Предприниматели на собственный риск планируют и осуществляют свою деятельность, учитывая спрос и конъюнктуру рынка, самостоятельно распоряжаются получаемой прибылью. В то же время самостоятельность предпринимателей не является безграничной, предпринимательство не может осуществляться без контроля, регулирования и координирующего влияния государства. Основой эффективного государственного регулирования предпринимательской деятельности является сочетание экономических, правовых и управленческих приемов. В данной статье будет рассмотрена правовая сторона, используемая для регулирования предпринимательской деятельности.
В настоящее время не существует предпринимательского кодекса и регулирование предпринимательских отношений осуществляется на основании Конституции РФ, кодексов РФ, а также различных законов.
Вследствие разграничения компетенции между РФ и ее субъектами государственное регулирование предпринимательской деятельности осуществляется в масштабах всей территории государства и в пределах каждого его региона в отдельности. Например, федеральные налоги, установленные налоговым кодексом, обязательны к уплате на всей территории РФ. Региональные же налоги обязательны к уплате на всей территории соответствующего субъекта РФ (ст. 12 ПК) [4].
Принимая во внимание вышеуказанное и исходя из сведений, содержащихся в законодательстве РФ и литературе по предпринимательскому праву правовое регулирование предпринимательской деятельности делится на три уровня.
Федеральный уровень (ст. 71 Конституции Российской Федерации) [3, с. 24] включает в себя такие аспекты правового регулирования, как федеральная государственная собственность и управление ею, установление основ федеральной политики и принятие федеральных программ в области экономического развития, установление правовых основ единого рынка, основ ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки; гражданское, гражданское процессуальное и арбитражное процессуальное законодательство [1].
Следует отметить, что на федеральном уровне при регулировании производственных процессов, а также при рассмотрении существующих и перспективных потребностей предпринимательства необходимо учитывать интересы регионов и субъектов государства, обеспечить их согласованность. Необходимо устанавливать единую систему для деятельности предприятий, развивать единую кадровую и научно-техническую политику, разрабатывать законодательные и нормативные акты для регулировки деятельности региональных рынков, формировать корпоративные организации по важнейшим организационным и правовым аспектам [4].
На данном уровне правовое регулирование предпринимательской деятельности начинается с Конституции РФ и Гражданского кодекса, где указаны признаки, отличающие предпринимательскую деятельность от любого другого вида деятельности, а также обязует произвести госрегистрацию предпринимательской деятельности, кроме установленных законом исключений. Также правовое регулирование предпринимательской деятельности осуществляется Налоговым кодексом РФ, Кодексом РФ об административных правонарушениях, Уголовным кодексом РФ и иными кодексами. К основным законам о правовом регулировании предпринимательской деятельности на всей территории Российской Федерации относят: закон «О защите конкуренции» от 26.07.2006 № 135-ФЗ, закон «О техническом регулировании» от 27.12.2002 № 184-ФЗ, закон «О саморегулируемых организациях» от 01.12.2007 № 315-ФЗ, закон «О защите прав юрлиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении госконтроля (надзора) и муниципального контроля» от 26.12.2008 № 294-ФЗ, закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 08.08.2001 № 128-ФЗ.
Свою роль играют и подзаконные акты, такие как указы Президента РФ, Постановления правительства, иногда акты министерств и ведомств.
Уровень совместного ведения [5, с. 24–25] или региональный. Административное, административно-процессуальное законодательство, природоресурсное законодательство; установление общих принципов налогообложения и сборов [1].
Региональные органы занимают связующее звено в административно-конституционном регулировании предпринимательства между верховным (федеральным) и местным. Региональное регулирование направлено на удовлетворение текущих потребностей населения, а также прогнозирование перспективных нужд и потребностей производства в целом, учитывая интересы местных властей и региона, при этом не противоречит федеральным законам, стремится согласовывать все сферы деятельности.
Важнейшей функцией региональных органов является анализ потребностей и деятельности предприятий, анализ данных о деятельности рынка, производстве и закупках потребительских товаров, планирование товарооборота, развитие торговли и производства, создание научных методических консалтинговых центров, оказание помощи муниципальным органам в разработке новых технологий и развитии имеющегося в регионах интеллектуального потенциала [4].
В качестве примера можно привести закон МО «О развитии ПД в МО» от 16.07.2010 № 95/2010-ОЗ (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2021); Распоряжение Правительства Республики Бурятия от 05.04.2020 N 167-р и другие [6].
Уровень ведения субъектов (ст. 73 Конституции Российской Федерации). Вне пределов ведения Российской Федерации и совместного ведения — всей полнотой власти обладают субъекты Российской Федерации [1].
На данном уровне источниками права предпринимательской деятельности помимо указанных на предыдущих уровнях, выступают акты органов местного самоуправления (если полномочия основаны на актах федерального уровня и уровня субъектов Российской Федерации), правовые обычаи [5, с. 28]. С их помощью осуществляется организация систем бесприбыльного обслуживания потребностей региона, торговых процессов для возможности обеспечения населения всеми необходимыми товарами и услугами.
В настоящий момент в правовой системе России четко прослеживается возрастание роли местного самоуправления в регулировании тех или иных общественных отношений, в том числе и предпринимательской деятельности ст. ст. 14, 15, 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» прямо относит к вопросам местного значения создание условий для развития малого и среднего предпринимательства [3, с. 34].
В то же время предметом регулирования данного уровня выступают отношения по организации и осуществлению контроля и только второстепенное место отведено защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей [3, с. 35] при осуществлении мероприятий по контролю (надзору).
Следует учесть и тот факт, что в нашей стране есть тенденция в развитии действующего законодательства, регламентирующего отдельные виды предпринимательской деятельности. В качестве примеров можно привести Закон о рекламе, который буквально пронизан нормами публично-правового характера, а также Закон о рынке ценных бумаг, содержащий самостоятельный раздел, посвященный государственному регулированию указанного рынка и соответствующих видов предпринимательской деятельности [2, с. 234].
Учитывая распределение норм, регулирующих предпринимательские отношения, по различным отраслям права, при определении приоритета норм следует учитывать уровень регулирования конкретного института. Например, организационно-правовые формы юридических лиц закрепляются в гражданском законодательстве, которое находится в исключительном ведении Российской Федерации, что исключает законотворчество субъектов Российской Федерации. Однако установление требований к юридическим лицам-недропользователям (в том числе, в части организационно-правовой формы), установление административной ответственности относятся к совместному ведению (законодательство о недрах и административное законодательство [5, с. 25].
Таким образом для соблюдения рамок правового поля субъекты предпринимательской деятельности должны руководствоваться комплексом правовой документации. Более того, хозяйствующие субъекты должны знать список своих прав и обязанностей, регламентирующих их деятельность нормативных документов. Эта информационная база понадобится для обеспечения правильного отражения операций в учете, соблюдения законности всех сделок. Без правового багажа знаний сложно самостоятельно разобраться в тонкостях взаимодействия с контролирующими органами и отстаивать свою позицию на разных уровнях.
Литература:
- Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ (дата обращения 15.11.2021)
- Гаджиева, Х. И. Предпринимательское право / Х. И. Гаджиева. — Махачкала: ДГУНХ, 2019. — 358 c. — Текст: непосредственный.
- Гридякин, А. А. Особенности регулирования предпринимательской деятельности на муниципальном уровне / А. А. Гридякин. — Текст: непосредственный // Евразийский Союз Ученых (ЕСУ). — 2016. — № 4 (25). — С. 34–35.
- Иванова Е. В. Предпринимательское право / Е. В. Иванова. — М.: Издательство Юрайт, 2015. — 269 с. — Текст: электронный. URL: ttps://studme.org/31172/pravo/gosudarstvennoe_regulirovanie_predprinimatelskoy_deyatelnosti_audit (дата обращения 15.11.2021)
- Фролов, А. И. Предпринимательское право / А. И. Фролов — Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский юридический институт (филиал) Университета прокуратуры Российской Федерации, 2018–180 с. — Текст: непосредственный.
- Ганьшина, И. П. Государственное регулирование предпринимательской деятельности / И. П. Ганьшина. — Текст: электронный // RusЮрист: [сайт]. — URL: https://rusjurist.ru/predprinimatelskaya_deyatelnost/gosudarstvennoe_regulirovanie_predprinimatelskoj_deyatelnosti-rj/ (дата обращения: 17.11.2021).