Специальные правовые режимы налогообложения доходов организаций в Российской Федерации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №5 (400) февраль 2022 г.

Дата публикации: 30.01.2022

Статья просмотрена: 47 раз

Библиографическое описание:

Болотаева, Л. Д. Специальные правовые режимы налогообложения доходов организаций в Российской Федерации / Л. Д. Болотаева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 5 (400). — С. 160-162. — URL: https://moluch.ru/archive/400/88438/ (дата обращения: 17.12.2024).



ОСНО применяется автоматически ко всем организациям по умолчанию и подходит для тех организаций, чьи расходы существенно превышают доходы. Следует принимать во внимание и порядок перехода на специальные системы налогообложения:

  1. УСН применяется, когда уровень доходов не планирует быть очень высоким. Существует ограничение показателя оборота денежных средств. Для этого производится расчет дохода за предыдущие 9 месяцев. На 2021 год установлено ограничение в 200 млн. руб. Для перехода на УСН подается заявление при регистрации или перед началом нового налогового периода.
  2. ЕНВД исключается из перечня доступных режимов налогообложения с 2021 года.
  3. ПСН применятся только для индивидуальных предпринимателей с определенными видами экономической деятельности. Заявление на переход ПСН подается перед началом нового месяца, квартала или года. В заявлении можно установить срок действия патента. Максимальный срок — 12 месяцев, но не более, чем до 31 декабря [1].
  4. Для организаций агробизнеса предусмотрен специальный налоговый режим, а именно единый сельскохозяйственный налог. Он имеет множество специфических черт, которые необходимо учесть при составлении бухгалтерской финансовой отчетности. Субъекты агробизнеса, перешедшие на режим единого сельскохозяйственного налога, не освобождаются от формирования и сдачи ежегодной финансовой отчетности, они составляют и сдают формы бухгалтерской отчетности, которые утверждены законодательством.

В период с 1998 г. по 2020 г. действовала одна из самых интересных систем налогообложения под названием: «единый налог на вмененный доход». За период своего существования эта система стала одной из самых популярных. Она заменяла уплату налогов и сборов по определённым видам деятельности, сокращала контракты со службами, которые осуществляют мероприятия в области управления бюджетом, налогами и иными финансовыми возможностями [2].

Этот вид налога имел целый ряд условий, которые выгодно отличали его от других налоговых режимов: неизменный размер налогового платежа, простота ведения бухгалтерского и налогового учёта, возможность совмещать с другими системами налогообложения, учёт фактического периода работы, возможность снижать налог на сумму обязательных страховых платежей, уплаченных во внебюджетные фонды [3].

Но можно отметить и недостатки ЕНВД, а именно: привязанность к той местности, на которой ведётся коммерческая деятельность, распространение на узкий круг видов деятельности, отсутствие возможности работать по НДС, так как организация не может выставить счёт-фактуру заказчику для его возмещения, величина налога не зависит ни от доходов, ни от убытков, корректирующий коэффициент, который исполняет роль налоговой ставки, устанавливается местным законодательством и может стать инструментом для манипуляций.

Налоговая ставка ЕНВД составляла 15 % величины временного дохода, но она могла быть снижена до 7,5 % местными органами власти. Поэтому сложно спорить с тем фактом, что для налогоплательщиков такой налог был крайне выгоден. Но если рассматривать вмененный налог с позиции государства, то можно прийти к выводу, что он крайне невыгоден и не оправдывает возложенных на него ожиданий. Низкие показатели собираемости и недостаточный уровень оснащённости, особенно в регионах, а также затраты на администрирование значительно превышали размеры поступлений в бюджет. Всё это заставило высших органов власти отказаться от данного режима [4].

Наиболее универсальным является упрощенная система налогообложения, но имеет существенный недостаток — ограничение суммы доходов налогоплательщиков в размере 150 млн руб. С 1 января 2021 г. предельная сумма дохода ФЗ от 31.07.2020 № 266-ФЗ была увеличена до 200 млн руб. с одновременным увеличением налоговой ставки с 6 % до 8 % для налогоплательщиков, применяющих объект налогообложения «доходы» и с 15 % до 20 % для налогоплательщиков, применяющих объект налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов».

Тем не менее в случае превышения лимита доходов за календарный год налогоплательщик лишается права применять упрощенную систему налогообложения и переходит на общую систему налогообложения с обязательной уплатой налогов, которые существенно увеличивают нагрузку на хозяйствующий субъект.

Анализ проверок практики выполнения налоговых обязательств выявил ряд проблемных ситуаций, которые создают возможность уменьшения налоговых поступлений в бюджет предприятиями. Выработка режимов налогообложения для решения текущих и стратегических задач экономического развития определять условия применения специальных режимов налогообложения, а также ограничения применения специальных режимов налогообложения, после превышения которых налогоплательщик обязан перейти на общую систему налогообложения.

Резкий переход с одной системы налогообложения на другую систему налогообложения подразумевают наличие определенных запасов денежных средств, позволяющих оплатить возросшие налоговые отчисления. Как правило, данные запасы у субъектов малого и среднего предпринимательство минимальны или отсутствуют.

Формирование государственного бюджета страны осуществляется за счет налоговых и неналоговых отчислений в консолидированный бюджет Российской Федерации. В свою очередь консолидированный бюджет Российской Федерации состоит из федерального, региональных и муниципальных бюджетов Российской Федерации.

Налоговые отчисления налогоплательщиков, применяющих специальные режимов налогообложения, согласно гл. 7–9 Бюджетного кодекса РФ формируют региональные и муниципальные бюджеты.

Таким образом, налогоплательщики, достигая уровня среднего и крупного бизнеса, продолжают применять специальные налоговые режимы с целью минимизации уплаты налогов и незаконной максимизации собственной выгоды. Как правило, налогоплательщики начинают «дробить» бизнес с целью разделение общей суммы дохода на два и более субъекта хозяйственной деятельности.

ФЗ от 31.07.2020 № 266-ФЗ повышен лимит доходов по упрощенной системе налогообложения до 200 млн руб. с одновременным повышением налоговой ставки с 6 % до 8 % для налогоплательщиков, применяющих объект налогообложения «доходы» и с 15 % до 20 % — «доходы, уменьшенные на величину расходов»

Механизм, вынуждающий налогоплательщика переходить на общую систему налогообложения и делающий применение специальных налоговых режимов налогообложения менее выгодным с возрастанием суммы его дохода, законодателем еще не придуман.

Также отсутствуют административные расходы для содержания организации, что также позволяет бесконтрольно увеличивать количество организаций с целью дробления бизнеса. Либо не вести фактический бизнес и иметь организацию «на бумаге» с полным отсутствием обязательных платежей в консолидированный бюджет.

Введение дифференцированных ставок, а также плавный переход к уплате налога на добавленную стоимость, налога на прибыль организаций и налога на доходы физических лиц позволит налогоплательщикам переходить из малого и среднего бизнеса в крупный без существенного повышения налоговой нагрузки. С другой стороны, наличие административных расходов по каждой зарегистрированной организации заставит укрупнять бизнес для уменьшения выплат в бюджет.

Таким образом, не каждое изменение в налоговом законодательстве в отношении специальных налоговых режимов выгодно для бизнеса. Сокращение товаров и услуг, которые подпадают под действие единого налога на вмененный доход, серьёзно скажется на благосостоянии мелкого и среднего предпринимательства. Но в то же время предусмотренная система альтернативных выходов из сложившейся ситуации позволит налогоплательщикам преодолеть возникшую проблему. Существуют различные системы налогообложения, при которых предоставление отчётов происходит в смягчённом порядке, что поможет субъектам налогообложения уменьшить налоговую нагрузку. Есть вероятность, что законодательные органы в скором времени введут новый налоговый режим, который будет похож на ЕНВД, но будет отличаться большей продуктивностью. Данное решение ещё не было анонсировано, но мы не можем исключать такое развитие системы налогообложения в РФ.

Литература:

  1. Все системы налогообложения в 2021 году: выбор под себя. URL: https://www.26–2.ru/art/355805-vse-sistemy-nalogooblojeniya-v-2021-godu (дата обращения: 06.01.2022).
  2. Магомедов Ш. А. Налог на вмененный доход: изменения налогового законодательства и порядок перехода на другие режимы в розничной торговле / Ш. А. Магомедов // Вестник Чеченского государственного университета. 2020. № 1. Том 37. С. 67–72.
  3. Муравлёва Т. В. Плюсы и минусы отмены единого налога на вмененный доход в России / Т. В. Муравлёва // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2014. № 4 (53). С. 94–98.
  4. Лудашова Е. О. К вопросу о переходе с ЕНВД на иные режимы налогообложения // В сборнике: Наука и инновации в XXI веке. Сборник научных статей Международной междисциплинарной научно-практической конференции. Самара, 2021. С. 68–71.
Основные термины (генерируются автоматически): налоговая ставка, консолидированный бюджет, налогоплательщик, общая система налогообложения, Российская Федерация, система налогообложения, упрощенная система налогообложения, единый налог, единый сельскохозяйственный налог, налоговая нагрузка.


Похожие статьи

Общий правовой режим налогообложения доходов организаций в Российской Федерации

Правовая характеристика межбюджетных трансфертов в Российской Федерации

Особенности регулирования трудовых отношений в Российской Федерации на основании трудового договора

Особенности применения общей системы налогообложения деятельности экспедиторских компаний

Уровни правового регулирования предпринимательской деятельности в Российской Федерации

Гражданско-правовое регулирование электронной торговли в Российской Федерации

Характеристика и особенности правовых документов, регламентирующих процессы ценообразования в РФ

Специфика государственной поддержки, регулирования и контроля предпринимательской деятельности в РФ

Правовое регулирование налоговых мер поддержки субъектов малого предпринимательства

Правовая природа неналоговых платежей в Российской Федерации

Похожие статьи

Общий правовой режим налогообложения доходов организаций в Российской Федерации

Правовая характеристика межбюджетных трансфертов в Российской Федерации

Особенности регулирования трудовых отношений в Российской Федерации на основании трудового договора

Особенности применения общей системы налогообложения деятельности экспедиторских компаний

Уровни правового регулирования предпринимательской деятельности в Российской Федерации

Гражданско-правовое регулирование электронной торговли в Российской Федерации

Характеристика и особенности правовых документов, регламентирующих процессы ценообразования в РФ

Специфика государственной поддержки, регулирования и контроля предпринимательской деятельности в РФ

Правовое регулирование налоговых мер поддержки субъектов малого предпринимательства

Правовая природа неналоговых платежей в Российской Федерации

Задать вопрос