Включение элементов функциональной грамотности на занятиях с учащимися, имеющими интеллектуальные нарушения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №21 (416) май 2022 г.

Дата публикации: 27.05.2022

Статья просмотрена: 2574 раза

Библиографическое описание:

Эшкинина, Д. С. Включение элементов функциональной грамотности на занятиях с учащимися, имеющими интеллектуальные нарушения / Д. С. Эшкинина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 21 (416). — С. 484-487. — URL: https://moluch.ru/archive/416/92163/ (дата обращения: 16.12.2024).



В работе дана характеристика функциональной грамотности, представлен апробированный конспект и итоговый результат урока с применением элементов читательской грамотности у учащихся с умственной отсталостью.

Ключевые слова: функциональная грамотность, читательская грамотность, интеллектуальные нарушения, учащиеся с ограниченными возможностями здоровья, умственная отсталость.

С каждым годом современное образование развивается, и повышаются требования к учащимся, появляется острая необходимость всестороннего развития личности учеников.

Для успешной адаптации в обществе лицам с ограниченными возможностями здоровья также рекомендуется развивать свои познавательные, коммуникативные, физические, социально-бытовые навыки. В настоящее время активно ведется работа по повышению функциональной грамотности учащихся.

Функциональная грамотность — это набор важных компетенций, которые нужны для выполнения задач, считающихся необходимыми для целесообразной деятельности человека [1].

Развитие функциональной грамотности учащихся на данный момент становится одной из самых важнейших задач в современном обучении. Для того, чтобы обладать необходимыми компетенциями, быть конкурентоспособным, успешно справляться с жизненными задачами, иметь гибкое и креативное мышление, требуется обладать определенным набором знаний, умений и навыков.

Система функциональной грамотности достаточно проста, она состоит из читательской, математической, естественно-научной, финансовой грамотности, а также глобальных компетенций и креативного мышления [4].

Перед педагогом стоит цель — обучить учащихся элементам функциональной грамотности, а также научить их использовать приобретенные компетенции при решении жизненно важных задач.

Включение элементов функциональной грамотности на занятиях с учащимися, имеющими интеллектуальные нарушения, является сложным процессом ввиду особенностей развития данной категории учащихся.

Для того, чтобы использовать на занятиях элементы функциональной грамотности, необходимо учитывать специфику нарушения и индивидуальные особенности каждого ребенка.

Для примера, мною был разработан и апробирован конспект открытого урока по читательской грамотности с учащимися 5 коррекционного класса с умственной отсталостью. Продолжительность урока: 40 минут.

Разработка коррекционно-развивающего урока по теме «Работа с текстом. Чтение текста» с включением элемента читательской грамотности.

Класс: 5 Д

Цель: Сформировать навык осознанного чтения вслух и анализа художественного текста.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

  1. Формирование навыка осознанного чтения вслух;
  2. Работа над анализом художественного текста;
  3. Закрепление знаний об элементах устного народного творчества (пословицы).

Коррекционно-воспитательные:

  1. Воспитание таких положительных моральных качеств, как честность, милосердие, доброта, отзывчивость.

Коррекционно-развивающие:

  1. Развитие навыков работы с текстом и его отдельными частями;
  2. Развитие устной и письменной речи, через использование приема осознанного чтения вслух и элементов читательской грамотности.

Оборудование: раздаточный материал в виде текста произведения и тестовой работы, презентация, экран, проектор.

Форма работы: фронтальная, самостоятельная.

Ход урока

Организационный этап.

Педагог: Добрый день, ребята! Как сегодня ваше настроение?

Ученики: (отвечают)

Педагог: Ребята, как вы думаете для чего нам нужно читать книги?

Ученики: (отвечают)

Педагог: Правильно, книги нужно читать для того, чтобы расширять свой кругозор, словарный запас, в целом, свою речь. Книги развивают наше мышление, фантазию, наше воображение становится богатым и красочным.

Основной этап.

Педагог: Как вы заметили у вас на партах находится текст художественного произведения. Обратите внимание на название «Дело чести». Автор этого произведения Дружинина Марина Владимировна, известный современный писатель, редактор журнала «Веселые картинки». У Марины Владимировны очень много детских произведений, с одним из которых мы сегодня познакомимся.

Ребята, сейчас каждый из вас будет читать отрывок произведения по очереди. Приступим!

Дело чести

На переменке Петька Редькин предложил Владику Гусеву:

— Давай с тобой заключимся на «сижу»!

— Это как? — спросил Владик.

— А очень просто. Ты всегда, когда будешь садиться на стул, стол, подоконник, должен говорить: «Сижу». Если не скажешь, я начинаю считать до тех пор, пока ты не скажешь «сижу». Сколько я успею насчитать, столько ты должен будешь исполнить моих желаний. Ну а ты тоже смотри за мной и считай, если я не скажу «сижу». И я буду исполнять твои желания. Это очень интересно!

— Ну ладно, давай, — согласился Владик.

Прозвенел звонок, ребята побежали в класс. Владик уселся на своё место, начал доставать тетради и учебники. И вдруг до него донёсся быстрый шёпот: «…десять, одиннадцать…» Он тут же вспомнил, что не сказал заветное слово, и как закричит Петьке: «Сижу!»

— А я уже насчитал тебе двенадцать желаний! — ехидно захихикал Петька. — Так что готовься.

Когда урок закончился, Петька, фыркнув, заявил Владику:

— Вот, значит, моё первое желание. Подойди к Плюшкиной и пропой приятным голосом, с чувством: «Свет мой, Плюшкина, скажи да всю правду доложи: я ль на свете всех милее, всех румяней и белее?»

— Да ты что, Петька! — ужаснулся Владик. — Меня же засмеют все! Не стану я это делать! Придумай лучше другое желание!

— Нет уж, — настаивал Петька, — такое моё желание. Выполняй! А то получится нечестно!

Владик понял, что влип в дурацкую историю. Как он себя ругал, что попался на удочку с этим «сижу»! Но теперь ничего не поделаешь — слово есть слово. Владик старался сдерживать своё слово и поступать честно.

А Петька, приплясывая от восторга, кричал ребятам:

— Ещё одиннадцать желаний! Вот повеселимся!

Прозвенел звонок. Владик сел за парту и тут же подскочил как ужаленный и завопил: «Сижу!»

— А я тебе ещё одно желание насчитал, — ткнул Петька Владика ручкой в спину. — Так что опять двенадцать! А сейчас сделай вот что.

И Петька зашептал Владику своё задание…

В класс вошла учительница математики Алевтина Васильевна и сказала:

— Ребята! Как я вам обещала, сегодня будет контрольная работа.

И тут поднял руку Владик.

— В чём дело, Гусев? — спросила учительница.

— Алевтина Васильевна! — запинаясь, промямлил Владик. — Давайте лучше пойдём в кино фильмы ужасов смотреть.

— Да ты что, Владик, — изумилась Алевтина Васильевна. — Ты меня просто поразил! Гораздо сильнее любого фильма ужасов!

Владик, красный, как рак, сел, потрясённый собственной дерзостью. Однако успел сказать «сижу». Второе желание Петьки было исполнено. А Петька чувствовал себя героем дня и победоносно поворачивался во все стороны, делая ребятам знаки, что, мол, то ли ещё будет!

Владик ещё не успел опомниться, а Петька уже опять толкал его в спину.

— Реши мне задачку и пример!

— Подожди, Петь! Я ещё со своей задачей не разобрался!

— Ну и что? Сам погибай, а товарища выручай. И моё желание выполняй. А то нечестно будет!

Владик вздохнул и принялся за Петькин вариант, но успел потом и свою задачку решить.

Уроки закончились. Владик вышел на улицу. Его догнал Петька.

— Подожди, Гусев! У меня ведь ещё десять желаний есть. Я хочу проучить Плюшкину. Завтра принесёшь хороший мешок и поймаешь её Кузьку. И будет у нас кот в мешке! А Катя пусть побегает, поищет. А потом мы подкинем ей записку, чтобы несла килограмм конфет. И тогда получит Кузьку. Здо́рово?

— Я это делать не буду, — насупился Владик.

— Интере-есно… — медленно произнёс Петька. — Ты дал слово, что, если проиграешь, станешь всё выполнять. Это дело чести — держать своё слово. Береги платье сно́ву, а честь смолоду!

На следующий день Петька спросил первым делом у Владика:

—Ну что, принёс мешок?

—Нет, — ответил Владик.

— Это почему же?! — возмутился Петька. — Забыл про дело чести?

— Нет, Петька, — спокойно сказал Владик, — не забыл. Просто так получается, что дело чести — это как раз НЕ выполнять твои желания. И можешь говорить про меня кому угодно что угодно.

(По М. Дружининой)

Педагог: Ребята, вы прочитали текст, давайте его обсудим.

  1. Назовите главных героев произведения «Дело чести»?
  2. Что означает игра «сижу», в которую ребята играли в самом начале?
  3. Какие поступки заставлял выполнять Петька Владика?
  4. После чего Владик отказался выполнять задания Петьки?
  5. Как отреагировал Петька на отказ Владика?
  6. Какой мы вывод можем сделать, познакомившись с этим произведением? Поступил ли правильно Владик, отказавшись от выполнения заданий от Петьки?
  7. Что для вас означает «быть честным человеком»?

Физминутка

Прежде чем перейти к следующему заданию, давайте выполним упражнение, чтобы размять наши ладошки.

Упражнение называется «Гусь-курица-петух». Гусь — ладонь согнуть под прямым углом, пальцы вытянуть и прижать друг к другу, указательный палец согнут и опирается на большой; курочка — ладонь немного согнуть, указательный палец упирается в большой, остальные пальцы накалываются друг на друга в полусогнутом положении; петух — ладонь поднять вверх, указательный палец опирается на большой, остальные пальцы растопырены в сторону и подняты вверх — это «гребешок».

Молодцы, с этим упражнением вы справились, давайте перейдем к следующему, оно называется «Цепочка».

Поочередно перебирать пальцы рук, соединяя с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. Упражнение выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном порядке (от мизинца к указательному пальцу). Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.

Мы хорошо размяли наши ладошки и подготовили их к работе.

Тестовая работа, включающая свободные ответы по тексту, с элементами читательской грамотности.

Педагог: Перед вами лежат листочки с тестовой работой. Сейчас вы поработаете самостоятельно с текстом и выполните все задания.

  1. Воспользуйтесь текстом «Дело чести». Запишите свой ответ на вопрос.

Сколько желаний в общей сложности должен был бы выполнить Владик Гусев?

Запишите свой ответ.

  1. Воспользуйтесь текстом «Дело чести». Для ответа на вопрос отметьте нужный вариант ответа.

Почему Владик пытается отказаться выполнять первое желание Пети?

Отметьте один верный вариант ответа.

А. Потому что он считает, что Петя нарушил правила игры.

Б. Потому что он считает, что над ним будут смеяться одноклассники.

В. Потому что он не соглашался играть в игру на желания.

Г. Потому что он успел сказать заветное слово.

  1. Воспользуйтесь текстом «Дело чести». Для ответа на вопрос отметьте нужные варианты ответа.

Какие предложения помогают понять, что Владик — хороший и прилежный ученик?

Отметьте все верные варианты ответа.

А. Владик уселся на своё место, начал доставать тетради и учебники.

Б. Он тут же вспомнил, что не сказал заветное слово.

В. Владик вздохнул и принялся за Петькин вариант, но успел потом и свою задачку решить.

Г. Владик понял, что влип в дурацкую историю.

Д. Владик, красный, как рак, сел, потрясённый собственной дерзостью.

  1. Воспользуйтесь текстом «Дело чести». Для ответа на вопрос отметьте нужный вариант ответа.

Что должен был сделать Вадик, чтобы выполнить второе желание Пети?

Отметьте один верный вариант ответа.

А. Успеть сказать «сижу» перед тем, как сесть за парту.

Б. Подсказать ему во время контрольной.

В. Вызвать всеобщий смех перед контрольной.

Г. Предложить вместо контрольной пойти в кино.

  1. Воспользуйтесь текстом «Дело чести». Для ответа на вопрос отметьте в таблице нужные варианты ответа.

Верны ли приведённые ниже утверждения?

Отметьте «Верно» или «Неверно» для каждого утверждения.

Является ли данное утверждение верным или неверным?

Верно

Неверно

Одноклассницей Пети и Владика была Катя Плюшкина.

До этой истории Владик старался сдерживать слово.

В день, когда история началась, первым уроком была математика.

В классе Владик сидел ближе к учительскому столу, чем Петя.

На другой день Петя первым делом спросил, написал ли Владик записку.

  1. Воспользуйтесь текстом «Дело чести». Для ответа на вопрос отметьте нужный вариант ответа.

Почему Петя придумывал для Владика такие желания?

Отметьте один верный вариант ответа.

А. Так Петя хотел научить Владика быть верным своему слову.

Б. Ему нравилось показывать свою власть над Владиком и веселить всех.

В. Он хотел научить Владика концентрировать внимание и выполнять условие игры.

Г. Ему очень хотелось, чтобы все ребята в классе весело проводили время.

  1. Воспользуйтесь текстом «Дело чести». Для ответа на вопрос используйте метод «Соедини линией правильно».

У Пети и Владика оказались разные представления о том, что такое дело чести. Вам, конечно, стало понятно, кто из ребят как это понимает.

Как понимает, что значит дело чести

Петя

Четко выполнять то, что обещал, даже если это не соответствует понятиям чести.

Владик

Не совершать поступков, которые не соответствуют понятиям чести.

  1. Воспользуйтесь текстом «Дело чести». Запишите свой ответ на вопрос.

Опираясь на текст, выпишите две встретившиеся в нём пословицы.

Запишите свой ответ.

1.

2.

  1. Воспользуйтесь текстом «Дело чести». Запишите свои ответы на вопросы.

А. Как вы понимаете значение встретившегося в тексте выражения «Влип в историю»?

Запишите свой ответ.

  1. Воспользуйтесь текстом «Дело чести». Для ответа на вопрос отметьте в таблице нужные варианты ответа.

На основе прочитанного определите, являются ли утверждения из приведённой ниже таблицы фактами или мнениями.

Отметьте «Факт» или «Мнение» для каждого утверждения.

Является ли данное утверждение фактом или мнением?

Факт

Мнение

Прозвенел звонок.

Это очень интересно!

В класс вошла учительница математики Алевтина Васильевна.

Вот повеселимся!

Ты меня просто поразил!

Я ещё со своей задачей не разобрался!

Педагог: Сейчас поменяйтесь листочками, каждый из вас будет оценивать своего соседа и давайте проверим ваши ответы.

Заключительный этап

Педагог: Ребята, давайте подытожим наш урок! С каким произведением мы сегодня познакомились? Какова была основная мысль этого произведения? С какими пословицами вы сегодня познакомились?

Вы оценивали друг друга, назовите каждый кто и какую оценку поставил своему соседу. А теперь, я бы хотела подвести итог вашей работы и оценить работу каждого на сегодняшнем уроке.

Спасибо за урок, вы молодцы! До свидания!

Материал для тестовой работы был взят из сайта российской электронной школы по читательской грамотности для 5 класса. Проведение тестовой работы было адаптировано для учащихся с умственной отсталостью:

– отсутствовало ограничение по времени на выполнение задания;

– учащиеся пользовались вспомогательной литературой (при поиске пословиц в тексте);

– не было строгого оценивания, выставления количественной оценки, учащиеся оценивали друг друга сами с помощью слов с оценочным значением (хорошо/ плохо).

По итогам проведенного урока с включением элементов функциональной грамотности на занятии с классом детей, имеющих умственную отсталость, мною был сделан вывод об её успешности и пользе в работе с данными детьми.

Все учащиеся проявили активность и любознательность на уроках, отвечали на вопросы и выполняли самостоятельно тестовую работу. Ребята обращались за помощью к педагогу один раз при выполнении последнего задания, где нужно было обозначить ряд утверждений фактом или мнением. В общей сложности, из 10 заданий ошибок было сделано только в 3 (вопросы 1,3,7), так как дети испытывают определенные трудности при работе с текстом из-за особенностей развития внимания и мышления.

Применение функциональной грамотности на занятиях с лицами, имеющих ограниченные возможности здоровья осуществимо и содержит в себе практическую ценность. Занятия, с включением элементов функциональной грамотности, помогает детям повысить навык самостоятельной работы, мышления, анализа текста, концентрации и объема внимания.

Литература:

  1. Блинкова, Л. В., Вебер, Н. П., Виноградова, Л. П. Педагогическая система формирования функциональной грамотности школьников // Природные ресурсы Арктики и Субарктики. 2009. № 1. с. 91–97.
  2. Гостева, Ю. Н., Кузнецова, М. И., Рябинина, Л. А., Сидорова, Г. А., Чабан, Т. Ю. Теория и практика оценивания читательской грамотности как компонента функциональной грамотности // Отечественная и зарубежная педагогика. 2019. № 26. с. 34–56.
  3. Крылова, О. В. Формирование читательской грамотности учащихся // Школьные технологии. 2016. № 4. с. 70–76.
  4. Чуркина, Н. И. Методологическая программа формирования функциональной грамотности школьников // Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2021. № 15 (3). с. 103–109.
  5. Юртаева, О. А. Функциональная грамотность учителя основа развития функциональной грамотности ученика // Проблемы современного педагогического образования. 2021. № 13. с. 316–318.
Основные термины (генерируются автоматически): функциональная грамотность, Дело, честь, читательская грамотность, нужный вариант ответа, текст, тестовая работа, желание, указательный палец, умственная отсталость.


Ключевые слова

умственная отсталость, функциональная грамотность, читательская грамотность, интеллектуальные нарушения, учащиеся с ограниченными возможностями здоровья

Похожие статьи

Диагностика социальной адаптации младших школьников с интеллектуальными нарушениями

В статье раскрывается понятие «социальная адаптация». Описываются факторы, влияющие на социальную адаптацию младших школьников с интеллектуальными нарушениями. Рассматриваются этапы диагностики социальной адаптации младших школьников с интеллектуальн...

Коррекционно-логопедическая работа, направленная на развитие пространственных представлений у детей 5–6 лет с общим недоразвитием речи в структуре дошкольного образовательного учреждения

Целью является предоставить разработанный комплекс логопедических занятий по развитию пространственных представлений для детей 5–6 лет с общим недоразвитием речи. Применялся теоретический, эмпирический, исследовательский и математико-статический мето...

Особенности обучения детей с нарушениями слуха в ресурсном классе

Дети с ограниченными возможностями здоровья — это дети, у которых имеются различные отклонения физического и психического характера. Такие отклонения не дают им полноценно вести жизнь и тормозят их общее развитие. Обучение детей с ОВЗ в ресурсном кл...

Психолого-педагогическое сопровождение социализации детей с нарушениями речи в начальной школе

В статье исследуется вопрос социализации младших школьников с нарушениями речи. Проанализированы теоретические и практические аспекты организации психолого-педагогического сопровождения младших школьников. Представлена программа социализации младших ...

Особенности организации логопедической работы с детьми старшей и подготовительной групп в детском саду

В статье освещаются основные особенности организации логопедической работы с воспитанниками детских садов, в которых нет специальных групп компенсирующей направленности. На основе многолетней практики и материалов научных публикаций современных автор...

Особенности профессионального самоопределения старшеклассников с легкой умственной отсталостью

Цель исследования: изучить особенности профессионального самоопределения старшеклассников с легкой умственной отсталостью. Исходя из цели исследования, были разработаны задачи исследования: 1) определить уровень знаний об избираемом виде трудовой д...

Изучение особенностей словесно-логического мышления у детей младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи

В данной работе рассматриваются проблемы изучения особенностей словесно-логического мышления у детей младшего школьного возраста с речевыми нарушениями. Автором статьи подробно проанализирована научно-методическая литература по вопросам словесно-логи...

Специфика работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья

В статье представлен авторский взгляд на особенности коррекционной работы учителя-дефектолога с детьми, имеющими особые возможности здоровья. Дано описание основных этапов проведения работы, а также раскрыты основные методики по предъявлению коррекци...

Особенности физической подготовленности старших дошкольников с задержкой психического развития

В статье представлены особенности физической подготовленности старших дошкольников с ЗПР. Проанализированы показатели физических качеств детей с ЗПР в сравнении с дошкольниками с нормальным темпом психического развития.

Профориентационная работа с обучающимися с нарушениями интеллектуального развития

В статье авторы раскрывают основы профориентации обучающихся с умственной отсталостью. Представляют практический опыт организации профориентационной работы и освоения допрофессиональных и профессиональных компетенций данной категорией школьников.

Похожие статьи

Диагностика социальной адаптации младших школьников с интеллектуальными нарушениями

В статье раскрывается понятие «социальная адаптация». Описываются факторы, влияющие на социальную адаптацию младших школьников с интеллектуальными нарушениями. Рассматриваются этапы диагностики социальной адаптации младших школьников с интеллектуальн...

Коррекционно-логопедическая работа, направленная на развитие пространственных представлений у детей 5–6 лет с общим недоразвитием речи в структуре дошкольного образовательного учреждения

Целью является предоставить разработанный комплекс логопедических занятий по развитию пространственных представлений для детей 5–6 лет с общим недоразвитием речи. Применялся теоретический, эмпирический, исследовательский и математико-статический мето...

Особенности обучения детей с нарушениями слуха в ресурсном классе

Дети с ограниченными возможностями здоровья — это дети, у которых имеются различные отклонения физического и психического характера. Такие отклонения не дают им полноценно вести жизнь и тормозят их общее развитие. Обучение детей с ОВЗ в ресурсном кл...

Психолого-педагогическое сопровождение социализации детей с нарушениями речи в начальной школе

В статье исследуется вопрос социализации младших школьников с нарушениями речи. Проанализированы теоретические и практические аспекты организации психолого-педагогического сопровождения младших школьников. Представлена программа социализации младших ...

Особенности организации логопедической работы с детьми старшей и подготовительной групп в детском саду

В статье освещаются основные особенности организации логопедической работы с воспитанниками детских садов, в которых нет специальных групп компенсирующей направленности. На основе многолетней практики и материалов научных публикаций современных автор...

Особенности профессионального самоопределения старшеклассников с легкой умственной отсталостью

Цель исследования: изучить особенности профессионального самоопределения старшеклассников с легкой умственной отсталостью. Исходя из цели исследования, были разработаны задачи исследования: 1) определить уровень знаний об избираемом виде трудовой д...

Изучение особенностей словесно-логического мышления у детей младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи

В данной работе рассматриваются проблемы изучения особенностей словесно-логического мышления у детей младшего школьного возраста с речевыми нарушениями. Автором статьи подробно проанализирована научно-методическая литература по вопросам словесно-логи...

Специфика работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья

В статье представлен авторский взгляд на особенности коррекционной работы учителя-дефектолога с детьми, имеющими особые возможности здоровья. Дано описание основных этапов проведения работы, а также раскрыты основные методики по предъявлению коррекци...

Особенности физической подготовленности старших дошкольников с задержкой психического развития

В статье представлены особенности физической подготовленности старших дошкольников с ЗПР. Проанализированы показатели физических качеств детей с ЗПР в сравнении с дошкольниками с нормальным темпом психического развития.

Профориентационная работа с обучающимися с нарушениями интеллектуального развития

В статье авторы раскрывают основы профориентации обучающихся с умственной отсталостью. Представляют практический опыт организации профориентационной работы и освоения допрофессиональных и профессиональных компетенций данной категорией школьников.

Задать вопрос