В статье раскрываются перспективы формирования единого рынка энергоресурсов Евразийского экономического союза. Обоснована роль России в качестве поставщика и потребителя энергоресурсов. Произведена оценка потребности стран ЕАЭС в энергоресурсах исходя из прогноза потребления электроэнергии. Предложена блок-схема формирования единого рынка энергоресурсов.
Ключевые слова: Евразийский экономический союз, энергоресурсы, единый рынок
В настоящее время приобретает актуальность вопрос формирования единого энергетического пространства в рамках Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Формирование общего рынка энергоресурсов ЕАЭС планируется осуществить для обеспечения устойчивого функционирования экономик, более эффективного использования энергетического потенциала и повышения энергетической безопасности стран Союза. Государства — члены Союза имеют резервы энергогенерирующих мощностей, однако фактически межстранового движения энергоресурсов (за исключением нефти и газа) внутри ЕАЭС не происходит. Вместе с тем, при дальнейшей экономической интеграции представляется целесообразным формирования единого рынка, в том числе — рынка энергоресурсов. Такой подход обеспечит высвобождение дополнительных резервов (капитала, рабочей силы) для стимулирования экономического развития всех стран — членов Союза.
Исследование данного вопроса ввиду его актуальности производится многими учеными и научными организациями. Анализом динамики и перспектив развития мировых энергетических рынков занимается Институт энергетических исследований Российской академии наук. В соответствии с разработанным прогнозом до 2040 г., предполагается значительный рост потребления первичной энергии развивающимися странами Азии, а также СНГ и Африки [1, с. 37]. Ввиду формирования ЕАЭС на базе некоторых стран СНГ, а также интереса к Союзу со стороны таких государств, как Китай, Индия и Сингапур, вопрос формирования единого рынка энергоресурсов стран-членов ЕАЭС приобретает все большее значение. Приняты на высшем уровне стран ЕАЭС важные решения о развитии интеграционных рынков энергоресурсов.
Коллектив авторов под руководством А. И. Агеева в рамках разработки концепции общего рынка сделал прогнозные сценарии формирования общего рынка нефти и нефтепродуктов стран-участников ЕАЭС. Так, авторы отмечают, что при наличии территориальной конкуренции все же прослеживаются тенденции интеграции рынка энергоресурсов. Для обеспечения эффективного взаимодействия в рамках единого рынка потребуется координация денежно-кредитной политики стран-участниц, а также переход к срочному рынку в рамках единой биржевой системы [2].
А. А. Макаров, Т. А. Митрова, Л. М. Григорьев отмечают доминирование ископаемых видов топлива при более медленном увеличении доли неуглеродных энергоресурсов. При этом в рассматриваемой перспективы усиливается тенденция к регионализации рынков нефти и газа [3]. Также авторы отмечают повышение роли газа на энергетическом рынке и повышенные риски России в рамках складывающейся рыночной конъюнктуры в долгосрочном периоде.
Важный вклад в формирование единого рынка энергоресурсов способна обеспечить Энергетическая стратегия России до 2035 года, в качестве итогов реализации которой ожидаются:
‒ расширенное воспроизводство совокупного энергетического потенциала России;
‒ необходимое развитие энергетической инфраструктуры;
‒ стимулирование инновационного развития смежных отраслей. Россия станет региональным лидером в сфере обеспечения евразийской энергетической безопасности на основе: эффективного влияния на обеспечение стабильной и предсказуемой ценовой ситуации на региональных энергетических рынках;
‒ рационализация энергетических потоков на евразийском пространстве через активное использование российской энергетической инфраструктуры, а также ее полноценной экономической и технологической интеграции с евразийской системой энергетических коммуникаций;
‒ повышение долгосрочной устойчивости спроса и предложения энергоресурсов на евразийском пространстве за счет развития экспортных поставок российских энергоносителей, а также активного диалога со странами-производителями и странами-потребителями энергоресурсов в регионе [4].
Таким образом, на текущий момент накоплена достаточная теоретическая, методическая и нормативная база для постепенного формирования единого рынка энергоресурсов в рамках Евразийского экономического союза. Вместе с тем, существуют также и экономические предпосылки для решения данного вопроса.
Первичной предпосылкой формирования единого рынка энергоресурсов стран-участниц ЕАЭС является потребность в поставках электроэнергии для стран ЕАЭС. Именно прирост энергопотребления обуславливает рост потребности в источниках (как нефтегазовых, так и иных) генерирования электроэнергии.
Формирование единого рынка энергоресурсов в рамках Евразийского экономического союза имеет большие перспективы ввиду положительного влияния на энергетический баланс ЕАЭС в целом. Ключевые моменты формирования единого рынка энергоресурсов представлены на Рис. 1.
Рис. 1. Блок-схема формирования единого рынка энергоресурсов для обеспечения энергетической безопасности стран ЕАЭС
В соответствии со статистическими и прогнозными данными, суммарная потребность стран ЕАЭС в электроэнергии возрастет с 1289,5 млрд. кВт.ч в 2015 г. до прогнозного значения в 1477,5 млрд. кВт.ч в 2020 году (см. Таблицу 1). Соответственно, ожидается прирост потребности в электроэнергии на 14,6 %, что вызывает необходимость дополнительного использования резервов энергетических мощностей каждой из стран или — в случае формирования единого рынка энергоресурсов — оптимизации энергетических потоков и формирования энергетического баланса в рамках всего ЕАЭС, а не каждой из стран по отдельности.
Таблица 1
Потребление электроэнергии вгосударствах-членах ЕАЭС (млрд кВт.ч)
Страна-член ЕАЭС |
2012 год |
2015 год |
2020 год (прогноз) |
Армения |
5,9 |
6,9 |
9,2 |
Беларусь |
38,4 |
40,6 |
42,2 |
Казахстан |
85,0 |
101,0 |
116,0 |
Киргизия |
13,3 |
13,2 |
14,1 |
Россия |
1 048,9 |
1 127,8 |
1 296 |
ИТОГО |
1191,5 |
1289,5 |
1477,5 |
Источник: Статкомитет СНГ, данные государств-участников СНГ, расчеты ИНЭИ РАН.
Кроме того, следует обратить внимание на неоднородность в прогнозном приросте потребности в электроэнергии по странам ЕАЭС (Рисунок 2). Так, ожидаемый прирост в России и Казахстане близок к значению в целом по ЕАЭС. В Армении прогнозируется существенный прирост — на 33,3 %, в то время как в Беларуси — всего на 3,9 %, в Киргизии — на 6,8 %.
Рис. 2. Прогнозируемый прирост потребности в электроэнергии в странах ЕАЭС, 2020 г. к 2015 г. (на основании данных Таблицы 1)
Как следствие, даже в рамках Союза существует потребность в балансировании энергетической потребности каждой из стран при условии роста энергетического рынка в целом. Плавный переход к формированию единого рынка энергоресурсов (как источника производства электроэнергии) позволит сгладить существующую неоднородность и перераспределить энергоресурсы при растущем объеме рынка.
Таким образом, формирование единого рынка энергоресурсов в рамках ЕАЭС отвечает потребностям в энергетической безопасности стран Союза, обеспечения стабильного экономического роста и высвобождения резервов в результате оптимизации торговых потоков энергоресурсов.
Литература:
- Галкина А. А., Горячева О. А., Грушевенко Е. В., Грушевенко Д. А. Прогноз развития мировых энергетических рынков до 2040 г.: последствия для России // ЭКО МОНИТОРИНГ. — 2013. — № 3. — С. 36–42.
- Нефть Евразии: формирование общего рынка ЕАЭС / Под ред. А. И. Агеева. — М.: ИНЭС, — 2016.
- Прогноз развития энергетики мира и России до 2040 года / под редакцией А. А. Макарова, Т. А. Митровой, Л. М. Григорьева. — М: ИНЭИ РАН — АЦ, 2016.
- Энергетическая стратегия России на период до 2035 г. // Сайт института энергетической стратегии. URL: http://www.energystrategy.ru/ab_ins/source/ES-2035_09_2015.pdf (дата обращения: 23.03.17).