Концептуальные основы рынка научно-технической продукции в России и ЕАЭС | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Аржанцев, С. А. Концептуальные основы рынка научно-технической продукции в России и ЕАЭС / С. А. Аржанцев, Я. Е. Давыдова, С. Л. Писарев, Е. В. Кокувин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 32 (166). — С. 39-43. — URL: https://moluch.ru/archive/166/45342/ (дата обращения: 17.12.2024).



В статье проанализированы современные взгляды и особенности понятия рынка научно-технической продукции, а также выделены наиболее значимые из них. Рассмотрены аспекты формирования и развития рынка научно-технической продукции в России и ЕАЭС.

Ключевые слова: рынок, научно-техническая продукция, формирование, инновации, развитие, коммерциализация, ЕАЭС

Сегодня в России взят курс на развитие постиндустриальной экономики, базирующейся на производстве наукоемкой продукции и услуг. В настоящее время неразвитость рынка научно-технической продукции не позволяет в полной мере получать отдачу от отечественных научных достижений, в результате большинство перспективных научных разработок оказываются нереализованными, усугубляет эту проблему и отсутствие дополнительных источников финансирования научно-исследовательской деятельности, а также снижающаяся доля государственных расходов в ВВП на научные исследования.

Таким образом, с точки зрения наличия доступности ресурсов для науки Россия оказалась в положении развивающихся стран, а по объему финансирования научно-исследовательских опытно-конструкторских работ (далее, НИОКР) в расчете на душу населения отстает от большинства стран Организации экономического сотрудничества и развития (далее, ОЭСР) и ряда стран Центральной и Восточной Европы.

Однако имеющийся научно-технический потенциал достаточен для формирования на его основе рынка научно-технической продукции. Стабильно функционирующий рынок научно-технической продукции позволит не только развить и стабилизировать рыночные формы организации научных исследований, но и привлечет крупный бизнес для финансирования таких исследований, заинтересованный в повышении конкурентоспособности выпускаемой продукции [9].

Рынок научно-технической продукции в системе современных взглядов рассматривается в виде отдельного сегмента товарного рынка, обладающего рядом характерных особенностей. В качестве наиболее значимых можно выделить:

– специфика реализуемого на этом рынке товара;

– особенности формирования спроса и предложения;

– нестандартные механизмы ценообразования;

– обязательное наличие собственной инфраструктуры.

Под научно-технической деятельностью понимается деятельность, включающая проведение прикладных исследований и разработок с целью создания новых или усовершенствования существующих способов и средств осуществления конкретных процессов. Помимо основных видов, к научно-технической деятельности относятся работы по научно-методическому, патентно-лицензионному, программному, организационно-методическому и техническому обеспечению непосредственного проведения научных исследований и разработок, а также их распространения и применения их результатов.

Соответственно к научно-технической продукции относятся результаты научно-технической деятельности. Они содержатся в отчетах о научно-исследовательских работах, докладах, описаниях, монографиях и других печатных изданиях, в конструкторской, технологической и сопроводительной документации, программных средствах, моделях, макетах, опытных образцах веществ, материалов и изделий, нормативных документах и т. д.

Однако, несмотря на достаточно полное, с правовой точки зрения, определение, данное научно-технической продукции, ее понятие требует более детального научного рассмотрения.

По определению академика РАН В. Л. Макарова, научно-техническая продукция представляет собой кодифицированное знание, с помощью рынка которого организуется интерфейс между ее производителями и потребителями [2]. Такое определение правомерно, однако это способствует формированию лишь общих представлений о ее содержании. Багриновский К. А. и др. рассматривают данный вид продукции как инновационный [3], что также не совсем правильно, поэтому интерпретируем понятие научно-технической продукции исходя из анализа структуры полного инновационного цикла.

Сегодня многими учеными продолжительность жизненного цикла инновации рассматривается от момента зарождения научной идеи и до ухода товара с рынка.

Следовательно, инновация как товар должна существовать во всем интервале инновационного цикла, а к нему будут относиться как коммерциализованные результаты исследований и разработок, так и продукты конечного потребления (оборудование, товары для населения).

Однако инновацию в виде научно-технической продукции следует рассматривать только в научной фазе цикла, которая, включает в себя четыре основных стадии: фундаментальные исследования; прикладные исследования; опытно-конструкторские разработки; создание образцов новых продуктов и процессов. Таким образом, ее отличие от любой другой инновационной продукции состоит в том, что в границах потребления она носит промежуточный характер и не выпускается в массовом производстве.

Следует отметить, что приравнивание рынка научно-технической продукции к рынкам высокотехнологичной и наукоемкой продукции, также является методологической ошибкой, и которые относятся только к группе товаров характеризующиеся либо принадлежностью к формирующемуся в экономике ядру VI технологического уклада, а это — космо- и робототехника, продукция, полученная на основе использования нано- и биотехнологий, либо к перечню изделий, наукоемкость которых (согласно классификации ОЭСР) превышает 8,5 %: телекоммуникационное оборудование, продукты тонкой химии, фармакологические вещества, электроника медицинского назначения, оптические приборы и др. [1].

Теоретически научно-техническая продукция как промежуточный продукт относится к данному сегменту рынка, но не определяет принципов его формирования и регулирования. Всемирной организацией интеллектуальной собственности (ВОИС) научно-техническая продукция определена не чем иным, как материализованными (в товаре) объектами интеллектуальной собственности в научной и промышленной областях, а именно это и определяет ее специфику в общей структуре рынка [4].

Таким образом, рынок научно-технической продукции должен представлять собой механизм трансферта инноваций из области науки в область производства и в первую очередь он должен быть предназначен для актуализации и коммерциализации результатов НИОКР, а также организации цивилизованной торговли неовеществленными инновациями: лицензиями, патентами, научными идеями, разработками и др. [1].

На современном этапе инновационного развития экономики рынок научно-технической продукции приобретает все более важное значение. Он не только обеспечивает актуализацию и коммерциализацию интеллектуальной собственности, но и позволяет включить ее в хозяйственный оборот, организовать правовую защиту, создать благоприятные условия для формирования международных альянсов. Поэтому одним из эффективных направлений инновационного развития экономики является встраивание национального рынка научно-технической продукции в локальную сеть мирового товарообмена ноу-хау, технологиями и прототипами новой продукции.

Рынок научно-технической продукции выполняет важнейшую для государства связующую функцию в области инновационной деятельности, которую обычными рыночными методами осуществить не удается, а именно он становится тем регулятивным механизмом, который позволяет экономическими методами решить задачу трансферта инноваций из области науки в производство. Благодаря ему становится возможной стоимостная оценка такой категории товара, как «новые знания». Он способствует проведению дорогостоящих исследований, обеспечивает непрерывность инновационного цикла, а формируемая под него законодательная база инициирует привлечение инвестиций в развитие высокотехнологичного сектора национальной экономики. Развитая инфраструктура рынка научно-технической продукции стимулирует создание в его среде новых наукоемких предприятий, в результате чего он становится не только ретранслятором, но и продуцентом научно-технической продукции.

Таким образом, рынок научно-технической продукции представляет собой важнейший экономический механизм, обеспечивающий актуализацию, разработку, коммерциализацию и использование в производстве создаваемых в сфере науки объектов интеллектуальной собственности, системно способствующий интеграции национальной инновационной системы в мировое экономическое пространство.

Спрос и предложение на рынке научно-технической продукции являются трудно прогнозируемыми из-за сложности, динамичности и неожиданности процесса производства такой продукции. Однако производитель принципиально новой научно-технической продукции диктует цену на свой товар, становясь на рынке на какое-то время монополистом и защищая свою продукцию охранными документами.

Механизмы ценообразования на рынке научно-технической продукции, основываясь на характерной для него специфике спроса и предложения. Согласно общепринятым подходам цена на научно-техническую продукцию должна лежать в пределах стоимости затрат на ее производство, с одной стороны, и выручки (с учетом прибыли), которая теоретически может быть получена в результате практического использования инновации, — с другой [1]. При этом рынок научно-технической продукции носит не монополистический, как принято иногда считать, характер, а лишь отвечает требованиям формирования цены «под конкретного заказчика», что в данном случае принципиально важно.

Если государство выступает в качестве покупателя (заказчика) научной продукции, то в силу его некоммерческой сущности оценка стоимости работ будет носить нерыночный, не мотивационный характер и основываться на остаточном принципе бюджетного финансирования исследований и разработок. Как следствие, такой подход влечет за собой дискриминационную эксплуатацию научного труда, снижение его престижности и в долгосрочной перспективе ведет к упадку научных школ.

Заказчиком научно-технической продукции могут выступать производственные предприятия. Более того, чем выше общий уровень развития экономики, тем значительнее инновационная активность ее производственного сектора, доля которого в финансировании НИОКР в развитых странах мира достигает 75 % [1]. При этом государство преимущественно принимает на себя функции по стимулированию предпринимательской деятельности в области инноваций, созданию благоприятного инвестиционно-инновационного климата. Оно ликвидирует объективные «провалы рынка», субсидирует фундаментальную науку и исследования в общественно-гуманитарной сфере. Предприятия же во все возрастающих объемах финансируют исследования и разработки производственно-технологической направленности.

Наиболее оптимально ценообразование будет происходить в случае финансирования НИОКР венчурным фондом. Тогда размер затрат на их проведение будет иметь достаточно взвешенный характер, позволяющий стимулировать исследователей к креативной деятельности. В первую очередь это обуславливается тем, что менеджеры фонда не только наиболее профессионально, по сравнению, например, с государственными чиновниками, ведут себя на рынке, но и являются финансово заинтересованными владельцами интеллектуальной собственности на весьма продолжительном этапе инновационного цикла: от момента постановки задачи исследования и до начала расширенного воспроизводства изделия, основанного на его результатах. Таким образом, они берут на себя всю сумму рисков, имеющихся в сфере инновационной деятельности, а следовательно, с наибольшей вероятностью представляют значимость и стоимость каждой разработки, а также размер прибыли, которая может быть получена от ее практического использования.

Инновационная деятельность отличается высокой степенью зависимости ее прямых участников, определяющих последовательность реализации технологического цикла, от наличия способствующей его системному развитию структурно-функциональной среды. Необходимость в ее адекватной возникшим требованиям формализации привела к появлению в экономической терминологии понятия инновационной инфраструктуры.

На начальном этапе (в 90-х гг. прошлого века), помимо субъектов инновационной деятельности, имеющих к ней косвенное отношение и характеризующихся вспомогательно-сервисной направленностью, в состав инновационной инфраструктуры включали научно-исследовательские организации, финансово-кредитные и управленческие государственные институты. Однако позднее, с введением в научно-практический оборот понятия национальной инновационной системы, все институциональные и макроэкономические функции, относящиеся к инновационной сфере, отошли к НИС, очертив инновационной инфраструктуре круг задач по обеспечению и обслуживанию инновационной деятельности, созданию благоприятного инновационно-инвестиционного климата.

В результате, с точки зрения своего целевого назначения, инновационная инфраструктура фактически идентифицируется с инфраструктурой рынка научно-технической продукции. Основу инфраструктуры, обеспечивающей функционирование всего рынка научно-технической продукции, составляют специализированные субъекты инновационной деятельности, в различных комбинациях входящие в состав технопарка (технопарковые структуры).

Дальнейшее формирование отечественного рынка научно-технической продукции будет происходить в рамках Евразийского экономического союза (далее, ЕАЭС).

Объединение государств в рамках ЕАЭС при компетентном выстраивании экономических отношений на основе кооперации, концентрации ресурсов и применения долгосрочного планирования дает значительные преимущества формирования единого рынка научно-технической продукции, содействия коммерциализации и использованию результатов интеллектуальной деятельности.

Целью создания единого рынка научно-технической продукции является формирование научно-технологических, экономических, договорно-правовых и организационных условий для преодоления научно-технологической деградации и повышения конкурентоспособности экономики государств-членов ЕАЭС на основе радикального улучшения охраны, защиты и использования объектов интеллектуальной собственности.

Сотрудничество государств-членов ЕАЭС в целях создания единого рынка научно-технической продукции предполагает решение следующих основных задач:

– гармонизации законодательства государств-членов ЕАЭС в сфере охраны и защиты прав на результаты научно-технической деятельности (объекты интеллектуальной собственности);

– защиты интересов обладателей прав на результаты научно-технической деятельности (объекты интеллектуальной собственности) государств-членов ЕАЭС.

– привлечение представителей инновационного бизнеса, венчурных компаний и инвестиционных фондов, патентных поверенных и юридических компаний при разработке предложений по улучшению инновационного климата, обеспечению защиты прав на объекты интеллектуальной собственности и формированию благоприятного правового поля на территории государств-членов ЕАЭС.

Правовой основой формирования единого рынка научно-технической продукции являются международные договоры и решения органов ЕЭП, заключаемые и принимаемые с учетом интересов и законодательств государств-членов ЕАЭС и в соответствии с общепризнанными нормами и принципами международного права.

Принятие международных договоров государствами-членами ЕАЭС оказывает существенное влияние на развитие единого рынка научно-технической продукции, а также международную и взаимную торговлю и недопущение создания барьеров на пути движения товаров, капитала и услуг.

В Договоре о ЕАЭС унифицирован перечень международных договоров в сфере интеллектуальной собственности, участниками которых являются государства-члены и на основании которых государства-члены осуществляют свою деятельность в сфере интеллектуальной собственности.

Важно отметить, что формирование и развитие рынка научно-технической продукции в рамках ЕАЭС, также должно основываться на целях, положениях и принципах Соглашения Всемирной торговой организации по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС), хотя странами-членами ЕАЭС подписаны в рамках Договора о ЕАЭС более значимые международные договора, такие как Парижская конвенция по защите промышленной собственности 1967 г.; Бернская конвенция по защите литературных и художественных произведений 1971 г.

При формировании единого рынка научно-технической продукции на территории ЕАЭС нельзя забывать о необходимости создания эффективных механизмов защиты прав на объекты интеллектуальной собственности.

Принимая во внимание отсутствие таможенных границ между государствами-членами ЕАЭС, национальные и иностранные правообладатели крайне заинтересованы в обеспечении согласованной таможенной защиты единого рынка.

Следовательно, приоритетными направлениями сотрудничества государств-членов ЕАЭС, с целью создания единого рынка научно-технической продукции, установлены в следующих сферах:

– поддержка научного и инновационного развития;

– совершенствование механизмов коммерциализации и использования объектов интеллектуальной собственности;

– предоставление благоприятных условий для обладателей авторского права и смежных прав государств-членов;

– введение системы регистрации товарных знаков и знаков обслуживания Союза и наименований мест происхождения товаров Союза;

– обеспечение защиты прав на объекты интеллектуальной собственности, в том числе в сети Интернет;

– обеспечение эффективной таможенной защиты прав на объекты интеллектуальной собственности, в том числе посредством ведения Единого таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности государств-членов;

– осуществление скоординированных мер, направленных на предотвращение и пресечение оборота контрафактной продукции.

Таким образом, коммерциализация и использование собственных результатов научно-технической деятельности, увеличение затрат на науку и инновации, стимулирование и государственная поддержка использования отечественных изобретений и их реализация в базовых инновациях, увеличение научно-изобретательского и инновационного потенциала, повышение конкурентоспособности экономики государства, а также сокращение технологического отставания и зависимости от технологически развитых стран являются основными принципами формирования рынка научно-технической.

Литература:

  1. Марков А. В., Шанько О. Ю. Методологические аспекты формирования рынка научно-технической продукции / Журнал «Труды Минского института управления», № 2, 2006 г.
  2. Макаров В. Л. Инновационный путь развития для новой России / Под ред. В. П. Горегляда. М.: Наука, 2005.
  3. Багриновский К. А., Бендиков М. А., Хрусталев Е. Ю. Механизмы технологического развития экономики России: макро- и мезоэкономические аспекты. М.: Наука, 2003.
  4. Введение в интеллектуальную собственность / ВОИС. Женева, 1998.
  5. Гаврилов К. Л. Механизм обновления: Концепция развития национальной инновационной системы России. М.: «Дашков и Ко», 2003.
  6. Николаев А. И. Инновационное развитие и инновационная культура // Наука и науковедение: Международный научный журнал, № 2, 2001.
  7. Инновационный менеджмент: Справочное пособие / Под ред. П. Н. Завлина, А. К. Казанцева, Л. Э. Миндели. М., 1998.
  8. Самсонова М. В. Особенности формирования рынка научно-технической продукции в современных условиях хозяйствования / Журнал «Вестник ОГУ», № 11, 2008 г.
Основные термины (генерируются автоматически): научно-техническая продукция, интеллектуальная собственность, единый рынок, инновационная деятельность, научно-техническая деятельность, рынок, инновационная инфраструктура, инновационный цикл, Россия, цель создания.


Похожие статьи

Взаимодействие элементов инфраструктуры фармацевтического рынка Российской Федерации

В статье раскрывается понятие инфраструктуры фармацевтического рынка, а также изучаются принципы взаимодействия основных субъектов фармацевтического рынка Российской Федерации. Также составлена авторская схема отражающая механизмы взаимодействия всех...

Некоторые проблемы развития логистики в таможенном деле (на примере Таможенного Союза)

В данной статье будут изложены аспекты и особенности таможенной логистики, проблемы и трудности её развития в условиях экономической системы РФ и ЕАЭС, вопросы развития и совершенствования таможенной и логистической инфраструктур.

Теоретические основы инвестиций и инвестиционной деятельности государства

В статье рассмотрены и охарактеризованы научные теории, касающиеся формирования и развития инвестиций, инвестиционной деятельности. Акцентируется внимание на подходах современного формирования инвестиционного климата и инвестиционной деятельности. Сф...

Основные проблемы конкуренции в современной России

В статье рассматриваются основные проблемы развития конкуренции на современном этапе развития Российской Федерации, изучена соответствующая Национальная программа — «Стандарт развития конкуренции», изучены основные задачи по развитию конкуренции в Ро...

Понятие высокотехнологичной продукции. Анализ российской и зарубежной литературы

В данной статье рассматривается понятие высокотехнологичной продукции, отличие высокотехнологичной продукции от наукоемкой продукции и продукции инновационной деятельности. Проведен анализ подходов российских и зарубежных ученых к определению данных ...

Проблемы и перспективы развития интернет-торговли в России

В настоящей работе рассмотрен современный рынок интернет-торговли в Российской Федерации, приведено описание и характеристика рынка. Представлена классификация административных барьеров, а также названы причины их возникновения. Рассмотрены основные ...

Проблемы и перспективы развития научно-технического потенциала России, обеспечение конкурентоспособности страны на международном рынке технологий

В данной статье раскрыта роль научно-технического потенциала Российской Федерации в сохранении её конкурентоспособности на мировой арене. Выявлены проблемные точки, а также перспективы развития научно-технического сектора России.

Проблемы таможенного администрирования в области обеспечения конкурентоспособности национальных предпринимательских структур

В статье рассмотрены проблемные аспекты эффективного обеспечения конкурентоспособности национальных предпринимательских структур в глобальной экономике. Проанализированы особенности системы инструментов повышения конкурентоспособности отечественной п...

Влияние международной экономической интеграции на применение инструментов таможенного регулирования внешней торговли

В статье рассмотрено применение инструментов таможенного регулирования внешней торговли как мер защиты единого рынка и национальных экономик в условиях развития интеграционных процессов (на примере ЕАЭС).

История развития таможенного союза стран — участниц Евразийского экономического союза (ТС ЕАЭС)

В статье рассмотрена история и предпосылки формирования и последующего развития ЕАЭС. Проведен краткий анализ текущего состояния, а также изучены запланированные на ближайшие годы союзные мероприятия.

Похожие статьи

Взаимодействие элементов инфраструктуры фармацевтического рынка Российской Федерации

В статье раскрывается понятие инфраструктуры фармацевтического рынка, а также изучаются принципы взаимодействия основных субъектов фармацевтического рынка Российской Федерации. Также составлена авторская схема отражающая механизмы взаимодействия всех...

Некоторые проблемы развития логистики в таможенном деле (на примере Таможенного Союза)

В данной статье будут изложены аспекты и особенности таможенной логистики, проблемы и трудности её развития в условиях экономической системы РФ и ЕАЭС, вопросы развития и совершенствования таможенной и логистической инфраструктур.

Теоретические основы инвестиций и инвестиционной деятельности государства

В статье рассмотрены и охарактеризованы научные теории, касающиеся формирования и развития инвестиций, инвестиционной деятельности. Акцентируется внимание на подходах современного формирования инвестиционного климата и инвестиционной деятельности. Сф...

Основные проблемы конкуренции в современной России

В статье рассматриваются основные проблемы развития конкуренции на современном этапе развития Российской Федерации, изучена соответствующая Национальная программа — «Стандарт развития конкуренции», изучены основные задачи по развитию конкуренции в Ро...

Понятие высокотехнологичной продукции. Анализ российской и зарубежной литературы

В данной статье рассматривается понятие высокотехнологичной продукции, отличие высокотехнологичной продукции от наукоемкой продукции и продукции инновационной деятельности. Проведен анализ подходов российских и зарубежных ученых к определению данных ...

Проблемы и перспективы развития интернет-торговли в России

В настоящей работе рассмотрен современный рынок интернет-торговли в Российской Федерации, приведено описание и характеристика рынка. Представлена классификация административных барьеров, а также названы причины их возникновения. Рассмотрены основные ...

Проблемы и перспективы развития научно-технического потенциала России, обеспечение конкурентоспособности страны на международном рынке технологий

В данной статье раскрыта роль научно-технического потенциала Российской Федерации в сохранении её конкурентоспособности на мировой арене. Выявлены проблемные точки, а также перспективы развития научно-технического сектора России.

Проблемы таможенного администрирования в области обеспечения конкурентоспособности национальных предпринимательских структур

В статье рассмотрены проблемные аспекты эффективного обеспечения конкурентоспособности национальных предпринимательских структур в глобальной экономике. Проанализированы особенности системы инструментов повышения конкурентоспособности отечественной п...

Влияние международной экономической интеграции на применение инструментов таможенного регулирования внешней торговли

В статье рассмотрено применение инструментов таможенного регулирования внешней торговли как мер защиты единого рынка и национальных экономик в условиях развития интеграционных процессов (на примере ЕАЭС).

История развития таможенного союза стран — участниц Евразийского экономического союза (ТС ЕАЭС)

В статье рассмотрена история и предпосылки формирования и последующего развития ЕАЭС. Проведен краткий анализ текущего состояния, а также изучены запланированные на ближайшие годы союзные мероприятия.

Задать вопрос