Формирование общего рынка нефти ЕАЭС | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №27 (422) июль 2022 г.

Дата публикации: 11.07.2022

Статья просмотрена: 293 раза

Библиографическое описание:

Косумов, А. А. Формирование общего рынка нефти ЕАЭС / А. А. Косумов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 27 (422). — С. 94-98. — URL: https://moluch.ru/archive/422/93919/ (дата обращения: 17.12.2024).



В настоящее время нефть является одним из главнейших природных ресурсов в экономической системе мира. Сегодня каждому понятно, что значительная часть международной экономики и международная политика напрямую зависят от состояния рынка нефти и нефтяных продуктов. Нефть — уникальное природное ископаемое, ресурс природы, за право на обладание которым разворачивается настоящая борьба.

Если рассматривать, насколько важное место занимает нефть в экономике Российской Федерации, например, то здесь стоит привести статистику. Россия на конец 2021 года с мая 2020 года сохранила второе место в мире по объёму добычи нефти с показателем в 9,944 миллиона баррелей в сутки. Лишь в апреле 2020 года Российская Федерация занимала третью позицию. До этого больше года также была второй. Первое место неизменно принадлежит США. Об этом свидетельствуют данные организации «Совместная инициатива по нефтяной статистике» (JODI). Нефтепереработка в России в августе увеличилась на 5,4 % с уровня июля и составила 5,985 миллиона баррелей в сутки [9].

По данным Федеральной службы государственной статистики за январь-декабрь 2020 года мы видим следующее: доля нефти в экспорте топливно-энергетических товаров составила 43,3 %; доля нефти в общем объёме российского экспорта составила 21,5 % [10].

Из приведённых положений видно, что нефть является важнейшим природным ресурсом в сфере экономики. Российская Федерация ввиду своей огромной территории, на которой есть источники нефти, богата на нефтяные ресурсы и достаточно успешно использует это.

Не стоит забывать о том, что другие страны также, как и Российская Федерация, активны на рынке нефти и нефтяных продуктов. В связи с всеобщей заинтересованностью в таком экономически важном продукте как нефть, думается логичным в определённых направлениях действовать и продвигаться сообща, но для достижения определённых целей и во исполнение интересов собственного государства в первую очередь. Это представляется наиболее возможным в рамках интеграционных объединений. В нашем случае можно рассмотреть одно из них, и это ЕАЭС [11].

Таким образом, тема настоящей статьи является актуальной. В современных условиях проблематика формирования общего отраслевого рынка нефти в рамках такого интеграционного объединения как ЕАЭС представляет особую ценность в связи с признанием нефти и нефтепродуктов одними из самых ценных и экономико-важных ископаемых, как для отдельных государств, так и для интеграционных объединений, в целом. При этом важно отметить, что данный процесс начался примерно в 2015 году и продолжается до сих пор, так как существуют определённые проблемы, которые затягивают и без того сложный и трудоёмкий процесс. Проблематика прослеживается и в самих отношениях между странами-участницами ЕАЭС. Данные аспекты будут рассмотрены ниже.

Методологической основой работы является диалектический метод, сравнительно-правовой, системный, формально-логический и др.

Степень научной разработанности темы является небольшой.Однако есть научные работы, статьи, научные конференции, посвящённые проблемам и вопросам формирования ОРНиНП ЕАЭС, и при этом интерес к ним не исчезает, так как это тот процесс, который происходит в реальном времени. Проблематика затрагивает также отношения между государствами, что подогревает интерес к данной теме многих экспертов и исследователей.

В ЕАЭС очевидны интеграционные процессы и их активное развитие. Они предусматривают помимо прочего создание общих рынков, а именно общего рынка энергоресурсов. Здесь уже применительно к нему мы можем выделить как раз рынок нефти и нефтепродуктов, который для нас представляет особый интерес.

Те цели и те задачи, ради которых происходит формирование общего рынка нефти и нефтяных продуктов в таком интеграционном объединении как ЕАЭС обусловлены следующим: формирование независимого механизма конкурентного ценообразования в целях снижения зависимости от конъюнктуры цен на мировом рынке; использование данного рынка в качестве инструмента поддержки валютного курса стран производителей (экспортёров); использование рынка электронных (биржевых) торгов нефтью и нефтепродуктами в качестве платформы для интеграции с системами международной биржевой торговли; ускорение процесса торгового обмена за счёт снижения (снятия) входных барьеров на национальные сегменты рынка нефти и нефтепродуктов, в том числе и с помощью снятия ограничений доступа к системам транспортировки; повышение потенциала обеспечения энергетической безопасности стран-участниц ЕАЭС с учётом роста доступа к энергетическим ресурсам стран-экспортёров [8]. Более того, основными целями будут: развитие конкурентных отношений, рыночного ценообразования, равный доступ к сегментам рынка энергоресурсов, а именно нефти и нефтепродуктов. С учётом вышеуказанных задач, в целом, прогнозируемые результаты от создания общего рынка нефти ЕАЭС оцениваются в сумму до 8 млрд долл. в год.

Сложность в данном процессе представляют значимые различия в организации и функционировании рынков нефти на уровне каждого государства, то есть на национальном уровне. В связи с этим необходимо наиболее подробно подойти к изучению институтов, инструментов регулирования и правовой базы для начала каждого государства, а в последующем уже потенциальных общих начал на уровне ЕАЭС. Данные аспекты реализуются на основе Договора о Евразийском экономическом союзе, подписанного в городе Астане 29 мая 2014 года, конкретно они содержатся в разделе XX «Энергетика» статьях 79–85 и разделе XXVII «Переходные положения», а также в приложениях к нему 21–23.

Рассматривая вышеназванные положения, стоит также отметить Концепцию формирования общего рынка нефти и нефтепродуктов Союза, которая была утверждена 31 мая 2019 года в Астане Высшим советом ЕАЭС. Создание данного документа предполагалось в целях успешной и более эффективной реализации, во исполнение Программы формирования ОРНиНП (далее — Программа), утверждённой решением Высшего Евразийского экономического совета от 6 декабря 2018 г. № 23.

Нельзя не отметить сложности при создании общего рынка нефти ЕАЭС, при унификации норм в виду существенных различий в моделях рынков нефти и нефтепродуктов в каждой из стран ЕАЭС. Интересы стран-производителей оставались противоречивыми, несмотря на существенное для них значение нефти и нефтепродуктов, как и с позиции стран-экспортёров, так и со стороны стран-импортёров [5].

Несомненно, перечисленные факты замедлили создание правовых основ ОРНиНП ЕАЭС. Так, например, разработку базового Международного договора (соглашения) о формировании общих рынков нефти в Союзе начали лишь в 2021 году, а его подписание и вступление в силу должно быть по плану завершено до 1 января 2025 года, что будет отмечено позже. Сейчас, пожалуй, необходимо отметить, что указанный документ является важным. Обоснуем данную мысль.

Дело в том, что в договоре будут предусмотрены следующие аспекты формирования общего отраслевого рынка ЕАЭС:

1) унифицированные правила доступа к системам трубопроводов и транспортировки (в том числе и транзита, до конца 2021 г.), целью которых является создание равных возможностей для всех участников рынка, независимо от страны происхождения и объёмов поставок;

2) разработка единых правил торговли нефтью и нефтепродуктами, что обеспечит равные конкурентные возможности для продавцов и недискриминационный доступ для покупателей, независимо от страны происхождения до конца 2023 г. (наиболее сложным аспектом является проблема создания унифицированной системы ценообразования);

3) создание институциональных и правовых основ системы и принципов биржевой торговли нефтью и нефтепродуктами (до конца 2023 г.), которые бы позволили максимально сократить факторы влияния государственной регуляторной системы и обеспечили бы высокий уровень либерализации рынка в данном сегменте (внедряя свободу конкуренции без ограничений и установления высоких входных барьеров);

4) разработка регламентов единой (или совместимой) информационной системы по учёту и контролю на создаваемом общем рынке.

Исходя из положений представленных правовых документов и актов, которые в своей системе работают на создание общего рынка нефти и нефтепродуктов в рамках ЕАЭС, можно выделить ряд этапов, в соответствии с которыми будет протекать процесс формирования общего рынка. Их определим в зависимости от сроков и дат, которые нашли своё нормативное закрепление. Особенностью будет являться то, что этапы будут протекать в чёткой последовательности: транспортировка, добыча и переработка [3].

Итак, первый этап включает в себя период времени с 2018 по 2021 годы. В это время должны быть завершены следующие мероприятия, предусмотренные Программой. В их числе: во-первых, формирование правил технологического взаимодействия национальных операторов по транспортировке нефти и условий доступа к системам транспортировки для представителей всех стран-участниц, во-вторых, унификация законодательной базы в целом по отрасли, а также регламентация работы систем информационного обмена между странами.

Стоит отметить, что вопросы транспортировки, обозначенные выше, будут решаться на условиях недискриминации или иначе недискриминационного доступа к системам транспортировки нефти и нефтепродуктов национальных операторов. Законодательно это установлено в Приложении 23 Договора (пункт 7). Установление тарифа на транспортировку нефти производится в соответствии с национальным законодательством оператора, однако с значительным ограничением в виде недопущения роста цен для резидентов стран-партнёров по ЕАЭС выше уровня цен для внутреннего пользования, то есть для резидентов страны-оператора. Это позволит создать равные условия для всех хозяйствующих субъектов стран-участниц ЕАЭС, как для продавцов, так и для покупателей. Более того, указанное ограничение сформирует некую базу для развития биржевой торговли на рынке нефти, поскольку будут сняты ограничения по транспортировке, существующие на национальных рынках нефти.

По окончании первого этапа формирования общего рынка нефти в странах ЕАЭС необходимо иметь унифицированные и гармонизированные национальные правила и «общее» законодательство в сфере регулирования рынка нефти.

Второй этап будет происходить с 2021 года соответственно по 2024 год. Он преследует следующую задачу: создание общих правил торговли нефтью с одной стороны на базе договоров различных по длительности действия (то есть между самими субъектами и между странами), а с другой стороны для масштабной биржевой торговли. Здесь важным будет успешный результат первого этапа, который в перспективе должен предоставить начала для развития конкуренции на монополизированном рынке нефти. Таким образом, по завершении этапа сформулированные нормы о ведении свободной торговли нефтью на конкурентной основе повысят конкурентноспособность национальных производителей, а также изменят развитие нефтяного сегмента экономики в целом.

После достигнутых результатов на двух этапах уже можно будет к концу 2024 года говорить о начале функционирования общего рынка нефти. К этому времени ожидается подписание международного договора, законодательная регламентация положений, так как будут сняты противоречия и уже будут разработаны основополагающие начала, определённые модели по организации рынка нефти ЕАЭС. Помимо этого, не позднее 1 января 2025 года при практической реализации договоров и соглашений, заключённых между субъектами, а, следовательно, при применении новых созданных институциональных механизмов на практике, должен заработать сам общий рынок нефти стран ЕАЭС. Таким образом временные рамки третьего этапа можно определить следующим образом: конец 2024 года — 1 января 2025 года [4].

Некоторые специалисты отмечают, что в этот момент заработает лишь переходная модель, что скорее всего обусловлено многими трудностями. Весь представленный процесс сложно осуществить даже в рамках указанных промежутков времени и последующее формирование общего рынка нефти ЕАЭС после 2025 года всё ещё будет происходить на основе созданной переходной модели.

Институциональное правовое регулирование является лишь первым необходимым условием для функционирования общего рынка нефти и нефтепродуктов в рамках ЕАЭС. Помимо этого, нам видится также немаловажным создание дополнительных инструментов и механизмов (инфраструктурных объектов) на уровне с вышеуказанным условием по согласованию. Это позволило бы сформировать правоприменительную практику исполнения достигнутых соглашений и договорённостей, обеспечить взаимный доступ субъектов рынка стран-участниц ЕАЭС к системам национальных операторов транспортировки (магистральные трубопроводы, танкерные и железнодорожные перевозки), конкурентного ценообразования (операторы биржевой торговли), системе технологического обеспечения взаимодействия на общем рынке между продавцами и покупателями, а также доступ к системам хранения (нефтехранилища, складская инфраструктура) и регулировать его. Подобные аспекты предполагают дополнительное урегулирование до 2025 года [2].

Основные параметры планируемой Концепции общего рынка нефти и нефтепродуктов формально заключаются в следующих моментах. Во-первых, сохраняется национальный сегмент рынка, а именно ценообразование, технические требования и конкурентная модель. В целом, данная модель общего рынка создается по аналогии с Концепцией общего рынка электроэнергии, но с определёнными особенностями, которые присуще данному рынку, а именно сложности в транспортировке.

Во-вторых, сближение регулирующих инструментов посредством унификации и гармонизации для организации общего рынка с едиными правилами обращения нефти и нефтепродуктов на данном рынке без ограничений. Данный аспект позволит убрать противоречия между странами и создать благоприятные условия для развития конкуренции.

В-третьих, как уже было отмечено, для стран-партнёров РФ самым проблемным моментом является доступ к Российским трубопроводам сырья, и поэтому важным является создание механизма обеспечения доступа к услугам национальных операторов по транспортировке нефти и нефтепродуктов на равных условиях, с определёнными техническими оговорками. Помимо этого, даётся и возможность ведения хозяйственной деятельности субъектов рынка на территории стран-партнёров по интеграционному блоку и осуществления торгов на биржевых площадках.

Данные меры могут существенно поменять системы взаимоотношений между участниками интеграции и позволят также сохранить баланс их интересов, для сохранения и национальных интересов стран ЕАЭС.

Существуют, конечно, и проблемные моменты реализации данной Концепции, а касаются они прежде всего сложных взаимоотношений между странами — экспортёрами и импортёрами, а точнее России и Белоруссии. Начало данного конфликта было положено еще в начале 2000-х годов, а суть касалась вопросов ценообразования в нефтегазовой сфере и тенденции постепенного отхода от льготных условий поставок. Противоречия касались срыва покупки «Газпромом» акции «Белтрансгаза» взамен на поставку газа по внутренним ценам российских потребителей. После урегулирования конфликтов Россия ввела экспортные пошлины на нефть, а Белоруссия ввела пошлину на транзит через нефтепровод «Дружба». Далее конфликты касались и перекачки нефти без уплаты пошлины в российский бюджет в 2012 году и так называемой «перетаможки» в 2017 [6].

Далее конфликты продолжились, и в 2018 году Россия решила ускорить процесс перехода с уплаты экспортной пошлины на нефть на налог на добычу полезных ископаемых, что позволило увеличить цену на экспортируемую нефть в Белоруссию. И, конечно, для последней это было не очень выгодно, что повлекло за собой угрозы повторения маневра с транзитом через нефтепровод «Дружба» и смены страны поставщика.

В этой связи стоит отметить потенциал создания общего рынка нефти и его производных в преодолении вопросов ценового противостояния между Россией и Белоруссией, в частности, что обуславливает высокую степень активности белорусской стороны в вопросах лоббирования ускоренного формата перехода к общему рынку [12].

В рамках решения вышеуказанных вопросов и в контексте Концепции ОРНиНП, наиболее взаимовыгодным будет являться переориентация Белоруссии на казахстанскую поставку нефти. В экспертной среде данное действие будет расцениваться как недружественный шаг по отношению к стратегическому партнёру, то есть к России. Но полностью Казахстан компенсировать российские поставки не сможет, позволит Белоруссии диверсифицировать свой портфель импорта нефти. Уровень цен по данным поставкам будет очевидно сформирован на уровне равновесной цены на мировом рынке, что позволит приблизиться к рыночным принципам ценообразования в рамках создания ОРНиНП.

Далее образовывается проблема в поставках нефти из Казахстана — это заключение соглашения с Россией о прокачивании через систему трубопроводов «Транснефти». Опыт по прокачке казахстанской нефти через российские трубопроводы уже имеется, но довольно малый, поэтому нет проблем ни технических, ни конкурентных для переориентации Белоруссии на казахстанскую нефть. Это упирается лишь в вопросы политических отношений, так как Концепция общего рынка нефти и его производных позволит беспрепятственно прокачивать нефть.

Россия же не останется без определенной выгоды. Это позволит ей переориентировать замещённую нефть в третьи странны по более выгодной цене, что существенно пополнит бюджет Российской Федерации. И по экспертным данным замещённая нефть поможет оптимизировать эксплуатацию и мощность портов Новороссийска и Усть-Луги.

Таким образом, образование общего рынка нефти имеет определённое преимущество в разрешении спорных моментов ценообразования на рынке и эффективности задействования имеющихся инфраструктурных объектов по перекачке, что в долгосрочной перспективе обеспечит доходность данной отрасли.

Также сотрудничество предполагает реформирование требований технического регламента, что позволит создать универсальные системы требований к качеству нефти и нефтепродуктов, что по своей сути станет условием обеспечения недискриминационного доступа участников к российским трубопроводам и транспортной инфраструктуре в целом.

Что касается отношений с другими странами-партнерами, то Россия и Армения, после вступления последней в союз ЕАЭС, смягчили порядок беспошлинной поставки нефтепродуктов, исключив условия о переносе неуплаченных вывозных таможенных пошлин в государственный долг Армении перед Россией. Что касается Киргизии, то Правительство РФ и Правительство Киргизии заключили соглашение о сотрудничестве в сфере поставок нефти и нефтепродуктов от 6 июня 2016 г., в котором предусматривалось возможность беспошлинных поставок нефти и нефтепродуктов в рамках внутреннего потребления Киргизии с ежегодным согласованием объёмов и номенклатуры поставок.

С Казахстаном было достигнуто соглашение об обновлении перечней нефтепродуктов, запрещённых к вывозу из России в Казахстан и из Казахстана за пределы таможенного союза.

Таким образом, при том, что российский сектор нефтяного рынка преобладает над её партнерами по интеграции, то на плечи последней ложится львиная доля затрат, в том числе и налоговая нагрузка в рамках ЕАЭС по обеспечению беспошлинных поставок нефти и нефтепродуктов за счёт прямых финансовых потерь собственного нефтяного сектора.

Из всего сказанного, можно сделать вывод о том, что общий рынок нефти и нефтепродуктов между странами ЕАЭС представляет собой создание интегрированных электронных торгов, где члены союза смогут навязывать свою политику для покупателей касаемо поставок, транспортировки и хранения углеводородов в границах единого экономического пространства ЕАЭС [13]. Общий рынок можно будет интегрировать и в мировой, что позволит иностранным компаниям по отношению к интеграционному союзу участвовать на торгах. Что касается самого Союза, то тут в соответствии с Концепцией последние получат недискриминационный доступ к нефтяной инфраструктуре партнеров, то есть получат возможность закупать нефть и её производные без количественных ограничений по рыночной цене без экспортных пошлин. ОРНиНП позволит последним отойти от жёсткой привязки конъюнктуры цен на мировом рынке и позволит сделать рынок наиболее конкурентоспособным. Также преимуществом данного механизма будет являться защита от ценовых колебаний на внешнем мировом рынке [14]. Помимо отраслевой выгоды, некоторые эксперты говорят о положительном влиянии общего рынка на поддержание курса национальной валюты, объёмов золотовалютных резервов и реализации социальных программ.

Таким образом, странам-участникам в настоящий момент придётся поступиться гордостью, жертвуя краткосрочными потерями ради среднесрочных выгод. И этот мощный интеграционный потенциал в долгосрочной перспективе может стать локомотивом интеграции в ЕАЭС.

Литература:

  1. Договор о Евразийском экономическом союзе (Подписан в г. Астане 29.05.2014) (ред. от 01.10.2019) (с изм. и доп., вступ. в силу с 05.04.2022) // Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_163855/, дата обращения: 05.07.2022 г.
  2. Решение Высшего Евразийского экономического совета от 06.12.2018 N 23 «О формировании общих рынков нефти и нефтепродуктов Евразийского экономического союза» (вместе с «Программой формирования общих рынков нефти и нефтепродуктов Евразийского экономического союза», «Планом мероприятий по формированию общих рынков нефти и нефтепродуктов Евразийского экономического союза») // Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_313084/, дата обращения: 05.07.2022 г.
  3. Доклад о реализации основных направлений интеграции в рамках Евразийского экономического союза // Режим доступа: http://www.eurasiancommission.org/ru/Documents.pdf, дата обращения: 05.07.2022 г.
  4. Бычкова А. А. Актуальные проблемы формирования общих рынков нефти и нефтепродуктов ЕАЭС // Современные аспекты экономики. 2018. № 12 (256). С. 184–188.
  5. Калугин П. В. Энергетическая стратегия России и перспективы формирования единого рынка нефти и нефтепродуктов ЕАЭС // Инновации и инвестиции. 2018. № 2. С. 99–102.
  6. Каницкая Л. В. Завершение большого налогового манёвра и его влияние на формирование общего рынка нефти и нефтепродуктов ЕАЭС // Евразийский интеграционный проект: цивилизационная идентичность и глобальное позиционирование. Материалы Международного Байкальского форума. 2018. С. 139–146.
  7. Мигранян А. А. Формирование общего рынка нефти и нефтепродуктов ЕАЭС // Геоэкономика энергетики. 2019. № 4. С. 44–60.
  8. Саркисян Т. С. Создание общих рынков в ЕАЭС: этапы и содержание // Известия Санкт-петербургского Государственного Экономического Университета. 2017. № 1–1 (103). С. 65–69.
  9. Россия сохранила второе место в мире по добыче нефти // Режим доступа: https://ria.ru/20211018/neft-1755044689.html, дата обращения: 05.07.2022 г.
  10. О рынке нефти // Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/RPS2JsXD/oil-dec.pdf, дата обращения: 05.07.2022 г.
  11. Сайт Евразийского экономического союза // Режим доступа: http://www.eaeunion.org/, дата обращения: 05.07.2022 г.
  12. Активная позиция Беларуси в ЕАЭС: общий рынок нефти // Режим доступа: https://belchemoil.by/news/neft/obshhij-rynok-nefti, дата обращения: 06.07.2022 г.
  13. Единый рынок нефти и газа ЕАЭС: за и против // Режим доступа: https://nangs.org/news/markets/edinyj-rynok-nefti-i-gaza-eaes-za-i-protiv-13848, дата обращения: 06.07.2022 г.
  14. Чем выгоден странам ЕАЭС общий рынок энергоресурсов // Режим доступа: https://rg.ru/2021/10/15/chem-vygoden-stranam-eaes-obshchij-rynok-energoresursov.html, дата обращения: 07.07.2022 г.
Основные термины (генерируются автоматически): общий рынок нефти, Россия, общий рынок, нефтепродукт, Белоруссия, Казахстан, нефть, Российская Федерация, создание, биржевая торговля.


Задать вопрос