В данной статье рассматриваются вопросы эффективного взаимодействия в сфере становления и развития зон свободной торговли. Анализируются степень заинтересованности Монголии в интеграции СВА, ее перспективы и формы участия.
Ключевые слова: интеграция, инвестиции, внешнеторговая политика, зона свободной торговли (ЗСТ), Алтанбулаг, Замын-Уд, инфраструктура, таможенный союз.
В настоящее время основной тенденцией развития современной мировой системы становится глобализация. В этих условиях актуальным для всех стран становится вопрос совместного ведения хозяйств в условиях управляемой интеграции. Монголия также старается не остаться в стороне от этих процессов. В данной статье авторы рассмотрели теоретические перспективы, формы и последствия «подключения» Монголии к интеграционным процессам в СВА.
Отметим характерные особенности географического положения Монголии. Монголия расположена в центральной Азии. Одна из отрицательных причин для развития внешнеторговой деятельности — это отсутствие выхода к морю. Характерной особенностью Монголии, которую всегда надо учитывать, является ее географическое положение между Россией и Китаем. Исторически, свои торгово-экономические отношения Монголия развивает и строит, ориентируясь, прежде всего на двух крупных соседей — Россию и Китай, но при этом оставляет за собой право свободы в своих действиях в отношениях и с другими государствами.
В силу своего географического положения, сочетания обширных территорий, богатых природными ресурсами с малочисленностью населения, Монголия превращается в объект соперничества многих внешних сил. Между тем, Монголия не относится ни к одной интеграционной группировке. Но при этом в 1997-ом году республика вступила ВТО, является партнером ЕС, активно участвует в сессиях Всемирной Таможенной Организации, также имеет статус наблюдателя в Шанхайской организации.
Тем не менее, исходя из политики руководства страны, усилия которых направлены на развитие и расширение сотрудничества, именно, со странами СВА, и анализа официальных данных торговой статистики можно сказать, что выбор азиатского направления для Монголии — очевиден. На страны СВА (Российская Федерация, Китай, Япония и Республика Корея) приходится около 60 % зарубежных инвестиций, сделанных в экономику страны, и более 70 % всего ее внешнего товарооборота. К тому же Монголия подпадает под «экономический зонтик» таких технологически развитых стран как Япония, Южная Корея [2].
Экономическая интеграция − процесс постепенный, и в своем развитии последовательно проходит ряд этапов:
- зона свободной торговли;
- таможенный союз;
- общий рынок;
- полный экономический союз.
Создание зон свободной торговли (ЗСТ) — это первый шаг Монголии на пути к международной экономической интеграции. В законе «О свободной зоне» Монголии от 22 июня 2002 года говорится, что «Свободной зоной» называется часть территории Монголии с особым режимом инвестиционной, хозяйственной деятельности, которая находится вне таможенной территории для таможенного и другого налогообложения. Свободная зона имеет следующие формы: торговую, производственную, сельскохозяйственную, экономическую и туристическую [5, С.9]. Подписанные соглашения между странами-участниками позволяют совершенствовать систему внешнеторговой политики стран, придавая ей стабильный и предсказуемый характер. Однако, стоит отметить, что с одной стороны, либерализация импорта создает конкуренцию на внутреннем рынке, которая приводит к улучшению качества отечественного товара, но с другой сторона существует опасность вытеснения отечественных производителей с внутреннего рынка из-за низкого качества товара. Поэтому закон предусматривает наряду с торговой сферой деятельности «свободных зон», развитие высокотехнологичного производства, где будет идти переработка ввозимых с внутреннего рынка первичных продуктов.
На границе с Россией, рядом с российским пограничным городом Кяхта, создана ЗСТ — город Алтанбулаг (Монголия), а на границе с Китаем ЗСТ — поселение Замын-Уд.
Месторасположение “Алтанбулаг” имеет исторические корни. Далеко, в прошлом, в Кяхте был так называемый «чайный рынок», где скрещивались торговые пути из Европы в Азию. По словам члена ВГХ Ц. Дашдоржа, ЗСТ «Алтанбулаг» станет самым доступным и дешевым мостом, связывающим Россию и Китай. Расположенная в непосредственной близости от российской границы, она будет способствовать рационализации товаропотоков из регионов России в Монголию, Китай, страны Юго-Восточной Азии.
Сейчас идет активное освоение свободной торговой зоны «Алтанбулаг»:
- проведена экспертная оценка влияния на экологию;
- возведена первоначальная инфраструктура;
- завершено строительство сооружений охраны и безопасности;
- утвержден порядок аренды земли заинтересованным инвесторам, которая предоставляется сначала на 15 лет с продлением до 40 лет. Стоимость аренды одного гектара стоит от 2 до 3.5 млн. тугриков;
- созданы благоприятные (льготные) правовые условие для иностранных инвесторов. В феврале 2015 года страна приняла новый закон, который существенно упрощает регистрацию иностранных предприятий и даёт налоговые послабления. Так, например, средства, вложенные иностранными компаниями в строительство гостиниц, торговых и складских помещений, в развитие инфраструктуры «Алтанбулаг» освобождаются от подоходного налога и налога на прибыль на 5 лет. Уже более 100 компаний-инвесторов из Китая, Японии, Кореи, США, Великобритании, России заключили хозяйственные договора [3].
Первый конкретный опыт по работе СЭЗ Монголия приобретает именно на границе с Россией. Для эффективной работы свободных зон достигнуты положительные двусторонние соглашения. Например, введен безвизовой режим между двумя государствами; закончено строительство современного автомобильного пункта пропуска в Кяхте; для увеличения транзитного потока товаров и людей таможня «Кяхта» (Россия) и таможня «Алтанбулаг» (Монголия) переведены на круглосуточный режим работы.
Но успешное развитие монгольско-российской торговли тормозят действующие таможенные барьеры при ввозе товаров и продукции из Монголии в Россию. Таможенный тариф РФ на традиционные экспортные продукции Монголии, шерстяные, кашемировые и кожаные изделия, очень высок и составляет от 36 до 42 процентов, и наоборот, монгольская таможенная пошлина на товары и продукции ввозимой из России составляет от 15 до 18 процентов. Кроме барьеров в таможенной сфере, актуальным остается транспортный вопрос — высокие транспортные тарифы на транзит монгольских товаров по территории России. Темпы роста монгольско-российской торговли не удовлетворяют обе стороны. Одна из главных проблем в российско-монгольских отношениях заключается в отсутствии правовых основ для приграничного сотрудничества. В российском законе есть понятие портовых зон, которые тоже расположены на приграничных территориях. Однако приграничные территории, на которых действует сухопутное транспортное сообщение, не учтены.
Поэтому хочется отметить, что монголо-китайское сотрудничество в сфере формирования ЗСТ развивается в целом успешнее, чем российско-монгольское. Как следствие, многие монгольские бизнесмены предпочитают иметь дело не с российскими, а с китайскими, японскими компаниями. Об этом говорят и цифры: В 2012 г. доля России в монгольском импорте составляла 27,4 %, в экспорте — всего 1,8 %, а доля Китая в монгольском экспорте — 92,6 %, импорте — 27,6 %.
Зона Замын-Ууд находится недалеко от КНР. Эта ЗСТ является особенно идеальной для китайских производителей, которые хотят создать производственные предприятия, так как товары, произведенные в Монголии, освобождаются от налогов, благодаря решению Европейского Союза.
Деятельность ЗСТ на севере и юге обеспечит увеличение транзитного потока товаров и людей, что повлечет развитие транспортной инфраструктуры, сферы услуг, туризма. К тому же, с расширением экономического сотрудничества возрастает взаимозависимость в сырье, энергетики, транспортной сети между странами субрегиона.
После того как ЗСТ заработают в полную силу, Монголия подойдет более плотно к вступлению в Таможенный Союз. Если ЗСТ обеспечивает беспошлинную торговлю товарами между государствами-участниками, то Таможенный Союз наряду с этим предусматривает общий таможенный тариф по отношению к третьим странам. Кроме того, эта форма межгосударственной интеграции предполагает создание наднациональных органов. Таможенному союзу сыграет на руку стратегически важное расположение Монголии между Россией, Казахстаном и Китаем, особенно после подписания крайне важного для России договора о поставке газа в Китай. Уже сейчас, Монголия активно сотрудничает со странами ТС в качестве транзитной территории.
На сегодняшний день, Монголия имеет еще слабый экспортный потенциал и занимает незначительное место в экономике региона, поэтому объективно, основу экономической интеграции СВА будут составлять Китай, Япония и Республика Корея. Но при этом, республика не стоит в стороне, а принимает активное участие в энергетических и транспортных программах региона, таких как «Туманган».
Что касается статей экспорта: половину мирового экспорта козьего пуха уходит в страны СВА; на Китай приходится почти 70 %. овечьей шерсти, Россия является основным покупателем монгольского мяса. А если учесть, что монгольская медь, молибден, уголь, серебро, цинк, уголь, фосфор пользуются большим спросом в Японии, Китае, России, Кореи, то Монголии есть, что предложить.
Серебряное месторождение Асгат, расположенное в приграничной зоне Монголии, Алтая и Тувы, имеет оцененные запасы в 3 тыс. тонн серебра. Запасы урана, Дорнод-Аймак и Гурван-Булаг являются одними из крупнейших в мире и составляют около 1,4 млн тонн. Угольное месторождение Таван-Толгой («Пять холмов») является крупнейшим из неосвоенных в мире: его запасы составляют около 6 млрд тонн угля, из них 40 % — коксующийся уголь. Суммарные запасы только двух месторождений нефти, Тамсаг и Дорногоби в районе пустыни Гоби, оцениваются в 7 млрд баррелей нефти. Рядом, всего в 80 км от границы с КНР, расположено одно из крупнейших в мире золотомедных месторождений — Оюу-Толгой («Бирюзовый холм»). Оцененные запасы — 35,8 млн тонн меди и почти 12,8 тыс. тонн золота (данные 2010 года) [4]. С каждым годом конкуренция за право добычи природного сырья в Монголии возрастает. Руководство Монголии в своей внешнеторговой политике стремится избегать чрезмерной односторонней зависимости от какой-либо одной державы.
Для Монголии это возможность экономического развития регионов страны, развития инфраструктуры, создание современной сети автомобильных и железных дорог, выход к морским портам. Привлечение капиталовложений из-за рубежа помогут стране более полно использовать свои минеральные, топливные ресурсы, сельскохозяйственные земли и пастбища для стабильного развития своей экономики и внешнеторговой деятельности. Со своей стороны, Монголия будет использовать все резервы для увеличения объема товарооборота, будет улучшать его структуру для того, чтобы расширить сотрудничество со странами СВА в энергетике, горнодобывающей промышленности, сельском хозяйстве и других отраслях.
Становление региональной интеграции в СВА находится на начальной стадии. Идет поиск не только пути, но и форм этой интеграции. Монголия имеет ряд преимуществ, в том числе и разнообразие полезных ископаемых, которые позволят ей занять достойное место в экономической интеграции СВА [2]. Создание интеграции СВА даст возможность странам уменьшить риски, связанные с колебаниями доллара США, иметь свой резервный нефтяной фонд, а это энергетическая безопасность, а объединённые ресурсы открывают возможность экономического роста и обеспечивают выравнивание уровней развития между ними.
Литература:
1. АТЭС: справочная информация. 2011–2012- 2020.- М., 2012. С. 61.
2. Батболд С. Экономическое сотрудничество Монголии со странами СВА (состояние, проблемы, перспективы) М.:ДА МИД России, -2003. С. 6
3. Курас Л. В., Цыбенов Б. Д. Монголия: «Алтанбулаг» − свободная торговая зона// Власть. 2013. № 2. С.141–144
4. Статистический сборник Монголии на 2010 год. Улан-Батор. 2011. (На монгольском языке).
5. www. polpred.com //Деловая Монголия, том II, 19с.