Дана оценка текущего состояния налогообложения в нефтегазовом секторе, рассмотрен опыт применения и текущее положение налога на дополнительный доход, преимущества и недостатки введения НДД.
Ключевые слова: налогообложение, налог на дополнительный доход, нефтегазовая отрасль, законодательный проект
В современной России нефтегазовый сектор является основополагающей отраслью российской экономики. Наша страна сегодня одна из крупнейших производителей и экспортеров нефти и газа. Сегодня российская экономика сильно зависит от добычи и экспорта природных ресурсов, в связи с этим возникает высокая зависимость бюджета нашей страны.
Важнейшей задачей экономики Российской Федерации является формирования эффективной системы налогообложения в нефтегазовом секторе. Эффективность налоговой политики России должна обеспечить стабильные поступления в бюджет от использование углеводородных ресурсов в долгосрочной перспективе, а также стимулировать привлечение отечественных и зарубежных инвестиций в нефтегазовую отрасль.
Особенностью налогообложения в нефтегазовом секторе Российской Федерации является взимание нефтегазовой ренты. Основным инструментом налогообложения служит налог на добычу полезных ископаемых.
За последние 20 лет в России неоднократно предпринимались попытки совершенствования налогообложения. Сегодня правительство заинтересовано в поиске нового механизма налогообложения в нефтегазовой отрасли, который зависел бы от финансового результата, а не от валовых показателей, каким служит налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ). Стоит вопрос о применении такого механизма, как налог на дополнительный доход (НДД).
Первый опыт введения НДД был еще в далеком 1996 году, но тогда от этого налога благополучно отказались. С 2017 года опять активно ведутся обсуждения о внедрении этого налога. Проект федерального закона о введении НДД был внесен на рассмотрение в государственную думу 28 ноября 2017 года. Планировался ввод в 2018 году, но затем отложили до 1 января 2019 года. Налоговый кодекс был дополнен главой 25.4 «Налог на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья». Глава 25.4 находится в составе главы 25 НК РФ «Налог на прибыль организаций». Корректировки сделаны Федеральным законом от 19.07.2018 N 199-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации».
Действующий на сегодняшний день налоговый механизм ставит под угрозу эффективность налогообложения в нефтегазовом секторе, такими предпосылками служат таможенные и налоговые льготы в колоссальных объемах, предоставленными государством нефтегазовым компаниям. Такая ситуация говорит о необходимости введения нового налогового режима, которым, по моему мнению, должен стать налог на дополнительный доход. НДД вводится для стимулирования разработки низкорентабельных месторождений, рационального использования недр, а также для привлечения инвестиций в перспективы развития новых, мелких и низкорентабельных месторождений.
Принципиальное отличие НДД от НДПИ состоит в том, что новый налог взимается только с финансового результата деятельности компаний, а не с выручки, то есть позволяет платить только в том случае, если для компании разработка месторождения оказалось выгодной, а не убыточной. При этом ставка НДД составит 50 %, а взимать его будут после вычета расчетной экспортной пошлины и расходов на транспортировку сырья, сниженного НДПИ, а также фактических капитальных и операционных расходов при разработке месторождения. Главными отличия взимания НДД от налога на прибыль являются учет всех капитальных затрат единовременно только в момент уплаты налога и без учета амортизации. Кроме того размер прибыли определяется не в целом от деятельности компании, а только в пределах лицензионного участка.
Частичная замена НДПИ на НДД имеет ряд ярко выраженных преимуществ по сравнению с той налоговой системой, которая действует сейчас. Эти преимущества от введения НДД для налогоплательщиков и государства представлены в таблице 1.
Таблица 1
Преимущества от введения НДД для налогоплательщиков игосударства
Для налогоплательщиков |
Для государства |
прозрачный и системный подход к налогообложению добычи |
восполнение минерально-сырьевой базы в новых и традиционных регионах добычи за счет дополнительных инвестиций |
снижение ставки НДПИ на нефть, сохранение пониженного уровня налоговой нагрузки для новых месторождений в новых регионах на первоначальном этапе разработки |
обеспечение устойчивого развития отрасли в долгосрочной перспективе за счет прироста добычи нефти |
возможность вовлечь в разработку запасы, экономически неэффективные в действующей налоговой системе |
развитие смежных отраслей народного хозяйства за счет мультипликативного эффекта |
учет эффективности разработки запасов с учетом геологических и инфраструктурных особенностей |
дополнительные фискальные поступления от прироста добычи нефти и сверхмаржинальных проектов |
Источник: составлено автором
Стоит обратить внимание на то, что внедрение режима НДД в настоящее время и при данных условиях предполагает стимулирование разработки запасов только нефти, но не газа, и сохраняет текущую налоговую нагрузку для данной категории запасов. Наоборот, использование НДД для газовых месторождений может стать причиной ухудшения экономической эффективности разработки месторождений.
Основная цель для бюджета от внедрения НДД — это рост фискальных поступлений от нефтяных компаний в долгосрочной перспективе за счет прироста объемов добычи, который достигается от открытия и освоения новых неразведанных месторождений нефти с большим потенциалом добычи в будущем, а также вовлечения в эксплуатацию нерентабельных при действующей налоговой системе. А для недропользователей, с свою очередь, ключевой ориентир — это повышение рентабельности уже эксплуатируемых месторождений и новых проектов, которое достигается при условии учета технологических и геологических особенностей разработки этих проектов.
Следует отметить, то эффективное применение НДД возможно только при отсутствии искусственного занижения цен на нефть налогоплательщиками и предполагает применение для целей налогообложения внутрироссийских биржевых цен на нефть. Так как биржевая торговля природными ресурсами сейчас в России находится на стадии развития, необходимо ее совершенствование для эффективного применения НДД.
Первые результаты от внедрения НДД можно будет подвести только через несколько лет, проведя анализ на пилотных участках. Сегодня нефтяники России надеются, что тестовый режим оправдает все ожидания, возложенные на него, а также даст возможность распространения НДД на всю нефтяную отрасль. А кроме того используя мультипликативный эффект на смежных отраслях экономики (например, производство материалов и оборудования и др.) внедрение НДД может обеспечить устойчивое развитие и функционирование экономики государства в долгосрочной перспективе в целом.
Литература:
- Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-Ф3 (ред. от 15.04.2019) [Электронный ресурс]. — URL: http://www.consultant.ru/.
- Основные направления налоговой политики на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов (одобрены Правительством РФ 13.10.2016) [Электронный ресурс]. — URL: http://www.consultant.ru/.