Автор анализирует результаты прошедшего в 2021 году саммита QUAD. Особое внимание уделяется причинам преимущественно невоенной направленности заявлений, выпущенных по результатам работы саммита. Кроме того, даётся оценка слабым местам проектов четырёхсторонней организации.
Ключевые слова: Азиатско-тихоокеанский регион, четырёхстороннее сотрудничество, КВАД, индо-тихоокеанская стратегия, Китай.
The author analyzes the results of the QUAD summit held in 2021. Particular attention is paid to the reasons for the predominantly non-military orientation of the statements issued on the results of the summit. In addition, an assessment is made of the weaknesses of the projects of the quadripartite organization.
Keywords: the word, key phrase.
В сентябре 2021 года состоялся второй за 2021 год саммит QUAD, на котором Япония была представлена премьер-министром Ёсихидэ Суга, что было примечательно, потому что в те дни уже было объявлено о том, что его сменит Фумио Кисида [1].
Решения саммита на удивление касались исключительно невоенных вопросов, и Китай в заявлении не упоминался ни разу. В совместном заявлении по итогам саммита страны обязались:
- увеличить выпуск вакцин от коронавируса, поставив более 1,2 миллиарда доз вакцин по всему миру;
- реализовывать проекты по борьбе с изменением климата, включая проекты по зелёной энергетике (включая декарбонизацию логистической сферы и внедрение зелёных водородных технологий), адаптации к изменению климата;
- сотрудничать в развитии критических и новейших технологий (в первую очередь 5G), сближать национальное регулирование в сфере высоких технологий;
- реализовывать проекты в сфере инфраструктурного строительства, вместе прогнозировать потребности в инфраструктурном строительстве и создавать высококачественную инфраструктуру в Индо-Тихоокеанском регионе;
- учредить грантовую программу QUAD для научных исследований;
- поддерживать открытые, справедливые и прозрачные практики предоставления международных ссуд, продвигать международные стандарты политик по займам (особенно в части устойчивости кредитов и открытости информации) и призвать всех кредиторов придерживаться данных стандартов;
- развивать сотрудничество в использовании космоса, обмениваться спутниковыми данными для мирного использования;
- совместно укреплять кибербезопасность;
- развивать сотрудничество по борьбе с терроризмом;
- поддерживать соблюдение Конвенции ООН по морскому праву 1982 года всеми заинтересованными сторонами;
- вместе вести жёсткий диалог с антидемократическими режимами в Северной Корее и Мьянме по вопросам соблюдения прав человека, в том числе продвигать необходимость решения проблемы похищенных северокорейскими спецслужбами японских граждан [2].
Как можно видеть, некоторые из заявленных проблем и направлений деятельности действительно имеют отношение к Китаю и его союзникам, но полный отказ от прямого упоминания Китая говорит о том, что участники стремятся позиционировать своё объединение как не против кого не направленное. Отказ от упоминания совместных мероприятий в оборонной сфере — это следствие стремления сторон представить своё партнёрство как исключительно мирное. Связано это и с тем, что основной потенциальный противник четырёх стран в настоящее время не находится в юридическом состоянии войны ни с кем из них.
Осторожный характер заявлений, как считают некоторые исследователи, связан с осторожной позицией Индии, которая заинтересована в деэскалации (или хотя бы не-эскалации) всех существующих конфликтов и пытается решить свои геополитические цели, особенно в регионах за пределами региона Южной Азии, экономическими средствами, не прибегая к угрозе силой или вступлению в союзы с блоковой дисциплиной. Именно такому подходу многие десятилетия сначала соответствовала стратегия «неприсоединения», которой придерживалась Индия в годы «холодной войны», а затем и стратегия «присоединения ко всем возможным форматам ( “multi-alignment” ), пришедшая на смену во внешней политике Индии в 1990-е годы [3].
Вместе с тем другие исследователи отмечают, что само возрождение четырёхстороннего формата тало возможно благодаря готовности Индии участвовать в Индо-Тихоокеанском сотрудничестве с целью снизить опасность, исходящую от амбициозного соседа.
По мнению О. Г. Парамонова, мягкий характер заявлений также может быть связан с тем, что в противостоянии с Китаем страны четвёрки ставят в приоритет не военные, а экономические методы. Добавлю, что, по моей оценке ( А.К. ), слабым местом проекта может стать также анализ финансовой устойчивости проектов, которые затем получат финансирование и курс на привлечение частных инвестиций в такие проекты. Сила «Пояса и Пути» заключается в малом внимании к финансовой устойчивости проекта и государственном характере финансирования. Если проект окупается, то Китай получает возврат ссуды и реализованный инфраструктурный проект, выгоду от которого будет получать в том числе он сам, а если проект не окупится, то долг заёмщика можно будет использовать как инструмент геополитического влияния. Инициатива «Голубых точек», будучи проектом, завязанным на «финансовой устойчивости» (самый значимый компонент устойчивости — рентабельность), существует исключительно как коммерческое мероприятие и оставляет мало пространства для геополитических целей. Да и как коммерческое мероприятие проект может не оправдаться: за финансово устойчивых заёмщиков конкурировать придётся с тем же самым Китаем в лице «Пояса и Пути» как идеологии и АБИИ как финансового института [4].
Литература:
- Добринская, О. А. Японская дипломатия: год без Абэ / О. А. Добринская. — Текст: электронный // РСМД: [сайт]. — URL: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/columns/asian-kaleidoscope/yaponskaya-diplomatiya-god-bez-abe/?sphrase_id=88259075 (дата обращения: 11.07.2022).
- Joint Statement from Quad Leaders. September 24, 2021. — Текст: электронный // The White House: [сайт]. — URL: https://www.whitehouse.gov/briefing-room/statements-releases/2021/09/24/joint-statement-from-quad-leaders (дата обращения: 11.07.2022).
- Макаревич, Г. Г. Индия в Quad: прагматичная игра на завышенных ожиданиях / Г. Г. Макаревич. — Текст: электронный // РСМД: [сайт]. — URL: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/indiya-v-quad-pragmatichnaya-igra-na-zavyshennykh-ozhidaniyakh/?sphrase_id=88259075 (дата обращения: 11.07.2022).
- Парамонов, О. Г. Индо-Тихоокеанская доктрина Синдзо Абэ — основа будущей внешней политики Японии. / О. Г. Парамонов. — Текст: электронный // РСМД: [сайт]. — URL: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/indo-tikhookeanskaya-doktrina-sindzo-abe-osnova-budushchey-vneshney-politiki-yaponii/?sphrase_id=88259075 (дата обращения: 11.07.2022).