Нефтедобывающая отрасль в Российской Федерации является на сегодняшний день одной из основных отраслей. Она играет исключительно важную роль и в обеспечении развития национальной экономики, отличающейся большой энергоемкостью, и во внешнеэкономической деятельности государства.
В механизме налогообложения в нефтедобывающей отрасли в последнее время произошел ряд изменений эволюционного характера, направленных на его совершенствование. Однако, он объективно нуждается в дополнительном усовершенствовании. Так, в частности, существующий в настоящее время порядок исчисления налога на добычу полезных ископаемых не позволяет эффективно изымать природную ренту.
Оптимизации налогообложения любого экономического субъекта предшествует расчет текущего или ретроспективного налогового бремени. Стремление к уменьшению налоговых обязательств является вполне понятным желанием собственника и руководителя в любом бизнесе. Под оптимизацией налогообложения понимается уменьшение налоговых обязательств посредством целенаправленных правомерных действий, включающих использование льгот, налоговых освобождений и других законных приемов и способов. Поэтому рассмотрение вопросов налогообложения компаний нефтедобывающей отрасли является крайне актуальными как для компаний, так и для налоговых органов.
Целью работы является анализ налоговых платежей компаний нефтегазового комплекса Республики Саха (Якутия) и разработка рекомендаций по совершенствованию механизма налогообложения в данной отрасли.
Правовой статус хозяйствующих субъектов, в том числе нефтедобывающих предприятий, юридически определяется нормами права. Определяющую роль в правовой базе играют положения Конституции РФ о единстве экономического пространства, свободе перемещения в России товаров, услугах и финансовых средствах, поддержке конкуренции, свободе предпринимательской деятельности. Здесь следует упомянуть Гражданский кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, а также федеральные законы «Об акционерных обществах», «Об обществах с ограниченной ответственностью», «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)». Все эти документы относятся к правовым актам общего действия и распространяются на хозяйствующих субъектов всех сфер деятельности.
К правовым актам, которые распространяются непосредственно на нефтегазовый комплекс, можно отнести федеральные законы: «О недрах» (от 21 февраля 1992 года № 2395–1), «О соглашениях о разделе продукции» (от 30 декабря 1995 года № 225-ФЗ), «О континентальном шельфе Российской Федерации» (от 30 ноября 1995 года № 187-ФЗ), «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ), «Об экспорте газа» (от 18 июля 2006 года № 117-ФЗ). Немаловажная роль в регулировании отраслей ТЭК принадлежит «Энергетической стратегии России на период до 2030 года», которая стала преемницей «Стратегии до 2020 года».
Предприятия являются плательщиками следующих налогов: налог на прибыль организаций; НДС; акциз; НДПИ; НДФЛ (налоговые агенты), налог на имущество организаций, транспортный налог, земельный налог. А также предприятия являются плательщиками страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, так как производит выплаты физическим лицам.
В результате проведенного анализа налоговых поступлений компаний нефтегазового комплекса Республики Саха (Якутия) за 2012–2014гг. были сделаны следующие выводы:
В структуре налоговых платежей разных видов деятельности в 2014 году нефтегазовый комплекс занимает наибольшую долю 43 %, если в 2012 году доля была значительно меньше и уступала поступлениям по добыче полезных ископаемых (без НГК, алмазы, драгоценные камни и пр.), то в 2014 году наблюдается заметный рост налоговых поступлений нефтегазового комплекса.
Рост федеральных налогов и сборов связан с увеличением НДПИ и налога на прибыль организаций, до 2014 года некоторые организации РС(Я) имели льготы и освобождались от уплаты НДПИ и налога на прибыль, с 2014 года организации начали уплачивать налоги и тем самым наблюдается рост НДПИ и налога на прибыль организаций.
НДПИ в 2014 году составляет наибольшую долю в структуре налоговых платежей НГК РС(Я), доля налога на прибыль сократилась в связи с увеличением НДПИ.
Налоговая нагрузка компаний нефтегазовой отрасли РС (Я) по НДПИ за весь исследуемый период, имеет тенденцию к увеличению, при этом наибольшее изменение наблюдается по ООО " Таас-Юряхнефтегазодобыча», который с 2014 года начал оплачивать весь спектр причитающихся налогов. Наибольшая налоговая нагрузка наблюдается по ЗАО «Иреляхнефть», так как начиная с 2012 года предприятие стало осваивать новое месторождение. По другим предприятиям наблюдается постепенный рост налоговой нагрузки, в основном зависящий от внешних факторов, таких как налоговая политика РФ.
Для нефтяной отрасли России на современном этапе по-прежнему характерен ряд нерешенных проблем, способных в ближайшие годы стать угрозой ее поступательному развитию:
низкий объем инвестиций в геологоразведку;
высокая степень износа и моральное старение основных производственных фондов;
отставание производственного потенциала от мирового научно-технического уровня, в частности, низкая доля добычи нефти за счет современных методов воздействия на пласт;
объективный рост затрат на освоение перспективной сырьевой базы добычи углеводородов;
недостаточность средств, направляемых на реализацию нефтяных проектов в новых районах;
слабая экономическая мотивация в реализации новых проектов из-за отсутствия эффективного стимулирующего налогообложения, учитывающего специфику и особенности нефтяной отрасли.
Основываясь на выявленных проблемах налогообложения нефтегазовых предприятий, далее определим основные направления совершенствования налогообложения в данной области.
- В качестве приоритетного объекта стимулирующих воздействий налоговой политики в области совершенствованию налогообложения нефтегазовых предприятий должен быть определен процесс инвестирования в основной капитал, осуществляемый в форме модернизации; реконструкции и расширения; нового строительства; технического перевооружения. При этом должны преследоваться цели интенсивного развития: увеличение производственных мощностей с расширенной номенклатурой продукции, автоматизация и механизация существующего производственного процесса, внедрение новых производственных технологий, снижение себестоимости продукции, экономия энергоресурсов.
- В процессе реализации налоговой политики следует обращать внимание на анализ практики применения и администрирования налоговых льгот, содержащихся в налоговом законодательстве. Принятие решений по вопросам сохранения применения тех или иных льгот необходимо осуществлять по результатам такого анализа, при этом введение новых льгот следует производить на временной основе, с тем чтобы по истечении определенного срока решение о пролонгации действия льготы принималось также по результатам проведенного анализа результативности.
- Выработка решения о налоговом стимулировании должна сопровождаться анализом экономического и бюджетного эффектов, создаваемых различными налоговыми льготами и выбором механизма, имеющего максимальный эффект.
- Целесообразен переход на использование «налога на финансовый результат от добычи углеводородов» (НФР) вместо налогов, базирующихся на валовых показателях. Возможны разные подходы к построению такого налога: в качестве базы может использоваться прибыль, либо чистый доход от добычи. Введение налога на дополнительный доход позволяет обеспечить дифференциацию налоговой нагрузки и создать необходимые условия для освоения нефтяных месторождений с повышенными производственными затратами.
Таким образом, по итогам проведенного анализа проблем налогообложения нефтегазовой отрасли Российской Федерации и в частности Республики Саха (Якутия) и путей их решений, можно составить следующую таблицу.
Проблемы налогообложения нефтегазового комплекса РС(Я) и пути решения
Проблемы, связанные |
Пути решения проблем |
— превалирование фискальной функции над стимулирующей. Налоговая политика не направлена на создание привилегированных условий развития для приоритетных секторов нефтегазовой отрасли. При этом в силу объективных (дефицит бюджета) и субъективных (отсутствие политической воли) причин в среднесрочной перспективе фискальный характер налоговой системы сохранится. |
— необходимо обеспечить бюджетам субъектов РФ компенсацию налоговых льгот, предоставляемых для предприятий нефтегазовой отрасли, из федерального бюджета, в частности за счет средств Резервного Фонда. — выработка решения о налоговом стимулировании должна сопровождаться анализом экономического и бюджетного эффектов, создаваемых различными налоговыми льготами и выбором механизма, имеющего максимальный эффект для нефтегазовой отрасли и страны в целом. |
— высокие ставки некоторых налогов; — отсутствие четких принципов и критерия предоставления льгот, отсутствие комплексного подхода к налоговому стимулированию инвестиционной и инновационной активности нефтегазовых предприятий. |
— снижение налогов, влияющих на стоимость приобретения или строительства объектов основных средств; — снижение налоговой нагрузки на предприятия, осуществляющие инвестиции в основные средства. |
— неэффективное налоговое администрирование (сложность, и изменчивость законодательства; высокая трудоемкость ведения налогового учета, оформления документации и других процедур; высокий удельный вес затрат на налоговое администрирование несовершенство методологии расчета налогов |
— повышение качества и согласованности: — данных, содержащихся в информационных ресурсах ФНС; — электронной отчетности; — организовать работу с обращениями и жалобами граждан в налоговые органы, — необходимо разработать систему массовой оценки недвижимости и анализа действующего инструментария оценки объектов имущества, числящегося на балансах налогоплательщиков |
Таким образом, реализация мер, направленных на повышение гибкости налоговой системы, позволит не только предотвратить стагнацию нефтяной отрасли, но и придать динамику ее развитию, ускорить внедрение новых технологий, повысить инвестиционную привлекательность и в конечном счете оказать существенное положительное влияние на доходы бюджета, которые возможно направить на создание несырьевых точек роста в экономике России.
Литература:
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // «Собрании законодательства РФ», 04.08.2014, N 31, ст. 4398.
- Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 29.12.2014) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2015) // «Собрание законодательства РФ», N 146-ФЗ, 31.07.1998, ст. 3824.
- Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 29.12.2014) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2015) // «Собрание законодательства РФ», 07.08.2000, N 32, ст. 3340
- Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ (ред. от 29.12.2014) «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» // «Собрание законодательства РФ», 27.07.2009, N 30, ст. 3738
- Федеральный закон от 24.07.2009 N 213-ФЗ (ред. от 29.12.2014) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» // «Собрание законодательства РФ», 27.07.2009, N 30, ст. 3739
- Костин Ф. И. Налоговое стимулирование инвестиционной активности в секторе транспортного комплекса РС (Я) // Экономические науки. — № 8(69). — 2012.