Психолого-педагогическая экспертиза образовательной среды | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №25 (159) июнь 2017 г.

Дата публикации: 25.06.2017

Статья просмотрена: 7823 раза

Библиографическое описание:

Дроздова, Е. А. Психолого-педагогическая экспертиза образовательной среды / Е. А. Дроздова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 25 (159). — С. 280-283. — URL: https://moluch.ru/archive/159/44541/ (дата обращения: 24.12.2024).



В статье рассматриваются результаты исследования методики векторного моделирования и определения качественных характеристик образовательной среды (по В. А. Ясвину). Показано, что результат диагностики может быть использован для анализа и коррекции развития образовательной среды.

Ключевые слова: образовательная среда, типология образовательной среды, векторное моделирование образовательной среды, экспертная оценка учащимися и учителями образовательной среды

В процессе реформ последних лет ситуация в школьном образовании изменилась радикально. В настоящее время экспериментирование в сфере начального и среднего образования представлено самыми разнообразными направлениями: авторскими программами и учебниками, уровневой дифференциацией учебного содержания и дифференциацией детей по способностям, инновационными педагогическими технологиями, индивидуальными и групповыми формами организации процесса обучения, изменением системы оценок и оценивания [1].

Тем самым, школы приобрели значительно большую свободу и самостоятельность, при этом возросло число и разнообразие внутренних задач, которые смогла ставить перед собой и решать различными средствами каждая конкретная школа.

В силу этого становится необходимым достоверная информация о состоянии условий среды, в которой происходит образовательный процесс.

Одним из способов психолого-педагогического анализа образовательной среды является экспертиза, которую можно считать не только источником получения достоверной информации, требующей специальной подготовки и наличия профессиональных знаний, но и важнейшей составляющей управленческого процесса в образовании.

В настоящее время образовательная среда понимается как совокупность социальных, культурных, а также специально организованных в образовательном учреждении психолого-педагогических условий, в результате взаимодействия которых с индивидом происходит становление личности [2].

По мнению В. А. Ясвина данное понятие можно рассматривать как систему влияний и условий формирования личности по заданному образцу, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении [3].

Однако успешное становление личности возможно при условии обеспечения в образовательной среде комплекса возможностей для развития свободной и активной личности, при этом необходима диагностика потенциала среды и отнесение ее к определенному типу, определение ее ключевых качественных характеристик, выявление условий ее совершенствования, моделирование векторов развития.

Обобщив опыт ведущих педагогов и их понимание воспитательной роли школьной среды, В. А. Ясвин разработал методику экспертной оценки образовательной среды, которая предполагает построение системы координат, состоящей из двух осей: 1) «свобода — зависимость»; 2) «активность — пассивность», и назвал ее методикой векторного моделирования. Для построения в этой системе координат вектора, соответствующего тому или иному типу образовательной среды, необходимо на основе психолого-педагогического анализа данной среды ответить на шесть диагностических вопросов. Три вопроса направлены на определение наличия в данной среде возможностей для свободного развития личности и три вопроса — возможностей ее активности. Ответ на каждый вопрос позволяет отметить на соответствующей шкале («активности», «пассивности», «свободы», «зависимости») один пункт.

«Активность» понимается как наличие у учащихся таких свойств, как инициативность, стремление к чему-либо, упорство в этом стремлении, борьба личности за свои интересы, отстаивание этих интересов и т. д. «Пассивность» в свою очередь, понимается как отсутствие этих свойств. «Свобода» связывается здесь с независимостью суждений и поступков, свободой выбора, самостоятельностью, внутренним локусом контроля и т. п. И, наконец, «зависимость» понимается как приспособленчество, рефлекторность поведения, связывается с внешним локусом контроля.

По итогам ответов на диагностические вопросы в системе координат строится соответствующий вектор, позволяющий типологизировать и характеризовать данную образовательную среду, что впоследствии позволяет корректировать ее в соответствии с задачами образовательного характера и социализации.

На основе такой диагностики анализируемая образовательная среда может быть отнесена к одному из четырех базовых типов:

– «догматическая образовательная среда», способствующая развитию пассивности и зависимости обучаемого;

– «карьерная образовательная среда», способствующая развитию активности, но и зависимости;

– «безмятежная образовательная среда», способствующая свободному развитию, но и обуславливающая формирование пассивности;

– «творческая образовательная среда», способствующая свободному развитию активного обучаемого [3, с. 47].

Исследование восприятия образовательной среды учащимися и учителями проводилось с помощью методики векторного моделирования В. А. Ясвина.

Рассмотрим результаты оценки образовательной среды МБОУ «Емецкая средняя школа имени Н. М. Рубцова». В качестве респондентов были задействованы 35 человек, из них 21 ученик 3-го класса и 14 учителей, работающих на ступени начального общего образования.

На основании проведенного исследования было выявлено, что по мнению 24 % учащихся в образовательном учреждении преобладает творческая среда, 10 % учащихся воспринимают среду как карьерную среду активной зависимости, 14 % учащихся — как типичную карьерную среду, а остальные 52 % учащихся соотносят среду с карьерной средой зависимой активности.

По данным опроса учителей, можно сказать, что педагоги немного иначе воспринимают образовательную среду. Большинство, 57 % учителей, определили ее как творческую. Остальные педагоги, а их 43 %, считают, что преобладает карьерная среда зависимой активности.

Далее представим анализ параметров образовательной среды. Для наглядности результаты показаны на рисунке 1.

Рис. 1. Результаты параметров образовательной среды МБОУ «Емецкая средняя школа имени Н. М. Рубцова»

Из рисунка 1 видно, что такой параметр как устойчивость имеет высокий показатель. Данный результат говорит об отсутствии текучести кадров, состав педагогов стабилен, большинство родителей и учителей в свое время окончили данное учебное заведение.

Такие параметры как осознаваемость, обобщенность, эмоциональность, доминантность и когерентность находятся на среднем уровне. Данные показатели требуют стабилизации и дальнейшего развития.

Подробнее остановимся на параметрах, которые можно отнести к низкому уровню в образовательной среде МБОУ «Емецкая средняя школа имени Н. М. Рубцова».

Так, широта образовательной среды данного учебного заведения находится на низком уровне. У школы есть возможность, чтобы организовать экскурсии в пределах своего населенного пункта, однако поездки в другие города являются возможными не для всех учащихся. Так как школа находится в сельской местности обмен педагогами и учащимися не производится. В школе имеется полный набор необходимых методически и технически оснащенных специализированных помещений. В школе множество кружков, секций, клубов по интересам, в которых каждый учащийся может заниматься совершенно бесплатно. Родители активно привлекаются к воспитательной работе школы, участвуют в различных мероприятиях вместе с детьми (походы, веселые старты, праздники). А также школу иногда посещают гости (ветераны, местные власти) выступают с рассказами перед учащимися и педагогами.

Интенсивность образовательной среды также имеет низкий показатель. Это характеризуется, прежде всего, тем, что требования к знаниям учащихся, как правило, не превышают требований госстандарта. Лишь некоторые педагоги на отдельных уроках используют интерактивные формы и методы. На уроках занятия проходят достаточно интенсивно, при этом учителя стараются дать минимум домашнего задания, как правило, после уроков учащиеся уходят из школы. На период летних каникул для детей организуются лагеря, спортивные площадки, походы.

Социальная активность образовательной среды на низком уровне в силу того, что ученики не достигли известности за рубежом, школа не создает специальные буклеты, которые рассказывали бы о данной образовательной организации, помимо образовательных услуг, школа не выпускает на рынок больше никаких других товаров и услуг.

Мобильность образовательной среды имеет низкий показатель, отчасти потому, что в образовательном учреждении в основном используются только традиционные учебники, задачники, хрестоматии и наглядные пособия. Новые учебные курсы обеспечиваются за счет дополнительной нагрузки педагогов, которые самостоятельно осваивают их методику и структуру, что снижает качество образования.

Таким образом, согласно анализу параметров образовательной среды и методике векторного моделирования можно сделать вывод, что МБОУ «Емецкая средняя школа имени Н. М. Рубцова» можно отнести к карьерной образовательной среде. Данная среда способствует развитию активности, но и зависимости ребенка. Можно сказать, что в данной школе учениками ресурсы среды используются интенсивно, но не так активно, как в творческой среде. Учащиеся достаточно активны и мотивированы, чтобы брать из среды то, что им предлагается.

Тем самым, результаты проведенного исследования убеждают в необходимости специальной работы, направленной на повышение уровня компетентности педагогов, в вопросах понимания, изучения, создания образовательной среды.

Поэтому далее нами была разработана опытно-экспериментальная программа повышения квалификации педагогов по проектированию образовательной среды.

Цель программы заключается в проведении систематической работы по проектированию образовательной среды в МБОУ «Емецкая средняя школа имени Н. М. Рубцова».

Задачи программы:

– совершенствовать УВП школы в условиях использования современных образовательных технологий каждым учителем;

– осуществлять психолого-педагогическую поддержку педагогам, школьникам, родителям;

– разработать рекомендации, направленные на совершенствование образовательной среды.

Координацию деятельности по управлению реализацией программы осуществляет администрация школы.

На основе реализации программы ожидается:

  1. Внедрение в широкую практику информационно-коммуникационных технологий, овладение каждым педагогом практическими навыками работы на ПК.
  2. Активное включение в образовательную среду педагогов, учащихся, родителей.
  3. Интерактивное образование — каждому ученику.
  4. Повышение мотивации деятельности учащихся и педагогов.
  5. Построение целостной системы мониторинга качества образования в школе.
  6. Повышение профессионального уровня педагогов в соответствии с современными задачами в образовании.

Литература:

  1. Лактионова Е. Б. Аналитический обзор основных подходов к психологической экспертизе образовательной среды [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: http://cyberleninka.ru/ (дата обращения: 18.02.2017).
  2. Тарасов С. В. Образовательная среда: понятие, структура, типология [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: http://cyberleninka.ru/ (дата обращения: 18.02.2017).
  3. Ясвин В. А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. — М.: Смысл, 2001. — 365 с.
Основные термины (генерируются автоматически): образовательная среда, векторное моделирование, учащийся, школа имени, школа, карьерная среда, образовательное учреждение, достоверная информация, зависимая активность, психолого-педагогический анализ.


Ключевые слова

образовательная среда, типология образовательной среды, векторное моделирование образовательной среды, экспертная оценка учащимися и учителями образовательной среды

Похожие статьи

Психологические аспекты воздействия педагогической оценки на обучающихся

В статье затрагивается проблема педагогического оценивания. Представлены результаты эмпирического исследования психологического воздействия педагогической оценки на самооценку и уровень учебной мотивации школьников разных возрастных групп.

Система мониторинга психологической безопасности образовательной среды в процессе управления качеством образования общеобразовательной организации

В статье рассматривается понятие «психологическая безопасность», анализируются основные показатели психологической безопасности образовательной среды, представлена система мониторинга психологической безопасности образовательной среды.

Совершенствование систем дистанционного обучения на основе применения методики оценки информационных характеристик обучающегося

В данной работе рассматриваются системы, реализующие адаптивную модель обучения. Автор предлагает оценивать информационные характеристики обучающегося с целью повысить степень адаптации процесса обучения в системах дистанционного обучения.

Развитие конфликтологической компетентности педагогов в условиях образовательной среды колледжа

В статье рассматриваются вопросы развития конфликтологической компетентности у педагогов системы среднего профессионального образования. Обоснованный выбор системы педагогических средств и условий способствуют эффективному развитию преподавателей в у...

Организационная культура предприятия и ее влияние на организационную эффективность

В статье рассматриваются такие понятия как «культура», «организационная культура» и «эффективная организационная культура». Анализируются преимущества и недостатки подхода к пониманию организации как культуры. Представлены результаты исследования кор...

Психолого-педагогическое сопровождение и безопасность личности в образовании

Статья посвящена рассмотрению проблемы безопасности личности в образовательном пространстве. Психолого-педагогическое сопровождение выступает как условие безопасности и имеет свои особенности, формы и методы, включенные в систему. Описана модель безо...

Особенности формирования коммуникативной культуры руководителей в условиях современной социокультурной среды

В статье исследовано коммуникативную культуру как необходимую составляющую профессионализма руководителей учебных заведений в условиях современной социокультурной среды. В ходе анализа психолого-педагогической литературы было представлено определение...

Оценка родителями обучающихся инклюзивной образовательной среды как показатель ее эффективности

В статье раскрыто значение родителей в оценке образовательной среды школы; предложена схема оценки родителями обучающихся инклюзивной образовательной среды, содержащая показатели, индикаторы и критерии оценивания.

Психологическое сопровождение субъектов образовательной среды как условие оптимизации межличностных отношений

Психологическое сопровождение в рамках образовательных механизмов является существенно важным фактором при оптимизации межличностных отношений в рамках образовательного процесса. Факторы, влияющие на использование психологического сопровождения, позв...

Навыки развития математической грамотности учащихся в рамках исследования PISA

В этой статье рассматривается формирование функциональной грамотности в системе общего образования, пути выявления и научного обоснования комплекса педагогических условий формирования функциональной математической грамотности.

Похожие статьи

Психологические аспекты воздействия педагогической оценки на обучающихся

В статье затрагивается проблема педагогического оценивания. Представлены результаты эмпирического исследования психологического воздействия педагогической оценки на самооценку и уровень учебной мотивации школьников разных возрастных групп.

Система мониторинга психологической безопасности образовательной среды в процессе управления качеством образования общеобразовательной организации

В статье рассматривается понятие «психологическая безопасность», анализируются основные показатели психологической безопасности образовательной среды, представлена система мониторинга психологической безопасности образовательной среды.

Совершенствование систем дистанционного обучения на основе применения методики оценки информационных характеристик обучающегося

В данной работе рассматриваются системы, реализующие адаптивную модель обучения. Автор предлагает оценивать информационные характеристики обучающегося с целью повысить степень адаптации процесса обучения в системах дистанционного обучения.

Развитие конфликтологической компетентности педагогов в условиях образовательной среды колледжа

В статье рассматриваются вопросы развития конфликтологической компетентности у педагогов системы среднего профессионального образования. Обоснованный выбор системы педагогических средств и условий способствуют эффективному развитию преподавателей в у...

Организационная культура предприятия и ее влияние на организационную эффективность

В статье рассматриваются такие понятия как «культура», «организационная культура» и «эффективная организационная культура». Анализируются преимущества и недостатки подхода к пониманию организации как культуры. Представлены результаты исследования кор...

Психолого-педагогическое сопровождение и безопасность личности в образовании

Статья посвящена рассмотрению проблемы безопасности личности в образовательном пространстве. Психолого-педагогическое сопровождение выступает как условие безопасности и имеет свои особенности, формы и методы, включенные в систему. Описана модель безо...

Особенности формирования коммуникативной культуры руководителей в условиях современной социокультурной среды

В статье исследовано коммуникативную культуру как необходимую составляющую профессионализма руководителей учебных заведений в условиях современной социокультурной среды. В ходе анализа психолого-педагогической литературы было представлено определение...

Оценка родителями обучающихся инклюзивной образовательной среды как показатель ее эффективности

В статье раскрыто значение родителей в оценке образовательной среды школы; предложена схема оценки родителями обучающихся инклюзивной образовательной среды, содержащая показатели, индикаторы и критерии оценивания.

Психологическое сопровождение субъектов образовательной среды как условие оптимизации межличностных отношений

Психологическое сопровождение в рамках образовательных механизмов является существенно важным фактором при оптимизации межличностных отношений в рамках образовательного процесса. Факторы, влияющие на использование психологического сопровождения, позв...

Навыки развития математической грамотности учащихся в рамках исследования PISA

В этой статье рассматривается формирование функциональной грамотности в системе общего образования, пути выявления и научного обоснования комплекса педагогических условий формирования функциональной математической грамотности.

Задать вопрос