Развитие национальной технологической инициативы | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №48 (547) ноябрь 2024 г.

Дата публикации: 26.11.2024

Статья просмотрена: 1 раз

Библиографическое описание:

Коробов, И. Н. Развитие национальной технологической инициативы / И. Н. Коробов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 48 (547). — С. 93-95. — URL: https://moluch.ru/archive/547/119682/ (дата обращения: 16.12.2024).



В данной статье рассматривается Национальная технологическая инициатива (НТИ) России, цели, достигнутые результаты, а также существующие проблемы и перспективы развития. Особое внимание уделяется роли НТИ в формировании инновационной экономики и повышении конкурентоспособности России на глобальном уровне.

Ключевые слова: Национальная технологическая инициатива (НТИ), инновационная экономика, технологический суверенитет, цифровая трансформация, инновационные экосистемы, прорывные технологии.

Вторая половина XX века была временем быстрого технологического прогресса и значительных геополитических изменений. Устаревший мировой порядок уступал место новым государствам, обеспечивающим экономический рост и улучшение качества жизни. Однако Россия в этот период упустила возможности, несмотря на своё богатое научно-техническое наследие и природные ресурсы. Неправильный выбор стратегии развития, включавший курс на свободный рынок без достаточного государственного регулирования и отсутствие активной научной политики, привел к угрозе конкурентоспособности и безопасности страны.

Недостаток государственной поддержки научных исследований в начале 90-х годов вызвал сокращение финансирования и кадровых ресурсов. Россия, когда-то лидер в науке и технологиях, стала зависимой от импорта технологий и углеводородов. Отказ от активной промышленной политики привел к тому, что внутренний рынок оказался под контролем иностранных производителей, а отечественная автомобильная промышленность стала «отверточной сборкой» импортных товаров.

Опыт России показывает, что свободный рынок без государственной поддержки не обеспечивает устойчивого экономического роста и конкурентоспособности. В условиях глобальной конкуренции стране необходимо выработать новый курс, направленный на создание самостоятельной экономики, основанной на собственных научных достижениях и инновациях.

Национальная технологическая инициатива (НТИ) — это масштабная государственная программа, направленная на обеспечение глобального технологического паритета России с ведущими технологическими державами. Амбициозная цель НТИ — создать условия для перехода России от сырьевой экономики к экономике, основанной на знаниях и инновациях, тем самым обеспечив устойчивое развитие страны на десятилетия вперед. Для достижения этой цели НТИ стремится к реализации полного инновационного цикла, охватывающего все этапы: от фундаментальных исследований до массового производства и последующего внедрения в реальную экономику. Программа предусматривает четкую последовательность действий, каждая из которых подкреплена специфической институциональной структурой.

Для успешной реализации необходимо создать новую модель взаимодействия между наукой и бизнесом, которая заключается в следующем. Бизнес, как правило, фокусируется на достижении конкретных результатов в текущий момент, то есть работает на сегодняшний день. Чтобы развиваться и оставаться конкурентоспособным, бизнес должен применять новейшие технологии, которые разрабатываются в сфере прикладной науки, ориентированной на завтрашний день. Однако основой будущих технологий являются результаты текущих фундаментальных исследований, что подразумевает, что фундаментальная наука работает на более поздние перспективы, «за горизонт».

Проблема определения приоритетов является центральной в формировании государственной политики. Приоритетные технологические направления определяются на основе потребностей государства, общества и отдельных граждан, а также возможностей бизнеса. Потребности государства в новых продуктах исходят из конституционных норм, потребности общества формируются в соответствии с законами его развития, а потребности человека направлены на улучшение качества жизни. Бизнес должен развивать существующие рынки и создавать новые, основываясь на качественно новых продуктах.

Приоритеты развития выполняют две функции: они определяют направления государственной поддержки и служат сигналами для бизнеса, приглашая его к решению конкретных задач. Существует множество подходов к методологии формирования краткосрочных и долгосрочных приоритетов научно-технологического развития. Наиболее распространенные методы прогнозных исследований основаны на опросах специалистов в определенных областях и обобщении полученных данных. Специалисты, опираясь на текущее состояние отрасли и доступные ресурсы, определяют приоритетные направления развития. Результаты таких исследований необходимы государственным структурам для формирования научно-технической и инновационной политики, а также для определения приоритетов бюджетного финансирования.

С учетом перехода к постиндустриальному обществу и имеющихся конкурентных преимуществ, для России целесообразно использовать подход, основанный на определении целей и стратегических направлений, установлении конкретных параметров и определении необходимых ресурсов. Основными конкурентными преимуществами России, способствующими переходу к постиндустриальному обществу, являются: в краткосрочной перспективе — определенные сектора наукоемкой промышленности и ресурсная база; в среднесрочной — возможность создания новых технологий на базе фундаментальных исследований; в долгосрочной — фундаментальная наука как источник знаний.

Если рассматривать стратегическими целями России вхождение в число технологически развитых стран и построение постиндустриального общества, то приоритеты должны основываться на факторах, влияющих на качество жизни. Качество жизни определяется двумя основными аспектами: дружелюбной средой обитания и комфортными условиями жизни, которые зависят от качества услуг и товаров. Минимальный перечень факторов, определяющих качество жизни, включает безопасность, жилищно-коммунальное хозяйство, здравоохранение, образование, науку, культуру, сельское хозяйство и продовольствие, транспорт, связь и телекоммуникации, строительство, энергетику, экологию и управление.

Эти факторы представляют собой приоритеты социально-экономического развития, которые универсальны и могут быть применены как к государственной политике, так и к задачам развития конкретных регионов, а также к жизненным планам отдельных граждан. Таким образом, разработка государственной стратегии социально-экономического развития должна начинаться с прогнозных исследований, которые помогут выявить виды продукции и услуг, а также оценить необходимые ресурсы для достижения основных целей.

Таким образом, текущее состояние фундаментальной науки влияет на долгосрочные перспективы бизнеса. С другой стороны, состояние бизнеса и его понимание стратегии развития также определяют положение фундаментальной науки. Эта взаимосвязь наглядно демонстрирует текущее состояние российской науки. Сырьевая модель развития государства привела к значительному снижению уровня как прикладной, так и фундаментальной науки. Незаинтересованность бизнеса в стратегическом развитии передовых технологий стала одной из основных причин «реформ» в академической науке. В отличие от этого, в развитых странах наука рассматривается как ключевой фактор прогресса.

Перспективные направления развития, включенные в НТИ, открывают огромные возможности для создания новых продуктов и услуг, которые будут определять наше будущее. Они представляют собой новые горизонты для научной мысли и технологического прогресса.

В итоге, Национальная технологическая инициатива является важнейшим элементом стратегии России по достижению глобального лидерства в ключевых областях науки и технологий. Этот проект уже внес значительный вклад в развитие науки и техники в стране и продолжает играть ключевую роль в определении её будущего.

Литература:

  1. В. В. Иванов. Инновационная парадигма XXI. М.: Наука, 2015.
  2. Научная и инновационная политика: Россия и Мир. 2011–2012 / Под ред. Н. И. Ивановой и В. В. Иванова. М.: Наука, 2013.
  3. Наука по-американски: очерки истории. М.: Новое научное обозрение, 2014.
  4. В. В. Иванов. Перспективный технологический уклад: возможности, риски, угрозы // Экономические стратегии, № 4, 2013.
  5. С. Ю. Глазьев. Теория долгосрочного технико-экономического развития. М.: Владар, 1993.
  6. В. Е. Фортов. Инновации, наука и инженерное образование// Российская газета, 22 февраля 2011.
  7. Инновационные приоритеты государства / Под ред. А. А. Дынкина и Н. И. Ивановой. М., Наука, 2005.
  8. Проблемы и перспективы технологического обновления российской экономики / Отв. ред. В. В. Ивантер, Н. И. Комков. М.: Макс Пресс, 2007.
Основные термины (генерируются автоматически): Россия, фундаментальная наука, Национальная технологическая инициатива, государственная поддержка, качество жизни, постиндустриальное общество, государственная политика, инновационная экономика, свободный рынок, социально-экономическое развитие.


Ключевые слова

инновационная экономика, цифровая трансформация, технологический суверенитет, Национальная технологическая инициатива (НТИ), инновационные экосистемы, прорывные технологии

Похожие статьи

Задать вопрос