Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет ..., печатный экземпляр отправим ...
Опубликовать статью

Молодой учёный

Совершенствование механизмов формирования цен на нефтепродукты в России

Экономика и управление
13.12.2025
2
Поделиться
Аннотация
Ценообразование на нефтепродукты в России остается одной из ключевых экономических проблем, поскольку топливный рынок напрямую влияет на транспортные расходы, себестоимость товаров и социально-экономическую стабильность. Высокая зависимость внутренних цен от мировых котировок нефти, особенности налогового маневра, ограниченная конкуренция и технологические ограничения переработки приводят к повышенной волатильности рынка. В этих условиях возрастает необходимость совершенствования механизмов формирования цен, повышения прозрачности и развития инфраструктуры, что делает данное исследование актуальным и практически значимым.
Библиографическое описание
Решетов, Н. В. Совершенствование механизмов формирования цен на нефтепродукты в России / Н. В. Решетов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 51 (602). — URL: https://moluch.ru/archive/602/131481.


Pricing of petroleum products in Russia remains one of the key economic problems, as the fuel market directly affects transportation costs, the cost of goods and socio-economic stability. The high dependence of domestic prices on world oil prices, the peculiarities of the tax maneuver, limited competition and technological limitations of refining lead to increased market volatility. In these conditions, there is an increasing need to improve pricing mechanisms, increase transparency, and develop infrastructure, which makes this study relevant and practically significant.

Keywords: pricing, petroleum products, oil industry, tax maneuver, export alternative, domestic fuel market, independent oil companies, refineries, logistics, modernization, damper, exchange trading, competition, government regulation

Для снижения влияния факторов, определяющих ценообразование на рынке нефтепродуктов в России, необходима разработка комплекса оптимизационных мер. Прежде всего, важно обеспечить открытость всей цепочки формирования стоимости, включая заводские цены, биржевые сделки, транспортные расходы и наценки в рознице. Когда участники рынка и государственные институты видят объективные данные в режиме, близком к реальному времени, это снижает информационную асимметрию и уменьшает вероятность спекулятивных скачков цен. Непрозрачность внутренней торговли создает стимулы для перераспределения объемов в пользу экспорта и сжатия поставок на внутренний рынок, что значительно влияет на розничные цены. Усиление прозрачности должно сопровождаться укреплением конкуренции: независимые нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) и небольшие поставщики должны иметь реальный доступ к сырью и инфраструктуре, в противном случае вертикально интегрированные компании (ВИНК) могут манипулировать объемами поставок, что создает давление на внутренний рынок. Таким образом, необходимо на государственном уровне обеспечить открытость информации об оптовых биржевых сделках, внутренних отгрузочных ценах НПЗ, средней маржинальности переработки и розницы, а также об объемах отгрузок на экспорт и внутренний рынок [2].

Для создания конкурентной среды, создающей прозрачность рынка нефтепродуктов и обеспечивающей высокую экономическую активность, необходимо организовать поддержку независимых нефтегазовых компаний (ННК). Эксперты полагают, что, если этого не сделать, данные компании совсем исчезнут из отрасли, что недопустимо. ННК активно участвуют в геологоразведке и способствуют рациональному недропользованию, поскольку работают на небольших, малопривлекательных для ВИНК месторождениях. Крупные компании извлекают, как правило, легкую нефть, оставляя в недрах углеводороды, для добычи которых нужно привлекать дополнительные ресурсы. По мнению отраслевых экспертов, в сложившихся условиях целесообразно обратить внимание на развитие в России малых нефтяных компаний. Месторождения, на которых они ведут работу, характеризуются не только небольшими запасами, но и часто худшим их качеством. Средний проектный коэффициент извлечения нефти (КИН) у малых нефтяных компаний на 20 % ниже, чем у ВИНК. Кроме того, необходимо ввести квоты на переработку для независимых НПЗ со стороны как федеральных, так и муниципальных органов власти, чтобы не допускать ситуаций, когда крупные игроки сокращают продажи на бирже / внутреннем рынке. Важно усилить мониторинг и практику штрафов ФАС за злоупотребления вертикальной интеграцией (в сочетании с прозрачностью сделок) [1].

Однако усиление конкуренции невозможно без корректной настройки налогово-тарифной системы. За последние годы налоговые изменения, включая элементы налогового маневра и механизм обратного акциза, неоднократно создавали стимулы для переброса топлива на экспорт, что ослабляло предложение внутри страны. Поэтому требуется адаптировать эти механизмы так, чтобы они стимулировали не только переработку, но и устойчивые поставки на внутренний рынок, а сами компенсации становились более предсказуемыми и привязанными к конкретным объемам и качеству топлива. Конкретно предлагается сделать налоговые корректировки более целевыми и предсказуемыми: привязать обратный акциз к объемам поставок на внутренний рынок и к качеству топлива, ввести автоматические корректоры налогообложения, которые активируются при резкой динамике розничных цен.

Логичным продолжением такой реформы стало бы внедрение индексной формулы, определяющей справедливую внутреннюю цену. Она должна учитывать мировые котировки, транспортные расходы, налоги и разумную маржу переработки и розницы. Открытая формула должна учитывать: мировую цену (экспортную альтернативу), транспортные/логистические издержки, среднюю маржу переработки и розницы, акцизы/НДС и инфляцию. При этом необходимо применять коридор доверия — допустимое отклонение розничной цены от расчетной формулы (например, ±5–8 %) с обязательным объяснением причин отклонения. Применение такой формулы с ограниченным коридором допустимых отклонений позволит создать прозрачный ориентир для всех игроков и уменьшит необходимость в экстренных административных решениях [3].

Главной целью внедрение индексной формулы является контроль цен на нефтепродукты в зависимости от нефтяных котировок.

При падении стоимости нефти цены на бензин на внутреннем рынке тоже должны снижаться, но в России все происходит иначе. В стране предусмотрен демпфирующий коэффициент для бензина и дизельного топлива, и сейчас он является отрицательным. Это означает, что НПЗ дополнительно делают отчисления в бюджет при низких мировых ценах на нефть и, наоборот, получают выгоду при высоких. Государство таким способом получает доходы в бюджет за счет внутренних потребителей.

Следующее направление — развитие логистики и инфраструктуры хранения топлива. В России сезонные колебания и ограничения транспортных мощностей нередко провоцируют скачки цен, сгладить которые позволит расширение складских мощностей, снижение барьеров для независимых логистических компаний и повышение гибкости поставок. Поэтому оптимизация логистического компонента должна включать модернизацию транспортной инфраструктуры, развитие независимых терминалов и создание дополнительных коммерческих хранилищ, которые позволят сглаживать сезонные колебания спроса и предложения. Кроме того, предлагается ввести фиксированные тарифы на перевозку нефтепродуктов. Транспортная составляющая розничных цен на бензин зависит в том числе от расположения региона потребления топлива, так как нефтеперерабатывающие заводы распределены по территории страны неравномерно. Удаленность региона от мест производства нефтепродуктов приводит к завышенным транспортным расходам, что отражается на уровне цен [4].

Технологический прогресс и себестоимость переработки также является элементом, влияющим на стоимость нефтепродуктов. Повышение эффективности НПЗ, модернизация оборудования и внедрение энергоэффективных технологий позволяют снижать себестоимость переработки и, следовательно, производить более доступное топливо. Для ускорения модернизации необходимы гибкие финансовые инструменты, включая инвестиционные кредиты, амортизационные послабления и механизм стимулирующих акцизов, привязанных к качеству производства.

В России относительно невысокий уровень глубины нефтепереработки: 84,7 % против 87 % в Европе и 92 % в США, что также повышает цену на нефтепродукты. Именно от технологического уровня НПЗ зависит доля светлых нефтепродуктов, а значит — себестоимость бензина и дизеля. Современные установки крекинга, гидрокрекинга и гидроочистки позволяют значительно увеличить выпуск более маржинальных и экологичных фракций, что, в свою очередь, снижает давление на цену конечного продукта. Эксперты отрасли, включая аналитиков профильных агентств и исследовательских центров, подчеркивают, что модернизация переработки является наиболее действенным способом оптимизации структуры затрат.

Ключевую роль играет производственная стратегия. Глубокая переработка, например через гидрокрекинг или коксование, позволяет увеличить выход светлых продуктов, таких как бензин и дизель, что повышает маржу, даже если потребуются дополнительные капитальные затраты. Фокус на наиболее прибыльных продуктах и гибкое планирование переработки в зависимости от рыночных цен на сырье и продукцию также способствует повышению экономической эффективности НПЗ [5].

Наконец, современные цифровые технологии открывают новые возможности для оптимизации. Применение систем искусственного интеллекта и машинного обучения позволяет прогнозировать выход продукции и оптимизировать технологические параметры, а цифровые двойники завода позволяют моделировать работу НПЗ без остановок, выявляя узкие места и повышая общую эффективность.

Снижение себестоимости переработки нефти на НПЗ возможно на 5–7 % с помощью комплексного подхода, который подразумевает оптимизацию системы закупки сырья, энергии и химических реагентов, минимизацию экологических расходов и потерь, оптимизацию логистики и производства, а также применение современных цифровых технологий.

Таким образом, для повышения устойчивости и предсказуемости ценообразования требуется комплекс мер:

— увеличение прозрачности внутренних сделок;

— поддержка независимых нефтяных компаний;

— корректировка налогового маневра и механизмов акцизов;

— внедрение формульного подхода к установлению справедливых внутренних цен;

— модернизация логистической и перерабатывающей инфраструктуры;

— активное применение цифровых технологий в отрасли.

Реализация данных мер позволит повысить конкурентность рынка, стабилизировать ценовую динамику и обеспечить баланс интересов государства, производителей и потребителей нефтепродуктов.

Литература:

  1. Варвус, С. А. Оценка конкурентной среды и перспектив развития нефтяной отрасли в России: текущие проблемы и возможные пути их решения / С. А. Варвус, А. А. Ефремова // Теоретическая экономика. — 2024. — № 10 (118). — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/otsenka-konkurentnoy-sredy-i-perspektiv-razvitiya-neftyanoy-otrasli-v-rossii-tekuschie-problemy-i-vozmozhnye-puti-ih-resheniya (дата обращения: 17.12.2025).
  2. Жигалова, О. А. Современное состояние и тенденции развития рынка нефтепродуктов Российской Федерации / О. А. Жигалова // Вестник науки. — 2023. — № 12 (69). — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennoe-sostoyanie-i-tendentsii-razvitiya-rynka-nefteproduktov-rossiyskoy-federatsii (дата обращения: 17.12.2025).
  3. Палеев, Д. Л. Меры государственного регулирования цен на нефть и нефтепродукты как условие укрепления энергетической безопасности России / Д. Л. Палеев // Экономические системы. — 2021. — № 4. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mery-gosudarstvennogo-regulirovaniya-tsen-na-neft-i-nefteprodukty-kak-uslovie-ukrepleniya-energeticheskoy-bezopasnosti-rossii (дата обращения: 17.12.2025).
  4. Панков, Д. А. Тенденции и прогнозы развития рынка нефтепродуктов / Д. А. Панков, В. Я. Афанасьев // Проблемы экономики и юридической практики. — 2020. — № 5. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tendentsii-i-prognozy-razvitiya-rynka-nefteproduktov (дата обращения: 17.12.2025).
  5. Чувасова, А. А. Изменение методологии ценообразования на нефтепродукты как действенный механизм приоритетного развития нефтепереработки в России / А. А. Чувасова // УЭкС. — 2017. — № 4 (98). — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/izmenenie-metodologii-tsenoobrazovaniya-na-nefteprodukty-kak-deystvennyy-mehanizm-prioritetnogo-razvitiya-neftepererabotki-v-rossii (дата обращения: 17.12.2025).
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью

Молодой учёный