В статье автор исследует межличностные отношения и их влияние на уровень психологической безопасности образовательной среды вуза.
Ключевые слова: психологическая безопасность, образовательная среда, межличностные отношения.
Согласно определению А. А. Бодалева, межличностные отношения — это «субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, проявляющиеся в содержании взаимных влияний людей в ходе их взаимодействия во всех видах совместной деятельности через установки, ориентации, стереотипы и прочие диспозиции, влияющие на восприятие и оценку друг друга» [2].
И. А. Баева, В. В. Ковров, Г. С. Кожухарь определяют качество межличностных отношений как необходимое условие психологической безопасности образовательной среды [1, 3].
С целью изучения взаимосвязи уровня безопасности образовательной среды и качеств и типов межличностных отношений было проведено исследование, участниками которого стали 50 студентов одного из московских вузов. В ходе исследования были использованы три методики: «Психологическая безопасность образовательной среды» (В. В. Ковров, Г. С. Кожухарь), «Качество межличностных отношений в образовательной среде» (В. В. Ковров, Г. С. Кожухарь), «Диагностика типов межличностных отношений» (Т. Лири).
Результаты исследования представлены в таблице 1 и 2.
Таблица 1
Показатели взаимосвязи качества межличностных отношений и уровня безопасности образовательной среды
Доверие |
Агрессивность |
Доброжелательность |
Конфликтность |
Принятие |
Враждебность |
Толерантность |
Манипулятивное отношение |
|
Психологическая защищенность |
,820 ** |
-,692 ** |
,773 ** |
-,624 ** |
,762 ** |
-,670 ** |
,624 ** |
,428 ** |
Комфортность |
,779 ** |
-,696 ** |
,828 ** |
-,672 ** |
,781 ** |
-,653 ** |
,700 ** |
,384 ** |
Удовлетворенность |
,767 ** |
-,736 ** |
,797 ** |
-,658 ** |
,780 ** |
-,664 ** |
,711 ** |
,387 ** |
Как видно из таблицы 1 уровень психологической защищенности имеет положительно значимые связи на высоком уровне статистической достоверности с доверием, доброжелательностью, принятием. То есть, чем выше уровень психологической защищенности, тем выше уровень доверия, доброжелательности и принятия.
Менее выраженную положительную связь психологическая защищенность имеет с толерантностью и манипулятивным отношением.
Психологическая защищенность имеет отрицательную корреляцию с агрессивностью, конфликтностью, враждебностью. То есть, чем выше уровень психологической защищенности, тем ниже агрессивность, конфликтность и враждебность.
Уровень комфортности коррелирует с доверием, доброжелательностью, принятием, толерантностью. То есть, чем выше уровень комфортности, тем выше уровень доверия, доброжелательности и принятия.
Менее выраженную положительную связь уровень комфортности имеет с манипулятивным отношением.
Комфортность имеет отрицательную корреляцию с агрессивностью, конфликтностью, враждебностью. То есть, чем выше уровень психологической комфортности, тем ниже агрессивность, конфликтность и враждебность.
Уровень удовлетворенности образовательной средой положительно взаимосвязан с доверием, доброжелательностью, принятием, толерантностью, отрицательно взаимосвязан с агрессивностью, конфликтностью, враждебностью. То есть, чем выше уровень удовлетворенности, темы ниже агрессивность, конфликтность и враждебность.
Менее выраженная положительная связь выявлена между уровнем удовлетворенности образовательной средой и манипулятивным отношением.
Таблица 2
Показатели взаимосвязи типов межличностных отношений и уровня безопасности образовательной среды
Ро Спирмана |
Авторитарный |
Эгоистичный |
Агрессивный |
Подозрительный |
Подчиняемый |
Зависимый |
Дружелюбный |
Альтруистический |
Псих_защищен |
-,412 ** |
-,328 * |
,528 ** |
,546 ** |
,036 |
,096 |
,338 * |
,340 * |
Комфортность |
-,413 ** |
-,063 |
,562 ** |
,524 ** |
-,087 |
-,056 |
,314 * |
,403 ** |
Удовлетворенность |
-,370 ** |
-,153 |
,541 ** |
,483 ** |
-,101 |
-,051 |
,241 |
,263 |
Как показывает анализ эмпирических данных (таблица 2), есть слабо выраженная отрицательная корреляция между авторитарным стилем межличностного общения и параметрами психологической безопасности образовательной среды.
Менее выраженная отрицательная взаимосвязь отмечается между эгоистичным стилем общения и психологической защищенностью.
Также в ходе исследования выявлены положительные корреляции между агрессивным, подозрительным стилями и показателями психологической безопасности образовательной среды.
Не выявлено корреляции между показателями уровня безопасности образовательной среды и подчиняемым, зависимым типами межличностного общения.
Установлена слабая корреляция между дружелюбным стилем и психологической защищенностью, комфортностью, а также между альтуруистическим типом межличностного общения и психологической защищенностью, комфортностью.
В результате проведенного эмпирического исследования удалось подтвердить предположение о взаимосвязи качества межличностных отношений с уровнем психологической безопасности образовательной среды (в субъективных оценках респондентов), а именно:
— показатели психологической безопасности (психологическая защищенность, комфортность и удовлетворенность), особенно в сфере «психологической защищенности», тесно связаны с позитивными качествами межличностных отношений в образовательной среде (доверием, доброжелательностью, принятием, низкими агрессивностью и конфликтностью);
Эмпирически показано, что с параметрами психологической безопасности образовательной среды взаимосвязаны агрессивный, подозрительный и авторитарный типы межличностных отношений:
— при реализации агрессивного типа взаимоотношений, повышается ощущение показателей безопасности образовательной среды;
— при доминировании подозрительного типа отношений, так же, повышается ощущение психологической защищенности и комфортности;
— а реализация авторитарности в межличностных отношениях статистически достоверно снижает показатели психологической безопасности образовательной среды (психологической защищенности, комфортности и удовлетворенности).
Качество межличностных отношений взаимосвязано с уровнем безопасности образовательной среды: но не только позитивные типы отношений увеличивают ощущение психологической безопасности: манипуляции, агрессивность и подозрительность, так же, выступают средством обеспечения безопасности в образовательной среде. Однако, авторитаризм негативно влияет на безопасность в образовательной среде.
Литература:
- Баева И. А. Психологическая безопасность в образовании: Монография. СПб.: Издательство «Союз», 2002.
- Бодалев А. А. Личность и общение. М., 1995.
- Кожухарь Г. С., Ковров В. В. Представления учащихся о безопасности образовательной среды и организации воспитательной деятельности в школе // Безопасность образовательной среды: психологическая оценка и сопровождение: Сборник научных статей / Под ред. И. А. Баевой. М.: МГППУ, 2013. С. 31–34.