Эта область затрагивает содержание системы образования, воспитание детей, процесс обучения. |
VIII |
Как общество с учетом времени использует характерные и специфические особенности своего развития, возможности самосохранения и существует в контексте законов случая? |
Это область «игр и праздников» в широком смысле. Прежде всего, рассматривается игра в биологическом смысле как проявление биологической природы человека. Это частная культурная концепция игр, юмора, иронии, которая выражается в различных играх и ритуализированных видах спорта, обрядах и праздниках, традициях, принятых в данном обществе. |
IX |
Каким образом общество защищает себя, свою идеологию от других обществ, от внешних и от внутренних посягательств? |
Это «сектор защищенности» в широком смысле, в котором различаются индивидуальные представления о сверхъестественном, о физическом и умственном здоровье; работает система верований, религиозных взглядов, учитывающая мировоззренческие и физические факторы, функционирует армия со своей системой организации и способами действия. |
X |
Как общество эксплуатирует окружающую среду? |
Особенности использования основных ресурсов, позволяющих реализовать некоторые потребности человека: сбор плодов, охота, рыбная ловля, сельское хозяйство, животноводство, добыча полезных ископаемых. Это выражается в базовой концепции адекватности потребностей человека возможностям окружающей среды. |
Коммуникация пронизывает все сферы жизни общества и поэтому оказывает колоссальное воздействие на жизнь общества и тем более на формирование ценностей [1, c. 10]. Наконов А. М. Обеспокоен опасностью, которой подвергается сознание и психика молодых телезрителей. Он сравнивает воздействие СМК по силе с взорвавшейся атомной бомбой и ставит вопрос о наказании, за негативное воздействие на психику.
Чтобы выявить степень воздействия СМК, было проведено исследование на базе» Шахтинского регионального колледжа топлива и энергетики» города Шахты. В нем участвовали обучающиеся группы Опут-31 и Опут-32. Количество испытуемых составило 30 человек. 17 парней и 13 девушек.
В исследовании были использованы методы: беседы, анкетирования (влияние СМК на молодёжь), а так же был проведен количественный и качественный анализ выявленных данных.
На первом этапе исследований, была проведена беседа с молодежью, целью являлось выяснить их отношение к СМК. В методе наблюдения, были поставлены следующие задачи:
– выявить степень внушаемости испытуемых;
– определить интересы при выборе услуг СМК;
– определить отношение к негативным проявлениям СМК на молодое поколение.
В ходе беседы 70 % процентов опрошенных сказали, что они используют средства массовой коммуникации для развлечений, а лишь 30 % используют их для получения информации.
В процессе исследования было выявлено, какие именно, фильмы, игры и ролики несут в себе негативный характер и отрицательно сказываются на психике подрастающего поколения. Большинство участников исследования отнесли к категории неприемлемых, такие сцены как: жестокость, сексуальное насилие, а так же, агрессивные действия, которые совершаются не совершеннолетними лицами.
Выявляя отношение к запрещенной продукции, мнения опрошенных распределилось таким образом, 79 % были не против размещения в фильмах и телепередачах сексуальных сцен и сцен насилия, главное, чтобы на них накладывались возрастные ограничения. 21 % — выступили за запрет всех сцен, которые содержат любые проявления насилия, обосновывая это тем фактом, что такая продукция негативным образом оказывает воздействие на них самих, а так же на ближайшее окружение этой категории респондентов.
На вопрос «Как вы смотрите, на то, что коммуникации создают эталоны «идеальных» образов?» 81 % опрошенных считают этот факт абсолютно нормальный и не видят в нем ничего негативного. Остальные 19 % считают, что это крайне опасно, ибо младшее поколение растет, копируя «идеальные» модели поведения героев и их внешность, из-за этого они теряют свою идентичность и индивидуальность, а так же происходит деформация вкусовых предпочтений, в поиске недостижимых идеалов в реальном мире.
На втором этапе использовался метод анкетирования, который был посвящен выявлению характера воздействия средств массовой коммуникации на формирование ценностей молодежи. При обработке результатов мы получили следующие данные. Выяснилось, что 95 % в качестве основных источников получения информации используют интернет, телевидение и печатную публикацию, причем 52 % безоговорочно доверяют информации, которые они получили из этих источников, и применяют получение знания в своей жизни. 48 % опрошенных используют эту информацию исходя из ситуации.
Важно обратить внимание, что 100 % обучающихся признали факт, что в таких СМК как телевиденье, интернет открыто пропагандируют негативные привычки. Удивительно, что 56 % считают это нормой.
На вопрос «Если вам предложат участвовать в ТВ — шоу, в котором вас попросят высказать публично точку, которая противоречит вашим убеждениям, вы бы согласились?» 76,4 % ответили «Да»! Так сейчас все делают»
Большинство опрошенных в 92,4 % считают, что фильмы для молодежи, а так же печатные издания и интернет способствуют ранним формированиям представлений о сексе, поэтому возрастает процент ранних сексуальных отношений между подростками 77 %.
94 % подростков видят, только положительные стороны, в том, что СМК диктуют моду, образ жизни, стиль. Лишь 6 % положение дел считают крайне неправильным.
Проанализировав полученные данные, можно сделать вывод, что участники исследования не признают негативных сторон влияния массовых коммуникаций, таких как интернет, телевидение, печатные издания. Сами при этом в большой степени подвержены его воздействию. Опрошенные не имеют представлений о том, каким именно образом происходит вредное воздействие и как деформируются ценности.
Рассмотрев тему влияния СМК на формирование ценностей молодежи, мы можем с уверенностью сказать, что воздействие средств массовой коммуникации есть и оно существенное. Анализ работ авторов показал, что развитие ценностей, происходит одновременно с развитием интеллекта и подобно фундаменту закладывается в процессе формирования ребенка, а возникновение социально одобряемой иерархии системы ценностных ориентаций неразделимо связано с усвоения индивидом социальных — нравственных и этических норм. СМИ — это исторический сложившейся культурный феномен, который несет в себе ряд положительных функций таких как, информирование и просвещение. Но в наше время СМИ это огромный рынок, который заинтересован в том, чтобы был спрос на продукцию, в нашем случае продукт это информация. В целях увеличения спроса на продукт, используются методы манипулирования сознанием людей, чтобы те уходили как можно дальше от реальности. В связи с этим происходит деформация ценностных ориентаций, в большинстве случаев возникает зависимость от информационных систем.
Молодежь — эта именно та категория людей, которая больше всего подтверждена влиянию. Перед нами встал вопрос, как влияет СМИ. Было установлено, что существует как негативное влияние медиа–культуры, так и позитивное, но чаще рассматривается негативное воздействие, которые провоцирует неправильные формы поведения при адаптации в обществе. Через телевидение пропагандируются, и закладываться определённые ценности, которые в свою очередь формируют соответствующие установки. Я считаю, что эта проблема должна быть изучена педагогами, для уменьшения вредоносного воздействия СМИ, так же рекомендовано педагогу уметь нивелировать негативные последствия воздействия медиа–культуры, формируя правильные ценности. Эту проблемы необходимо решать ради блага нашего общества, не смотря на то, что многим это будет не выгодно. Реализованный интеллектуальный потенциал, здоровый образ жизни, высокий уровень моральных ценностей, должны в первую очередь.
Литература:
- А. М. Руденко, А. В. Литвинова, Психология массовых коммуникаций. — 2015. — 1–250 с.
- Р. M. Дуглас, Медиавирус как поп-культура тайно воздействует на ваше сознание. — 2014. 20–180 с.
- П. Ф. Лазарсфельд, К. Р. Мертон, Массовая коммуникация, массовые вкусы и организованное социальное действие
- Бароло Э. ТВ и компьютеры — угроза интеллекту / Бароло Э. // Литературная газета. 1983. — № 35.