Образовательные инновации как генератор нового знания и фактор развития творческого потенциала трудовых ресурсов страны
Авторы: Сибирко Иван Владимирович, Морозова Анна Александровна
Рубрика: 6. Организация и управление хозяйством страны
Опубликовано в
Дата публикации: 02.12.2017
Статья просмотрена: 83 раза
Библиографическое описание:
Сибирко, И. В. Образовательные инновации как генератор нового знания и фактор развития творческого потенциала трудовых ресурсов страны / И. В. Сибирко, А. А. Морозова. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы экономики и управления : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2017 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2017. — С. 37-39. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/263/13446/ (дата обращения: 16.12.2024).
В статье проанализированы особенности образовательных инноваций как генератора нового знания и рыночного товара. Сделан вывод о необходимости интеграции науки, образования и бизнеса, обеспечивающих качественную и масштабную многоуровневую подготовку специалистов на основе единого процесса генерации, распространения и применения новых знаний в образовательной, научно-технической и инновационной сферах.
Ключевые слова: экономика знаний, рынок образовательных услуг, образовательные инновации, рынок образовательных инноваций
Современный этап развития мировой и отечественной экономики, как отмечают специалисты [4; 8; 12], предполагает создание общества, основанного на знаниях, где благополучие страны определяется наукоемкими технологиями, инновационной направленностью и уровнем интеллектуального развития общества. Инновационное развитие экономики невозможно без высококвалифицированных кадров, которые генерируют новые идеи и осуществляют их реализацию. Для подготовки специалистов инновационного типа, как отмечает ректор НИТУ «МИСиС» Алевтина Черникова, необходима постоянная интеграция образования, науки и инноваций [10, С. 69]. Тогда образование способно выступить одним из факторов экономического развития, что и обусловливает выделение обществом необходимых и достаточных средств на развитие высшей школы с помощью тех или иных механизмов.
Образование представляет собой социальный институт, включающий в себя множество элементов. В силу наличия многообразных связей между элементами образования как системы она обладает сложной структурой, причём взаимное влияние элементов носит нелинейный характер, а сама система подвержена воздействию внешних факторов (организационных и экономических решений, принимаемых государством, ведомством, социальных и финансовых обстоятельств). В таких условиях эффективность образовательного процесса, как отмечает ректор Сибирского федерального университета Владимир Колмаков, в значительной степени определяется совершенством организационных форм образования [6, С.71]. Необходим переход от экстенсивного пути развития образования к интенсивному, основанному на оптимизации управления высшей школой. По этой причине многими авторами [3; 9; 11] обосновывается новая парадигма инновационного профессионального образования — процесса управляемых инновационных знаний как фактора повышения синергетического эффекта, конкурентоспособности за счёт многоуровневости, многопрофильности, корпоративности и территориальной диверсификации образовательных услуг.
Образовательная инноватика, многоаспектная сфера науки, изучающая процессы развития высшей школы, на основе новой парадигмы образования [4; 7; 11]. Образовательную инновацию можно разделить на новое знание как продукт научного исследования и образовательную технологию как услугу по новому способу изучения. Наибольшее распространение имеют инновации в организации учебного процесса и внедрении новых образовательных технологий. Вторая характерная черта — профилизация и специализация. Третья черта образовательных инноваций — непрерывное образование человека в течение всей его жизни как новая глобальная система открытого, гибкого, индивидуализированного, созидающего знания [5, С. 1157]. Систему можно представить как единство технологических, экономических, педагогических и организационных нововведений.
В России преимущественно формируются экономические инновации под воздействием инновационных образовательных технологий и развития рыночных механизмов. К ним можно отнести новые механизмы государственного финансирования образования, диверсификацию источников финансирования, студенческое самофинансирование, налоговое стимулирование инвестиций, новые механизмы оплаты труда, экономию от масштаба и интеграции образовательной деятельности. Освоение экономических инноваций происходит в условиях развития рыночных отношений и позволяет усилить конкуренцию в сфере образовательных продуктов и услуг, увеличить число потребителей и спрос, предложение образовательных продуктов и услуг.
Таким образом, образовательная инновация формируется как товар, который невозможно физически измерить, а также воспользоваться без определенного минимума научных знаний, профессиональной компетенции и необходимой информированности, предварительной подготовки. Специфическая черта этого товара — его способность к неограниченной мультипликации доходов при практическом использовании. Любые образовательные инновации основаны на интеллектуальной собственности как товара — будь то учебная или научная информация, изобретения, ноу-хау и т. д., защищенные юридически и проданные их законными владельцами столько раз, сколько найдется на них покупателей.
Одной из главных особенностей инновации в качестве нового знания, по сравнению с другими материальными товарами, — ее нематериальный характер. В отличие от новых материальных продуктов труда инновация как знание не подвержена физическому износу до тех пор, пока она морально не устареет. Потребительная стоимость новых знаний в процессе потребления не поглощается в отличие от новых товаров, а также услуг, потребляемых в процессе производства. Она создается разными видами интеллектуального труда: научным, учебно-методологическим, управленческим и воспитательным. Таким образом, возникает такая комбинация общественных отношений, когда образовательная инновация может стать объектом купли-продажи, то есть превратиться в товар.
Образование в целом и образовательные инновации, в частности необходимо, рассматривать, во-первых, как товары, поскольку они создаются трудом (имеют стоимость), производятся для других (обладают потребительской стоимостью), поступают в пользование другим лицам посредством купли-продажи, имеют цену. Во-вторых, образование и образовательные инновации являются специфическими товарами — услугами образования и услугами инноваций. Понимая различия товара и услуги — образование и инновации необходимо рассматривать в более широком смысле, поскольку для рыночного хозяйственно-финансового управления в большей мере применима расширительная категория услуги как товара и связанные с ней параметры стоимости, цены, размеров и сроков поступления доходов в учебные заведения, структуры их расходования, системы налогообложения, то есть всего того, что связано с денежным выражением стоимости образовательной инновации.
Образование и образовательные инновации выступают самостоятельной подсистемой, аккумулирующей в себе свойства товара и услуги. Понятие «рынок образовательных инноваций» многогранно. По мере развития производства и обращения новых интеллектуальных продуктов-услуг в образовательной сфере наполнение этого понятия неоднократно менялось.
Рынок образовательных инноваций рассматривают как систему общественных связей между субъектами образовательной деятельности (преподавателями, консультантами, лаборантами, методистами и студентами, слушателями и работодателями как потребителями). Хозяйственные связи в товарной форме, осуществляемые посредством рынка, можно охарактеризовать как взаимные соглашения обменивающихся сторон, свободным выбором партнеров, конкуренцией. Можно выделить еще одно понимание рынка образовательных инноваций — как общественной формы организации и функционирования образовательной продукции в экономике, при которой обеспечивается взаимодействие производства и потребления образовательной продукции с помощью посреднических институтов, регулирующих образовательную деятельность преподавателей как производителей новшеств и потребителей нововведений в лице работодателей.
Таким образом, стратегическим приоритетом инновационного развития экономики России должна стать политика интеграции образования, науки и бизнеса. Профессиональное образование инновационного типа — это формирование взаимосвязей и регионально распределенной сети университетских инновационных центров (университетских комплексов) на базе интеграции науки, образования и бизнеса, обеспечивающих качественную и масштабную многоуровневую подготовку инновационно-ориентированных специалистов на основе единого процесса генерации, распространения и применения новых знаний в образовательной, научно-технической и инновационной сферах.
Литература:
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 30.12.2015) «Об образовании в Российской Федерации» // www.consultant.ru
- Федеральный закон от 22.08.1996 № 125-ФЗ (ред. от 06.10.2011) «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» // www.consultant.ru
- Бажуткин, Д. Г. Приоритетные направления повышения качества образовательных услуг: монография. — СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2009.
- Исправникова, Н.Р., Мжачих, Т. Е. Инновационная деятельность вузов Российской Федерации // Социология власти.— 2010. — № 3.
- Казакбаев, З.М., Мицук, И.В., Охотников, И. В. Модель интегральной оценки качества образовательных услуг в системе мониторинга инновационного потенциала вуза // Экономика и предпринимательство — 2016. — № 1 (ч. 1).
- Линдт М. Университет должен быть производителем новых идей // Эксперт. — 2017. — № 48.
- Никитин, В.А., Белоусов, И. В. Сущность содержание понятия «инновационный потенциал» вуза // Экономика и управление.— 2011. — № 5.
- Охотников, И. В. Международная конкурентоспособность России как синергия экономических, социальных и политических институтов страны // Проблемы безопасности российского общества. — 2014. — № 1.
- Охотников, И. В. Магистерская диссертация. Учеб. пособие. — М.: МАКС Пресс, 2011.
- Петропавловский А. Цитируемость университета выросла втрое // Эксперт. — 2017. — № 48
- Проценко Т. Г. Инновационный вуз в субфедеральном образовательном пространстве. — Новосибирск: Наука, 2006.
- Сибирко, И. В., Охотников, И. В. Государство и рынок: модели эффективного взаимодействия /Охотников И. В., Сибирко И. В. // Предпринимательство. — 2013. — № 8.
Ключевые слова
экономика знаний, рынок образовательных услуг, образовательные инновации, рынок образовательных инновацийПохожие статьи
Технологические инновации как основа энергетической безопасности России в условиях глобализации
В статье анализируется инновационная деятельность как приоритет и фактор энергетической безопасности России. Сделан вывод о необходимости развития сетевых форм организации и продвижения инноваций и трансфера технологий, для формирования масштабных те...
Анализ мирового опыта поддержки инновационной деятельности
В статье раскрыта суть понятия «инновационная деятельность» и выявлена закономерность, что в большей степени государство оказывает стимулирующее воздействие на инновационную активность. Большое место занимает описание зарубежного опыта стимулирования...
Определение места и роли современного предпринимательства в новой инновационно-информационной экономике
В статье раскрывается значение предпринимательства в условиях модернизации российской экономики, ее трансформации в инновационно-информационный тип. Представлены и проанализированы ее важнейшие элементы, необходимые для эффективного ведения бизнеса. ...
Проблемы международного инновационного сотрудничества в странах с переходной экономикой
Проведен теоретический анализ проблем международного инновационного сотрудничества в странах с переходной экономикой. Выявлены преимущества обмена внешними информационными данными для внедрения инноваций в условиях конкурентоспособности для стран с п...
Государственная поддержка инновационной деятельности малого и среднего предпринимательства в России
Инновационный путь развития экономики связан с тесным взаимодействием современной науки и предпринимательства. Сектор малого и среднего предпринимательства активно принимает участие в инновационной деятельности. Для формирования зрелого инновационног...
Концепция единого информационного пространства как основа повышения эффективности управления персоналом в условиях сетевой экономики и децентрализованного производства
В статье проанализированы особенности информационного взаимодействия в условиях глобализации. Сделан вывод о росте значения качества информационного взаимодействия в условиях формирования сетевой экономики.
Совершенствование деятельности предприятия в рамках концепции бережливого производства
Статья посвящена анализу проблем, с которыми сталкиваются российские промышленные предприятия в процессе внедрения концепции бережливого производства. Рассмотрена система организации управления производством, направленная на непрерывное совершенствов...
Развитие инновационной экономики, основанной на трансформации наукоемких предприятий
В современных условиях экономических преобразований задачей инновационного развития экономики является использование передовых технологий при развитии высокотехнологичных отраслей. Актуальность данного исследования обусловлена новыми подходами к инно...
Конкурентоспособность молодых специалистов в организационных культурах разного типа
В статье выделены основные параметры конкурентоспособности молодых специалистов на рынке труда. Рассмотрены типы организационных культур, их основные преимущества и недостатки. В результате исследования выделено значение типов организационной культур...
Необходимость инновационного развития российской экономики
Инновационная деятельность давно признана двигателем развития современной экономики и общества. Развитие инновационной экономики в России — одна из приоритетных задач, для решения которой необходимо развитие венчурной инфраструктуры и расширение возм...
Похожие статьи
Технологические инновации как основа энергетической безопасности России в условиях глобализации
В статье анализируется инновационная деятельность как приоритет и фактор энергетической безопасности России. Сделан вывод о необходимости развития сетевых форм организации и продвижения инноваций и трансфера технологий, для формирования масштабных те...
Анализ мирового опыта поддержки инновационной деятельности
В статье раскрыта суть понятия «инновационная деятельность» и выявлена закономерность, что в большей степени государство оказывает стимулирующее воздействие на инновационную активность. Большое место занимает описание зарубежного опыта стимулирования...
Определение места и роли современного предпринимательства в новой инновационно-информационной экономике
В статье раскрывается значение предпринимательства в условиях модернизации российской экономики, ее трансформации в инновационно-информационный тип. Представлены и проанализированы ее важнейшие элементы, необходимые для эффективного ведения бизнеса. ...
Проблемы международного инновационного сотрудничества в странах с переходной экономикой
Проведен теоретический анализ проблем международного инновационного сотрудничества в странах с переходной экономикой. Выявлены преимущества обмена внешними информационными данными для внедрения инноваций в условиях конкурентоспособности для стран с п...
Государственная поддержка инновационной деятельности малого и среднего предпринимательства в России
Инновационный путь развития экономики связан с тесным взаимодействием современной науки и предпринимательства. Сектор малого и среднего предпринимательства активно принимает участие в инновационной деятельности. Для формирования зрелого инновационног...
Концепция единого информационного пространства как основа повышения эффективности управления персоналом в условиях сетевой экономики и децентрализованного производства
В статье проанализированы особенности информационного взаимодействия в условиях глобализации. Сделан вывод о росте значения качества информационного взаимодействия в условиях формирования сетевой экономики.
Совершенствование деятельности предприятия в рамках концепции бережливого производства
Статья посвящена анализу проблем, с которыми сталкиваются российские промышленные предприятия в процессе внедрения концепции бережливого производства. Рассмотрена система организации управления производством, направленная на непрерывное совершенствов...
Развитие инновационной экономики, основанной на трансформации наукоемких предприятий
В современных условиях экономических преобразований задачей инновационного развития экономики является использование передовых технологий при развитии высокотехнологичных отраслей. Актуальность данного исследования обусловлена новыми подходами к инно...
Конкурентоспособность молодых специалистов в организационных культурах разного типа
В статье выделены основные параметры конкурентоспособности молодых специалистов на рынке труда. Рассмотрены типы организационных культур, их основные преимущества и недостатки. В результате исследования выделено значение типов организационной культур...
Необходимость инновационного развития российской экономики
Инновационная деятельность давно признана двигателем развития современной экономики и общества. Развитие инновационной экономики в России — одна из приоритетных задач, для решения которой необходимо развитие венчурной инфраструктуры и расширение возм...