Развитие гражданского оборота в рамках евразийской интеграции | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 12 апреля, печатный экземпляр отправим 16 апреля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №12 (563) март 2025 г.

Дата публикации: 20.03.2025

Статья просмотрена: 1 раз

Библиографическое описание:

Яковлева, И. А. Развитие гражданского оборота в рамках евразийской интеграции / И. А. Яковлева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 12 (563). — С. 172-177. — URL: https://moluch.ru/archive/563/123503/ (дата обращения: 30.03.2025).



В статье рассматриваются процессы развития гражданского оборота и электронной торговли в контексте евразийской интеграции, охватывающей страны Евразийского экономического союза (далее — ЕАЭС), включая Россию, Беларусь, Казахстан, Армению и Кыргызстан. Основное внимание уделено анализу текущего состояния, достижений и проблем, связанных с внедрением цифровых технологий и развитием нормативно-правовой базы в этом регионе. В условиях глобальной цифровизации и растущей важности электронной коммерции, страны ЕАЭС стремятся к более тесной интеграции своих экономик для повышения конкурентоспособности и обеспечения устойчивого роста. Обсуждаются проблемы и вызовы, связанные с развитием электронной торговли в ЕАЭС, включая технические барьеры, организационные и управленческие сложности, а также необходимость координации действий между странами-членами для успешного преодоления этих проблем. Также подчёркивается роль цифровизации в углублении интеграционных процессов и стратегические направления развития ЕАЭС до 2025 года, в которых значительное место отводится цифровой трансформации. Анализируются текущие достижения в области гражданского оборота и электронной торговли, включая региональные инициативы, проекты и программы, направленные на внедрение электронного документооборота и развитие цифровых сервисов.

Ключевые слова: гражданский оборот, электронная торговля, ЕАЭС, евразийская интеграция, Таможенный союз, Единая цифровая платформа .

Развитие гражданского оборота является одной из ключевых составляющих экономической и социальной стабильности любой страны. В условиях глобализации и углубления международного сотрудничества, данный процесс приобретает особую значимость. Особый интерес представляет развитие гражданского оборота в рамках евразийской интеграции, объединяющей страны с разными правовыми системами, экономическими уровнями и культурными традициями. Евразийский экономический союз (далее — ЕАЭС), включающий в себя такие государства, как Россия, Беларусь, Казахстан, Армения и Кыргызстан, выступает ярким примером регионального объединения, направленного на усиление экономических связей и создание единого рынка.

Евразийская интеграция появилась как результат стремления постсоветских государств к укреплению экономических связей, обеспечению стабильности и развитию сотрудничества после распада Советского Союза. После распада Советского Союза в 1991 году на постсоветском пространстве возникли новые независимые государства, которые столкнулись с рядом экономических и политических вызовов. Для смягчения последствий распада и сохранения экономических связей было создано Содружество Независимых Государств (далее — СНГ), ставшее первой попыткой интеграции новых независимых государств.

В 1999 году был подписан “Договор о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве”. Союз предусматривал отмену таможенных пошлин и других ограничений в торговле между странами-участницами. Договор о Едином экономическом пространстве предусматривал гармонизацию экономических политик и создание условий для свободного передвижения товаров, услуг, капитала и рабочей силы.

В октябре 2000 года Россия, Беларусь, Казахстан, Таджикистан и Кыргызстан подписали Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества (далее — ЕврАзЭС), который предусматривал создание Единого экономического пространства и трансформацию Таможенного союза в международную экономическую организацию [1]. В октябре 2007 года Россия, Беларусь и Казахстан достигли соглашения о формировании Таможенного союза. Был подписан Договор о создании единой таможенной территории и учреждена Комиссия Таможенного союза, которой были переданы часть полномочий государственных органов стран-участниц.

В 2014 году был подписан “Договор о Евразийском экономическом союзе”, который официально вступил в силу 1 января 2015 года. Этот договор стал важным шагом на пути к углублению интеграционных процессов на постсоветском пространстве. К союзу присоединились Армения и Кыргызстан, расширив тем самым его географические и экономические рамки.

В 2020 году пандемия COVID-19 привела к значительным экономическим потрясениям. Первоначально пандемия привела к значительному сокращению ВВП стран-участниц ЕАЭС. Ограничительные меры и локдауны вызвали снижение экономической активности, особенно в сферах, зависящих от международной торговли, туризма и услуг. Сокращение спроса на мировых рынках также сказалось на объемах экспорта из стран ЕАЭС. Ограничения на перемещения людей и грузов нарушили логистические цепочки, что затруднило поставки товаров и сырья. Компании столкнулись с задержками и увеличением стоимости транспортировки. Международная торговля в рамках ЕАЭС сократилась, что негативно отразилось на экспортных и импортных операциях. Эти вызовы потребовали от стран-членов ЕАЭС оперативных и скоординированных действий для смягчения негативных последствий. Страны-участники усилили координацию и сотрудничество для совместного преодоления экономических последствий пандемии. Пандемия также явилась одной из причин принятия главами государств Союза “Стратегических направлений развития евразийской экономической интеграции до 2025 года”. Они представляют собой план долгосрочного развития, который охватывает широкий спектр экономических и интеграционных вопросов, направленных на углубление и расширение сотрудничества в рамках Евразийского экономического союза. Одной из ключевых задач стратегии стало усиление координации антикризисных мер среди стран-участниц. В рамках ЕАЭС были разработаны и реализованы меры по поддержке экономики, такие как субсидии, налоговые льготы и финансовая помощь для наиболее пострадавших отраслей. Одними из приоритетных проектов стали: завершение формирования Единого экономического пространства, развитие агропромышленного комплекса, укрепление позиций на мировых рынках и полное устранение изъятий и ограничений для свободного передвижения товаров, услуг, капитала и рабочей силы на внутреннем рынке Союза [6]. Стратегия включает в себя мероприятия по развитию цифровой инфраструктуры, электронного правительства и электронных торговых площадок.

Пандемия подчеркнула важность цифровизации и использования современных технологий для обеспечения устойчивости экономики.

В 2020 году объемы электронной торговли в странах ЕАЭС резко увеличились. Пандемия привела к закрытию многих физических магазинов и ограничению передвижения людей, что заставило потребителей массово переходить на онлайн-покупки.

Объем электронной торговли в ЕАЭС в 2021 году составлял около 42,7 млрд долл. США. Общий объем российского рынка электронной торговли по итогам 12 месяцев 2022 года составил более 4,98 трлн руб., из которых 96,4 % приходится на внутренний объем электронной торговли, а 3,6 % — на трансграничный онлайн-импорт. В то же время за 10 месяцев 2022 года объем электронной коммерции в Казахстане составил 825,2 млрд тенге.

На Евразийском экономическом форуме, проводившемся 24 мая 2023 года поднимались вопросы развития электронной торговли. Рынок электронной торговли в ЕАЭС развивается быстрыми темпами, что значительно опережает темпы нормативного регулирования. Это создаёт определенное количество серьёзных проблем и вызовов, влияющих на эффективность и безопасность электронной торговли в регионе. Основные проблемы — это отсутствие общих правил на рынке союза, двойное налогообложение, отсутствие электронного документооборота, а также требования по локализации корпоративных данных [9]. Разные страны-члены ЕАЭС имеют различные уровни развития законодательства, регулирующего электронную торговлю. Это приводит к ситуации, когда правила и требования в одной стране могут существенно отличаться от других, что затрудняет ведение бизнеса на общем рынке. Например, различия в требованиях к защите персональных данных или в электронных платёжных системах создают барьеры для интеграции и увеличивают издержки для бизнеса.

Сравним законодательства на примере Российской Федерации и Республики Казахстан. В Российской Федерации статьи 9–11 Федерального закона “О персональных данных” устанавливают подробные признаки согласия на обработку персональных данных (согласие должно быть конкретным, предметным, информированным, сознательным и однозначным, а также должно быть дано свободно, своей волей и в своем интересе). Более того, в этих же статьях установлен более полный перечень случаев обработки персональных данных без согласия субъекта персональных данных [4].

В статьях 8–10 Закона Республики Казахстан “О персональных данных и их защите” предусмотрена та же информация, однако она является менее детализированной по сравнению с российскими нормами [7].

Ко всему прочему, персональные данные российских граждан должны храниться на серверах, расположенных на территории Российской Федерации. Это требование затрудняет трансграничные операции и требует от международных компаний размещения серверов внутри страны [5].

По итогам форума были выдвинуты предложения — гармонизировать законодательство в сфере прав потребителей, установить единый перечень товарных документов для пересечения границ стран внутри нашего таможенного союза, создать единый перечень запрещенных к продаже дистанционным способом товаров и решить вопрос с двойным налогообложением [9].

Однако в последние годы были предприняты множество инициатив и проектов, направленных на улучшение цифровой инфраструктуры, гармонизацию законодательства и внедрение современных технологий. Страны ЕАЭС активно работают над созданием Единой цифровой платформы, которая позволит интегрировать национальные системы электронного документооборота и сервисы для гражданского оборота. Цель платформы — создать интегрированное информационное и технологическое пространство, которое объединяет все страны-участницы ЕАЭС. Основные компоненты и функции единой цифровой платформы включают объединение всех важных данных, связанных с торговлей, логистикой, таможенными процедурами, сертификацией и нормативно-справочной информацией, введение системы электронного документооборота, введение единой системы идентификации для всех участников экономической деятельности, обеспечение взаимодействия и синхронизации данных с национальными цифровыми системами стран-участниц ЕАЭС, создание единого информационного пространства, введение автоматизированных систем таможенного контроля и декларирования, а также обеспечение отслеживания товаров на всех этапах их перемещения по территории ЕАЭС.

Еще одним примером конкретной инициативы (помимо Единой цифровой платформы) может выступать электронная таможня. Электронные таможенные системы (далее — ЭТС) представляют собой современные информационные технологии, применяемые в таможенных органах для автоматизации и упрощения процессов таможенного контроля и учета товаров при их перемещении через границу. Благодаря им можно автоматизировать множество процедур, связанных с таможенным контролем и учетом товаров. Более того, ЭТС часто интегрируются с другими государственными и коммерческими системами, такими как системы учета и контроля складов, системы финансового учета и управления, что обеспечивает комплексный подход к управлению таможенными процессами.

Существует также Интегрированная информационная система (далее — ИИС), которая представляет собой комплекс информационных ресурсов и технологий, предназначенных для обеспечения взаимодействия и обмена данными между странами-участниками. В 2023 году совет Евразийской экономической комиссии (далее — ЕЭК) утвердил план развития Интегрированной информационной системы Евразийского экономического союза на 2024 год. Одним из ключевых направлений плана является модернизация и укрепление инфраструктуры ИИС. План предусматривает внедрение новых функциональных возможностей, которые позволят улучшить взаимодействие между странами-членами. В частности, это касается автоматизации дополнительных процедур и интеграции с другими информационными системами.

Коллегия ЕЭК занимается реализацией проекта “Цифровое техническое регулирование в рамках Евразийского экономического союза”. Он направлен на развитие и внедрение современных цифровых технологий в процесс технического регулирования на территории стран-участниц ЕАЭС. Этот проект включает несколько ключевых компонентов и направлений. Во-первых, создание единой цифровой платформы, которая объединяет все аспекты технического регулирования, такие как стандарты, технические регламенты, сертификаты соответствия и другие документы. Во-вторых, введение электронных сертификатов и аккредитационных свидетельств. В-третьих, разработка механизмов взаимодействия единой цифровой системы ЕАЭС с национальными системами технического регулирования стран-участниц. В-четвертых, введение инструментов для анализа больших данных, получаемых из различных источников. Основными целями проекта являются: ускорение процессов технического регулирования и снижение административных барьеров для торговли, повышение прозрачности и доверия к системе технического регулирования, увеличение уровня гармонизации стандартов и требований на территории ЕАЭС, стимулирование инноваций и цифровой трансформации в области технического регулирования.

Для обеспечения работы базы нормативно-справочной информации (далее — НСИ) могут использоваться уже имеющиеся в составе ресурсов ЕАЭС справочники и классификаторы, например: “Справочник субъектов права», «Классификатор стран мира”, “Классификатор единиц ­измерения и счета Евразийского экономического союза”, “Классификатор метрологических характеристик”, “Перечень технических регламентов Евразийского экономического союза (технических рег­ламентов Таможенного союза)”, “Классификатор видов документов об оценке соответствия” и др [10]. НСИ в рамках ЕАЭС представляет собой централизованный информационный ресурс, который включает в себя все необходимые нормативные документы, справочные материалы и стандарты, регулирующие различные аспекты деятельности на территории стран-участниц союза. НСИ облегчает процессы сертификации, упрощает доступ к необходимой информации о правилах и нормативах, что особенно важно для международных компаний, работающих в разных странах союза.

В этом контексте маркетплейсы в ЕАЭС также становятся важным механизмом для расширения рынков сбыта и упрощения торговых операций. Они представляют собой цифровые платформы, где компании могут не только продавать свои товары, но и находить новых партнёров, обмениваться информацией о продукции и услугах, а также быстро реагировать на изменения в рыночной среде. Создание и развитие платформ для электронной коммерции, таких как онлайн-маркетплейсы, стали значительным достижением в области электронной торговли. Маркетинговое исследование Data Insight показало, что в 2023 году сразу два российских маркетплейса — Wildberries и Ozon — впервые вошли в топ-10 крупнейших мировых площадок по количеству активных сессий. Они заняли девятое и десятое место соответственно с показателями в 343 и 316 млн посещений в месяц [11]. Маркетплейсы играют ключевую роль в упрощении торговых операций и расширении рынков сбыта в ЕАЭС.

В декабре 2023 года был подписан протокол о внесении изменений в Договор о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза. Изменения коснулись перемещения через таможенную границу товаров электронной торговли. Товары, приобретенные в рамках внешней электронной торговли, будут выделены в отдельную категорию с определением особенностей их регулирования, будут введены институт оператора электронной торговли, использование нового вида декларации (декларация на товары электронной торговли) при таможенном декларировании, возможность реализации таких товаров физическим лицам с использованием таможенных складов, а также специфические условия применения таможенных платежей [8].

Проект идентификации продукции в рамках ЕАЭС тесно связан с этими изменениями. Он предполагает введение уникальных идентификационных кодов на товарах, которые облегчают их отслеживание на всём пути от производителя до потребителя. Такие коды, такие как QR-коды или RFID-метки, позволяют установить подлинность товара, отследить его происхождение и историю перемещений. Внедрение единой системы маркировки и трекинга товаров обеспечивает соблюдение таможенных правил и нормативов, а также помогает бороться с контрафактной продукцией и несанкционированным ввозом. Введение уникальных идентификационных кодов позволяет создать систему трекинга и мониторинга товаров от момента производства до конечного потребителя. А также появляется возможность отслеживать перемещения товаров по всей цепочке поставок, что помогает в управлении логистикой, оптимизации складских запасов и предотвращении потенциальных случаев мошенничества [2] [3].

Развитие гражданского оборота и электронной торговли в рамках евразийской интеграции представляет собой ключевой фактор в укреплении экономических связей между странами ЕАЭС и повышении их глобальной конкурентоспособности. Цифровая трансформация, поддерживаемая созданием Единой цифровой платформы и унификацией законодательной базы, способствует упрощению торговых процессов и созданию благоприятных условий для интеграции и ведения торговли.

Значительные достижения в области улучшения цифровой инфраструктуры, введения электронного документооборота и разработки новых изменений в законодательстве закладывают прочный фундамент для дальнейшего развития гражданского оборота и электронной торговли. Тем не менее, для полного раскрытия потенциала необходимо продолжать работу над гармонизацией законодательства, унификацией правовых норм, устранением технических барьеров и улучшением координации между государствами-членами. Также позволит ускорить и упростить заключение договоров, регистрацию сделок и других юридически значимых действий развитие законодательства, регулирующего использование электронных документов и цифровых подписей. А введение унифицированных стандартов безопасности, защиты прав потребителей и регулирование налоговых аспектов электронной торговли создаст благоприятные условия для развития электронной коммерции.

Литература:

  1. Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества // Президент России. 09.10.2000. — [Электронный ресурс]: http://www.kremlin.ru/supplement/3402 (дата обращения: 15.06.2024).
  2. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (ред. от 29.05.2019) (приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза) // КонсультантПлюс. — [Электронный ресурс]: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_215315/ (дата обращения: 19.06.2024).
  3. Технический регламент Таможенного союза ТР ТС 022/2011 от 9 декабря 2011 года (с изм. на 14.09.2018) // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. — [Электронный ресурс]: https://docs.cntd.ru/document/902320347 (дата обращения: 19.06.2024).
  4. Федеральный закон от 27.07.2006 № 152-ФЗ (с изм. и доп., вступ. в силу с 06.02.2023) “О персональных данных” // Собрание законодательства Российской Федерации от 2006 г. — № 31. — ст. 3451.
  5. Федеральный закон от 21 июля 2014 г. № 242-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части уточнения порядка обработки персональных данных в информационно-телекоммуникационных сетях” // Собрание законодательства Российской Федерации от 2014 г. — № 30. — ст. 4243.
  6. Решение Высшего Евразийского экономического совета от 11.12.2020 № 12 “О Стратегических направлениях развития евразийской экономической интеграции до 2025 года”. // Евразийская экономическая комиссия. — [Электронный ресурс]: https://docs.eaeunion.org/docs/ru-ru/01428320/scd_12012021_12 (дата обращения: 19.06.2024).
  7. Закон Республики Казахстан от 21 мая 2013 года № 94-V “О персональных данных и их защите” // “Казахстанская правда” от 25.05.2013 г. № 178–179 (27452–27453); “Егемен Қазақстан” 25.05.2013 ж. № 134 (28073); Ведомости Парламента РК. — 2013 г. — № 7. — ст. — 35.
  8. Протокол о внесении изменений в Договор о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза от 11 апреля 2017 года (подписан в г. Санкт-Петербурге 25.12.2023) (не вступил в силу) // КонсультантПлюс. — [Электронный ресурс]: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_466218/ (дата обращения: 17.06.2024).
  9. Росконгресс. Евразийский экономический форум. Электронная торговля завтрашнего дня: подходы к развитию в ЕАЭС. — [Электронный ресурс]: https://roscongress.org/sessions/eurasianef-2023-elektronnaya-torgovlya-zavtrashnego-dnya-podkhody-k-razvitiyu-v-eaes/discussion/# (дата обращения: 17.06.2024).
  10. Национальная система аккредитации. Методология создания единой цифровой среды ЕАЭС. — [Электронный ресурс]: https://fsa.gov.ru/press-center/press/20789/ (дата обращения: 17.06.2024).
  11. Data Insight. Маркетинговое исследование Интернет-торговля в России 2024. — [Электронный ресурс]: https://datainsight.ru/eCommerce_2023 (дата обращения: 17.06.2024).
Основные термины (генерируются автоматически): электронная торговля, Евразийский экономический союз, гражданский оборот, Таможенный союз, Казахстан, евразийская интеграция, Единая цифровая платформа, техническое регулирование, Единое экономическое пространство, электронная коммерция.


Похожие статьи

Задать вопрос