Интеграционные объединения Азиатско-Тихоокеанского региона и перспективы участия в них России | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Богомолова, Ю. М. Интеграционные объединения Азиатско-Тихоокеанского региона и перспективы участия в них России / Ю. М. Богомолова, В. И. Хиц. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 13.1 (147.1). — С. 15-18. — URL: https://moluch.ru/archive/147/41400/ (дата обращения: 18.12.2024).



Ключевые слова: Азиатско-Тихоокеанский регион, АТР, АСЭАН, ЕАЭС, зона свободной торговли.

Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР) – центр экономического могущества, силы в современном мире играет важную роль и занимает значимое место. В перспективе доля государств данного региона во внешнеэкономических отношениях России по прогнозам должна превысить 40%. Географическое положение Российской федерации, транзитный и логистический потенциал на оси Азия – Европа, близость Дальнего Востока и Сибири к рынкам АТР гарантируют традиционные экономические взаимоотношении с странами этого региона. Россия обладает мощным потенциалом расширения торговых и инвестиционных связей со странами АТР. Страна занимает ведущие позиции в первой десятке экономик АТР: пятое место по ВВП, второе – по сальдо торгового баланса и притоку иностранных инвестиций, четвертое место по объему международных резервов, шестое - по уровню экономической активности населения. Тем не мене необходимость совершенствования структуры двусторонней торговли с партнерами в АТР очевидна.

Политолог С. Караганов красноречиво выразился, что по отношению к АТР Россия до недавнего времени Россия возглавляла позицию «мартышки, сидящей на вершине горы и следящей с высоты за схваткой тигров» [6]. Подобная пассивная точка зрения дает сомнительную возможность Российской Федерации присоединиться к АТР на большем уровне, нежели это происходит в настоящее время. Для реализации национальных интересов на международной арене и оперативного решения экономических и стратегических задач России следует увеличить степень взаимодействия с АТР и сформировать конкретную стратегию поведения, установив себе целью – приоритетные тенденции. Исходя из вышесказанного, необходимо отметить, что для данной статьи очень интересным и актуальным стоит вопрос перспектив интеграции России в АТР.

Следует отметить, что не только российские, но и зарубежные специалисты проявили интерес к России в АТР. Международные исследователи Т. Кристенсен, Т. Бергер, А. Гольдштейн, А. Джонстон, Г. Нау, Д. Канг, А. Д. Богутаров, А. Д. Воскресенский, В. А. Корсун и многие другие занимались изучением этого региона. Более того, отличилась в изучении большая исследовательская работа Института Дальнего Востока РАН и ИМЭМО РАН.

В связи с возможностью использования интеграционного потенциала Дальневосточного региона появилась тенденция оценки и развития возможных путей создания ЗСТ со странами АТР.

За пятилетний период была выработана «дорожная карта» становления связей Российской Федерации и АСЕАН, создана договорно-правовая база для углубления многостороннего сотрудничества и поддержания региональной безопасности в сфере борьбы с терроризмом и иными трансграничными угрозами, а кроме того в сфере ликвидации последствий стихийных бедствий. Помимо этого, внимание уделялось вопросам расширения финансового, торгового, научно-технического и культурного партнерства. На сегодняшний день можно выделить следующие направления сотрудничества РФ – АСЕАН:

 энергетическая Рабочая программа 2010 - 2015 гг.;

 развитие экономических связей и разработка соглашения о ЗСТ с некоторыми странами региона, например, с Вьетнамом и Новой Зеландией;

 реализация программ по сокращению разрыва в уровнях развития между странами региона;

 участие в ликвидации последствий природных и техногенных катастроф;

 участие РФ в проекте освоения субрегиона Большого Меконга.

Однако, экономическое присутствие РФ в Юго-Восточной Азии чрезвычайно малы, точно также, как и объемы торговли и инвестиций. Слаба диверсификация товарной структуры торговли, вес продукции с добавленной стоимостью в вывозе из РФ в государства АСЕАН так же незначителен.

Возможности образования зоны свободной торговли среди стран АСЕАН и ЕАЭС очень туманны. Несмотря на то, в экспертном сообществе такой вопрос вставал, страны-участницы в своем совместном заявлении заявляют о готовности содействовать «изучению возможности» заключения договора о ЗСТ. Несомненно, проблема потребует проработки, а практическое воплощение допустимо только уже после повышения размеров внешнеторгового оборота.

Необходимо прилагать усилия для развития связей между неправительственными организациями и научным сообществом. Российские связи в регионе не идут в сравнение со связями США, Японии, Китая. Для достижения этой цели был учрежден центр АСЕАН при МГИМО в 2010 году. Принципиально важным для углубления и расширения сотрудничества с АСЕАН представляется также налаживание прямых контактов между профильными ведомствами. АТЭС для стран АСЕАН – механизм отстаивания своих внешнеполитических интересов и усиления голоса на международной арене.

Основными причинами приоритетности развития отношений России со странами-участницами АТЭС стали изменение мирового порядка и возникшая многополярность, активизация региональной интеграции, расположение Дальнего Востока в АТР, успешность азиатских экономик, а также то, что на страны АТЭС приходилось 20% внешней торговли России и 25% накопленных иностранных инвестиций [1]. Стратегический интерес представляют страны Северо-Восточной Азии: Южная Корея, Япония, Китай. Внешний оборот с этими странами составляет 30% от торговли со странами АТЭС [2].

Деятельность Росси в АТЭС ориентировано в экономическую социализацию и важно для отечественных экономических агентов, для формирования понимания специфичности азиатского бизнеса, определения взаимосвязей и т.д. Данным целям служит Деловой консультативный совет и различные комитеты, и рабочие группы. В то же время принцип открытого регионализма и рекомендательный характер соглашений дает возможность совершенствовать и европейское направление.

Необходимо обратить внимание на то, что на сегодняшний день Россия в АТЭС играет довольно важную и активную роль, но тем не менее полноценная интеграция РФ в блок АТЭС ограничена экономической стороной вопроса: экономическое взаимодействие с факторами региона является минимальным. В первую очередь, следует отметить, что российский экспортный потенциал недостаточно велик, во-вторых, не менее значимой является проблема несбалансированности товарной структуры экспорта и импорта, и наконец, перед Россией остро стоит вопрос, касающийся высоких транспортных затрат.

Как отмечали участники круглого стола, организованного Институтом истории, археологии и этнографии ДВО РАН (г. Владивосток), «членство России в АТЭС превращается в бюрократическую формальность, подписанная Совместная декларация о развитом и всеобъемлющем сотрудничестве и Комплексная программа действий до 2015г. заметных подвижек в сфере взаимного сотрудничества не принесла» [5].

Необходимо также сказать, что энергетика – одна из наиболее перспективных сфер в сотрудничестве России и стран АТР, и тому существует ряд предпосылок:

 в АТР происходит постоянный рост энергопотребления и имеется высокий спрос на энергоресурсы;

 энергетическая инфраструктура в регионе малоразвита, что делает актуальными совместные проекты в этой сфере;

 в Энергетической хартии, которая принята многими странами АТР, не затронут ряд сфер сотрудничества, таких как ядерная энергетика, морской транзит энергоресурсов. РФ может внести свой вклад в эти сферы, и это является средством расширения региональной кооперации;

 страны АТР стремятся диверсифицировать импорт энергоносителей, а Россия – свой экспорт;

 риски поставок из РФ сравнительно ниже рисков поставок из регионов Ближнего Востока;

 для социально-экономического развития стран АТР важна политическая стабильность. Россия может реализовать проекты, потенциально стабилизирующие ситуацию в регионе, например, строительство транскорейского газопровода и параллельной ему железнодорожной магистрали;

 еще одним возможным направлением сотрудничества является налаживание инфраструктуры. Интерес России состоит в объединении инвестиционных ресурсов производителей и потребителей для создания систем переработки на российской территории, что привело бы к увеличению экспорта продукции с добавленной стоимостью и развивало бы инновации в данной отрасли и что, не менее важно, способствовало улучшению ситуации на Дальнем Востоке.

Условием для реализации потенциальных возможностей сотрудничества в энергетической сфере является улучшение инвестиционного климата, условий ведения бизнеса с Россией и оздоровление деловой среды. Энергетическое сотрудничество со странами АТР представляется возможным выстраивать на принципе «энергоресурсы в обмен на развитие инфраструктуры и технологии». Для расширения энергетического присутствия РФ в АТР целесообразно использовать рабочую группу АТЭС по энергетике. Кроме того, следует осуществить инициативу по созданию регионального энергетического форума.

Следует совершенствовать сотрудничество на уровне энергетических компаний и использовать уже существующую практику партнерства с Китаем и Вьетнамом, которая базируется на обмене ресурсами, рынками, активами и двустороннем участии в акционерном капитале, а также совместных научно-исследовательских проектах. Кроме углеводородной энергетики, ещё один направлением партнерства Российской Федерации с государствами АТР считается атомная энергетика. Кроме этого, нужно изучить проблему о экспорте энергоресурсов на тихоокеанскую часть США. Решение задач в сфере энергетики следует согласовывать с развитием инфраструктуры, транспорта, коммуникаций в регионе, вопросами энергоэффективности, сбережения энергии и прочими инновациями, чего можно достигнуть с помощью «Евразийско-тихоокеанской инициативы по наращиванию взаимосвязей».

Говоря о перспективах интеграции России в АТР, прежде всего следует обратить внимание на перспективы регионального сотрудничества, т.к. в рамках «нового регионализма» и современного российского федерализма, регионы расширяют собственную самостоятельность на международной арене и, таким образом, государство перестает быть единственным актором международной политики. Международные связи становятся разнообразнее, как и спектр участников политического процесса. Регион, как структурно-территориальная единица государства, выходит на первое место в рамках международного сотрудничества.

Результаты опроса населения Дальнего Востока на политику правительства в отношении АТР позволили установить, что более половины респондентов придерживаются мнения важности участия России в политической и экономической жизни Азиатско-Тихоокеанского региона (табл.).

Таблица 1

Результаты опроса о признании за Россией статуса Тихоокеанской державы

(в % от числа опрошенных)

Регионы и города РФ

Да

Нет

Затрудняюсь с ответом

Дальний восток

51

33

15

Приморский край

44

38

18

Владивосток

45

39

16

Уссурийск

40

38

22

Хабаровск

59

27

14

Биробиджан

49

32

19

При этом среди возрастной категории до 20 лет, 62% опрошенных ответили утвердительно, а среди тех, кто указал управленческие должности в своем роде занятий, 41% ответили отрицательно. Однако из данных опроса также можно сделать вывод, что для жителей Дальнего Востока характерны невнятные представления о состоянии экономического взаимодействия РФ со странами АТР, а также слабая общая информированность. 57% жителей региона уверены в существовании угрозы потери Дальнего востока, 25% думают, что такой угрозы нет, а 18% затруднились с ответом. При этом был выделен ряд источников данных угроз (рис.).

Рис. Источники угроз потери Дальневосточного региона для России

Таким образом, можно сделать вывод о том, что говорить о перспективах России в интеграционных процессах в АТР невозможно без стратегии развития Дальнего Востока. Дальний Восток может успешно интегрироваться в глобальные процессы, протекающие на территории АТР, но для этого необходимо создать инновационную среду и новую модель функционирования экономики Дальнего Востока, что позволило бы этому региону реализовать его потенциал.

Литература:

  1. Костин А.А. Состояние и перспективы торгово-экономических отношений России со странами АТЭС // «Ученые записки» С.-Петербурского филиала РТА им. Бобкова. 2008. №3 (32). С. 93-107.
  2. Костин А.А. Торгово-экономические отношения России: Учебное пособие. В 2-х ч. Белгород: Кооперативное образование, 2008. Ч. 2. 336 с.
  3. Лукин А.В., Иванов А.В. Россия и АТР: перспективы сотрудничества // Вестник МГИМО Университета. 2010. № 4. С. 15-23.
  4. Сафонов А.А. Некоторые аспекты национальной безопасности региона (на примере экономического сотрудничества Дальнего Востока и стран АТР) // Труды Дальневосточного государственного технического университета. 2008. № 148. С. 62-65.
  5. Тимошенко В. Н. Восточно-Азиатское сообщество и его перспективы для России и стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Электронный ресурс]. URL: http://www.ru.journal-neo.com/node/4303 (дата обращения: 11.10.2016).
  6. Шестаков Е. Станет ли Россия «младшим партнером» Китая в АТР? [Электронный ресурс]. URL: http://www.centrasia.ru/news2.php?st=1350237540 (дата обращения: 11.10.2016).
Основные термины (генерируются автоматически): Россия, Дальний Восток, страна АТР, АТР, регион, Российская Федерация, Азиатско-Тихоокеанский регион, Китай, международная арена, РФ.


Ключевые слова

АТР, ЕАЭС, Азиатско-Тихоокеанский регион, АСЭАН, зона свободной торговли

Похожие статьи

Участие Монголии в процессах международной экономической интеграции СВА

В данной статье рассматриваются вопросы эффективного взаимодействия в сфере становления и развития зон свободной торговли. Анализируются степень заинтересованности Монголии в интеграции СВА, ее перспективы и формы участия.

Сотрудничество России и Китая в международных организациях

Стратегическое партнёрство как основа углубления арктического взаимодействия России и Китая

В статье автор анализирует стратегическое партнёрство России и Китая, направленное на гармонизацию долгосрочных интересов и координацию действий в Арктической зоне.

Транстихоокеанское партнерство

В настоящее время все большее внимание уделено процессам, связанным с объединением стран с целью наращивания экономических связей. Именно поэтому в представленной статье проведен анализ актуального вопроса транстихоокеанского партнерства.

ШОС и БРИКС: особенности участия Китая

В статье рассматривается роль БРИКС и ШОС в контексте взаимовыгодных отношений между странами участниками, в том числе исследуется роль и специфика участия КНР. В современном меняющемся мире особую роль играет наличие союзников или партнеров по диало...

Невоенные аспекты участия Японии в многосторонней стратегии сдерживания Китая

Автор анализирует результаты прошедшего в 2021 году саммита QUAD. Особое внимание уделяется причинам преимущественно невоенной направленности заявлений, выпущенных по результатам работы саммита. Кроме того, даётся оценка слабым местам проектов четырё...

История развития таможенного союза стран — участниц Евразийского экономического союза (ТС ЕАЭС)

В статье рассмотрена история и предпосылки формирования и последующего развития ЕАЭС. Проведен краткий анализ текущего состояния, а также изучены запланированные на ближайшие годы союзные мероприятия.

Роль Всемирной таможенной организации в развитии таможенного сотрудничества

Российско-китайское экономическое сотрудничество: совместные особые экономические зоны и новая реальность

В статье автор анализирует текущее положение российско-китайских экономических отношений, в части функционирования совместных особых экономических зон.

Формирование единого энергетического рынка стран ЕАЭС

Похожие статьи

Участие Монголии в процессах международной экономической интеграции СВА

В данной статье рассматриваются вопросы эффективного взаимодействия в сфере становления и развития зон свободной торговли. Анализируются степень заинтересованности Монголии в интеграции СВА, ее перспективы и формы участия.

Сотрудничество России и Китая в международных организациях

Стратегическое партнёрство как основа углубления арктического взаимодействия России и Китая

В статье автор анализирует стратегическое партнёрство России и Китая, направленное на гармонизацию долгосрочных интересов и координацию действий в Арктической зоне.

Транстихоокеанское партнерство

В настоящее время все большее внимание уделено процессам, связанным с объединением стран с целью наращивания экономических связей. Именно поэтому в представленной статье проведен анализ актуального вопроса транстихоокеанского партнерства.

ШОС и БРИКС: особенности участия Китая

В статье рассматривается роль БРИКС и ШОС в контексте взаимовыгодных отношений между странами участниками, в том числе исследуется роль и специфика участия КНР. В современном меняющемся мире особую роль играет наличие союзников или партнеров по диало...

Невоенные аспекты участия Японии в многосторонней стратегии сдерживания Китая

Автор анализирует результаты прошедшего в 2021 году саммита QUAD. Особое внимание уделяется причинам преимущественно невоенной направленности заявлений, выпущенных по результатам работы саммита. Кроме того, даётся оценка слабым местам проектов четырё...

История развития таможенного союза стран — участниц Евразийского экономического союза (ТС ЕАЭС)

В статье рассмотрена история и предпосылки формирования и последующего развития ЕАЭС. Проведен краткий анализ текущего состояния, а также изучены запланированные на ближайшие годы союзные мероприятия.

Роль Всемирной таможенной организации в развитии таможенного сотрудничества

Российско-китайское экономическое сотрудничество: совместные особые экономические зоны и новая реальность

В статье автор анализирует текущее положение российско-китайских экономических отношений, в части функционирования совместных особых экономических зон.

Формирование единого энергетического рынка стран ЕАЭС

Задать вопрос