В статье автор описывает подходы к определению психологической безопасности образовательной среды.
Ключевые слова: психологическая безопасность, образовательная среда.
В конце XX — начале XXI века в отечественной психологической науке усилился интерес к изучению психологической безопасности личности в образовательной среде. Этой области исследования посвящены работы ряда специалистов: И. А. Баевой, Т. Н. Березиной, А. Л. Журавлёва,
А. В. Литвиновой, В. В. Рубцова и др.
Образовательная среда — «определенное социальное и пространственно-предметное окружение, в котором осуществляется учебно-воспитательный процесс» [1, с. 25]. В психологической и педагогической науках описаны субъекты, функции, структура образовательной среды, разработаны параметры ее экспертизы, а также ее взаимосвязь с социокультурной средой [9]. В современных исследованиях по психологии и педагогике образовательная среда изучается как категория, целевое и функциональное назначение которой охарактеризовать развитие личности [4, 5, 6, 10, 11, 14].
В. А. Ясвин трактует образовательную среду как «систему содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении условий и возможностей формирования и развития личности» [14].
По мнению В. И. Слободчикова, образовательная среда — это «совокупность условий и обстоятельств для образования» [13]. Т. Н. Березина под образовательной средой понимает целостную динамическую систему, которая обеспечивает трансляцию социокультурного опыта от поколения к поколению [3].
В отечественной науке разработана структура образовательной среды. Г. А. Ковалев предложил три основных взаимосвязанных компонента: «физическое окружение» (архитектура и дизайн учебного заведения), «человеческий фактор» (социальные и половозрастные особенности учащихся и педагогов), программа обучения (стиль преподавания и т. д.) [8].
Ю. Кулюткин и С. Тарасов в качестве структурных единиц выделяют следующие параметры: пространственно-семантический (архитектурно-эстетическая организация пространства), содержательно-методический (образовательные и учебные программы, формы организации занятий и т. д.), коммуникационно-организационный (особенности субъектов образовательной среды, стиль общения и преподавания, организационные условия и др.) [9].
В. В. Рубцов и Т. Г. Ивошина определяют образовательную среду как «общность, которая характеризуется взаимодействием субъектов образования между собой; процессами взаимопонимания, коммуникацией, рефлексией и историко-культурным компонентом» [12]. В. В. Рубцов основным компонентом образовательной среды называет характер общения и взаимодействия всех участников образовательного процесса.
Исследования психологической безопасности основаны на разных подходах. И. А. Баева, О.Н Истратова обозначают психологическую безопасность как одно из свойств личности, к которому относится ее защищенность и противодействие негативным воздействиям. Психологическая безопасность личности — «состояние защищенности личности, обеспечивающее ее цельность как активного социального субъекта и возможности развития в условиях информационного взаимодействия с окружающей средой» [5, с. 197]. Согласно другому подходу, психологическая безопасность характеризуется как «результат протекания психических процессов» (Н. Л. Шлыкова), «многомерная, многоуровневая динамическая система» (И. И. Приходько, В. М. Львов, С. А. Багрецов). Третий подход определяет психологическую безопасность как «осознанное, рефлексивное и действенное отношение человека к условиям жизни» (Б. А. Еремеев) [7, с. 101].
Феномен психологической безопасности рассматривается на разных уровнях, как социальной среды, так и личности: концепция психологической безопасности среды и личности (И. А. Баева, Е. Б. Лактионова и др.), концепция социально-психологической защищенности личности (О. Ю. Краев, Г. В. Семья и др.), формирование личности безопасного типа (О. Н. Истратова), проблема психологической уверенности (О. И. Ерёмина).
А. В. Литвинова под безопасностью образовательной среды понимает «состояние защищенности от внешних и внутренних социально-психологических угроз жизненно важных интересов личности, общества и государства, обеспечивающее реализацию их образовательных запросов» [10].
П. И. Беляева [2] рассматривает психологическую безопасность как психическое состояние, установив, что социально-психологический компонент образовательной среды является ведущим фактором психологической безопасности личности. П. И. Беляева дает следующее определение психологической безопасности — «обусловленное характером образовательной среды психическое состояние, которое проявляется в переживаниях защищенности, уверенности в себе, удовлетворенности собой как субъектом деятельности и социальных отношений и манифестируется в уверенном (ассертивном) поведении» [2].
И. А. Баева под психологической безопасностью понимает «состояние образовательной среды, свободное от проявлений психологического насилия во взаимодействии, способствующее удовлетворению потребностей в личностно-доверительном общении, создающее референтную значимость среды и обеспечивающее психическое здоровье включенных в нее участников» [1, с. 83].
Психологическая безопасность, как защита от влияния на сознание личности со стороны остальных участников, обеспечивается «оптимальным соотношением зависимости — независимости от других людей путем тренировки здоровой автономии; управляемостью своими стереотипными реакциями в важных нестандартных ситуациях» [1, с. 54].
Психологическая безопасность образовательной среды вуза имеет разные аспекты проявленности. В частности, критериями психологической безопасности называют удовлетворенность межличностными отношениями, уверенность в себе, ассертивное поведение.
Литература:
- Баева И. А. Психологическая безопасность в образовании: Монография. СПб.: Издательство «Союз», 2002.
- Беляева П. И. Психологическая безопасность личности младшего школьника в образовательной среде школы: диссертация... кандидата психологических наук. Великий Новгород, 2013.
- Березина Т. Н. Об эмоциональной безопасности образовательной среды // Психология и психотехника. 2013. № 9. С. 897–902.
- Гаязова Л. А. Обеспечение комплексной безопасности образовательной среды и ее психологическое сопровождение // Известия Российского государственного педагогического университета
- им. А. И. Герцена. 2011. № 142. С. 27–33.
- Гаязова Л. А. Психологические основания мониторинга безопасности образовательной среды // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2012. № 145. С. 64–72.
- Дерябо С. Д. Диагностика эффективности образовательной среды. М., 2007.
- Еремеев Б. А. Психология безопасности, психологическая безопасность и уровни развития человека // Психологическая безопасность, устойчивость, психотравма: сборник научных статей по материалам Первого Международного форума. СПб.: ООО «Книжный дом», 2006. С. 101–103.
- Ковалев Г. А. Психическое развитие ребенка и жизненная среда. Казань: Изд-во Казан. Ун-та, 2004.
- Кулюткин Ю., Тарасов С. Образовательная среда и развитие личности. [Интернетресурс]. Режим доступа http://znanie.org/jornal/n1_01/obraz_sreda.html).
- Литвинова А. В. Подходы к изучению безопасности среды в колледжах // Власть. 2014. № 3. С. 106–110.
- Психологическая безопасность образовательной среды: подходы, модели, профилактика: Монография / Отв. ред. А. В. Кокурин, А. В. Литвинова. М.: «Авторская мастерская», 2016.
- Рубцов В. В., Ивошина Т. Г. Проектирование развивающей образовательной среды школы. М., 2002.
- Слободчиков В. И. О понятии образовательной среды в концепции развивающего образования. М., 2000.
- Ясвин В. А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. М., 2007.