В статье рассматриваются особенности формирования профессиональной идентичности студентов-психологов в период обучения в вузе.
Ключевые слова: профессиональная идентичность, профессиональное самоопределение, социальная идентичность.
Профессиональная идентичность представляет собой одну из самых перспективных областей исследования современной психологии. Проблема идентичности является актуальной в контексте реализации профессионального потенциала, так как профессиональная деятельность играет значительную роль в жизни каждого человека. В процессе совершенствования в своей профессиональной деятельности человек приобретает сформировавшиеся личностные установки и образования.
Актуальность проблемы исследования профессиональной идентичности студентов-психологов обусловлена первостепенной важностью профессиональной подготовки и всестороннего развития психологов на различных этапах профессионального становления. Исходя из результатов исследования А. Ф. Бондаренко, профессиональная подготовка психологов обладает рядом проблем и противоречий [2]. Учёный утверждает, что проблематична и профессиональная идентичность психологов. Данная проблема связана, в первую очередь, с расширением спектра психологических услуг, востребованных в современном мире, что неизбежно приводит к появлению задачи рационализации целевого представления о специалисте-психологе как результату подготовки высшего профессионального психологического учебного заведения. Кроме того, в процессе обучения в вузе происходит трансформация имеющихся личностных установок, формирование образа «я-профессионал», определение целей и задач будущей профессиональной деятельности.
Исходя из положений Л. Б. Шнейдер, идентичность — это сложный феномен, сложная психическая реальность, включающая в себя мифологические и современные уровни сознания, индивидуальные и коллективные, онтогенетические и социогенетические основания [4]. В свою очередь, изучение профессиональной идентичности как комплексной психолого-педагогической проблемы, осуществляет, во-первых − обоснование сущности и динамики профессиональной идентичности, реконструируемой в пространстве самоопределения, самоорганизации и персонализации; во-вторых — эксплицирование психологической природы идентичности в перспективе «Профессия» (Дело), «Личность» (Образ Я), «Другие» (Профессиональное сообщество); в-третьих − обоснование сущности профессиональной идентичности как феномена, в котором дело и характер людей взаимодействовали бы таким образом, что итог жизни являлся бы результатом развития личности специалиста. Следовательно, профессиональная идентичность — это набор характеристик, позволяющих реализовывать личный профессиональный потенциал, совокупность знаний, умений и навыков, позволяющих осуществлять деятельность в определенной области, что является одной из важнейших задач профессионального развития человека.
Одним из наиболее важных факторов становления мира профессии и профессиональной идентичности является усвоение норм и ценностей профессии, включение их в смысловую сферу личности. Так, профессиональное самоопределение тесно связано с развитием смыслового пространства личности, наполнением семантики профессионального бытия. В процессе профессионального самоопределения личность определяет дальнейшие пути профессионального развития, предполагает результаты своей учебно-профессиональной деятельности, формирует цели и установки относительно будущей профессии.
Согласно Н. Л. Ивановой, существует ряд трудностей изучения профессиональной идентичности, заключающихся в следующем: с одной стороны, профессиональная идентичность представляет собой личностное образование, с другой — непосредственно связана с членством в определённой группе людей, а именно — профессиональная группа, коллектив и др. [2]. В процессе идентификации восприятие собственной принадлежности к определенной социальной категории сопровождается формированием определённой системы ценностей. В течение профессионального становления человек идентифицирует себя с людьми, подобными себе, зачастую с теми представителями своей профессии, которые владеют теми или иными профессиональными качествами. Кроме того, человек может идентифицировать себя с самим собой как профессионалом на определённых стадиях развития. Из этого следует, что профессиональная идентичность в континууме «личностный — социальный» близка скорее социальному полюсу и обладает свойствами социальной идентичности, такими как самоопределение в социальной группе, принятие группового членства, категоризация и сравнение в обретении и трансформации идентичности и т. д.
В период обучения в вузе становление профессиональной идентичности испытывает два воздействия: организующее и активизирующее, что соответствует двум обозначенным задачам: познавательным (учебным) и личностным. Профессиональная идентичность практических психологов заключается в экзистенциальном и функциональном слиянии, соответствии человека и профессии. Исходя из положений К. А. Абульхановой-Славской, личность будущего психолога неизбежно столкнётся с проблемой «соответствия или несоответствия профессиональным требованиям, нормам, которую она решает в комплексе с другими проблемами» [3]. Кроме того, профессиональная идентичность определяется такими аспектами, как мотивация достижения и избегания неудачи, ценностными ориентациями, отношением к затруднительным, неопределённым ситуациям, неопределённости в целом, а также элементами социальной идентичности. Личность в контексте профессиональной подготовки воспроизводит формируемые представления о будущей профессии, осуществляет профессиональное самоопределение.
Рационализацию профессиональной подготовки студентов-психологов, формирование их профессиональной идентичности можно рассматривать не как изменение содержания обучения, а как совершенствование его качества, увеличение спектра возможностей, содержания образования. Исследование функционального образа «Я», процесса становления профессиональной идентичности студентов-психологов в процессе обучения в вузе способствует устранению несовершенств, активизирует поиск новых ориентиров, целей и возможностей современного образования. Таким образом, исследование аспектов профессиональной идентичности студентов-психологов способствует повышению профессиональной подготовки будущих специалистов, что положительным образом скажется на уровне профессионализма практикующих психологов.
Литература:
- Абульханова-Славская, К. А. Стратегия жизни / К. А. Абульханова-Славская. — 1-е изд. — Москва: Мысль, 1991. — 299 c. — Текст: непосредственный.
- Бондаренко, А. Ф. Психологическая помощь: теория и практика / А. Ф. Бондаренко. — 1-е изд. — Киев: Укртехпресс, 1997. — 215 c. — Текст: непосредственный.
- Иванова, Н. Л. Профессиональная идентичность в социально-психологических исследованиях / Н. Л. Иванова. — Текст: непосредственный // Вопросы психологии. — 2008. — № 1. — С. 89–99.
- Шнейдер, Л. Б. Профессиональная идентичность: монография / Л. Б. Шнейдер. — 1-е изд. — Москва: МОСУ, 2002. — 256 c. — Текст: непосредственный.