В статье автор описывает применение плана организации проектной деятельности студентов на практике.
Ключевые слова: исследовательская работа, проблемная ситуация, проектная деятельность.
Обучение студентов предполагает их исследовательскую работу как при подготовке к различным научно-практическим конференциям, так и к различным конкурсам проектов, выступлениям. Залогом хорошего результата деятельности и выступления является грамотная организация работы студентов. Организация проектной деятельности требует от преподавателя определённой подготовки.
В литературе встречаются рекомендации по организации работы студентов. Часть из рекомендаций можно использовать на практике в условиях нашего колледжа.
Целью данной работы является план организации исследовательской деятельности студентов, исходя из возможностей колледжа.
В процессе исследовательской работы применяются эмпирические методы исследования.
Эмпирические методы исследования подразумевают изучение объекта путём его чувственного восприятия, которое производится либо непосредственно, либо с помощью каких-то дополнительных средств [1, с. 13].
Цель эмпирического исследования — получить фактическую информацию об объекте. К методам эмпирического исследования относятся наблюдение, сравнение, измерение и эксперимент.
Этапы организации проектной деятельности можно представить следующим образом:
- Определение проблемы как основы проектной деятельности. Проблемная ситуация берётся либо из личного опыта, либо из средств массовой информации и отражает реальную действительность.
- Вслед за проблемной ситуацией преподаватель предлагает организовать «мозговую атаку», чтобы учащиеся имели возможность высказать свои предположения о причине возникновения данной проблемы [2, с. 211].
- Исследовательская работа, обсуждение в группах.
- Оформление результатов.
- Защита проекта [2, с.212].
При подготовке к региональному конкурсу учебных проектов «Грани познания» мы со студентами первого курса специальности «Коммерция» сначала выбрали проблемную ситуацию. В местных новостях прошла передача о проблемах раздельной утилизации мусора в Мурманской области. Информацию из этой передачи мы взяли за основу проекта. Затем обсудили план работы.
В первую очередь ребята занялись сбором информации по теме. Провели обзор литературы, информации в интернете, на радио и телевидении. Далее изучили обстановку в Мурманске, Мурманской области, России и в некоторых странах мира. Определили преимущества и недостатки утилизации мусора в разных странах.
Непосредственно «мозговая атака» не проводилась, поскольку участников проекта было всего двое. Затем была составлена анкета (Приложение 1) и проведено анкетирование примерно десяти процентов студентов нашего колледжа на предмет количества утилизированных пластиковых и металлических бутылок различного объёма в течение одной недели.
Приложение 1.
Анкета по теме: «Количество выбрасываемых пластиковых и металлических ёмкостей»
1. Группа: __________.
2. Сколько пластиковых бутылок из-под лимонада, минеральной воды и т. д. вы выбрасываете на территории колледжа в течение учебной недели (5–6 дней)? __________
3. Сколько из них объёмом: а) 0,25 л ____; б) 0,33 л ____; в) 0,5 л ____; г) 0,6 л ____; д) 1 л ____;
е) 1,5 л ____; ж) 2 л _____?
4. Сколько металлических банок из-под лимонада и других напитков вы выбрасываете на территории колледжа в течение учебной недели ?_________
5. Сколько из них объёмом: а) 0,33 л ____; б) 0,5 л ____?
6. Хотели бы вы, чтобы на территории колледжа появился контейнер по раздельному сбору твёрдых коммунальных отходов (пластик, металл, бумага)? Да Нет
Далее был проведен анализ результатов анкетирования (таблица 1) и сделаны соответствующие выводы.
Таблица 1
Таблица результатов анкетирования
Результаты проведённого исследования оформили в виде статьи и доклада, сделали презентацию. Затем выступили на региональном конкурсе учебных проектов «Грани познания» среди студентов профессиональных образовательных организаций Мурманской области.
Исследовательская работа проводилась отдельно каждым участником, анкетирование, создание презентации, написание текста доклада и само выступление на конкурсе было проведено совместно.
В процессе работы применялись все методы эмпирического исследования.
При подготовке к ежегодной региональной студенческой научно-практической конференции «Первые шаги в науке» мы со студентами первого курса специальности «Поварское и кондитерское дело» тоже в первую очередь выбрали проблемную ситуацию. Поставили вопрос: «Какой картофель выгоднее покупать — вымытый или невымытый, чтобы процент отходов от производства жареного картофеля был наименьшим»? Также была поставлена задача: провести сравнение потерь при холодной и тепловой обработке картофеля.
«Мозговая атака» не проводилась в связи с отсутствием её необходимости.
Был составлен план работы. Организовали сам эксперимент. Выбрали рецепт жарки картофеля. Составили список необходимых продуктов для приготовления блюда. Закупили необходимые продукты. Нашли электронные весы для контроля каждого этапа эксперимента. Распределили функции среди трёх участников: чистка картофеля, мытьё и обсушивание, взвешивание на разных этапах приготовления, обжаривание картофеля, запись результатов эксперимента, фотографирование этапов работы. Провели сам эксперимент (таблица 2).
Таблица 2
Таблица данных эксперимента
Вымытый картофель |
Невымытый картофель |
|
Исходное количество (масса брутто) |
1000 г |
1000 г |
Грязь |
3 г |
2 г |
Очистки |
169 г |
128 г |
Вес после повторного мытья и обсушивания (масса нетто) |
827 г |
849 г |
Вес жареной картошки в горячем виде |
540 г |
607 г |
Далее обработали результаты эксперимента, провели расчёты с использованием формул и таблиц из специальной литературы (таблица 3).
Таблица 3
Таблица расчётных данных
По нормативу |
Вымытый картофель |
Невымытый картофель |
|
Масса отходов и потерь при холодной обработке |
400 г |
173 г |
151 г |
Масса нетто |
600 г |
827 г |
849 г |
Процент потерь при тепловой обработке |
31 % |
34,7 % |
28,5 % |
После этого сделали соответствующие выводы.
Результаты эксперимента оформили в виде статьи и презентации.
В данной работе были решены два из четырех основных типов технологических задач: задача для расчёта количества отходов и потерь и задача для расчёта массы нетто полуфабриката.
В процессе работы также применялись все методы эмпирического исследования.
В заключение следует отметить, что план организации проектной деятельности, представленный Полат Е. С., удобен в применении на практике.
Литература:
- Набатов В. В. Методы научных исследований: учебник / В. В. Набатов. — М.: Изд. Дом НИТУ «МИСиС», 2020. — 328 с.
- Полат Е. С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина. — 3-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2010. — 368 с.