Статья посвящена анализу и исследованию правовых средств налогового маневрирования в нефтегазовом секторе в контексте новых вызовов и в контексте новых реалий.
Ключевые слова: налоговый маневр, государственная поддержка, налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ), экспортная пошлина на нефть, внутренние цены на нефть, инфляция, вертикально интегрированные нефтяные компании (ВИНК).
The article is devoted to the analysis and research of legal means of tax maneuvering in the oil and gas sector in the context of new challenges and in the context of new realities.
Keywords: t ax maneuver, state support, mineral extraction tax (MET), export duty on oil, domestic oil prices, inflation, vertically integrated oil companies (VIOC).
В 2016 г. Россия занимала 1-е место по добыче природного газа и нефти, а такие крупные проекты как «Северный поток-2», «Турецкий поток», укрепляли и продолжают укреплять позиции отечественных топливных компаний на международном уровне. Это доказывает особую значимость на мировом рынке нефтегазового комплекса нашей страны.
С 2014 г. со стороны западных стран началась политика санкционных ограничений по отношению к России [12]. Таким образом был сокращен приток инвестиций, было ограничено право российских компаний на закупку высокотехнологичных решений. Компании нефтегазового комплекса столкнулись с рядом проблем, помимо упавших цен на топливные ресурсы. И эти проблемы не имеют однозначного решения. Были проведены определенные протекционные мероприятия Правительством Российской Федерации при поддержке Министерства энергетики, которые позволили снизить давление западных санкций на всю топливно-энергетическую отрасль России.
Одной из мер государственной поддержки нефтегазовой отрасли является налоговый маневр. Изменения налогового законодательства на этот счет вступили в силу с 01 января 2015г. Налоговый маневр предусматривает под собой постепенный отказ от экспортной пошлины на нефть и нефтепродукты в пользу роста налога на добычу полезных ископаемых. Это может оказать влияние на инфляцию в 2019–2024 гг., масштаб которого по большей мере будет зависеть от динамики мировых цен на нефть. Данное воздействие реализуется не только через прямой вклад в инфляцию изменения стоимости бензина и дизельного топлива, но и за счет влияния изменения внутренних цен на нефть и нефтепродукты на издержки производства товаров и услуг.
Данная реформа должна была завершиться в 2017 г., но была только временно приостановлена. А в середине 2018 г. она была возобновлена Правительством Российской Федерации.
Налоговый маневр должен увеличить эффективность нефтегазового сектора, произвести сокращение скрытого субсидирования экономики, приблизив внутренние цены на нефть к мировым, а также гармонизировать структуру таможенных платежей государств — членов Евразийского экономического союза.
Налоговый маневр имеет следующий план своего развития:
1) к 2024 г. постепенное снижение экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты до нуля [3];
2) в период с 2019 по 2024 г. — равномерное повышение налога на добычу полезных ископаемых (далее –НДПИ) при добыче нефти и газового конденсата;
3) введение с 1 января 2019 г., поэтапно, акциза на нефтяное сырье, направляемое на переработку, и налогового вычета по указанному акцизу [11].
Рост НДПИ и снижение экспортных пошлин на нефть — меры, действующие в одном направлении с повышательным характером для внутренней цены нефти. Рост НДПИ реализуется за счет увеличения себестоимости добычи. А снижение экспортных пошлин на нефть — за счет сокращения разницы между экспортной и внутренней ценой сырой нефти. Последняя в силу закона единой цены формируется в зависимости от разности между мировой ценой (в рублевом эквиваленте) за вычетом транспортных расходов, связанных с экспортными поставками, и экспортной пошлиной. Вследствие увеличения внутренней цены нефти возрастет себестоимость производства нефтепродуктов, что будет оказывать увеличившееся давление на их цены.
Также налоговый маневр включает в себя снижение экспортных пошлин на нефтепродукты. Это будет способствовать сближению внутренних цен с мировыми, как и на рынке нефти. Дополнительно Правительство планирует ввести возвратный акциз для уменьшения влияния снижения экспортной пошлины и роста НДПИ на внутренние цены нефтепродуктов. Он предполагает компенсацию производителю части стоимости нефти, которая направляется на переработку. Это должно частично покрыть затраты на поставку нефтепродуктов на внутренний рынок и помочь меньшему давлению на их цены.
Хотелось бы отметить, что внутренние цены на нефть становятся более чувствительными к изменению мировых цен в иностранной валюте в условиях действия бюджетного правила. Это происходит из-за того, что курс рубля становится более устойчивым и в меньшей степени компенсирует колебания мировых цен на нефть. В связи с этим влияние налогового маневра на внутренние ценовые показатели будет существеннее с бюджетным правилом, чем без него.
По оценкам Банка России, основным каналом влияния налогового маневра на инфляцию является снижение экспортной пошлины на нефть.
Расчеты исходят из предположения о том, что динамика внутренних цен на нефть в значительной мере определяется мировой конъюнктурой и полностью переносится в производственные затраты и цены нефтепродуктов. В них учтено компенсирующее влияние возвратных акцизов на издержки производства моторного топлива, но не зафиксировано влияние факторов налогообложения, напрямую не относящихся к налоговому маневру (например, изменение ставок акцизов на бензин и дизельное топливо).
Касательно влияния налогового маневра на инфляцию через рост ставки НДПИ и введения акциза на сырую нефть, то увеличение себестоимости производства нефти вследствие роста налогов происходит одновременно с удорожанием нефти на внутреннем рынке, что обусловлено снижением экспортной пошлины. Повышенные цены на внутреннем рынке не увеличивают его престижа и притягательности в сравнении с экспортным нетбэком в силу сохранения арбитража с экспортной ценой. Тем самым, рост затрат на производство нефти вследствие увеличения налоговой нагрузки не даст дополнительного влияния на инфляцию.
Другой канал переноса, который связан со снижением экспортной пошлины на нефтепродукты и, как следствие, ростом цены нетбэк на них, не выбран главным для оценки вклада в инфляцию из-за низкой корреляции цен на внутреннем и мировом рынке нефтепродуктов. Структура внутреннего рынка, на котором доминируют вертикально интегрированные нефтяные компании (ВИНК), является одной из причин слабой зависимости.
ВИНК занимают основную долю на всех сегментах рынка нефти и нефтепродуктов: добыча и переработка нефти, хранение, оптовая, мелкооптовая и розничная реализация нефтепродуктов. ВИНК могут управлять своими доходами на разнообразных сегментах рынка нефти и нефтепродуктов (в том числе за счет трансфертного ценообразования). Это позволяет сделать плавное динамику розничных цен на нефтепродукты. Но при этом динамика цены нетбэк по большей степени определяется изменением курса рубля и мировых цен на нефтепродукты.
Чтобы оценить влияние налогового маневра на инфляцию в совокупности, были рассмотрены прямой и косвенный эффекты [10]. Прямой эффект подразумевает под собой непосредственный вклад в индекс потребительских цен удорожания дизельного топлива и бензина. А косвенный эффект рассматривает под собой, какое влияние оказало удорожание нефти и нефтепродуктов на издержки производства иных потребительских товаров и услуг, которые включены в индекс потребительских цен. По оценкам Банка России, величина косвенного эффекта немного меньше, чем прямого.
Воздействие налогового маневра на инфляцию зависит от динамики мировых цен на нефть. Как только происходит рост цен на нефть, то вклад налогового маневра в инфляцию начинает увеличиваться, а при снижении начинает уменьшаться. Если цены на нефть существенно упадут, то он станет отрицательным. Оценки совокупного вклада налогового маневра в годовую инфляцию, например, 2019 г. варьируются от 0,7 п.п. при среднегодовой мировой цене на нефть марки Urals 35 долл. США за баррель до +0,8 п.п. при 90 долл. США за баррель. Приведенные основные оценки масштаба влияния налогового маневра могут быть скорректированы в любую сторону — как вверх, так и вниз. И это будет зависеть от ряда факторов. В краткосрочном плане риском отклонения вклада в инфляцию вверх от базовой оценки является возможное завышение предприятиями ожиданий относительно связанного с налоговым маневром роста производственных и транспортных издержек и упреждающее закладывание ожидаемого роста затрат в цену производимых товаров и услуг.
С иной стороны, особенности ценообразования могут сдерживать рост цен на потребительском рынке моторного топлива. Они обусловлены доминированием ВИНК и связанным с ним особым вниманием Правительства к динамике цен на данном рынке. Так, летом 2018 г. между Правительством и ВИНК были достигнуты соглашения о стабилизации цен. Согласно зафиксированным данным, за июль-октябрь 2018 г. цены на бензин остались без изменений, дизельное топливо подорожало на 1,3 %, а рост цен на газомоторное топливо составил около 19 %. В начале ноября 2018 г. были достигнуты новые договоренности с ВИНК, которые коснулись параметров поставок нефтепродуктов на внутренний рынок. Данные договоренности были направлены на сдерживание роста цен на бензин и дизельное топливо до конца марта 2019 года. Кроме того, при ценах на нефть 35–50 долл. США за баррель особенность розничного ценообразования на нефтепродукты может привести к существенно меньшему снижению розничных цен на бензин и дизельное топливо по сравнению с оптовыми.
Если подвести резюме, то налоговый маневр в нефтяной отрасли — это снижение таможенной пошлины до полной отмены в 2024 году с параллельным увеличением налога на добычу полезных ископаемых на ту же сумму.
Он продолжает свое развитие и приостановка не планируется по данным на сегодняшний день, так как именно он в нефтяной отрасли приносит бюджету очень важные доходы, хотя есть множество мнений и суждений о том, что данная форма поддержки все-таки не приносит прибыли и результативности для бюджета страны, и в Государственной Думе уже выносили к обсуждению вопрос об отмене налогового маневра в нефтяной отрасли [4].
Также хотелось бы отметить, что власти Российской Федерации в 2021 году начали еще один маневр, который выражается в нагрузке на производителей металла, угля и минеральных удобрений, так как тогда они получили дополнительную прибыль за счет высоких цен на продукцию на внешних рынках.
В любом случае государство не будет останавливаться на уже достигнутых результатах и будет стремиться к получению новых, так как без кардинального изменения политики и системы налогообложения российскую экономику может ожидать кризис и увеличение цен. И для этого, будут разрабатываться и продолжать развиваться уже введенные меры государственной поддержки.
Литература:
1. Конституция Российской Федерации с изменениями, принятыми на Общероссийском голосовании 1 июля2020 года (+ сравнительная таблица изменений). Редакция 2021 года. — Москва: Эксмо, 2021.
2. Налоговой кодекс Российской Федерации (НК РФ) // http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19671/ (дата обращения 09 июля 2022 года)
3. Федеральный закон от 3 августа 2018 г. № 305ФЗ «О внесении изменений в статью 3.1 Закона Российской Федерации «О таможенном тарифе» // http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_304092/ (дата обращения 09 июля 2022 года)
4. В Госдуме предложили отменить налоговый маневр в нефтянке. Ведомости // https://www.vedomosti.ru/economics/articles/2020/09/01/838485-otmenit-manevr (дата обращения 09 июля 2022 года)
5. Казачкова, З. М. Налоговое стимулирование развития национальной инновационной системы: тенденции, решения, перспективы в сравнительно-правовой плоскости / З. М. Казачкова, В. А. Казачков. // Ж. Налоги.- 2021. — № 4. — С.23–27.
6. Минфин прокомментировал вопрос отмены налогового маневра для ряда сфер. Агентство экономической информации // https://1prime.ru/finance/20220311/836347262.html (дата обращения 09 июля 2022 года)
7. На налоговом маневре в нефтяной отрасли бюджет РФ вряд ли заработает. Нефть Капитал // https://oilcapital.ru/news/regulation/02–02–2022/na-nalogovom-manevre-v-neftyanoy-otrasli-byudzhet-rf-vryad-li-zarabotaet (дата обращения 09 июля 2022 года)
8. Новые технологии газовой отрасли. Ассоциация производителей оборудования Газпром // https://newgaztech.ru/about (дата обращения 09 июля 2022 года)
9. Очень мрачные перспективы: экономическая система в России пока настроена на усугубление санкционного кризиса. Российское информационное агентство // https://newdaynews.ru/moscow/753089.html (дата обращения 09 июля 2022 года)
10. Об оценке влияния налогового маневра в нефтяной сфере на потребительскую инфляцию // https://cbr.ru/analytics/dkp/ob-ocenke-vliyaniya-nalogovogo-manevra-v-neftyanoy-sfere-na-potrebitel-skuyu-inflyaciyu/ (дата обращения 09 июля 2022 года)
11. ЦБ оценил влияние налогового маневра в нефтяной сфере на потребительскую инфляцию. Банки.ру // https://www.banki.ru/news/lenta/?id=10806073 (дата обращения 09 июля 2022 года)
12. Черняев, М. В. Инструменты поддержки нефтегазового комплекса России в условиях санкционных ограничений Запада / М. В. Черняев, А. В. Кореневская // Вестник РУДН. Серия, Экономика.- 2018.- N4. — С. 620–629.