Рынок нефти и нефтепродуктов — ведущая отрасль мировой топливно-энергетической промышленности, оказывающий существенное влияние на все мировое хозяйство и мировую политику. Нефтяная промышленность отличается очень большой капиталоемкостью. Достаточно сказать, что общее число действующих ныне в мире эксплуатационных нефтяных скважин приближается к миллиону.
По итогам ежегодного доклада британской нефтегазовой корпорации British Petroleum, проводившей исследования нефтедобычи, в 2014 году лидером по нефтедобыче стали США, чей объем нефтедобычи превысил показатели Саудовской Аравии и России. Добыча нефти в США в 2015 году приближается к объемам добычи Саудовской Аравии за весь прошлый год. Вместе с тем, в мае 2015 года мировым лидером по нефтедобыче была признана Россия. Стоит отметить, что США продолжают считаться основным мировым потребителем нефти. В 2014 году суточное потребление нефти в США составило 19 млн. баррелей, что превысило показатели 2013 года. В таблице 1 представлены страны-лидеры мировой добычи нефти [1].
Таблица 1
Страны-лидеры мировой добычи нефти в 2015г.
№ врейтинге |
Страна |
Показатели ежедневной добычи нефти вбарреля (при 1 барреле равном всреднем ≈ 0,1364 тонн нефти) |
1 |
Саудовская Аравия |
11.730.000 |
2 |
США |
11.110.000 |
3 |
Россия |
10.440.000 |
4 |
Китай |
4.197.000 |
5 |
Канада |
3.856.000 |
6 |
Иран |
3.594.000 |
7 |
ОАЭ |
3.213.000 |
8 |
Ирак |
2.979.000 |
9 |
Мексика |
2.936.000 |
10 |
Кувейт |
2.797.000 |
11 |
Бразилия |
2.652.000 |
12 |
Нигерия |
2.524.000 |
Традиционно первое место по объемам добычи нефти занимает Саудовская Аравия, которая входит в Организацию стран-экспортеров нефти (ОПЕК) и обладает колоссальными запасами нефти.
В целом, мировая выручка от реализации первичных энергоносителей (нефти, природного газа и угля) составляет около 4,0 трлн.дол. В мировом торговом обороте объемы продаж сырой нефти и газа в 3,5 раза превосходят продажи алюминия и более чем в 30 раз — драгоценных металлов и камней (золото, серебро, платина, алмазы).
Данные таблицы 1.1 показывают, что Россия занимает третье место в мире как производитель нефти, являясь одним из крупнейших производителей нефти в мире. Основу нефтяной промышленности составляют вертикально-интегрированные нефтяные компании.
Россия в современной структуре мирового нефтяного бизнеса, которая сформировалась в 30-е гг. ХХ столетия, доминируют вертикально интегрированные нефтяные компании, являющиеся наиболее конкурентоспособными. Нефтедобывающие предприятия представляют собой сложный комплекс многочисленных сооружений основного и вспомогательного назначения, которые обеспечивают [2]:
добычу, сбор и подготовку нефти к транспортировке;
сбор и очистку нефтяного газа;
подготовку для закачки в пласт пресной и пластовой воды, используемых в системах поддержания пластового давления.
В целом, к факторам, обуславливающих невысокую конкурентоспособность российских нефтепродуктов относятся:
невысокий технический уровень большинства российских НПЗ, характеризующийся, низкой степенью глубины переработки (по мнению экспертов, даже с учетом реализации всех запланированных инвестиционных проектов к 2017 г. глубина переработки в РФ будет соответствовать европейским показателям 2006 года) [3];
высокая степень изношенности основных фондов российских НПЗ, обуславливающий высокий уровень энергопотребления (коэффициент полезного действия печных агрегатов в РФ не превышает 60 %, а в Европе составляет около 90 %);
низкое качество нефтепродуктов и низкий уровень их конкурентоспособности на мировом рынке;
низкая доля сырья, идущего на производство продукции нефтехимии (около 3 %, что по меньшей мере в два раза ниже уровня развитых стран);
низкая эффективность основных каталитических процессов в нефтепереработке;
нерациональная географическая структура размещения НПЗ в России, которые, как правило, удалены от основных портов и мест потребления продукции нефтепереработки; это ведет, например, к необходимости строительства мини-НПЗ.
Организация международной торговли топливно-энергетическими товарами — это процесс срастания экономик соседних стран в единый хозяйственный комплекс на основе устойчивых экономических связей между их компаниями. Международная экономическая интеграция в сфере торговли товарами этой категории рассматривается как трехуровневая модель:
−на микроуровне, то есть на корпоративном уровне, когда отдельные компании вступают в прямые хозяйственные связи, развертывают интеграционные процессы,
−на межгосударственном уровне, когда целенаправленная деятельность государства (коллективная или односторонняя) способствует интеграционным процессам переплетения труда и капитала в пределах той или иной группы стран, обеспечивает функционирование особых интеграционных инструментов,
−на национальном уровне, на котором страны-участницы добровольно передают ряд политико-экономических функций.
В настоящее время структуру международной торговли можно рассматривать как с точки зрения ее географического распределения (географическая структура), так и товарного наполнения (товарная структура). Согласно теории международной торговли географическая структура представляет собой распределение торговых потоков между отдельными странами и их группами, выделяемыми либо по территориальному, либо по организационному признаку.
Можно выделить следующие этапы в организации международной торговли топливно-энергетическими товарами:
Первый этап. Образование зоны свободной торговли с отменой таможенных тарифов и других ограничений между странами-участницами. На этой стадии страны-участницы упраздняют взаимные торговые барьеры, но сохраняют полную свободу действий в экономических связях с третьими странами, Например, право на отмену или введение новых таможенных пошлин, либо иных ограничений, право на заключение торгово-экономических договоров, соглашений, альянсов. Вследствие этого между странами сохраняются таможенные границы и посты, контролирующие происхождение товаров, пересекающих их государственные границы и соответственно препятствующие льготному ввозу товаров ив третьих стран.
Второй этап. Образование таможенного союза с установлением единых тарифов в торговле и в движении рабочей силы и капитала. На этом уровне интеграции государства не только устраняют взаимные торговые барьеры, но и учреждают единую систему внешних торговых барьеров и общих таможенных пошлин по отношению к третьим странам. При этом таможенные службы на внутренних границах упраздняются, а их функции передаются соответствующим службам на внешних границах. Возникает единое таможенное пространство, ограниченное пределами входящих в него государств.
Третий этап. Возникновение экономического союза, представляющего собой начальную фазу реальной экономической интеграции. Па этой ступени государства договариваются о свободном перемещении через национальные границы не только товаров, но и всех факторов производства, включая капитал, рабочую силу, технологии, информацию. В результате формируется общее рыночное пространство, так называемый общий рынок.
Четвёртый этап. Полная интеграция с единой экономической политикой, общей валютой и органами наднационального регулирования.
На всех этапах географическая структура обобщает данные о торговле стран, принадлежащих к одной части света (Азия, Европа, Африка), либо к укрупненной группе стран (индустриальные страны, развивающиеся страны). Организационная географическая структура показывает распределение международной торговли либо между странами, принадлежащими к отдельным интеграционным и иным торгово-политическим объединениям (страны Европейского союза, страны СНГ, страны БРИК, АСЕАН и др.), либо между странами, выделенными в определенную группу в соответствии с тем или иным аналитическим критерием (страны — экспортеры нефти, страны — чистые должники).
Основу российского экспорта в страны дальнего зарубежья традиционно составили топливно-энергетические товары, удельный вес которых в товарной структуре экспорта в эти страны составил 75,1 % (в январе-апреле 2014 года — 73,7 %) [4]. Соответственно специфике российского экспорта, в структуре внешней торговли России особое место занимает Европейский Союз как крупнейший потребитель российских энергоресурсов. На его долю в январе-апреле 2015 года приходилось 49,9 % российского товарооборота (в январе-апреле 2014 года — 49,8 %).
Для сравнения: на страны СНГ в январе-апреле 2015 года приходилось всего лишь 13,0 % российского товарооборота (в январе-апреле 2014 года — 14,6 %), на страны Таможенного союза — 6,7 % (7,5 %), на страны ЕврАзЭС — 7,1 % (7,8 %), на страны АТЭС — 24,5 % (25,0 %).Таким образом, специфика российского экспорта — торговля энергоресурсами и сырьевыми товарами неуклонно ведет к относительному сокращению объемов торговли со странами СНГ, к разрыву связей, существовавших в условиях советской экономики, поскольку все страны СНГ ориентированы на экспортную торговлю со странами Запада и Востока сырьем и энергоресурсами. Более того, последние события по российско-белорусскому концерну «Уралкалий» показывают, что странам СНГ сложно выступать партнерами на мировом рынке, поскольку объективно они являются конкурентами.
Объемы торговли России со странами СНГ в январе-апреле 2015 года приведены ниже, в таблице 2 [3].
Таблица 2
Объемы торговли России со странами СНГ (в январе-апреле 2015г.), млн долл. США
Страна |
Оборот |
Экспорт |
Импорт |
Сальдо |
Азербайджан |
1273,9 |
1090,0 |
183,9 |
906,1 |
Армения |
410,5 |
316,7 |
93,8 |
222,9 |
Белоруссия |
9791,2 |
6306,4 |
3484,8 |
2821,6 |
Казахстан |
8080,3 |
5036,9 |
3043,4 |
1993,5 |
Киргизия |
762,5 |
727,7 |
34,8 |
692,9 |
Молдавия |
603,9 |
483,7 |
120,2 |
363,5 |
Таджикистан |
239,9 |
225,1 |
14,8 |
210,3 |
Туркмения |
435,6 |
369,7 |
65,9 |
303,8 |
Узбекистан |
1077,0 |
717,2 |
359,8 |
357,4 |
Украина |
12091,4 |
7025,1 |
5066,3 |
1958,8 |
Если попытаться дифференцировать вышеприведенные данные, то можно прийти к следующим выводам:
Во-первых, происходит сокращение российского экспорта энергоресурсов в страны СНГ. В товарной структуре российского экспорта в эти страны в январе-апреле 2015 года доля топливно-энергетических товаров составила 50,4 % (в январе-апреле 2014 года — 59,1 %). Физические объемы экспорта нефти сырой снизились на 2,6 %, угля каменного — на 2,3 %, нефтепродуктов — на 44,0 %, в том числе: дизельного топлива — на 66,3 %, топлив жидких — на 21,1 %, газа природного — на 12,0 %. Вместе с тем возросли физические объемы экспорта бензина автомобильного на 52,4 %, керосина — в 2,6 раза.
В январе-апреле 2015 года по сравнению с январем-апрелем 2014 года стоимостной объем топливно-энергетических товаров снизился на 0,9 %, а физический — на 16,4 %. При этом среди товаров топливно-энергетического комплекса возросли физические объемы экспорта в страны дальнего зарубежья: бензина автомобильного на 15,6 %; дизельного топлива — на 8,6 %; кокса — на 26,6 %; угля каменного — на 12,5 %; нефти сырой — на 1,0 %; газа природного — на 2,1 %. Объемы экспорта топлив жидких снизились на 3,3 %.
Происходит также сокращение российского импорта из стран СНГ. В товарной структуре в январе-апреле 2015 года доля машин и оборудования составила 35,3 % (в январе-апреле 2014 года — 37,1 %). Стоимостной объем импорта данной товарной группы относительно января-апреля 2014 года сократился на 14,2 %. Стоимостные объемы ввоза механического оборудования уменьшились на 6,9 %, железнодорожного оборудования — на 31,8 %. Физические объемы ввоза легковых и грузовых автомобилей снизились на 33,7 % и 63,8 % соответственно. Удельный вес металлов и изделий из них в товарной структуре импорта из стран СНГ в январе-апреле 2015 года составил 17,2 % (в январе-апреле 2014 года — 17,6 %). Стоимостной и физический объемы данной товарной группы в целом по сравнению с январем-апрелем 2014 года снизились на 6,8 % и 3,7 % соответственно.
Литература:
- Масленников А. Крупнейшие мировые банки на рынке нефтяных деривативов // Мировая экономика и международные отношения. 2015. № 9 — с.51;
- Зольникова, С. Планирование производственной программы нефтеперерабатывающего предприятия с помощью метода динамического программирования / С. Н. Зольникова. М. С. Батурина // Математические методы и модели в управлении, экономике и социологии: сб. научных трудов. — Тюмень: ТюмГНГУ, 2014. — Вып. 8. — С. 128–133;
- Святенко А. В., Калашникова Т. В. Нефтеперерабатывающая промышленность России // В сборнике: ИМПУЛЬС–2015 Труды IX Международной научно-практической конференции студентов, молодых ученых и предпринимателей в сфере экономики, менеджмента и инноваций. В 2-х томах. Национальный исследовательский Томский политехнический университет. Томск, 2015;
- Алиев О. Б. Причинно-следственные факторы дезинтеграционных процессов в СНГ (на основе анализа торгово-экономических отношений) // Проблемы современной экономики / 2013 г. — № 4 — С. 56–57;