Ключевые слова: Азиатско-Тихоокеанский регион, АТР, АСЭАН, ЕАЭС, зона свободной торговли.
Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР) – центр экономического могущества, силы в современном мире играет важную роль и занимает значимое место. В перспективе доля государств данного региона во внешнеэкономических отношениях России по прогнозам должна превысить 40%. Географическое положение Российской федерации, транзитный и логистический потенциал на оси Азия – Европа, близость Дальнего Востока и Сибири к рынкам АТР гарантируют традиционные экономические взаимоотношении с странами этого региона. Россия обладает мощным потенциалом расширения торговых и инвестиционных связей со странами АТР. Страна занимает ведущие позиции в первой десятке экономик АТР: пятое место по ВВП, второе – по сальдо торгового баланса и притоку иностранных инвестиций, четвертое место по объему международных резервов, шестое - по уровню экономической активности населения. Тем не мене необходимость совершенствования структуры двусторонней торговли с партнерами в АТР очевидна.
Политолог С. Караганов красноречиво выразился, что по отношению к АТР Россия до недавнего времени Россия возглавляла позицию «мартышки, сидящей на вершине горы и следящей с высоты за схваткой тигров» [6]. Подобная пассивная точка зрения дает сомнительную возможность Российской Федерации присоединиться к АТР на большем уровне, нежели это происходит в настоящее время. Для реализации национальных интересов на международной арене и оперативного решения экономических и стратегических задач России следует увеличить степень взаимодействия с АТР и сформировать конкретную стратегию поведения, установив себе целью – приоритетные тенденции. Исходя из вышесказанного, необходимо отметить, что для данной статьи очень интересным и актуальным стоит вопрос перспектив интеграции России в АТР.
Следует отметить, что не только российские, но и зарубежные специалисты проявили интерес к России в АТР. Международные исследователи Т. Кристенсен, Т. Бергер, А. Гольдштейн, А. Джонстон, Г. Нау, Д. Канг, А. Д. Богутаров, А. Д. Воскресенский, В. А. Корсун и многие другие занимались изучением этого региона. Более того, отличилась в изучении большая исследовательская работа Института Дальнего Востока РАН и ИМЭМО РАН.
В связи с возможностью использования интеграционного потенциала Дальневосточного региона появилась тенденция оценки и развития возможных путей создания ЗСТ со странами АТР.
За пятилетний период была выработана «дорожная карта» становления связей Российской Федерации и АСЕАН, создана договорно-правовая база для углубления многостороннего сотрудничества и поддержания региональной безопасности в сфере борьбы с терроризмом и иными трансграничными угрозами, а кроме того в сфере ликвидации последствий стихийных бедствий. Помимо этого, внимание уделялось вопросам расширения финансового, торгового, научно-технического и культурного партнерства. На сегодняшний день можно выделить следующие направления сотрудничества РФ – АСЕАН:
энергетическая Рабочая программа 2010 - 2015 гг.;
развитие экономических связей и разработка соглашения о ЗСТ с некоторыми странами региона, например, с Вьетнамом и Новой Зеландией;
реализация программ по сокращению разрыва в уровнях развития между странами региона;
участие в ликвидации последствий природных и техногенных катастроф;
участие РФ в проекте освоения субрегиона Большого Меконга.
Однако, экономическое присутствие РФ в Юго-Восточной Азии чрезвычайно малы, точно также, как и объемы торговли и инвестиций. Слаба диверсификация товарной структуры торговли, вес продукции с добавленной стоимостью в вывозе из РФ в государства АСЕАН так же незначителен.
Возможности образования зоны свободной торговли среди стран АСЕАН и ЕАЭС очень туманны. Несмотря на то, в экспертном сообществе такой вопрос вставал, страны-участницы в своем совместном заявлении заявляют о готовности содействовать «изучению возможности» заключения договора о ЗСТ. Несомненно, проблема потребует проработки, а практическое воплощение допустимо только уже после повышения размеров внешнеторгового оборота.
Необходимо прилагать усилия для развития связей между неправительственными организациями и научным сообществом. Российские связи в регионе не идут в сравнение со связями США, Японии, Китая. Для достижения этой цели был учрежден центр АСЕАН при МГИМО в 2010 году. Принципиально важным для углубления и расширения сотрудничества с АСЕАН представляется также налаживание прямых контактов между профильными ведомствами. АТЭС для стран АСЕАН – механизм отстаивания своих внешнеполитических интересов и усиления голоса на международной арене.
Основными причинами приоритетности развития отношений России со странами-участницами АТЭС стали изменение мирового порядка и возникшая многополярность, активизация региональной интеграции, расположение Дальнего Востока в АТР, успешность азиатских экономик, а также то, что на страны АТЭС приходилось 20% внешней торговли России и 25% накопленных иностранных инвестиций [1]. Стратегический интерес представляют страны Северо-Восточной Азии: Южная Корея, Япония, Китай. Внешний оборот с этими странами составляет 30% от торговли со странами АТЭС [2].
Деятельность Росси в АТЭС ориентировано в экономическую социализацию и важно для отечественных экономических агентов, для формирования понимания специфичности азиатского бизнеса, определения взаимосвязей и т.д. Данным целям служит Деловой консультативный совет и различные комитеты, и рабочие группы. В то же время принцип открытого регионализма и рекомендательный характер соглашений дает возможность совершенствовать и европейское направление.
Необходимо обратить внимание на то, что на сегодняшний день Россия в АТЭС играет довольно важную и активную роль, но тем не менее полноценная интеграция РФ в блок АТЭС ограничена экономической стороной вопроса: экономическое взаимодействие с факторами региона является минимальным. В первую очередь, следует отметить, что российский экспортный потенциал недостаточно велик, во-вторых, не менее значимой является проблема несбалансированности товарной структуры экспорта и импорта, и наконец, перед Россией остро стоит вопрос, касающийся высоких транспортных затрат.
Как отмечали участники круглого стола, организованного Институтом истории, археологии и этнографии ДВО РАН (г. Владивосток), «членство России в АТЭС превращается в бюрократическую формальность, подписанная Совместная декларация о развитом и всеобъемлющем сотрудничестве и Комплексная программа действий до 2015г. заметных подвижек в сфере взаимного сотрудничества не принесла» [5].
Необходимо также сказать, что энергетика – одна из наиболее перспективных сфер в сотрудничестве России и стран АТР, и тому существует ряд предпосылок:
в АТР происходит постоянный рост энергопотребления и имеется высокий спрос на энергоресурсы;
энергетическая инфраструктура в регионе малоразвита, что делает актуальными совместные проекты в этой сфере;
в Энергетической хартии, которая принята многими странами АТР, не затронут ряд сфер сотрудничества, таких как ядерная энергетика, морской транзит энергоресурсов. РФ может внести свой вклад в эти сферы, и это является средством расширения региональной кооперации;
страны АТР стремятся диверсифицировать импорт энергоносителей, а Россия – свой экспорт;
риски поставок из РФ сравнительно ниже рисков поставок из регионов Ближнего Востока;
для социально-экономического развития стран АТР важна политическая стабильность. Россия может реализовать проекты, потенциально стабилизирующие ситуацию в регионе, например, строительство транскорейского газопровода и параллельной ему железнодорожной магистрали;
еще одним возможным направлением сотрудничества является налаживание инфраструктуры. Интерес России состоит в объединении инвестиционных ресурсов производителей и потребителей для создания систем переработки на российской территории, что привело бы к увеличению экспорта продукции с добавленной стоимостью и развивало бы инновации в данной отрасли и что, не менее важно, способствовало улучшению ситуации на Дальнем Востоке.
Условием для реализации потенциальных возможностей сотрудничества в энергетической сфере является улучшение инвестиционного климата, условий ведения бизнеса с Россией и оздоровление деловой среды. Энергетическое сотрудничество со странами АТР представляется возможным выстраивать на принципе «энергоресурсы в обмен на развитие инфраструктуры и технологии». Для расширения энергетического присутствия РФ в АТР целесообразно использовать рабочую группу АТЭС по энергетике. Кроме того, следует осуществить инициативу по созданию регионального энергетического форума.
Следует совершенствовать сотрудничество на уровне энергетических компаний и использовать уже существующую практику партнерства с Китаем и Вьетнамом, которая базируется на обмене ресурсами, рынками, активами и двустороннем участии в акционерном капитале, а также совместных научно-исследовательских проектах. Кроме углеводородной энергетики, ещё один направлением партнерства Российской Федерации с государствами АТР считается атомная энергетика. Кроме этого, нужно изучить проблему о экспорте энергоресурсов на тихоокеанскую часть США. Решение задач в сфере энергетики следует согласовывать с развитием инфраструктуры, транспорта, коммуникаций в регионе, вопросами энергоэффективности, сбережения энергии и прочими инновациями, чего можно достигнуть с помощью «Евразийско-тихоокеанской инициативы по наращиванию взаимосвязей».
Говоря о перспективах интеграции России в АТР, прежде всего следует обратить внимание на перспективы регионального сотрудничества, т.к. в рамках «нового регионализма» и современного российского федерализма, регионы расширяют собственную самостоятельность на международной арене и, таким образом, государство перестает быть единственным актором международной политики. Международные связи становятся разнообразнее, как и спектр участников политического процесса. Регион, как структурно-территориальная единица государства, выходит на первое место в рамках международного сотрудничества.
Результаты опроса населения Дальнего Востока на политику правительства в отношении АТР позволили установить, что более половины респондентов придерживаются мнения важности участия России в политической и экономической жизни Азиатско-Тихоокеанского региона (табл.).
Таблица 1
Результаты опроса о признании за Россией статуса Тихоокеанской державы
(в % от числа опрошенных)
Регионы и города РФ |
Да |
Нет |
Затрудняюсь с ответом |
Дальний восток |
51 |
33 |
15 |
Приморский край |
44 |
38 |
18 |
Владивосток |
45 |
39 |
16 |
Уссурийск |
40 |
38 |
22 |
Хабаровск |
59 |
27 |
14 |
Биробиджан |
49 |
32 |
19 |
При этом среди возрастной категории до 20 лет, 62% опрошенных ответили утвердительно, а среди тех, кто указал управленческие должности в своем роде занятий, 41% ответили отрицательно. Однако из данных опроса также можно сделать вывод, что для жителей Дальнего Востока характерны невнятные представления о состоянии экономического взаимодействия РФ со странами АТР, а также слабая общая информированность. 57% жителей региона уверены в существовании угрозы потери Дальнего востока, 25% думают, что такой угрозы нет, а 18% затруднились с ответом. При этом был выделен ряд источников данных угроз (рис.).
Рис. Источники угроз потери Дальневосточного региона для России
Таким образом, можно сделать вывод о том, что говорить о перспективах России в интеграционных процессах в АТР невозможно без стратегии развития Дальнего Востока. Дальний Восток может успешно интегрироваться в глобальные процессы, протекающие на территории АТР, но для этого необходимо создать инновационную среду и новую модель функционирования экономики Дальнего Востока, что позволило бы этому региону реализовать его потенциал.
Литература:
- Костин А.А. Состояние и перспективы торгово-экономических отношений России со странами АТЭС // «Ученые записки» С.-Петербурского филиала РТА им. Бобкова. 2008. №3 (32). С. 93-107.
- Костин А.А. Торгово-экономические отношения России: Учебное пособие. В 2-х ч. Белгород: Кооперативное образование, 2008. Ч. 2. 336 с.
- Лукин А.В., Иванов А.В. Россия и АТР: перспективы сотрудничества // Вестник МГИМО Университета. 2010. № 4. С. 15-23.
- Сафонов А.А. Некоторые аспекты национальной безопасности региона (на примере экономического сотрудничества Дальнего Востока и стран АТР) // Труды Дальневосточного государственного технического университета. 2008. № 148. С. 62-65.
- Тимошенко В. Н. Восточно-Азиатское сообщество и его перспективы для России и стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Электронный ресурс]. URL: http://www.ru.journal-neo.com/node/4303 (дата обращения: 11.10.2016).
- Шестаков Е. Станет ли Россия «младшим партнером» Китая в АТР? [Электронный ресурс]. URL: http://www.centrasia.ru/news2.php?st=1350237540 (дата обращения: 11.10.2016).